Многообразие картин мира научная картина мира кратко

Обновлено: 08.07.2024

Научная картина мира – одно из основных понятий философии как науки. Казалось бы, определение говорит само за себя, но всё не так просто. Относительно этого определения в философской науке следует понимать некую форму мироздания, которому характерно научное познание. Классическое определение "научной картины мира" звучит следующим образом: это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Из этого следует, в первую очередь, форма мировоззрения носит исторический или эволюционный характер, а во вторую, имеет синтезирующую или обобщающую направленность.

Эволюционность или другими словами степень развития научной картины мира отвечает эволюционному характеру научного знания, которое разрозненно и подвижно не случайно, а по своему определению. Развитие научного познания – это и есть по своей сути не останавливающиеся движение вперед к более прогрессивному мирозданию. Так, несомненное стремление к познанию собственных законов природы, является фундаментальным знанием новоевропейской науки. Начальные методические принципы научного познания были описаны ещё в XVI-XVII вв. Ф. Бэконом и Р. Декартом. В своём сочинении Ф. Бэкон "О достоинстве и приумножении наук" отмечал, что единственным препятствием на пути человека к развитию и совершенствованию остаётся лишь относительно короткий срок его жизни. А в остальном человеческому познанию всё открыто.

Цитата Ф. Бэкона: "То, что сегодня кажется нелепым, завтра окажется действительным".

Результатом такого непрекращающегося развития научного познания является парадигмальность. Под этим понятием следует иметь в виду совокупность научных принципов, которые характерны тому или иному историческому периоду.

Научная картина мира как высшая форма научного обобщения

Объединение научной картины мира заключается в том, она представляет собой центр собирания, классификации и координирования данных из отдельных научных отраслей, для того, чтобы сформировать неделимый образ мира. Стоит отметить, что научная картина мира, в целостном представлении этого понятия, превосходит неполные образы мироздания отдельных дисциплин, и подразумевает, что именно она является наивысшей формой научного обобщения. При всём при этом, отдельные науки зависят от научной картины мира, в свою очередь научная картина мира зависит от отдельных научных дисциплин. Стоит отметить, что общность результатов научного познания взаимообратна и поэтому, исследования в различных научных областях формируют истинное знание, а также дают предпосылки для дальнейшего развития.

И всего того, что было описано выше вырисовывается ещё одна свойственная линия научной картины мира – это эвристичность. Это понятие обозначает способность приобретать новые знания и замечать какие-нибудь незнакомые ранее свойства, закономерности.

В.С. Степин пишет: "Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики".

Полагаясь на все исследования можно говорить о том, что между человеческими представлениями о мире, описанными всеми науками вкупе и действительностью, существует огромная пропасть неизученного и непознанного. Именно этот факт и порождает бесконечное стремление к развитию и стремление к новым открытиям. Несмотря на то, что до Ф. Бэкона и Р. Декарта уже были сделаны некоторые научные открытия и даже говорили о понятии "наука", всё же говорить о понятии и понимании научной картины мира до начала Нового времени не стоит.

Космоцентризм как миропонимание научной картины мира

Опираясь на античные представления миропонимания, можно говорить о том, что всё сущее является неделимым космосом, имеет гармоничный и стройный порядок, своё место и каждому уже уготована предписанная судьба, и она состоит в реализации своей природы. Такое миропонимание называется космоцентризмом.

Теоцентризм и его характерные черты

Говоря о средневековье, следует понимать, что представления о мироздании и мировоззрении в этот период также были далеки от истины в отношении понятия научной картины мира. Здесь скорее были религиозные мотивы, которые опирались на знания о Творце и его стремлении быть совершенным. Мир являлся как иерархия с упорядоченным строением, которое тяготело к совершенству Бога, но не имело возможности достичь своей цели. В этом укладе нет места созидателю, все жители вовлечены в общий процесс стремления к самосовершенствованию целью которого было спасение. В этом контексте миропонимание носит название теоцентризм, поскольку оно имеет христианские корни и уходит своими истоками к Богу и его догматам. Отсюда совершенно точно можно сделать вывод, что центральное место занимает личность Творца в таком миропонимании. Учёный в своих исследованиях мог опираться только на священные тексты, был их знатоком и всем явлениям действительности находил объяснения именно в них.

Только в Новое время познание освобождается от Бога, от космоса и становится свободным понятием. Причиной этому послужили философские учения Р. Декарта. Его вклад заключается в том, что он первый выделил понятие "Мыслящего Я", тем самым помог зародиться новоевропейской науке и получить методологическое обоснование. Следствием этого стало новое исследование, в процессе которого учёный отделил религиозные понятия от науки и понял, познание утратило всяческие критерии достоверности. Следовательно, их необходимо было найти. Подвергнув сомнениям всё сущее ранее, Декарт убедился, что неоспоримой достоверностью обладает лишь Ego Cogito. Это и есть "Мыслящее Я". Именно оно и стало фундаментальным понятием и точкой отсчёта познания. Вычеркнув всё неясное и неопределённое из бытия, что представлялось невразумительным. Вследствие этого появился образ мироздания, который полностью соответствует термину "научной картины мира".

В этом смысле античные и средневековые представления о физических явлениях кажутся совершенно немыслимыми и глупыми. К примеру, наивна "теория левитации" Аристотеля, или мнение о том, что бытие сотворено из ничего. Наоборот, мир современной физики становится логичным и понятным, если понимать его как физический мир, который познаётся исследователями естественными чувствами, полагаясь на здравый смысл и разум. Но не стоит забывать о том, что "новая философия", связанная с экспериментальной и математической физикой в своё время казалась чем-то вроде "модернистской выдумки". Всё дело в том, что современники отрицали нормы мышления, в которых не учитываются очевидные для повседневного опыта парадигмы.

В свою очередь для современника периода новоевропейской науки, исследования Коперника казались сущей глупостью. А рассуждения Галилея о движении тел в пустоте вызывали недоумение, поскольку они не понимали, где в природе может существовать пустота, о которой он говорит. И причина такого различия взглядов вовсе не в догматизме предшествующего знания, а скорее разнице первоначальных способов миропонимания.

К примеру, греки считали, что Вселенная – это плоская Земля и полусфера неподвижных звёзд. Их убеждения не смогло изменить даже появление телескопа. Они были уверены в том, что он искажает увиденное, потому что это противоречило непоколебимой истине божественного Слова. Потому как в земном существовании человек занимал своё место и чувствовал себя как дома.

Следует отметить, что до наступления новоевропейской эпохи, характер научного познания базировался на определённой почве. Наука в современном её понимании не занимала главенствующее место, а скорее мировосприятие и миропонимание давали основу для понимания устройства мира.

М. Хайдеггер говорил, что только в Новое время (начиная с XVII столетия), наука захватывает лидирующие позиции и становится конституирующим элементов мировоззрения.

Понимание того, что всё происходящее вокруг можно объяснить законами физики, пришло лишь в новоевропейскую эпоху.

Этапы развития научной картины мира

Этап додисциплинарной науки

Этап так называемый "додисциплинарной науки" являет собой механистический образ мироздания. Это значит, что вся реальность имеет причинно-следственные связи, а посему можно говорить о том, любой природный процесс может быть исследован и воссоздан подобно механизму, в котором каждой детали присуща своя роль и определённая функция. Научная картина мира этого периода прославлена исследованиями Коперника, Галилея и Ньютона. Это период обычно называют классическим.

В ходе научных исследований выявилось, что не все явления в природе можно представить как механизмы. Это стало основной причиной смены убеждений и появления нового этапа развития научной картины мира – вероятностной. Ученым пришлось смириться с тем, что система не всегда развивается направленно, и в каждый момент времени не является однозначно детерминированной. Это происходило в период с конца XIX в. до начала XX в.

Вероятностный этап

Однако и вероятностный этап развития не стал основополагающим и сменился благодаря новым исследованиям в области синергетики. Ученые Г. Хакен и И. Пригожий высказали теорию о том, что будущее не может быть предопределено. Их теория самоорганизации и нелинейности становятся смыслообразующими понятиями миропонимания и мировоззрения. В новой картине мира правят многовариантность и самоорганизация. Фундаментальными понятиями становятся:

  • Стихийно-спонтанный структурогенез.
  • Открытые системы.
  • Нелинейность.
  • Самоорганизация.

Современная научная картина мира к основным понятиям также относит понятие "информация". Н. Винер в своих работах впервые предложил обобщить информацию и взглянуть на это понятие через призму кибернетики как науки, в которой установлены связи между живыми организмами, обществом и машинами. И только после этого в рамках "информационной теории управления", которая развивалась благодаря школе Б. Петрова.

Информационный этап развития

Вместе с тем, как развивалась молекулярная генетика, появилось мнение о принципах записи генетической информации и молекулах ДНК. Кроме того, это органично связано с историческим развитием мира. Доподлинно установили, что любая информация – это основная форма обобщения и передачи знания. Таким образом, было расширено применение понятия информации до границ объективной характеристики материальных систем и их взаимодействия. Исходя из этого понятие "информация" стало общенаучным, а не исключительно принадлежащим к кибернауке. В свою очередь информационный подход стал использоваться как общенаучное орудие исследования, включая в себя комплекс математических идей и средств. Вследствие этого появился новый этап научной картины мира – информационный.

Картина мира - это взгляд на мир с позиции одного основания, общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям:

1) степени общности

2) средствам моделирования реальности.

По степени общности классификация картин мира выглядит следующим образом:

1. всеобщая - картина мира определенного периода;

2. частная - картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т.д.);

3. единичная - картина мира представленная, например, в физике Аристотеля, или в физике Ньютона или в конкретном другом представлений.

По средством моделирования реальности различают следующие картины мира: философская, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую и Др.

Картины мира
Виды картин мира Проблемы картин мира Идеи картин мира
Религиозная Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
Философская Соотношение мира и человека Различные идеи: * материализм * идеализм * дуализм, плюрализм *диалектика, синергетика
Научная Миф-кая Обыденная Этическая Физическая Синтез и обобщение разнородных, противоречивых Частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Соотношение мира и чел-ка, явлений и природы Заботы, возникшие в ходе обыденной жизни Разные противоречивые части знаний в едином целом Экспериментальные исследования Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим,, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам Составляют мифы о происхождении мира, Вселенной и чел-ка Центр мира - человек Освоение действительности всей части и св-ва явления осознаются в их отношении к целому и осмысляется через единство в целом Объясняет факты и усугубляет наше понимание природы с помощью опыта

Большой интерес представляет научная картина мира. Основанием ' является научное знание. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Научная картина мира меняется вслед за развитием науки. В 19 веке научная картина мира опиралась на законы Ньютона и Декарта. В 20 веке она опирается на теорию относительности Эйнштейна, психологию и новые открытия в биологии. Современная научная картина мира антропоцентрична, то есть она соответствует знаниям человека. Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии.

В современной науке изменилось представление о пространстве и времени. В 19 веке считали, пространство 3*х-мерно, а время - линейно. Современная наука считает пространство 4-х-мерно, с 3-х-мерным пространством человек сталкивается на планете Земля, общаясь с макротелами. В космосе существует 4-е измерение. Между пространством и временем существует взаимосвязь.

Время всегда линейно, возврат времени не возможен.

В 20 веке меняется представление о вакууме. Вакуум — это особое состояние материи, где происходит переход элементарных частиц из состояния вещества в поле и наоборот. Такое представление о вакууме не противоречит существованию параллельных миров. Современная наука выделяет более 300 элементарных частиц. Мельчайшая элементарная частица - кварк. Весь мир структурен. Все имеет строение.




Картина мира - это взгляд на мир с позиции одного основания, общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям:

1) степени общности

2) средствам моделирования реальности.

По степени общности классификация картин мира выглядит следующим образом:

1. всеобщая - картина мира определенного периода;

2. частная - картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т.д.);

3. единичная - картина мира представленная, например, в физике Аристотеля, или в физике Ньютона или в конкретном другом представлений.

По средством моделирования реальности различают следующие картины мира: философская, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую и Др.

Картины мира
Виды картин мира Проблемы картин мира Идеи картин мира
Религиозная Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
Философская Соотношение мира и человека Различные идеи: * материализм * идеализм * дуализм, плюрализм *диалектика, синергетика
Научная Миф-кая Обыденная Этическая Физическая Синтез и обобщение разнородных, противоречивых Частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Соотношение мира и чел-ка, явлений и природы Заботы, возникшие в ходе обыденной жизни Разные противоречивые части знаний в едином целом Экспериментальные исследования Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим,, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам Составляют мифы о происхождении мира, Вселенной и чел-ка Центр мира - человек Освоение действительности всей части и св-ва явления осознаются в их отношении к целому и осмысляется через единство в целом Объясняет факты и усугубляет наше понимание природы с помощью опыта

Большой интерес представляет научная картина мира. Основанием ' является научное знание. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Научная картина мира меняется вслед за развитием науки. В 19 веке научная картина мира опиралась на законы Ньютона и Декарта. В 20 веке она опирается на теорию относительности Эйнштейна, психологию и новые открытия в биологии. Современная научная картина мира антропоцентрична, то есть она соответствует знаниям человека. Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии.

В современной науке изменилось представление о пространстве и времени. В 19 веке считали, пространство 3*х-мерно, а время - линейно. Современная наука считает пространство 4-х-мерно, с 3-х-мерным пространством человек сталкивается на планете Земля, общаясь с макротелами. В космосе существует 4-е измерение. Между пространством и временем существует взаимосвязь.

Время всегда линейно, возврат времени не возможен.

В 20 веке меняется представление о вакууме. Вакуум — это особое состояние материи, где происходит переход элементарных частиц из состояния вещества в поле и наоборот. Такое представление о вакууме не противоречит существованию параллельных миров. Современная наука выделяет более 300 элементарных частиц. Мельчайшая элементарная частица - кварк. Весь мир структурен. Все имеет строение.

У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

  • философская
  • религиозная
  • мифологическая
  • научная.

Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

Философская картина мира

Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

Мифологическая картина мира

В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

Научная картина мира

В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. Согласно научной картине мира, цели у человеческой жизни, природы, истории никакой нет, все лишь существует, подчиняясь вечным законам. Эти понятия присущи первой научной картине мира.

Возможно, с развитием человечества, появится третья научная картина мира, которая внесет изменения в существующую.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Религиозная Картина Мира (РКМ)

— совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)

Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира) 1. Материализм2. Идеализм3. Дуализм4. Философия

Деантропоморфизация нашей картины мира

Деантропоморфизация нашей картины мира Целью науки является знание. (Неоспоримо, правда, что мотивы учёных, зачастую, другие.) Мы хотим знать, как устроен мир, каковы его свойства и структуры. Мы стремимся прежде всего к объективному познанию мира. Мы интересуемся,

Недостижимость единства картины мира

Недостижимость единства картины мира Непосредственное сознание человека и методическая воля исследователя направлены к единству мира. Для первобытного человека мир в его мифической одушевленности есть единое целое, для современного теоретика мир, как механизм,

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира В результате прочтения этих параграфов, нам, по мнению Гуссерля, «станет ясно, что бытие сознания, бытие

Собрание 6. Философские основы картины мира (Италия, Флоренция)

Собрание 6. Философские основы картины мира (Италия, Флоренция) Сады Боболи, река Арно, роскошный купол Санта Мария дель Фьоре. Вдали, за горами темнеют руины вечного города – Форум, Колизей. Из толщи времен доносятся яростные крики сражающихся гладиаторов, вопли христиан,

4. Становление квантово-полевой картины мира

4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной

4. Становление квантово-полевой картины мира

4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной

I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА

I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА 1 Итак, мысль о мировой истории в строго морфологическомсмысле расширяется до идеи всеобъемлющей символики. Собственно историческое исследование имеет своей задачей исследовать чувственное содержание живой

КАРТИНЫ МИРА

Взаимодействие научной картины мира и опыта

Взаимодействие научной картины мира и опыта Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в

Контуры новой картины мира

Контуры новой картины мира (беседа с профессором Л.В. Лесковым)Автор: Как известно, история науки – это постоянная смена представлений, гипотез и теорий. И обычно этот процесс протекает довольно плавно и постепенно, в результате последовательного накопления и освоения

2.2.5. Содержание мозаичной картины мира

Читайте также: