Речь о достоинстве человека пико делла мирандола кратко

Обновлено: 04.07.2024

Помещаю целиком, кое-кто поленился. Но есть кое-что с лекции:

Пико делла Мирандола говорит о том, что человеческое достоинство заключается в человеческой свободе. Бог это свободу ему дал - ради созидания человеческой природы. Человек может выбрать, как существовать (существование ангелоподобное, растительное, животное).

Получается, этот выбор равноценный? Нет. Только выбор ангелоподобного существования единственно свободный. Почему не любой выбор не является свободным? Ответ ищи в тексте.

они не являются философами. И действительно, так как их жизнь проходит в поисках денег или славы, то они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился. Это стремление было всегда столь страстным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.

Вопросы

Что такое философия?

Нет единого определения, потому что каждое — исторично (см. Нет ответа на вопрос). Чтобы понять философию, нужно понять себя (почему такой взгляд на вещи), отсюда та максима: познай самого себя.

Аристотель: философия начинается с удивления. Философия удивляется тому, что обыденное сознание пропускает. В результате возникает эпистемологический вопрос и поиск ответа, а это и есть философия. С чего всё началось? Что вызвало удивление? Задавая вопросы, мы освобождаемся от заданного контекста. Аристотель удивляется тому, что обыденно.

Отсюда, философия — позиция, отношение к миру, при котором обыденное, доведённое до автоматизма в ежедневном, вдруг начинает вызывать удивление. Понятное становится непонятным.

Если не задаваться вопросами по поводу простого, науки не возникнет: она возникает там, где есть что-то непонятное. Значит ли это, что философия — дело разума?

Хайдеггер: если философия есть дело разума, то мы можем противопоставить этому ответу многие вопросы. Что такое разум? Сам ли стал хозяином философии? и т. д. Таким образом, сама философия выработала понятие разума. Поэтому нельзя выносить разум вперёд философии.

Философия – практика свободы, свободы от мнений — только так можно философию понять.

Язык философии таков, потому что о простом нельзя говорить просто, необходимо выходить за его пределы и мыслить категориями. NB Изначально философский язык формируется как язык поэзии (Гомер).

Философия есть путь. Философия есть нечто, что определило путь греческого мира. Философия вообще, как и принцип историзма – изобретение не общемировое, а западное.

Хайдеггер:слово "философия" связано чисто с греческой традицией. Древнегреческий язык есть логос. Западно-Европейская история это тавтология. Философия – её сущность коренится в том, что она завладела сначала греческим миром и развернула себя в нём.

Философия ищет, что есть сущее, поскольку оно есть. Философия находится на пути к Бытию сущего. Аристотель поясняет это, добавляя к имеющемуся в приведенном положении вопросу о τί τὸ ὄν (Что есть сущее?), следующее: "Это означает: что есть сущность сущего?" Сущность сущего Платон определил как ἰδέα, а Аристотель — как ἐνέργεια (энергия).

Хайдеггер:Мы узнаем и знаем, что такое философия, лишь когда испытываем как, каким образом философия существует. Она существует в мелодии соответствия, настраивающеся на голос Бытия сущего. Это со-ответствие есть некая речь.

Джованни Пико делла Мирандола, обучаясь в Парижском университете в 1485-86 годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов…

Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Опираясь на античные идеи - человек-микрокосм, человек - центр Вселенной - и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога) и приходит к заключению, что человек сам - свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека, предопределённой тем, что именно он должен оценить величие мироздания - божественного творения - и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами.

Итак, согласно Пико, Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями.

рассуждений — отношение человека к окружающему его

Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — ученого большой эрудиции и таланта, блестящего знатока древних языков (латинского, греческого, халдейского и еврейского). Пико делла Мирандола вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, как страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетом, будь то христианский теолог или античный философ.

' См. также: Н. В. P e в я к и н а. Учение о человеке итальянского гуманиста Джанноццо Манетти. — В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, стр. 245—275.

1 Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.—В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I. М., 1962, стр. 507..

Микелоццо. Библиотека Саа Марко. Флоренция


Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть

'Джованпи Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 507.

3 Джованни Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 508.


Медаль в честь 500-летиясо дня рождения Джованни Пико делла Мирандола. 1963. Мирандола

В теории свободного выбора рационалистическое решение вопроса о соотношении человеческой воли и божественной — когда первая, хотя и ставится в определенную зависимость от второй, но не подавляется ею и, более того, сохраняет всю свою силу, разумеется, в рамках естественной необходимости, — очевидно расходится с христианской догмой.

'G. Pico délia Mirandola. De horninis dignitate— Heptaplus—De Ente et Uno, a cura di E. Garin. Firenze, 1942, p. 110, 8·

Этика — подготовительная ступень; она смиряет страсти и создает условия для спокойной деятельности разума, учит познавать добро и зло, побуждает следовать по пути добра. Вторая ступень—натурфилософия, открывающая человеческому разуму тайны природы, сущ-

' См.: Л. М. Б p а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола. стр. 133.

•G. Pico délia Mirandola. De hominis dignitate. p. 122.

2 ДжoвaнниПико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека, стр.514.

8 См.: Е. О а г i n. La cultura filosofica. p. 248.


лучшую частьсвоего естества, благодаря которой он может познатьсебя и окружающий мир. Главная же роль в этом процессе,по убеждению Пико, принадлежит философии.

Мысль Пико о важной роли философии тем более значительна, что занятие наукой он понимает как творческое освоение всего духовного наследия человечества, как свободное, не скованное авторитетами, исследование законов природы и человеческого бытия, как безграничность самого познания. Все творчество философа-гуманиста доказывает право человека на свободомыслие, на смелый научный поиск. Развитие творческих способностей — такова для Пико высшая добродетель; философия —путь добродетели, ведущий человека к счастью.


Итак, основу достоинства человека Пико видит в способности его разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человече. ского бытия. Однако монополию обладания высшей истиной Пико сохраняет за теологией—высшее наслаждение он понимает как божественное откровение. Но определяя нравственный путь человека через познание, философию, Пико пытается гуманистически решить проблему соотношения веры и разума — истины теологии, полагает он, открыты лишь разуму, подготовленному и обогащенному философией. Таким образом, сама теология оказывается в его понимании вершиной человеческого знания.

Утверждение высокого достоинства человека иего

творческих возможностей, права на свободомыслие, при.

знание необходимости духовного развития каждого человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения. С этой вершины открывался широкий горизонт научного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов в концу XV в.

В творчестве самого философа его учение о достоинстве человека послужило основанием для борьбы с астрологическими представлениями. Человек, вознесенный своей природой выше всех прочих существ и являющийся подлинным центром Вселенной, не подвержен влиянию ни материальных, ни духовных субстанций. Звезды и планеты не могут определять судьбу людей, доказательство тому—сама человеческая культура, созданная гением мыслителей, художников, государственных деятелей. Феномен разума сильнее небесных феноменов, поэтому нельзя первый выводить из последних.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художникатитана Микеланджело.

Коренится ли концепция прав человека в сегодняшней реальности или это просто удобная фикция? Не напоминает ли это матрицу законодательной системы, которую можно рассматривать как чисто человеческое изобретение?

Различные государства и правительства по-разному относятся к проблеме человеческого достоинства, но сегодня уровень развития международных связей – в частности, в сфере защиты прав человека – не позволяет поддерживать такое положение дел.

Естественно, что к этому нужно добавить:

Современный человек: кто же он?

Мы можем сказать, что современный человек есть культурное, тонкое, любящее существо, исполняющее долг гражданина, владеющее множеством знаний и набором умений, наделенное способностью оказывать влияние на окружающий его мир.

Есть много людей, которые способны увидеть то, что скрывается в человеке за внешними слоями культуры. Многие современные люди испытывают в личной жизни острое влияние древних инстинктов и желаний. Практически человек всё ещё остается рабом своих инстинктов: продолжения рода, владения вещами, обладания силой и влиянием, а также сексуальных потребностей и других.

Как может человеческое существо превратиться в истинного человека?

Такие вопросы по своей глубине выходят далеко за пределы экзистенциального уровня, так как они относятся к трансцендентным явлениям, к временности человеческой жизни. Да и в самом деле, жизнь человека порой можно рассматривать как преходящее явление, не имеющее видимого смысла. Однако средневековые мыслители и деятели возрождения – например, Джованни Пико дела Мирандола, известный также как Принц Гармонии и ставивший в свое время такие вопросы, пришёл к совершенно противоположным выводам!

Речь о достоинстве человека, произнесенная Джованни Пико делла Мирандола

Джованни родился 24 февраля 1463 года в городе Мирандола, на севере Италии, и умер в возрасте 31 года 17 ноября 1404 года. Он написал свою речь о Достоинстве Человека (Oratio de Dignitate Hominis) в возрасте 24 лет. Эта речь была преамбулой к его 900 – м Тезисам (Суждениям), которые он сформулировал после изучения различных направлений философской мысли и теологии. Работа была опубликована в декабре 1486 года, предполагалось её последующее публичное обсуждение в Риме. Впоследствии Папа Римский признал 13 из 900 Тезисов еретическими, утверждая, что в их основе лежали магия и каббала.

Пико создал новую антропологию, отличающуюся от антропологии его предшественников и современников (например, Марсилио Фичино). Пико старался привлечь особое внимание к способности человека создавать самого себя и его возможности определять свое место в иерархии творения. Он полагал, что если человек живет, подчиняясь своим инстинктам и ощущениям, то он живет животной жизнью, не достойной человека. Таким образом, Достоинство не может принадлежать в равной степени всем представителям человечества, ведь большинство из них остаётся на уровне животного. По его мнению, достоинство связано с возвышенным состоянием отдельных представителей рода человеческого, таит в себе потенциальную возможность, является зародышем нового, создает определенный вызов.

Теперь давайте предоставим Пико возможность самому поговорить с нами. Его Речь начиналась следующими словами:

« …. Что же более всего достойно восхищения и удивления на театральных подмостках этого мира…. Нет ничего более удивительного, чем человек! Великое чудо ….это человек! Но, однако, когда я приступил к рассмотрению причин, побудивших меня придти к такому мнению, то во мне сформировалось лишь одно убеждение: человек есть промежуточная форма между другими созданиями. Он близок к богам, может повелевать всеми низшими существами, отличается остротой восприятия, проницательностью и блестящим интеллектом, он толкователь явлений природы, узловая точка между вечностью и временем…..результат интимной связи или свадебная песнь этого мира, лишь незначительно ниже ангелов…. Я полагаю, что это весьма важные доводы, но мне кажется, что они не раскрывают всю глубину проблемы. Есть и другие причины, которые могут пояснить возникающее у меня восхищение.

Далее Пико рассматривает основные причины, по которым род человеческий, с его точки зрения, достоин всяческого восхищения:

Бог, Отец Наш, Высший Архитектор Вселенной, построил этот дом, эту вселенную, окружающую нас, этот древний храм божества, по высшим законам священного Разума.

Этот архитектор обустроил все этажи этого дома, поместив туда свои творения. И в заключение он замыслил человека.

«Но у него не было Архетипа, чтобы смоделировать какое-либо новое дитя…. да и во всей вселенной не было ни единого места, из которого можно было бы контролировать всё творение. Всё было совершенно, всё созданное занимало должное место…. И, в конце концов, Великий Мастер решился создать такое существо, которое не получило бы ничего, присущего только ему, но могло бы вступить во владение всем тем, чем природа наделила любое другое из своих созданий.

Затем Пико подводит итог:

«Человеку дозволено быть таким, каким он захочет быть! …..в человека, входящего в жизнь, Создатель вкладывает семена всех видов и открывает ему всевозможные пути в жизни. Какое семя человек посеет, как он будет за ним ухаживать, таковы будут и плоды.

Пико дает нам следующий совет:

«… мы должны понять, что нам следует страстно заботиться об этом, чтобы никогда нам не пришлось услышать упрёк – вы по рождению имели большое преимущество, но не сумели воспользоваться им, вы стали животным и бесчувственной тварью… Позвольте святым стремлениям поселиться в вашей душе; не смейте быть посредственностью, стремитесь к самому лучшему, не жалейте сил для достижения этого.

Призыв к истинной человечности как к духовному пути

Затем Пико указывает нам внутренний путь, то есть действенный способ преобразования высокопарных слов в реальность нашей собственной жизни. Он говорит о человеке, хорошо зная его, о распознавании диалектической (противоречивой) природы реальности, об очищении в моральном и в интеллектуальном смысле и о единении Души с Духом.

Пико помогает нам распознать собственное состояние бытия, то есть состояние падшего человека, но при этом он показывает нам, что, действительно, существует семя истинной человечности и что есть путь к этому семени – хорошо проложенный, надежный путь! Из этого рождается страстный призыв к современному человеку, к человеческому существу как к творению Вселенной.

1. Oratio Ioannis Pici Mirandulae Concordieae comitis (De dignitate hominis) in

Читайте также: