Мировое сообщество в 21 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

И в этом противоборстве национальных элит на авансцену выходит глобальный финансовый олигархат с целью создания единого мирового пространства с мировым правительством под властью денег. Национальные государства медленно, но устойчиво теряют контроль над своим пространством. Международными факторами становятся мировая финансовая олигархия, опирающаяся на закрытые клубы сверхбогатых людей, и ТНК, в руках которых находится реальная власть, а также цивилизации Востока и Запада. Но, похоже, транснациональное сообщество яв­ляется ведущим субъектом мировых процессов: с помощью денег и сетевого управления оно диктует свою волю суверенным государствам. Управляющие глобальными процессами, разнесенные по миру финансовые структуры имеют несколько уровней. Высший уровень – мировой финансовый центр (МФЦ) – (сегодня таковых 16, в ближайшие годы будет 22). Средний уровень – транснациональные банки (ТНБ), их более 1000. И последний уровень – сопряженные с транснациональными центрами национальные банки.

Важнейший вопрос в становлении геополитической структуры будущего мира – поведение глобальной финансовой олигархии (фининтерна), более двух столетий мощно влияющей на формирование мировых исторических процессов. Сегодня под ее контролем находятся: значительная часть (более 70 процентов) денежных ресурсов мира, драгоценных металлов, углеводородного сырья. До 80 процентов ведущих мировых СМИ также контролируется крупнейшими финансовыми структурами и ТНК.

Как поведет себя этот субъект глобального управления в процессе кардинального переустройства мира, сказать сложно. Ясно одно: без боя он свои позиции не сдаст. Контуры его стратегии прочитываются – мировое правительство, перемещение финансовой инфраструктуры в восточную Азию, создание планетарной дуги нестабильности, установление финансовой диктатуры. То есть утверждение глобального финансового фашизма.

Для расширения и углубления влияния мировых финансовых центров необходимо формирование в глазах мирового сообщества образа врага. В прошлом таковым был СССР, сегодня это исламский терроризм, Ливия, Сирия, Иран, а в ближайшей перспективе вполне может стать Китай. Для этого необходимо будет вокруг Поднебесной создать агрессивно настроенную антикитайскую дугу.

Такая конфигурация мировых сил, разнонаправленность их действий создают систему трудно разрешимых противоречий для всего человечества.

– противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли;

– диспропорции в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами – поставщиками сырья;

– противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности;

Главными объектами геополитического противоборства становятся: ключевые (стратегически важные) районы мира, стратегические коммуникации, глобальные ресурсы. Обладание этими объектами во многом будет определять геополитический статус цивилизаций и групп государств, динамику их развития, степень внешней и внутренней безопасности, уровень суверенности.

Главной сферой геополитической борьбы в XXI столетии становится культурно-цивилизационная среда и духовная сфера. Уничтожение или поглощение мировых цивилизаций, изменение их сущности – одна из главных задач Запада и финансовых элит. Для подконтрольного мирового пространства необходима универсальная мировая религия и таковая формируется в лице иудеохристианства.

Динамика цивилизационных процессов позволяет делать некоторые прогнозы и выводы. Так, неспособность государств противостоять глобальным мафиозным структурам рождает в качестве ответа выход на мировую арену более крупных социально-политических игроков – цивилизаций и цивилизационных союзов. И в этой ситуации у России появляется исторический шанс внести свою мессианскую лепту в строительство нового справедливого миропорядка.

Для разработки и продвижения российского проекта прежде всего необходимо сконцентрировать научный потенциал страны и освоить метод геополитического анализа, геополитического прогноза, геополитического планирования мира. Такую методологию освоили много лет назад англосаксы, Сталин, ротшильды и Ватикан. Сегодня этой методологией обладает и Академия геополитических проблем (Россия) в содружестве с другими общественно-научными организациями. В основу проекта предлагается положить геополитическую доктрину России, в которой:

– дать объективный анализ мировых процессов, доказать неосуществимость и катастрофичность для человечества как западного, так и мондиалистского (транснационального) проектов;

– выявить позитивный потенциал человеческой цивилизации, способный при его разумной реализации сохранить все народы мира, дать импульс их всестороннему развитию;

– отразить желаемые для России (и для всего человечества) тип цивилизационного устройства, геополитическую конфигурацию мира и систему принципов поведения мирового сообщества;

– заявить о претензии России на роль Евразийского геополитического центра и о геополитических союзниках России, не называя конкретные страны и цивилизации, а ограничившись лишь принципами определения союзных сил и идейно-религиозных систем;

– предложить мировому сообществу соб­ственное видение содержания и смысла человеческого бытия, роль и функции экономики и финансов как средства развития культуры, науки, образования, социальных коммуникаций, а не средства наживы и сверх­обогащения;

– предложить миру систему международной безопасности, основанную на принципах межцивилизационного баланса сил, заложенных в обновленный Устав ООН, поощряющий развитие систем коллективной безопасности, исключение военных действий как средства разрешения споров и конфликтов.

Предлагая человечеству геополитический проект, Россия обязана изменить и свою сущностную стратегию, опять же на основе интеллекта и разума. В частности:

– разработать собственную геополитическую теорию XXI века (российские специалисты готовы ее разработать), где главными субъектами мировых процессов будут не отдельные государства, а цивилизации;

– способствовать развитию таких международных организаций, как ШОС, БРИКС, АСЕАН, налаживанию взаимодействия с ОИК, ЛАГ, Латинской Америкой;

– приступить к формированию новой международной финансовой системы (на первом этапе закрытой для доллара) на основе юаня, рубля, динара, акю;

– продвигать создание комплексной системы коллективной безопасности в формате взаимодействия ШОС, БРИКС, ОДКБ, АСЕАН;

– ускорить оформление членства в ШОС Индии, Ирана, Монголии, приглашение в качестве кандидатов Вьетнама, Афганистана, Пакистана и других стран;

– разработать и внедрять проект четвертого геополитического пространства в составе: Россия (СНГ), Индия, Иран, Афганистан, возможно, Япония и другие страны;

– предложить модернизацию ООН и ее Совета Безопасности, переводу их деятельности на цивилизационный принцип. (СБ ООН, постоянные представители от России (СНГ), Китая, Индии, стран ислама, Латинской Америки, Африки, Японии, Европы, Северной Америки.);

– активизировать объединение усилий в рамках СНГ (Евразийский Союз) ШОС, БРИКС по отработке прорывных инновационных технологий, особенно в ядерной, наномолекулярной и иных областях, по разработке новых систем безопасности.

Процесс мироперестроения могут и должны организовать Россия, Индия и Китай. Три континентальные, самодостаточные державы, три цивилизации со своими духовными ценностями, не испытывающие друг к другу антагонизма, вполне способны совместными усилиями начертать контуры нового мироустройства без гегемонии англо-американской военщины и глобального ростовщического, паразитирующего олигархата. Сегодня нет цивилизации, которая не испытывала бы, явно или тайно, ненависть к Западу. И Россия обязана возглавить этот процесс. Такова ее историческая и геополитическая судьба.

Факторы многообразия современного мира. Мировое сообщество в ХХI в. весьма разнообразно. Мультикультуральность, множественность политических и социально-экономических укладов, разнообразие традиций и ценностей усиленно проявляются в современную эпоху благодаря ряду факторов, среди которых активная миграционная мобильность, скорость и практически неограниченность информационного обмена, небывалая производственная кооперация.

В настоящее время части мира (регионы, страны), кроме географического положения и природно-климатических условий, культуры, религии и традиций, отличаются также политическим устройством, уровнем научно-технического и социально-экономического развития.







Соотнесите предложенные изображения с названиями факторов многообразия современного мира для иллюстрации в нём места Беларуси. Создайте собственную подборку для визуализации своеобразия нашей или другой страны мира (по выбору) и обоснуйте свой визуальный ряд.

В XXI век Россия вступила динамично развивающимся обществом. Важные изменения происходили в каждой сфере общественной жизни — политической, экономической, социальной, духовной.

Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти.

В экономической сфере общества в начале XXI века произошли важные изменения. Экономический спад сменился подъёмом, который продолжался до мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, затронувшего и Россию. В настоящее время Россия смогла преодолеть и сам кризис, и его последствия благодаря грамотно разработанной экономической политике государства по выходу из создавшегося положения.

На сегодняшний день главными отраслями экономики России являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в первую очередь нефти, газа и угля, а также леса. Кроме того, в России успешно развиваются производство чёрных и цветных металлов, вооружений, оборудования для атомных электростанций, химических удобрений, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы выросло производство автомобилей. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров зерна.

Но есть в экономическом развитии России и проблемы. Наша страна производит очень мало собственной обуви, тканей, одежды; сильно зависит от импорта лекарств, мяса, овощей и фруктов, самолётов, бытовой техники и компьютеров. Но наличие этих проблем означает, что российским предпринимателям есть чем заняться в ближайшее время.

В духовной сфере общества укрепляются связи между представителями разных религиозных конфессий (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и государством, которое не препятствует людям в выборе веры и посещении культовых объектов, как это было при советской власти. Напротив, современную Россию характеризует процесс массового строительства храмов, монастырей, мечетей.

Социальная сфера претерпевает в нашей стране значительные изменения. Особенно они касаются роста доходов населения. Например, повысился уровень и качество жизни людей, занимающихся предпринимательством. Кроме того, выросли доходы у тех, кто занят в производстве и продаже электричества, предоставлении услуг тепло- и водоснабжения, продаже нефти и газа, строительстве и производстве строительных материалов. Улучшился уровень жизни людей, работающих в сфере услуг и торговле. Поэтому россияне стали больше покупать автомобилей, бытовой техники, делать евроремонт в своих квартирах. В больших и малых городах выросли кварталы новостроек из многоэтажных домов и коттеджей. Граждане России чаще стали выезжать за границу с деловыми и туристическими целями

Но есть в России люди, чей уровень жизни остаётся не достаточно высоким. Это сельские жители, работники промышленных предприятий, оснащённых устаревшим оборудованием, пенсионеры, особенно одинокие.

Основное население России составляют средний ( его в Росси нет )и низший классы, на долю высшего класса приходится 3-5% населения страны. Средний класс представляют высокообразованные граждане нашей страны. Они заняты в бизнесе, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях, в государственном управлении.

Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации.

Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга - в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия.




С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой - расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о “промежуточном” варианте сотрудничества с этими странами - без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу “Партнерство во имя мира”. К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и “двойными технологиями” в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России. В 1994 г. было принято решение о расширении “семерки” ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли приходится на ЕС - главного партнера по модернизации страны. В то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

В XXI век Россия вступила динамично развивающимся обществом. Важные изменения происходили в каждой сфере общественной жизни — политической, экономической, социальной, духовной.

Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти.

В экономической сфере общества в начале XXI века произошли важные изменения. Экономический спад сменился подъёмом, который продолжался до мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, затронувшего и Россию. В настоящее время Россия смогла преодолеть и сам кризис, и его последствия благодаря грамотно разработанной экономической политике государства по выходу из создавшегося положения.

На сегодняшний день главными отраслями экономики России являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в первую очередь нефти, газа и угля, а также леса. Кроме того, в России успешно развиваются производство чёрных и цветных металлов, вооружений, оборудования для атомных электростанций, химических удобрений, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы выросло производство автомобилей. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров зерна.

Но есть в экономическом развитии России и проблемы. Наша страна производит очень мало собственной обуви, тканей, одежды; сильно зависит от импорта лекарств, мяса, овощей и фруктов, самолётов, бытовой техники и компьютеров. Но наличие этих проблем означает, что российским предпринимателям есть чем заняться в ближайшее время.

В духовной сфере общества укрепляются связи между представителями разных религиозных конфессий (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и государством, которое не препятствует людям в выборе веры и посещении культовых объектов, как это было при советской власти. Напротив, современную Россию характеризует процесс массового строительства храмов, монастырей, мечетей.

Социальная сфера претерпевает в нашей стране значительные изменения. Особенно они касаются роста доходов населения. Например, повысился уровень и качество жизни людей, занимающихся предпринимательством. Кроме того, выросли доходы у тех, кто занят в производстве и продаже электричества, предоставлении услуг тепло- и водоснабжения, продаже нефти и газа, строительстве и производстве строительных материалов. Улучшился уровень жизни людей, работающих в сфере услуг и торговле. Поэтому россияне стали больше покупать автомобилей, бытовой техники, делать евроремонт в своих квартирах. В больших и малых городах выросли кварталы новостроек из многоэтажных домов и коттеджей. Граждане России чаще стали выезжать за границу с деловыми и туристическими целями

Но есть в России люди, чей уровень жизни остаётся не достаточно высоким. Это сельские жители, работники промышленных предприятий, оснащённых устаревшим оборудованием, пенсионеры, особенно одинокие.

Основное население России составляют средний ( его в Росси нет )и низший классы, на долю высшего класса приходится 3-5% населения страны. Средний класс представляют высокообразованные граждане нашей страны. Они заняты в бизнесе, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях, в государственном управлении.

Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации.

Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга - в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия.

С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой - расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о “промежуточном” варианте сотрудничества с этими странами - без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу “Партнерство во имя мира”. К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и “двойными технологиями” в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России. В 1994 г. было принято решение о расширении “семерки” ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли приходится на ЕС - главного партнера по модернизации страны. В то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

1. Какие критерии используются для анализа экономического положения разных стран мира?

- уровень социально-экономического развития (объемы ВВП и ВНП на душу населения, отраслевая структура ВВП, качество жизни);
- индекс социального развития;
- реальные доходы на душу населения;
- средняя продолжительность жизни;
- жилищная обеспеченность;
- здравоохранения;
- уровень образования;
- прирост населения.

- по направленности (внутренние, внешние);
- по срокам (постоянная, временная);
- по критерию законности (легальная, нелегальная);
- по мотивам (социально-экономическая, военная, политическая, религиозная);
- по цели (образовательная, коммерческая, трудовая, религиозная);
- по организации (организованные, неорганизованные, принудительные).


Эмиграция Что вынуждает людей
уехать из страны
безработица
военные конфликты
бедность
Иммиграция Что мотивирует людей
переселиться в страну
уровень жизни
трудоустройство и бизнес
семья

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества.


ПРИРОДА СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА

Во второй половине ХХ века радикально
изменились как сама система международных отношений, так и
традиционные представления о базовых принципах ее организации.
Итогом Второй мировой войны, самого масштабного вооруженного
конфликта в истории человечества, стало противостояние коммунизма и
капиталистического мира, основанное на принципе баланса сил.
Сложившаяся биполярная система породила и своеобразный баланс
слабости: стремясь заручиться как можно большей поддержкой, каждая
из сторон закрывала глаза на недостатки и даже пороки своих
союзников.

Однако на рубеже ХХ и XXI столетий
становится очевидным: суверенитет отдельных государств несовместим
с международной демократией, предполагающей подчинение в той или
иной форме меньшинства большинству. Доктрина соблюдения прав
человека отказывает попирающим их правительствам во внутренней и
внешней легитимности. Отсутствие демократических порядков внутри
отдельных стран, их неспособность к социальному и экономическому
развитию заставляют усомниться в способности таких наций
реализовывать свои суверенные права.

Последние десятилетия богаты примерами
неприятия западных ценностей и образа жизни в развивающихся
странах, стремящихся замкнуться в своей отсталости. Подобные
примеры особенно многочисленны в Африке и Азии, но весьма заметны и
на территории бывшего Советского Союза: среднеазиатские (ныне
центральноазиатские) республики, жившие на протяжении десятилетий
за счет ресурсов, технологий и интеллектуального капитала России,
сегодня представляют собой сырьевые экономики с полуфеодальной
политической системой. Губительные попытки отвергнуть ценности
современной цивилизации, стремление к самоизоляции характерны и для
части российского политического класса.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИСТЕМНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
МИРОВОГО ПОРЯДКА

Сложные исторические перипетии
послевоенной эпохи обусловили высокую степень неструктурированности
современной системы международных отношений. В наибольшей мере эта
неструктурированность была порождена тремя обстоятельствами.
Во-первых, продолжительной подчиненностью всех политических
процессов задачам холодной войны. Во-вторых, резким ростом влияния
экономических факторов в глобальной политике. И, в-третьих,
сокращением возможности использования традиционной военной силы в
конфликтных ситуациях. Все эти обстоятельства не были адекватно
оценены и не получили отражение в сложившейся ныне системе
международных институтов.

Доклад, безусловно, заслуживает
отдельного глубокого обсуждения, однако он не уменьшил ощущение
того, что и в экспертной среде наблюдается острый дефицит новых
идей.

Второе обстоятельство, обусловившее
высокую степень неструктурированности современной системы
международных отношений, связано с нарастающей глобализацией
мировой экономики, которая придает политическое измерение, казалось
бы, сугубо хозяйственным проблемам. В новых условиях выявилась
неспособность к эффективному функционированию политических
институтов, сформированных еще в то время, когда никто не мог даже
помыслить ни о диктате цен на сырье со стороны международных
картелей, ни о возможности банкротства суверенных заемщиков, ни об
образовании регионов свободной торговли, ни тем более о единых
валютных зонах, охватывающих несколько национальных экономик.
Преодоление экономических кризисов и финансовых катаклизмов
напрямую связано с теми или иными формами краткосрочного (а
возможно, и продолжительного) ограничения столь важного фактора в
системе международных институтов, как национальный суверенитет.
Однако правомерность подобного ограничения нынешней теорией
международных отношений практически не признается.

Наиболее очевидным примером того, как
экономическая глобализация трансформируется в политическую
интеграцию, выступает Европейский союз. Успех относительно
скромного проекта объединения угольной и сталелитейной индустрии
Франции и Германии привел в свое время к созданию Европейского
экономического сообщества, превратившегося спустя несколько
десятилетий в сегодняшний ЕС, самый сложный политический организм в
человеческой истории. Это уникальное политико-хозяйственное
образование доказывает не только экономическую эффективность, но и
социальную благотворность интеграции, порождающей относительно
справедливое и вполне конкурентоспособное общество. Одновременно мы
становимся свидетелями того, как процесс абсолютно добровольного
ограничения суверенитета включает в себя все большее число
участников. При этом объединенная Европа демонстрирует новый
вариант экспансионистской политики – пожалуй, наиболее эффективный
и социально приемлемый из всех, какие только знала история.

Наконец, третье обстоятельство,
обусловившее неструктурированность современной системы
международных отношений, – сокращение возможности использования
традиционной военной силы в конфликтных ситуациях. В условиях
нарастания глобальной нестабильности, весьма заметной после
завершения холодной войны, дезориентирован и наиболее мощный
международный военно-политический альянс – НАТО. Выполняя на
протяжении сорока лет задачи стратегического сдерживания в Европе,
НАТО продемонстрировала свою неспособность наказать агрессоров,
нанесших 11 сентября 2001 года удар по Соединенным Штатам, а два с
половиной года спустя – по Европе (взрывы поездов в Испании). За
последнее десятилетие альянс включил в себя более десятка новых
членов, но так и не переосмыслил основные элементы своей стратегии,
de facto раскололся в связи с военной операцией в Ираке и более чем
осторожно рассматривает возможное расширение своей зоны
ответственности.

ЧТО НАС ОЖИДАЕТ?

В условиях все большей непредсказуемости
глобальных процессов, усугубления уже стоящих перед человечеством и
появления новых проблем ни одно из национальных государств не
способно в одиночку гарантировать собственную безопасность. Если
тот или иной регион окажется втянутым в серию разрушительных
конфликтов, их негативное влияние неизбежно распространится и на
остальные, в том числе и более благополучные, страны и регионы.
Именно поэтому сегодня важно оценить возможные варианты развития
мировой политической архитектуры и определить наиболее приемлемые
(или, по меньшей мере, наименее катастрофичные) из них.

Все ныне имеющиеся концепции
относительно того, как в дальнейшем будет или должен
эволюционировать мировой порядок, можно разделить на три большие
группы.

Так, после окончания холодной войны
широкое распространение (особенно в США) получила идея о том, что
на планете надолго установился однополярный мир, de facto
управляемый Америкой. Сторонники данной идеи исходят из того, что
Соединенные Штаты, находящиеся в расцвете своего могущества, во все
большей степени реализуют стратегию односторонних действий, а
немалая часть американских политиков и экспертов уже вовсю
воспевают мощь и величие новой Империи. Их оппоненты, правда,
указывают на то, что перенапряжение сил единственной сверхдержавы
неизбежно. Кроме того, с подобным развитием событий никогда не
согласятся большинство членов мирового сообщества, которые
непременно начнут стремиться к совместному противостоянию
глобальному гегемону.

Более существенным, однако, нам
представляется не то, к каким последствиям может привести
воплощение в жизнь такого сценария, а то, что сам он основан на
сомнительных предпосылках и самообмане. Да, сегодня Америка –
мощнейшая экономическая держава. Но ее относительная мощь серьезно
уступает уровню конца 1940-х – начала 1950-х или начала 1920-х
годов. Беспрецедентный на первый взгляд военный потенциал США на
поверку оказывается крайне ограниченным, о чем свидетельствуют
попытки стабилизировать ситуацию в ряде регионов планеты.
Политического влияния Вашингтона также недостаточно для того, чтобы
эффективно купировать самые опасные процессы в современном мире.
Чего, например, стоит неспособность США не только предотвратить
обретение ядерного оружия Индией и Пакистаном, но и
воспрепятствовать развернутой Исламабадом активной торговле
компонентами ОМУ и технологиями его производства! При всем своем
могуществе Америка бессильна и в том, что касается разрешения
одного из ключевых конфликтов современности –
арабо-израильского.

Сколь различными ни казались бы идеи
однополярного и многополярного мира, обе они базируются на общей
предпосылке: каждая страна или группа стран проводит ту или иную
политику, исходя из своего отношения к другим странам. Подобная
идеология кажется нам отжившей и малоперспективной.

Политика, основанная на подобном
подходе, вряд ли может лечь в основу эффективного управления миром.
Практика показывает, что отстающие страны, как правило, не способны
самостоятельно выйти из пике и в них рано или поздно вызревают
проблемы, выплескивающиеся во все остальные регионы, – от
терроризма и распространения оружия массового уничтожения до
разрушения локальных экосистем и возникновения масштабных
эпидемий.

Наконец, существует третья группа
концепций, которые мы охарактеризовали бы как маргинальные по
причине обреченного пессимизма одной их части и ни на чем не
основанного оптимизма другой.

Первоначально всем этим странам
предстоит заключить между собой ряд соглашений, определяющих их
общую позицию в отношении глобальных социальных проблем и вопросов
международной безопасности, и декларировать решимость бороться с
опасными тенденциями мирового развития. Новая коалиция, или альянс,
провозгласит свою верность идеалам, воплощенным в Уставе ООН, и
приложит усилия к тому, чтобы действия Организации Объединенных
Наций стали более эффективными и решительными.

По завершении второго этапа возникнет
серьезная политическая и военная коалиция развитых стран. Для нее
будут характерны ясные и открыто декларируемые принципы отношений с
остальным миром. Применение силы станет возможным лишь в случаях,
заранее оговоренных со всеми остальными субъектами международных
отношений (например, покровительство террористическим организациям,
массовые нарушения прав человека, геноцид, религиозные
преследования, явная неспособность правительств контролировать
ситуацию в пределах собственной страны). Это, с одной стороны,
внесет в систему международных отношений больше определенности,
сократив влияние на нее падающих и несостоявшихся стран, и, с
другой стороны, укажет не входящим в коалицию государствам на
четкие рамки свободы их действий по отношению к собственным
народам, сопредельным странам и международным нормам.

Очевидным отличием новой системы
международных отношений от нынешней станет и восстановление системы
управления падающими и несостоявшимися государствами усилиями
отдельных великих держав или их коалиции. Но не с целью
эксплуатации природных богатств или людских ресурсов этих стран, а
ради защиты элементарных прав их граждан и предоставления им
гарантий соблюдения, как таковых. Вестфальская система не уйдет в
прошлое, но будет модифицироваться по мере установления приоритета
прав человека над правами народов, наций и государств.

Насколько все эти прогнозы окажутся
реальными, зависит от способности развитых стран координировать
свою политику, подчинять свои текущие конъюнктурные цели задачам
построения предсказуемого и безопасного мира. Мы не можем с
уверенностью сказать сейчас, сколь сильной окажется решимость
правительств этих стран двигаться по избранному пути. Но надеемся
на то, что перспективное видение все же возьмет верх над
сиюминутными интересами.

Читайте также: