Феномен греческого чуда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас очень популярны книги об альтернативной истории.
— Что случилось бы, если бы в Пунических войнах победил не Рим, а Карфаген?
— А если бы Людовик XVI сумел не испортить свою репутацию во мнении французского народа?
— А если бы вместо Петра I правила зрелая и мудрая Софья Алексеевна? Сюжетов – море, выбирай любой.

В отличие от политической истории, развитие экономики обычно представляется скучной столбовой дорогой.
Сначала был каменный век с присваивающим хозяйством, потом человечество стало потихоньку возделывать растения и приручать животных, освоило выплавку металлов и другие ремёсла, поселилось в городах и изобрело письменность.
Как говорится, "прогресс не стоял на месте" – и вот мы пришли сначала к индустриальному, а потом и к современному постиндустриальному обществу с его высокими технологиями.

И здесь как будто нет места драматическим событиям.
Выплавка бронзы, выращивание зерна, изготовление керамики — все эти новшества появлялись в древности не один раз, и, если бы в какой-то местности они не были открыты, их просто заимствовали бы у соседей на несколько столетий позже.

Но дорога истории не всегда вела вперёд. Не раз случалось, что общества, находящиеся на подъёме или даже достигшие высокого уровня развития, прекращали своё существование.
В результате изменений климата, которые делали невозможными прежние способы ведения хозяйства, геологических катастроф или разрушительных набегов врагов на месте прежних царств оставались лишь бедные деревни, и блестящее прошлое не имело продолжения. Самые известные примеры – это Хараппская цивилизация в долине Инда и империя майя в Центральной Америке.

Подобная же катастрофа произошла в восточном Средиземноморье в конце II тысячелетия до нашей эры. Когда-то там существовали высокоразвитые для своего времени общества.
Это была коалиция греческих царств, которая упоминается в письменных источниках как Аххийява .
Её правители и знать жили во дворцах, украшенных настенными росписями.

Писцы вели учёт богатств в кладовых и жертвоприношений многочисленным богам. Процветали ремёсла, бронзовое оружие и изящная посуда отправлялись на кораблях в соседние страны. Великие державы — Египет и Хеттское царство — поддерживали с этими государствами отношения как с равными.

О причинах случившегося внезапно острого экономического и политического кризиса до сих пор идут споры, но эта цивилизация погибла.
Численность населения прежней Аххийявы уменьшилась, по оценкам историков, в пять раз. Были утрачены письменность, металлургия и многие ремесла. Вместо нескольких десятков царств появилось около шестисот полисов (небольших городов-государств), каждый из которых стал выживать самостоятельно.

Но, в отличие от других обществ, переживших такие же катастрофы, Древняя Греция через упадок пришла к тому, что получила название "греческого чуда". Здесь берёт начало вся последующая европейская цивилизация, которая была бы невозможна без навыков мышления, выработанных греками, без их общественного устройства и их системы образования.

Эта мысль, с одной стороны, выглядит банальной – по крайней мере, для людей с хорошим гуманитарным образованием (историков. филологов и др.). С другой стороны, от "технарей" мне не раз приходилось слышать вопросы: а зачем, мол, нам эта древность? Всё это было давно и не имеет никакого отношения к современности.
(Почему-то мысль о том, что на развитие человечества повлияло изобретение колеса, не вызывает таких отрицательных чувств, хотя это случилось ещё раньше.)

О европейской культурной матрице, о том, как она сложилась в античности, и о том, почему эта тема важна и имеет непосредственное отношение к нашей жизни, я планирую рассказать следующих очерках. А пока давайте воспользуемся старым добрым приёмом "от противного" – что было бы с нашим миром, если бы в нём не случилось "греческого чуда" – и в качестве мысленного эксперимента отменим хотя бы его отдалённые последствия: достижения эпохи Возрождения, Великие географические открытия и Промышленную революцию.

Часть 2. "Эффект бабочки"

. Я сижу за компьютером и пишу эту заметку. На клавиатуру падает свет настольной лампы. Я закрываю глаза и открываю их снова в параллельном мире.

Разумеется, компьютера передо мной нет. Вместо него на столе лежит лист бумаги (бумагу первыми изобрели китайцы, а заимствовали и принесли на Запад арабы, так что в этом мире она есть). Рядом – чернильница и гусиное перо. Вместо энергосберегающей лампочки мой стол освещает масляный светильник, а может быть, сальная свечка. Углы комнаты погружены в темноту.

Алексей Саврасов, Кутузовская изба в Филях 1860-е гг. Из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого на Пречистенке.

Алексей Саврасов, Кутузовская изба в Филях 1860-е гг. Из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого на Пречистенке.

Комната моя находится не в многоэтажном доме, а в бревенчатом строении. Раз мой персонаж умеет писать, значит, он достаточно богат и занимает в обществе привилегированное положение, так что пусть это будет дом в некой усадьбе. Вместо окна с пластиковыми стеклопакетами передо мной оконце с частым свинцовым переплётом, в который вставлены полупрозрачные пластинки слюды или маленькие кусочки стекла.

Слюдяная оконница из дворца угличских удельных князей, XVII век (из экспозиции Угличского государственного музея).

Слюдяная оконница из дворца угличских удельных князей, XVII век (из экспозиции Угличского государственного музея).

Стекло в этом мире тоже есть, поскольку его изобрели финикийцы, но привычные нам большие пластины стекла могут быть получены только промышленным способом – а значит, здесь они невозможны.

Во что одет мой персонаж, я сказать не могу, поскольку не готов описывать моду параллельного мира. Но его одежда точно отличается от моей: на нем нет ни носков, ни футболки (то и другое – машинный трикотаж), ни джинсов (хлопок выращен на плантации, ткань соткана и готовое изделие сшито на промышленном оборудовании). Одежда, пожалуй, должна быть тёплой, а на голову нужна шерстяная шапочка – печка протоплена с вечера, но уже остывает, и к утру в комнате будет холодно. Слуга, который топил печь, спит в сенях на тулупе.

За окном зимняя ночь – по-настоящему тёмная. Уличные фонари неизвестны, а луну скрыли облака. Нет ни автостоянки, ни трубы котельной.
✅Вместо автостоянки на дворе конюшня, рядом с ней амбар с запасами овса и сарай, где стоят сани и летние повозки на колёсах.
✅ Вместо котельной – большой дровник и баня. Раз в неделю в бане топят печь, носят воду. (Зато с дровником и баней не случится аварии, как у нас на прошлой неделе, когда во всем квартале двое суток не было ни горячей воды, ни отопления)
✅Вместо холодильника на кухне – погреб-ледник, в котором хранится солонина и вяленые гуси. Сейчас, в середине зимы, – как раз время, когда ледник набивают снегом, а ещё лучше – колотым льдом, привезенным с реки; так у хорошего хозяина съестные припасы будут лежать до лета.

На самом деле между мной (и вами, уважаемый читатель) и человеком, который мог бы оказаться на этом месте в том условном мире, есть существенная разница.
Для нас наличие компьютера — просто деталь быта. Но, воображая себе перемещение в тот мир, нужно понимать, что у нашего персонажа намного больше шансов оказаться слугой (в усадьбе нужны десятки слуг и служанок) или обычным крестьянином.
В крестьянской избе темноту будет рассеивать лучина, а окно будет затянуто бычьим пузырём; если крестьянин с семьёй живёт в полуземлянке, окон у него не будет вовсе.

Слуга, а тем более крестьянин не умеют ни читать, ни писать – их низкое общественное положение не предполагает таких господских занятий. Так что ни бумаги, ни чернильницы вместо компьютера перед ними не появится.

Пожалуй, достаточно — мы всё-таки не пишем фантастический роман. Вы тоже можете представить себе, как изменилась бы ваша привычная жизнь. А я, чтобы отпраздновать возвращение в реальный мир, сварю-ка, пожалуй, кофе. С шоколадкой.

особое географическое положение Греции, которое позволяло поддерживать обширные связи с другими странами;

благоприятный синтез культурных достижений многих народов, в разное время живших на ее территории;

умелое использование греками ценностей чужих культур.

Все эти факторы играли, конечно, свою роль, и все же их недоста­точно для того, чтобы объяснить этот феномен. Вспомним — фини­кийцы тоже жили в благоприятных для общения с другими народами условиях, они были достаточно искусны и предприимчивы, их дости­жениями пользовались во многих странах Древнего Мира, в том числе и в Греции. Финикийцы — своеобразный народ, но ему не подражали другие народы. Его духовность была подчинена целям выживания, а это как раз типично для человечества в целом. Греческая культура пред­ставляется выше этих целей, она как бы избыточна. В ней преоблада­ло духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать гре­кам, строить свою культуру по созданным ими образцам. Ведь именно высокая и свободная духовность располагает к подражанию.

Богатство духа проявляется в его многообразии, а в его независи­мости проявляется свобода. Именно такими чертами обладает древне­греческая культура: духовным многообразием, подвижностью и сво­бодой.

полисная демократия (город-государство);

отсутствие чиновничье-бюрократического аппарата и жреческой касты;

частная собственность, рабовладение;

десакрализация политической и культурной жизни;

возникновение греческого буквенного письма;

идеал бескорыстного духовного производства, который исповедовался людьми, создающими высокоразвитую греческую культуру;

Особенности греческой культуры и ее мировое значение

Характерные особенности греческой культуры заключаются в сле­дующем:

• доминантой сознания грека — гражданина полиса является ощущение свободы;

Читайте также: