Нечаевщина кратко с г нечаев

Обновлено: 05.07.2024

НЕЧАЕВ Сергей Геннадьевич (1847 - 82), участник российского революционного движения. Организатор тайного общества "Народная расправа" в Москве (1869). Применял методы мистификации и провокации. В 1869 организовал в Москве убийство студента И. И. Иванова (по подозрению в предательстве) и скрылся за границу. В 1872 выдан швейцарскими властями России, приговорен к 20 годам каторги (1873). Умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Методы Нечаева ("нечаевщина") вызвали резко негативную реакцию русского общества. Ф. М. Достоевский использовал материалы дела Нечаева в романе "Бесы".

Нечаевщина
- террористическое направление в российском революционном движении второй половины XIX в. Названо по имени организатора С. Г. Нечаева (1847-1882) (получило нарицательное значение) , пытавшегося создать жесткоцентрализованную революционную организацию для подготовки народного бунта. Нечаев применял методы мистификации и провокации. была осуждена Первым Интернационалом и отвергнута русскими революционерами.

Он совершил лишь одно убийство. Но его примеру последовали несколько поколений русской молодёжи. Он был первым человеком в русской истории, провозгласившим, что убивать – хорошо, убивать – правильно, и тысячи людей ему поверили. Как это могло случиться?

С 60-х годов 19 века в Росси активизировалось революционно-демократические и народнические кружки. Они состояли из образованных людей: интеллигентов и разночинцев, разделявших идеи построения социализма Чернышевского и Герцена. Для них было очевидно, что социально справедливое общество невозможно без избавления от самодержавия и всего прежнего уклада жизни, поэтому главным объектом их борьбы стало государство и представители власти.

Первый выстрел прозвучал в апреле 1866 года. Студент Каракозов, член революционного кружка Ишутина, попытался убить царя Александра II, но промахнулся из-за вмешательства крестьянина Комиссарова, оттолкнувшего его руку.

Студент Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя (слева), и крестьянин Осип Комиссаров, оттолкнувший его руку

Студент Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя (слева), и крестьянин Осип Комиссаров, оттолкнувший его руку

Этот эпизод имел вполне символический смысл: крестьяне – главная надежда революционеров, были равнодушны к идеям своих спасителей, не доверяли им и не связывали тяжесть собственного положения с высшей властью, поэтому не могли быть революционной силой.

По этой причине всю борьбу освободителям народа пришлось полностью взять на себя. Террор, по их мнению, стал единственным на тот момент действенным инструментом революционной борьбы с самодержавием. В Российской империи началась эпоха революционного политического террора, продлившаяся более полувека вплоть до октября 1917 года.

Сергей Нечаев – революционер, нигилист, идеолог революционного теоррора, был сыном иваново-вознесенского мещанина, не получившим систематического образования, однако сумевшим сдать экзамен на звание учителя приходского училища. Перебравшись в столицу, он посещал вольнослушателем лекции в университете, где не только активно участвовал в студенческих волнениях, но и пытался их возглавить.

21 ноября 1869 года убийцы заманили Иванова в парк сельхозакадемии, задушили и прострелили ему голову (лично Нечаев). После этого, труп был сброшен в Большой садовый пруд, где через несколько дней его обнаружили местные крестьяне.

После ликвидации Иванова, Нечаев спешно бежал в Швейцарию, а прочие участники расправы были арестованы, осуждены на длительную каторгу и подвергнуты гражданской казни. Спустя 14 лет Иван Прыжов, каторга которому была заменена поселением, умер на одном из заводов Забайкальского края в нищете и болезни – вскоре после смерти жены, последовавшей за ним в Сибирь.

Сам же Нечаев через три года был выдан из Швейцарии российскому правосудию и после суда пожизненно помещён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он и умер через десять лет заключения в возрасте 35 лет.

Нередко революционеры попадали в тюрьму за бытовые преступления – грабежи, вымогательства и изнасилования. Нередко революционные экспроприации совершались в личных целях, и их жертвами становились простые обыватели. Ежедневно газеты в Российской Империи сообщали о покушениях на отдельных граждан, о бомбометании, грабеже по политическим мотивам, вымогательстве для партийных целей и похищениях людей с целью шантажа.

Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался в заключении Нечаев. (Снесён в 1895 году.)

Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался в заключении Нечаев. (Снесён в 1895 году.)

И террор достигал своей цели. Империя жила в атмосфере хаоса и страха. За более, чем полувековой период жертвами революционного террора стали порядка 17 тыс. человек.


Детство и юность революционера

Нечаев появился на свет 2 октября 1847 года в селе Иваново, располагавшемся в Шуйском уезде Владимирской губернии. Его родители были крепостными, получившими впоследствии вольную и мещанское сословие. Это позволило им заниматься различными ремёслами: отец расписывал дуги для конных упряжек, делал вывески, был организатором мероприятий и торжеств, мать – была портнихой.

Кроме учёбы и работы юноша успевал заниматься и общественной деятельностью, войдя в кружок молодёжи, возглавляемый народным писателем и учителем В.А. Дементьевым. Благодаря этому сообществу подросток свёл знакомства со многими интересными творческими людьми того времени (например, с будущим беллетристом Ф.Д. Нефёдовым).

В восемнадцатилетнем возрасте , а именно в 1865 году будущий революционер переехал в Москву, где совершил безуспешную попытку экзаменоваться на народного учителя. Чтобы как-то заработать средства на существование, по протекции Дементьева, Нечаев устроился помощником историка М. Погодина. Однако юноша не отказался от своей мечты и уже в следующем году в Санкт – Петербурге успешно сдал экзамен и начал учительствовать в церковно-приходской школе.

В 1868 году он становится вольным слушателем лекций Санкт – Петербургского университета, где увлёкся литературой декабристов, петрашевцев и М. Бакунина. И именно с этого начался новый этап жизни, а именно его революционная деятельность.

Нечаев как революционер и анархист

Молодой учитель вступил в студенческий кружок, состоящий из анархистов и либертарных социалистов, где стал одним из руководителей радикального меньшинства, применявшего для достижения целей беспощадный террор.

После задержания многих соратников в 1869 году, Нечаев сбежал в Швейцарию, не забыв перед этим распространить слух о своём аресте и побеге из Петропавловской крепости. Там он более полугода, с денежной поддержкой Бакунина и Огарёва, вёл пропаганду своего революционного движения путём выпуска манифестов, программных документов и даже журнала.

Последние годы жизни анархиста

По прибытию в Россию в 1873 году состоялся суд над революционером, и он был приговорён к 20 годам каторги на рудниках. Но по указу Николая II вердикт был заменён на пожизненное заключение в Петропавловской крепости. Здесь Нечаев и окончил свой жизненный путь, умерев от водянки, осложнённой цингой. Это произошло в 1882 году.

Нечаевщина родилась в борьбе революционных сил с абсолютизмом, в ее появлении повинны обе противоборствующие стороны. Самодержавие столетиями разрабатывало и совершенствовало систему законов, допускавших преследование всех, кто выступал с осуждением любых действий светских и церковных властей. Политическими (государственными) преступниками объявлялись не только совершившие или замыслившие запрещенные законом деяния, но также предполагаемые и подозреваемые в возможном злоумышлении. Можно ли преследовать за субъективные различия в убеждениях, подвергать наказанию за различия во взглядах на те или иные события, законы, традиции, поступки? Одни воспринимают действия других пагубными для державы, другие — те же действия благом. В политическом процессе обвинитель и подсудимый легко могут поменяться местами. Время столь мощно влияет на наши представления, что вчерашние реакционеры видятся нам сегодня прогрессивнее левых радикалов. Правоту в политическом споре определяет время, лишь оно расставляет все по своим местам.

Трон не терпел никаких оппонентов, он обрушивал на них репрессии, загонял в подполье, вынуждал конспирировать все свои действия, толкал на ниспровержение существующего политического устройства, то есть восстанавливал против себя. Охранители императорской власти, желая истребить крамолу любой ценой, допускали при этом чудовищные беззакония. В развернувшемся во второй половине XIX века изнурительном противоборстве произвол порождал произвол. Противоборство умножало число боровшихся и не имело победителей, вернее, победители были временные.

Тихомиров выразил основополагающую идею российского освободительного движения, приведшую к трагедии, разразившейся в начале XX века и не закончившейся до сего времени. Даже либеральная интеллигенция ошибочно полагала, что недовольство в России при Александре II всеобщее.[3] Реформы первых лет его царствования породили надежду, развили жажду деятельности, стремление вывести Россию на путь европейских государств. Император не обладал ни твердой волей, ни властной рукой, постоянные колебания в его действиях легко улавливались радикалами, порождали в них нетерпение, желание осуществления всего и сразу, то есть революции. Им казалось, что реформы обречены, но достаточно подтолкнуть народ, и он поднимется на бунт, а далее все само пойдет. И никто из них не подумал, что реформы требуют осмотрительности, что поспешность может привести к катастрофе.

В царствование Александра II в российском освободительном движении сложились три главнейших направления, получивших названия от фамилий их идеологов: лавризм (П. Л. Лавров), бакунизм (М. А. Бакунин) и бланкизм (Л. Бланки).

Лавристы ограничивали свою деятельность пропагандой в народе социалистических идей, с целью постепенной подготовки его к социальной революции.

Бакунисты утверждали, что народ вполне готов к революции, и вследствие этого призывали к всеобщему бунту.

Бланкисты видели свою задачу в захвате власти путем организации строжайше законспирированного заговора и установлении диктатуры революционного меньшинства. Помощи от народа они не ждали.

Бакунин, Нечаев и другие, вплоть до первых марксистов, провозглашали основной революционной силой крестьянство. А русский крестьянин мечтал о справедливом царе и добром помещике, о выкупленной у владельца земле, а не отобранной во время бунта: дармовую землю легко вернуть прежнему хозяину. Такие понятия, как конституция и народовластие, были чужды мужику. Безграмотный крестьянин лишь в 1861 году перестал быть рабом и, конечно же, к появлению в 1869 году тайного нечаевского кружка не мог созреть до понимания социальной революции; не созрел он и через пятьдесят лет, и не мог созреть, потому что ни в бунте, ни в революции он не нуждался, не от них ожидал он улучшения своего положения. Вспомним, как крестьяне выдавали полиции пропагандистов-народников,[4] как крестьян загоняли в колхоз, как пытаются сегодня их оттуда вытащить. Крестьянин консервативен, эта черта произросла и надежно закрепилась в нем. И слава богу. Но радикальная интеллигенция не желала видеть очевидного и все глубже втягивалась в борьбу с правительством за мнимые интересы крестьянства.

Каждый вождь, готовя свою революцию, люто враждовал с соперниками из других противоправительственных объединений. Чем ближе стояли они друг к другу по исповедуемым взглядам, тем яростнее вспыхивала между ними борьба. Они беспрерывно раскалывали и терзали освободительное движение, вовсе не помышляя о едином наступлении на общего врага. Объединение чревато потерей места лидера. Вожди революционных партий, спрятавшись в эмиграции, обличали, оскорбляли и высмеивали друг друга. Когда же одни из них получили реальную власть, они сразу же позаботились об истреблении бывших соперников и даже соратников. Подобное наблюдалось в истории католической церкви эпохи Реформации, когда под знаменем борьбы за истинность и чистоту Веры разворачивались сражения, главные цели которых не имели ничего общего с религией и диктовались соперничеством. В разгар Великой французской революции вожди левых группировок состязались в уничтожении друг друга. Но в сравнении с Россией картины европейских политических и религиозных баталий выглядят совсем не масштабно. При рассмотрении процессов борьбы противоправительственных сообществ со сходными идеологиями видно, как на первый план выступает борьба за власть, за богатство, но не за благо народа.

Вожди всех революционных партий заявляли, что действуют от имени народа и в его интересах, но каждый из них имел в виду разные категории населения Российской империи. Социалисты-революционеры признавали народом главным образом крестьян, социал-демократы — только рабочих (в 1901 году рабочий класс составлял около одной сотой всего населения России). Но крестьяне, рабочие, мещане, купцы, дворяне, духовенство, люди всех сословий и национальностей, населявшие необъятные просторы империи, — этот разнородный конгломерат и есть народ. Объявлять часть народа недоброкачественной или порочной недопустимо и преступно. Но вожди революционных партий действовали даже не во благо той искусственно выделенной ими части населения, которую они называли народом, они сражались за интересы своих партий, точнее, в интересах их верхушек.

Многие философы предлагали увлекательные модели социальных и политических устройств, выгодно отличавшиеся от существующих, но никогда и никто из них никого насильственно не понуждал уверовать в правоту своих теорий и необходимость их практического воплощения. Никто из философов, даже самых гениальных, не в силах гарантировать, что именно его модель государственного устройства может быть реализована и даст обещанные результаты. Никто не вправе экспериментировать на державах и народах, степень риска любого эксперимента должна располагаться в разумных границах, а эксперимент над людьми — эксперимент особого рода.

Многие рядовые революционеры были высоконравственными людьми и убежденными сторонниками идей, проповедуемых их лидерами. Они верили вождям, верили их теориям и, воодушевляемые утопическими идеями, слепо следовали за своими поводырями, не задумываясь, куда их ведут и каких можно ожидать последствий. Они позволили использовать себя, не осознавая, что их руками властолюбцы творят новый, еще худший произвол, не задумываясь о последствиях содеянного. Но были и такие, кто, вступив в противоправительственное сообщество и столкнувшись с применением недопустимых методов борьбы с существующим строем, ощутив сатанинское дыхание нечаевщины, разочаровывались в революционном движении и уходили из него навсегда.

Тайного или открытого интереса к нечаевщине не избежал ни один из лидеров революционных партий. В полном собрании сочинений В. И. Ленина отсутствует даже упоминание о Нечаеве. Не упоминается его имя ни в одном из сохранившихся документов ленинского архива. Однако в воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевича имеются следующие строки:

И вряд ли найдется один человек из миллиона жителей СССР, который если не читал, то хотя бы видел эти очень интересные произведения, принадлежащие перу одного из самых пламенных революционеров.

Я думаю, что мы должны выполнить завет Владимира Ильича и в этой области — области переиздания классиков нелегальной литературы.[14]

Читайте также: