Модели переходной экономики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Административно-командная экономика – экономическая система, основанная на централизованном планировании и управлении, государственной собственности на ресурсы и командных методах их распределения.

Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах многообразия форм собственности, свободного предпринимательства и ценообразования, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет не государство, а объективные экономические законы.

Под переходной экономикой следует понимать совокупность общественных экономических отношений, возникающих в процессе перехода от старого к новому типу экономической системы. Переходную экономику также рассматривают как промежуточное состояние экономической системы в связи с изменением принципов хозяйствования в результате радикальных социально-экономических трансформаций.

Список стран с переходной экономикой

Следует отметить, что процессы трансформации происходили не только в странах ЦВЕ, поэтому в некоторых источниках в список стран с переходной экономикой включаются также страны Азии (Камбоджа, Китай, Лаос, Вьетнам). Так Международный валютный фонд в своем докладе 2000 года включил в состав стран с переходной экономикой 29 государств:

1. Страны ЦВЕ: Албания, Болгария, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Хорватия, Чешская Республика,.

2. Страны бывшего Советского Союза: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва.

3. Страны в Азии: Камбоджа, Китай, Лаос, Вьетнам.

Некоторые исследования Всемирного банка также включают в состав стран с переходной экономикой Монголию.

Единственным современным официальным документом международных организаций, определяющим перечень стран с переходной экономикой, является статистический справочник UNCTAD e-HANDBOOK OF STATISTICS 2020. Согласно его содержанию, к странам с переходной экономикой относятся все республики бывшего Советского союза (кроме стран Балтии), а также некоторые страны балканского полуострова (Албания, Черногория, Северная Македония, Сербия, Босния и Герцеговина). При этом Камбоджа, Китай и Вьетнам включены в группу стран с развивающейся экономикой (рис. 1).

Страны с переходной экономикой

Рисунок 1 – Классификация национальных экономик (ЮНКТАД)

Таким образом, ЮНКТАД включает в состав группы стран с переходной экономикой 17 государств:

  1. Азербайджан
  2. Албания
  3. Армения
  4. Беларусь
  5. Босния и Герцеговина
  6. Грузия
  7. Казахстан
  8. Кыргызстан
  9. Молдова
  10. Россия
  11. Северная Македония
  12. Сербия
  13. Таджикистан
  14. Туркменистан
  15. Узбекистан
  16. Украина
  17. Черногория

Основные реформы переходной экономики

Процесс перехода к рыночной экономике предполагает внедрение ряда обязательных реформ, в частности:

1. Либерализация – процесс освобождения большинства цен, чтобы они определялись свободными рынками, и снижение торговых барьеров, прерывающих связь со структурой цен в странах с рыночной экономикой по всему миру.

2. Макроэкономическая стабилизация, которая представляет собой процесс, в ходе которого после начального резкого повышения уровня инфляции вследствие либерализации и высвобождения подавленного спроса, инфляция берется под контроль и постепенно снижается.

3. Реорганизация и приватизация, предусматривающая процесс создания жизнеспособного финансового сектора и реформирования предприятий. Предприятия должны быть переданы в частную собственность и продукцию, которую можно продавать на свободных рынках.

4. Правовая и институциональная реформа. Эти реформы необходимы для переориентации роли страны в этих странах, установления правопорядка и осуществления соответствующей политики поддержки конкуренции.

Либерализация и стабилизация макроэкономики была проведена относительно быстро, как и приватизация небольших предприятий. Однако проведение правовых и институциональных реформ растянулось на десятилетие и продолжается до сих пор.

Реализация указанных реформ должна была обеспечить возобновление объемов производства и темпов экономического роста, имеющихся до начала введения перехода. Однако результаты трансформации и сроки их достижения оказались очень разными. Отдельным странам за весь период реализации рыночных реформ так и не удалось достичь объемов производства, которые они имели в преддверии перехода к новой экономической модели.

Концепции перехода к рыночной экономике

Переход к рыночной экономике всех перечисленных стран происходил на основе двух основных концепций: градуализма и шоковой терапии.

Концепция градуализма предполагает проведение преобразований медленно, последовательно. Источником рыночных преобразований при данном подходе выступает государство. Согласно этой концепции, именно государство, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики на рыночные отношения.

Классический образец градуалистической политики – Венгрия. В Венгрии изменения начались с изменения механизма управления и отношений собственности, когда в 1968 г. был основан новый экономический порядок. Но до 1989-1990 гг. к радикальным, революционным изменениям в политической сфере действительного изменения системы не произошло.

Другой пример реализации градуалистического подхода – Китай. Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает необходимым.

Таким образом, современная экономика показала примеры применения различных концепций перехода к рыночным условиям, однако все они имели разные результаты. Трансформационные процессы имели значительные особенности в разных регионах и странах. Основные различия между странами и соответственно преимущества одних перед другими определялись: базовым уровнем экономического развития; степенью применения рыночных механизмов и готовностью хозяйствующих субъектов использовать их; общественным сознанием; исторически сложившимися традициями хозяйствования и другими факторами.

Для некоторых стран, таких как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения, процесс трансформации завершился успехом и позволил им получить статус стран с развитой экономикой и членов Европейского союза. Остальные страны ЦВЕ и постсоветского пространства за три десятилетия так и не смогли завершить все необходимые рыночные реформы.

Переходная экономика России – это время, в течение которого страна перестраивалась на рыночные отношения (около 10 лет), в конце двадцатого века.

Если говорить о современной России и переходной экономике, то, конечно, самый первый глобальный национальный переход на новую экономику был после советский период – начало рыночных отношений.

Надо заметить, что переходная экономика в те времена длилась почти десять лет, только с 2000 годов началась какая - то целенаправленная экономическая политика страны, до этого момента правительство и ведущие экономисты пытались осознать, как действовать, что предпринимать, как снизить риски и т.д.

Почему так произошло, и переходная экономика затянулась так долго, этому обоснование одно: в конце двадцатого века была резкая смена власти, готовился переворот заранее, но мало кто задумывался о планировании экономических процессов после свержения коммунистической власти. Цель переворота была не в реформе экономической системы, а в реформе власти, а переходная экономика стала лишь последствием данных событий.

Основной целью переходной экономики времен конца двадцатого века и начала двадцать первого, было сформировать грамотную рыночную экономическую систему.

В те времена рыночные отношения сулили хорошую перспективу дальнейшего экономического развития страны на международном и внутреннем рынке.

Задачи переходной экономики

Для поставленной цели переходной экономике необходимо было решить целый комплекс задач:

  1. Дать свободу экономическим отношениям. Так как во времена Советского Союза, у экономических процессов был четкий порядок их течения, то в рыночной экономике такое недопустимо, они должны регулироваться, но протекать свободным и самостоятельным образом;
  2. Убрать фиксированное ценообразование. Такой вид ценообразования характерен только для жесткого экономического контроля и монополия, как раз то, что отвергают рыночные отношения. Полная свобода ценообразования, которая строится на конкурентном поле, а не регламентируется правительством;
  3. Жесткое выполнение бюджета. Планирование и прогнозирование бюджета – обязательное условие для перехода к рынку, все ограничения должны строго выполняться и контролироваться;
  4. Формирование конкурентоспособного рынка. В отличие от советских По данной теме мы уже выполнили реферат Отечественные лауреаты подробнее времен, где была чистая монополия, рыночная экономика предполагает только конкурентную среду, а монополизм должен быть искоренен. Ввиду этого переходная экономика должна сформировать законодательную базу, которая контролирует и запрещает монопольную деятельность;
  5. Внедрение новых систем управления персоналом, как внутри бюджетных организаций, так и для частных компаний. Формирование прогрессивной системы мотивации труда персонала, основанной на премиях, бонусах, моральной мотивации и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Перечисленные задачи и их решение приведет к облегчению процесса перехода на рыночную форму экономических процессов, только необходимо заранее планировать все действия и контролировать достигаемые результаты. Чем больше и качественнее решенных задач, тем ниже риск негативных и затяжных последствий перехода, тем благополучнее народ и страна.

Модели переходной экономики

Модели переходной экономики разнообразны, в зависимости от того, какая новая экономическая система будет принята в стране, зависит и сложность перехода и адаптации, а также временные рамки перехода. Существует несколько основных моделей, которые были реализованы на практике разными странами:

Таким образом, переходная экономика преследует свои цели и решает для этого определенные задачи. Каждое государство вправе само определять какую модель для перехода оно будет применять, так как это зависит от ряда причин: в каком состоянии сейчас экономика страны, какой уровень социализации, чего хотят достичь переходом к рынку и т.д. Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки, но так или иначе, все они имеют право на реализацию.

Проведенный выше анализ закономерностей и основных черт переходной экономики с неизбежностью носит эскизный характер. Зачастую авторам приходилось ограничиваться формулировкой гипотез или первичной систематизацией крайне обширного и неустойчивого материала.

Судьба переходной экономики такова, что ее законченное теоретическое описание может быть дано лишь тогда, когда сама трансформация будет завершена, ибо вплоть до этой стадии развития переходной экономики она вынужденно будет оставаться предметом, принципиально открытым для исследования. Последнее же в этих условиях неизбежно будет оставаться незавершенным и открытым для критики со стороны как самой жизни, так и коллег-исследователей.

В то же время мы не можем ждать до того момента, когда будет закончен трансформационный процесс: задачи обучения студентов-экономистов, а также потребности экономической политики подталкивают ученых и преподавателей к подготовке и публикации пусть незавершенных, но, мы надеемся, полезных (хотя бы как объект для полемики) работ.

Завершая учебное пособие, мы хотели бы подчеркнуть: любые закономерности эволюции и трансформации производственных отношений, макро- и микроэкономических механизмов в переходном обществе с неизбежностью имеют крайне разнообразные формы в различных странах и в разные периоды времени. В силу этого, на наш взгляд, наиболее удачным заключением к нашей работе является краткий обзор основных моделей переходной экономики.

Систематизируя их, мы взяли за основу диалектику реального исторического процесса углубления трансформационного процесса в разных странах в соединении с критическим осмыслением теоретических закономерностей все более и более радикальных реформ на пути от командно-плановой экономики к (как мы надеемся) рыночным и пострыночным отношениям нового общества, достойно отвечающего на гуманистический, социальный и экологический вызов третьего тысячелетия.

Для этой модели характерны абсолютное доминирование локального монополистического контроля и регулирования в области аллокации ресурсов, корпоративно-капиталистической собственности и предельная степень развития корпоративной конкуренции (столкновения кланов, элит и т.п.).

При слабости институциональной системы и центральной власти эта модель неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации. Социальные цели реализуются в этом случае только как минимальные подачки трудящимся и населению с целью поддержания минимальной стабильности и обеспечения массовой поддержки того или иного из кланов.

Реализация этой модели (ее описание дано во II-ом разделе книги) сталкивается ныне с серьезными препятствиями. Последние по преимуществу касаются не столько низкого уровня развития производительных сил и других технико-производственных проблем, сколько низкого потенциала ассоциированного социально-экономического творчества и самоорганизации населения стран с переходной экономикой.

Победа того или иного варианта диктатуры в России (и других странах) окажется, в конечном итоге, не менее трагичной, чем победа фашизма для Германии или Италии 30-х годов.

Альтернатива этому печальному, но весьма вероятному будущему достижима лишь на путях противодействия нарастанию сущностных причин нынешнего кризиса переходной экономики — корпоративно-капиталистической власти и отчуждения трудящихся от собственности, а граждан — от контроля за социально-экономической жизнью страны.

Для того чтобы реализовать эту модальность, нужны не только действия, но и знания, прежде всего теоретически обоснованное и практически достоверное представление о закономерностях переходной экономики. Авторы сделали свой шаг по этой дороге, которую, как известно, осилит идущий, и приглашают своих коллег к диалогу.

Читайте также: