Ленинская теория империализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ленинская теория империализма – теоретическая основа и научный метод познания современного империализма

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Ленинская теория империализма – теоретическая основа и научный метод познания современного империализма

Т.И.Яброва

Коммунистические и рабочие партии при выработке своей стратегии и тактики должны постоянно обращаться к трудам основоположников марксизма-ленинизма, ибо под знаменем содержащихся в них незыблемых принципов революционной теории одержаны трудящимися всемирно исторические победы, которые 100 лет назад, в ходе Великой Октябрьской социалистической революции и затем строительства социализма в СССР, существенно изменили облик современного мира и ныне продолжают служить единственно надежным компасом в борьбе за окончательную победу над капитализмом – миром эксплуатации, ограбления чужих народов, империалистических войн, – несущим угрозу самому существованию жизни на Земле.

Овладение марксистско-ленинской наукой, чьи непреложные законы подтверждены и подтверждаются каждодневно историческим опытом, в которой, как в монолитном сплаве, слились воедино лучшие достижения научно-общественной мысли и революционной, практики, имеет огромное значение для формирования коммунистического мировоззрения у субъективного фактора социалистической революции и прежде всего – у его политического авангарда, коммунистической партии.

- изображение учения Маркса как появившееся на свет вне связи со всей предшествующей наукой об обществе якобы в один миг (наподобие Минервы из головы Юпитера); - приписывание Марксу личной обиды на притеснения реакционного прусского правительства, отсюда, мол, агрессивность выводов его экономической теории; - о якобы его уходе от гуманистической интерпретации бедствий человечества к сухому абстрактному мышлению, конструированию оторванных от реальной жизни схем; - отказ в оригинальности экономического учения марксизма, мол, все это было у представителей классической буржуазной политэкономии; - в арсенале приемов ученых-приказчиков современной буржуазии и такое старое оружие, как противопоставление взглядов Маркса Энгельсу, а также их обоих – Ленину; - Ленина обвиняют в якобы чрезмерной прагматизации марксизма, т.е. отрицают углубление и развитие им этого учения в новых исторических условиях, заявляя о догматической подгонке старых теоретических формул к текущим требованиям политического авангарда масс; - восхваляется имя и позднее наследие меньшевика Плеханова для противопоставления и дискредитации ленинского учения о пролетарской революции и всемирно-исторического значения ВОСР[1].

Осмыслить социально-экономическую природу таких преобразований, происходящих в рамках высшей стадии капитализма, можно лишь на основе ленинской теории империализма. Ленин относил вопрос об изменении форм капитализма на высшей стадии его развития к числу наиболее важных в экономической теории.

1. Ленинская теория империализма – новое слово в марксизме

Вместе с тем, ленинская теория империализма есть прямое продолжение анализа и выводов о капиталистической формации в целом, проделанных основоположниками марксизма. Ленин непосредственно исходил из открытого К. Марксом закона концентрации и централизации производственного капитала как общего и основного экономического закона развития капитализма на всем протяжении его истории и механизма капиталистической конкуренции, усиливающего эти процессы. Они явились исходными для понимания закономерного превращения капитализма свободной конкуренции в свою противоположность –монополистический капитализм.

Великое открытие Маркса закона прибавочной стоимости как основного экономического закона капитализма и тенденции его проявления на различных ступенях последнего, через закон тенденции средней нормы прибыли к понижению, явился отправным пунктом для открытия Лениным присущего империализму закона монопольной прибыли как превращенной формы основного экономического закона капитализма.

В новых исторических условиях Ленин открыл историческое место империализма как последней стадии в развитии капитализма, как кануна социалистической революции, т.е. уже не только как исторической перспективы, а как непосредственное крушение капитализма.

Данное обстоятельство буржуазные теоретики используют для ложного утверждения, что это популяризаторская брошюра, а не серьезный теоретический труд.

Выписки из книг и статей Ленин часто сопровождал своими критическими замечаниями, которые позволяют яснее представить ход его мысли, его оценки различных взглядов, фактов, данных буржуазной статистики, с которыми ему пришлось сталкиваться при чтении разнообразной литературы об империализме. При этом критика буржуазных и мелкобуржуазных экономических теории империализма у Ленина, подобно Марксу, всегда была и критикой буржуазного способа производства и его новейших модификаций.

При изучении ленинского основного труда об империализме и его методологии исследования империализма необходимо помнить о двух важных обстоятельствах написания этой работы.

Во-первых, брошюра предназначалась для теоретически не подготовленного революционного читателя. Поэтому Ленин стремился не применять в ней никаких специальных политэкономических терминов, способных вызвать затруднения у массового читателя царской России.

Но в цельную, стройную, всесторонне обоснованную теорию ленинское учение об империализме сложилось в годы первой мировой войны, во время коренного перелома в ходе всемирной истории.

История формирования ленинской теории империализма, в которой, как в монолитном сплаве слились воедино лучшие достижения передовой научной мысли и революционная практика, сама по себе имеет огромное значение для воспитания мировоззрения сознательных борцов за победу социализма.

2. Материалистическая диалектика – ключ к научному познанию особенностей и сущности новой стадии капитализма

Ленинское исследование империализма подняло на новую, высшую ступень марксистскую политическую экономию и всесторонне обогатило ее методологию. Глубокое овладение научным оружием познания и революционного преобразования мира господства монополий – ленинской теорией империализма – связанно с усвоением не только ее теоретического богатства, но и ее методологии.

Фундаментом научной теории империализма является марксистская методология политической экономии, но в результате ленинского исследования империализма сама эта методология получила дальнейшую всестороннюю разработку, ибо она не есть нечто неизменное, неподвижное, напротив, она не может не развиваться вместе с обобщением нового опыта действительности, ее новых фактов.

Именно в период создания теории империализма Владимир Ильич усиленно работал над вопросами философии. Он не случайно обращается к истории философии, прежде всего гегелевской философии. Еще Энгельс писал, что есть только одно средство для совершенствования теоретического мышления – это изучение всей предшествующей философии[7].

Ленин предполагал написать специальную работу о диалектике. Замысел этот, как и аналогичный замысел Маркса, остался неосуществленным.

Ленин сразу же разгадал подлинную суть событий. Его логика была принципиально отличной, противостоявшей эклектике и аргументации социал-шовинистов, оппортунистов.

В результате оппортунистической политики II Социалистический Интернационал потерпел крах. Лидерам его казалось, что это поражение революции.

Сила партии в такой момент возрастает, когда численность ее уменьшается, когда она избавляется едва ли не от большинства – оппортунистического – своих членов. Гибель Интернационала – его самоубийство – на руку рабочему движению. Интернационал (оппортунистический) – умер. Да здравствует Интернационал пролетарский – таков вывод Ленина, выработанный на основе диалектического подхода к оценке сложных, противоречивых явлений.

Требование конкретного историзма необходимо для диалектического анализа, составляет его существеннейшую черту.

Ленин вырабатывает новую тактику и стратегию пролетарской партии в период империалистической войны, обострения всех противоречий капиталистического общества во всеоружии диалектического метода, подтверждая своими теоретическими открытиями верность положения, что нет и не может быть революционной теории, не базирующейся на материалистической диалектике и историческом материализме. Он потому так безошибочно верно ориентируется в сложнейших социально-политических ситуациях, что к диалектике жизни подходит диалектически.

Особенно важно при этом иметь в виду, подчеркивает Ленин, что единство (совпадение, тождество) противоположностей условно, временно, преходяще (релятивно). Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.

Не учитывая этого, легко сползти на позицию софистов и эклектиков от политики, которые легко подменяют понятия патриотизма национализмом, социал-шовиниз-мом, не видя между ними принципиальной разницы.

Ленин имеет в виду, что Плеханов не понял диалектику как теорию познания. Известный теоретик марксизма ограничился ее популяризацией, диалектику он представлял лишь как сумму примеров. Плеханов был энциклопедически образованным марксистом, который много сделал для пропаганды этого учения. Но в новых условиях, в новой политической обстановке необходимо было не только пропагандировать, но и творчески применять и развивать марксистское учение, мыслить и действовать диалектически в теории и в политике.

Марксистский тезис, что единство мира – в его материальности, находит выражение и развитие в тезисе, что это единство также в его диалектичности.

Последовательный материализм может быть только диалектическим. Последовательная диалектика может быть только материалистической. Всякие попытки расчленить это тождество ведут не только к уступкам метафизике, но и к уступкам идеализму, субъективизму, формализму.

Помнить об этом – непременное условие мировоззренческой четкости, методологической дисциплины мысли.

И потому метафизика, эклектика и софистика, будучи методом мышления лидеров ІІ Интернационала привела их в итоге к предательству интересов и целей пролетарской борьбы[21].

Со вступлением капитализма в монополистическую стадию все его противоречия обострились до крайней степени, и диалектический характер исторического процесса стал выступать особенно наглядно. Первая мировая война обнажила смертельную опасность для человечества, которая таится в монополистическом капитализме.

Именно потому, что В.И. Ленин в совершенстве владел марксистским методом, он смог разрешить новые задачи, перед лицом которых оказалась марксистская теория, и разработал пути борьбы рабочего класса за победу социализма в новой исторической обстановке назревшего крушения капиталистического строя.

Углубленное и всестороннее исследование экономики империализма дало возможность Ленину по-новому поставить целый ряд вопросов в области марксистской экономической теории и ее метода и, оставаясь целиком на этом фундаменте, развить их дальше, обогатить марксизм новым содержанием и выводами, которых не было и не могло быть ни у Маркса, ни у Энгельса, так как новая эпоха при их жизни еще не сложилась.

Ленин неоднократно напоминал предупреждение основоположников марксизма, что их теория не догма, а руководство к действию. Он не только повторял эти слова, но и раскрыл с исчерпывающей полнотой их глубокое содержание, их решающее значение для теоретической и практической деятельности марксистов.

Ленин впервые раскрыл связь и взаимоотношение основных экономических особенностей новых явлений и процессов капитализма в его новейшей истории, – т.е. систему производственных отношений монополистического капитализма, разработал впервые в науке методологию фактического доказательства неизбежной гибели капитализма на его империалистической стадии.

Тем самым можно с полной уверенностью утверждать, что ленинская теория империализма явилась новым словом в экономической науке вообще, и в том числе в марксистской политэкономии.

Марксистская теория империализма была выкована Лениным в непримиримой борьбе не только против открытых апологетов капитализма, но и против врагов марксизма, выступавших под личинами его друзей.

С этой же целью организована официальными идеологами правительства РФ в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге выставка "Георгий Плеханов – апостол русского марксизма".

[2] Ленин В.И. ПСС. - Т. 27. - С. 93.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. - Т. 22 . – С. 234.

[4] Ленин В.И. ПСС. - Т. 33. - С. 68.

[5] Маркс К. Капитал: критика политической экономии. – М. : Эксмо, 2011. – Т. 1. – С. 1180.

[6] Ленин В.И. ПСС. – Т. 23. – С. 178.

[7] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 366

Ленин расширяет и обобщает структурный анализ, выделяя монополистический капитализм, в противоположность капитализму свободной конкуренции. Он анализирует монополии и их прибыль, развивая мысль Гильфердинга о том, что экспансия монополистического капитализма осуществляется, прежде всего, через экспорт капитала.

Ленинский анализ империализма дополняется глубоким исследованием противоречивой, диалектической природы монополистического капитализма, который на определенном этапе сдерживает конкуренцию, чтобы снова возобновить ее на более высоком уровне. Обращаясь при анализе отношений между империалистическими странами к закону неравномерного развития, Ленин показывает, что империалистический раздел мира может носить лишь временный характер, и за ним неизбежно последует обострение борьбы в виде империалистических войн для утверждения нового баланса сил.

Ленин также интегрирует в свою теорию империализма концепцию рабочей аристократии Энгельса. Колониальные сверхприбыли, получаемые через экспорт капитала в экономически отсталые страны, создают возможность для коррупции в части рабочего класса метрополий, и, прежде всего, в среде реформистской бюрократии, которая поддерживает буржуазно–демократические режимы и извлекает из этого огромную выгоду.

И, тем не менее, опираясь на эти работы и другие журнальные статьи, а также резолюции Хемницкого и Базельского конгрессов германской социал-демократии, В.И. Ленин создает стройную теорию империализма как высшей стадии развития капитализма, не потерявшей своего значения, сто лет спустя, для начала XXI века, и не имеющей аналога в марксистской литературе, ни до него, ни после него по глубине анализа.

В крупном плане ленинскую теорию империализма можно свести к следующим основным положениям:

Таким образом, империализм или империалистический капитализм есть монополистический капитализм[3].

2. В центре империализма – власть финансового капитала.

Таким образом, империализм есть монополия финансового капитала над всем капиталистическим хозяйством, порождающая финансовую капиталократию.

3. Империализм есть такая стадия в развитии капитализма, в которой акционирование капитала становится ведущей формой его организации и основой управленческой мощи финансового капитала.

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 61165
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


В.И.Ленин считал, что империализм - это умирающий капитализм, он верил в неизбежность социальной революции, которая в самое ближайшее время изменит лицо всего мира. И нельзя не отметить, что ему удалось стать одним из создателей государства, ставшего империей абсолютно нового, неизвестного истории типа, что именно Ленина, как позднее И.В.Сталина признавали вождем мирового пролетариата. Но Советский Союз, государственное строительство которого было осуществлено И.В.Сталиным, оказался, по всей видимости, совсем не той формой общественного устройства, о которой мечтал В.И. Ленин. Идея мировой победы пролетариата с упразднением государств и нахождением центра власти в Москве на практике так и не была никогда реализована. И СССР оказался фактически тоже имперским образованием, просто совершенно иного типа, чем те, которые существовали до него, а империализм, принявший новые формы, оказался намного более жизненным, чем идея социальной революции, а, следовательно, мнение В.И.Ленина об империализме, как умирающем капитализме, оказалось преждевременным. Однако современная история мира подтверждает верность тезиса Ленина о паразитизме и загнивании финансового капитала, свидетелями чего мы и являемся сегодня.

О концентрации производства и образовании монополий

Вот что пишет по данному вопросу Ленин:

О новой роли банков

Вот что пишет Ленин по этому поводу:

И Ленин делает вывод:

О финансовом капитале и финансовой олигархии

В этой главе Ленин рассматривает историю возникновения финансового капитала и становление финансовой олигархии.

О вывозе капитала, как важнейшем признаке империализма

Вот что Ленин пишет по данному вопросу:

И завершает Ленин главу о вывозе капитала следующим образом:

О разделе мира международными союзами капиталистов

Анализируя работы ряда буржуазных экономистов, Ленин показывает, как международные монополии (в наше время – транснациональные корпорации и транснациональные банки) делят мир.

В области электрической промышленности мир был поделен между американскими и германскими международными монополиями. Приводятся примеры также дележа мира в судоходной промышленности; показана история образования международного рельсового картеля и т. п.

Раздел мира между великими державами

Три молодые капиталистические страны в 1876 г. ещё не имели колоний, но уже к 1914 г. обзавелись ими. Колониальные владения Германии составляли 2,9 млн. кв. км и 12,3 млн. жителей; Японии – 0,3 млн. кв. км и 19,2 млн. жителей; и США – 0,3 млн. кв. км и 9,7 млн. жителей (стр. 377).

В своей книге Ленин рассматривает империализм именно как высшую, последнюю стадию капитализма, как с экономической, так и неизбежно связанной с нею и вытекающей из неё политической точки зрения.

И он останавливается на особенностях колониальной политики именно в эпоху империализма, эпоху господства финансового капитала.

Империализм, как особая стадия капитализма

Ленин подводит определённые итоги своего анализа империализма.

Ленин показывает вздор этой реакционной теории, которая затушёвывает основные противоречия капитализма на его империалистической стадии, внушает трудящимся массам мысль, что империализм положит конец войнам.

О паразитизме и загнивании капитализма

Добавим при этом ещё один вывод, а именно то, что вооружённые силы империалистических стран верой и правдой служат правящему империалистическому классу, т. е. классу крупного капитала, стремясь обеспечить получение сверхприбыли этому классу по всему миру. Именно это – погоня за прибылью и сверхприбылью, и порождает войны между крупнейшими империалистическими державами. Именно это и породило и первую, и вторую мировые войны. Но об этом – чуть ниже.

На тенденциях в рабочем движении мы остановимся далее, а сейчас обратим внимание на то, что государство-рантье есть государство паразитическое, государство загнивающего капитализма.

Пока здесь нас интересуют то как, какими методами завоевывали империалисты свои колонии, а также каковы перспективы развития капитализма на его империалистической стадии.

Ленин здесь обращается к Гобсону, английскому буржуазному писателю, экономисту, представителю буржуазного реформизма и пацифизма.

Как мы видим, оба этих буржуазных экономиста, с которыми в данном вопросе согласен Ленин, обрисовали перспективы западного капиталистического империализма, перспективы его загнивания, когда в середине 60-х гг. минувшего столетия началась массовая деиндустриализация США и Западной Европы (ЕС), которые начали переносить своё производство в Азию, в частности, в Китай для обеспечения получения максимальной прибыли и сверхприбыли за счёт дешёвой рабочей силы в странах проникновения западного капитала.

Отсюда и вытекает возможность подкупа верхних слоёв рабочего класса, возможность содержать большие штаты служащих и слуг, обслуживающих современную финансовую аристократию.

Ленин по этому поводу пишет:

В настоящее время эти выводы Энгельса и Ленина можно отнести не только к одной Великобритании, но и к другим высокоразвитым странам ЕС, таким как Германия, Франция и некоторые др.

О критике империализма

Историческое место империализма

И Ленин завершает свою работу следующим выводом:

Именно в годы первой мировой войны происходит сращивание капиталистического государства с монополиями, возникает государственно-монополистический капитализм. Капиталистическое государство открыто становится на службу монополистическому капиталу, т. е. империализму.

Читайте также: