Коммуникативные и организаторские способности кратко
Обновлено: 03.07.2024
Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.
Организаторская функция
Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.
Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.
Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:
- признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
- занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.
Что важно при организации
Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:
Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.
Упражнения на развитие организаторских способностей
Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.
Быть убедительным
Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.
Пантомима
Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.
Распределение времени
Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.
Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.
Организаторская функция
Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.
Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.
Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:
- признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
- занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.
Что важно при организации
Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:
Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.
Упражнения на развитие организаторских способностей
Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.
Быть убедительным
Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.
Пантомима
Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.
Распределение времени
Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема: Коммуникативные и организаторские способности. Их значение в выборе профиля обучения и будущей профессии
Цель: дать представление о стилях межличностного общения и их значении для профессиональной деятельности, развитие коммуникативных умений и навыков.
Метод: беседа, практическая работа
Содержание: Беседа о значении коммуникативных и организаторских способностей в профессиональной деятельности.
Практическая работа: Диагностика межличностных отношений. Определение уровня развития организаторских , коммуникативных способностей.
Ход занятия
Повторение изученного материала. Вопросы для повторения:
Каковы же основные характеристики позитивного общения?
Общительность как легкость вступление в общение
Эмпатия – способность к сопереживанию
Социальный интеллект – чистота, четкость, эмоциональная выразительность
Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность
Внешность – экспрессия лица и поведения
Умение управлять собой и другими людьми
Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Коммуникативные особенности проявляются в своеобразии взаимодействия личности с другими людьми. У каждого человека оно свое и зависит от индивидуального стиля общения в процессе совместной деятельности, принятия групповых решений и т.д.
Выделяются следующие классические стили общения:
Авторитарный - характеризуется преобладанием неконформных тенденций, склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию.
Демократический - характеризуется направленностью на общественные цели деятельности, поддержку коллективных интересов, наличием устойчивых моральных, эстетических, интеллектуальных ценностных ориентаций.
Либеральный - характеризуется преобладанием конформных установок, согласованностью в контактах с окружающими, неуверенностью в себе, своих силах, податливостью, желанием быть опекаемым. Для них важно социальное одобрение.
Практическая работа. 1. Диагностика межличностных отношений подростков.
5. Подведение итогов занятия. Вопросы для повторения:
1. Что такое общение? Каковы составляющие позитивного общения?
2. Назовите и охарактеризуйте стили межличностного общения? Подумайте, какой стиль наиболее часто встречается в общении между подростками?
3. Предложите свои варианты развития организаторских и коммуникативных способностей.
Читайте также: