Модель shell dpm кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Выбор стратегии и базовых сценариев

Краткая характеристика:
Модель Shell/DPM представляет двумерную таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны организации (конкурентная позиция) и отраслевую (продукт-рынок) привлекательность. Точнее, ось Х отражает конкурентоспособность бизнес-сектора организации (или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес-области). Ось Y таким образом является общим измерением состояния и перспектив отрасли. На основе анализа конкурентной позиции и отраслевой привлекательности определяются возможные стратегии

Результат: Проекты стратегий

Данная модель может быть интегрирована в систему бизнес-моделирования Business Studio или Бизнес-инженер.
Аналогичные примеры:
Использование модели конкурентного анализа Портера.
Использование ресурсной модели Гранта

Консультация по услугам

Мы с радостью ответим на ваши вопросы и предложим индивидуальное решение

Business Studio

Что такое Business Studio?

Система бизнес-моделирования, применяемая для описания бизнес-архитектуры организации.

Бизнес-архитектура организации включает:

  • требования к организации со стороны владельца/собственника и формализованную стратегию их выполнения;
  • концептуальную модель работы бизнеса, используемую для выработки принципиальных решений о его устройстве и организации;
  • подробные операционные описания бизнес-процессов, дающие конкретные представления о том, что и как должно делаться в компании; организационную структуру, структуру информационных систем и других средств производства, которые описывают все ресурсы, участвующие в выполнении операций.

Разработанная модель используется как проект, на основе которого происходит изменение или строительство бизнеса в реальности: подбор и обучение персонала, закупка необходимых средств производства и внедрение информационных систем.

Дополнительным эффектом использования Business Studio является то, что разработанные модели, преобразованные в специальные регламентирующие документы, позволяют эффективно обучать новых сотрудников.

Бизнес-инженер

Что такое Бизнес-инженер?

Профессиональное программное средство бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью организации.

Области применения Бизнес-инженер:

  • Стратегия
  • Цели и показатели
  • Процессы
  • Оргструктура
  • Персонал
  • Информационные и материальные объекты
  • Качество
  • Аудиты
  • Риски
  • Финансы
  • Бизнес-анализ

Кто работает с Business Studio?

Руководство компании

Разработка стратегической карты компании в формате Balanced ScoreCard. Разработка системы ключевых показателей эффективности компании (KPI) Определение ответственных за стратегические цели, за достижение KPI Формализация стратегических программ и стратегических инициатив для достижения целей.

Контроль реализации стратегии развития компании через управление показателями.

Что такое Elma?

Elma — система управления компанией, содержащая платформу BPM (Business Process Management), для моделирования и автоматизации бизнес-процессов компании, систему электронного документооборота, систему управления показателями, CRM и управление проектами, а также другие функциональные модули, которые могут быть приобретены и функционировать как отдельные приложения, так и вместе в едином информационном пространстве.

Elma позволяет построить эффективное взаимодействие сотрудников компании по различным направлениям (задачи и поручения, документооборот, регламентированные бизнес-процессы, взаимоотношения) и осуществлять оперативный контроль исполнительской дисциплины и улучшение бизнес-процессов с целью повышения качества работы всей компании.

Кто работает с Elma?

Elma способна охватить весь персонал компании, и даже вовлечь в работу поставщиков, клиентов и иных заинтересованных лиц.

В компании с Elma работают рядовые сотрудники и линейные руководители, осуществляющие постановку, выполнение и контроль текущих задач в рамках своей деятельности и деятельности своих подчиненных; они запускают и выполняют задачи по бизнес-процессам, работают с документами, показателями и проектами.

Руководство компании осуществляет оперативный контроль за качеством выполнения бизнес-процессов, отслеживает показатели эффективности, определяет пути дальнейшего совершенствования деятельности.

Бизнес-аналитики осуществляют улучшение существующих и проектирование новых бизнес-процессов, совершенствуют документооборот, анализируют эффективность деятельности компании.

Модель Shell/DPM (Direct Policy Matrix) была впервые разработана в середине 70-х годов организацией Shell. Она была создана в период царящего в те годы острого кризиса на рынке энергоресурсов: рынок страдал от изобилия сырой нефти, цены падали, деньги стремительно обесценивались.

Привычные финансовые прогнозы в сложившейся ситуации разом утратили свое значение. Матрица направленной политики на фоне других стратегий акцентировала главное внимание на исследовании развития происходящего на рынке, взяв такой анализ за основу для составления прогнозов.

У энергетической сферы есть своя специфика, которую следует учитывать при разработке любых стратегий. В крупных нефтяных компаниях нужно решать задачи, связанные как с финансовой поддержкой конкретных предприятий по переработке нефти, так и проблемы с размещением готовых нефтяных запасов.

В связи с этим возникают значительные сложности с использованием привычных моделей стратегических исследований. Вторая проблема заключается в том, что весь нефтяной бизнес базируется в данном случае на одном технологическом производственном оборудовании.

Продукция, используемая в различных сферах жизни, производится, таким образом, на одном производственном оборудовании, и тем самым результаты деятельности и цена выпускаемых продуктов, включая доходы от продаж, находятся в тесной обоюдной зависимости. Этот фактор в свою очередь обуславливает крайне жесткую конкуренцию на рынке.

Модель Shell/DPM внешне напоминает некоторые другие матрицы, являясь своего рода их дополнением и продолжением, и, тем самым развивает концепции и разработки инструментов планирования бизнеса, которые в частности, заложены в фундамент такой известной модели, как BCG.

Но разница все же есть. Если модель BCG является однофакторной конфигураций, то агрегат Shell/DPM – двухфакторный с большим размером, что на практике оказалось более эффективным.

Если сравнивать Shell/DPM с GE/McKinsey, то в ней больше упора на количественные характеристики.

У модели Shell/DPM в наличии есть еще одна важная специфическая особенность, отличающая ее от остальных. Она рассматривает типы коммерции, которые находятся на различных этапах своего жизненного развития. Учет временного изменения позиции разновидностей бизнеса является важной частью разработки стратегий.

Что представляет собой рассматриваемый агрегат? Shell/DPM строится в виде двумерной таблицы, на которой оси X и Y показывают преимущества предприятия и привлекательность выпускаемой продукции на рынке. Ось X показывает выигрышные стороны в области конкурентоспособности бизнес сегментов организации, то есть извлечение максимальных преимуществ из предлагаемых рыночных возможностей. Ось Y – показатель текущего положения вещей и будущего развития области рынка.

Итак, модель Shell основывается на следующих количественных характеристиках и их оценке:

  • длина циклов жизненного периода производственной линии,
  • востребованность выпускаемого продукта в будущей перспективе,
  • показатель экономической эффективности и так далее.

Главная задача модели заключается в регулировании денежных показателей для наращивания новых эффективных видов бизнеса в будущем. Акцент делается не только на финансовое положение в настоящий момент времени, но и на будущую отдачу финансовых вкладов, что позволяет оценить востребованность бизнес производства в перспективе.

Исходя из этого, выделим следующие виды подразделений рынка:

  1. Абсолютный лидер в востребованной области. Большой потенциал рынка, высокие темпы роста и развития сферы, отсутствие слабых сторон и конкуренции. Для него советуется разработка финансовых вложений до момента, пока область является перспективной и востребованной, чтобы защитить позиции на рынке.
  2. Рост — позиция, которую занимает средняя организация в отрасли, которую характеризует средняя привлекательность, при условии, что у нее нет сильных конкурентов на рынке. Продажи стабильно растут, давая высокие показатели финансовых доходов. Рекомендуется стратегия, направленная на поддержание текущего состояния дел, которое приносит прибыль.
  3. Агрегат финансовой наличности — компания со стабильным бизнесом, но отрасль лишена привлекательности для потребителей, с падающим показателем доходов. Советуется делать вложения, чтобы поддержать имеющуюся прибыль.
  4. Увеличение конкурентных плюсов — состояние средне эффективных компаний, которые действуют в потенциально востребованных отраслях. Грамотные финансовые вложения при наличии данных преимуществ могут превратить такие фирмы в будущих отраслевых лидеров рынка.
  5. Бесперспективные фирмы могут вести бизнесосторожно. Их место в промежутке между фирмами, со средней отраслевой привлекательностью. Рекомендуется разработка стратегии осторожных и поэтапных финансовых вложений для получения оперативной денежной отдачи.
  6. Частичное закрытие коммерческих дел и поэтапный перевод средств в другие области бизнеса рекомендовано при полном отсутствии будущего развития и без наличия каких-либо сильных сторон. Этот шаг необходим в том случае, если рынок абсолютно лишен всякой привлекательности и не пользуется никаким спросом, его характеризуют низкие показатели доходов и т.п. Тогда нужно последовательно выходить из этого состояния, сменив область деятельности.
  7. Полное закрытие дел показано для предприятий в привлекательной области, но с отсутствием сильных и привлекательных преимуществ и сторон. Единственное решение в данной ситуации – это окончательный уход.
  8. Осторожное ведение бизнеса или закрытие подходит организациям со слабым состоянием в умеренно востребованной и привлекательной сфере. В этом положении не нужно делать новых активных вложений, предприятия, которые не приносят дохода, следует закрыть.
  9. Закрытие бизнеса и ликвидация убыточных объектов рекомендованы при наличии слабого статуса в отрасли, не пользующейся спросом.


Если внимание направлено на увеличение потока наличных средств, то в этом случае наилучшим выбором станет стратегия вложений прибыли, в области агрегата финансовой наличности, при частичном закрытии деятельности компании, в области увеличения сильных конкурентных сторон.

В основном решения, принятые, исходя из рассматриваемой нами модели, связаны с тем, на чем акцентировано внимание — жизненном периоде типа бизнеса или на получении финансовых средств. Из этого и нужно исходить при разработке тех и иных стратегий.

Модель Shell / DPM (Direct Policy Matrix – матрица направленной политики) предложена в 1975 г. в условиях имевшего в то время место энергетического кризиса. Матрица Shell/DPM имеет сходство с матрицей GE/McKinsey и является развитием идеи позиционирования бизнеса, заложенной в основу BCG. Отличием Shell/DPM является допущение о том, что рынок представляет собой олигополию. Поэтому для организаций со слабыми конкурентными позициями рекомендуется стратегия мгновенного или постепенного выхода. Также привлекательность отрасли предполагает существование долгосрочного потенциала развития для всех участников рынка, а не только для рассматриваемой СЗХ компании.

Модель представляет собой двумерную таблицу (рис.12.10). Стратегические решения зависят от того, что находится в центре внимания менеджмента: жизненный цикл вида бизнеса или поток денежной наличности компании.


Рис 12.10. Стратегические решения матрицы Shell/DPM

В качестве замечаний можно указать, что популярность данной матрицы оказалась ограниченной рамками ряда капиталоемких отраслей (химическая, нефтеперерабатывающая, металлургическая). Более того, в связи с тем, что переменные привязаны к отрасли, сложно сравнивать СЗХ, относящиеся к разным отраслям.

Читайте также: