Мир романов тургенева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Романы занимают особое место в творчестве И.С. Тургенева. Именно в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России.

Романы И.С.Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым", "Новь" называют художественной летописью жизни русского народа на протяжении почти полувека. Романы Тургенева – это жизненные зарисовки, без грубых приключений. В них занимательность сведена к минимуму и максимально усилены элементы социальный и психологический.

В своей совокупности романы Тургенева явились художественной летописью идейных исканий и духовной жизни русской интеллигенции нескольких эпох - от 40-х до 70-х годов, что придает им непреходящую ценность.

В сюжетно-композиционном плане тургеневские романы строятся как романы испытания: герой и его идеи проходят проверку на истинность и прочность через столкновение с действительностью и с носителями иных идей. Последнее обстоятельство обусловило особое значение и место в художественной структуре романов Тургенева такого элемента, как диалоги-споры (таковы споры Рудина с Пигасовым, Лаврецкого с Паншиным и Михалевичем, Базарова с Павлом Кирсановым, Одинцовой и Аркадием и т.д.).

Романы Тургенева характеризует особый тип времени и пространства, в рамки которого заключены события произведения. Как правило, это один-два летних месяца, время расцвета природы и чувств человека. Автор во всех своих романах следует принципу, проводя зримую параллель жизни человека и природы.
В основе сюжета – рассказ об испытаниях героев любовью. Способность героев
к глубокому чувству – важная черта характеристики персонажа. Неслучайно
ключевые в смысловом отношении эпизоды объяснения между героями
происходят в разгар лета, на открытом воздухе: в саду (Лиза и Лаврецкий), около пруда (Наталья и Рудин), у открытого в сад окна (Одинцова и Базаров), в роще (Марианна и Нежданов).
Символическая роль отводится Тургеневым и времени суток. Как правило, это
вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент
духовного единения или разлада мотивирован более глубоко.
В этих сюжетных узлах повествования отчетливо проявляется мысль писателя
о человеке как части природы и об активной роли ее в формировании
духовного начала личности.
Особенности романов определяют и композицию образов, способы их психологической характеристики. Тургенева интересует сам процесс
переживания. Он не наделяет своих героев склонностью анализировать переживания, предоставляя читателю право самому судить о масштабе чувств, которые испытывает герой. Завершая сцену признания в любви Базарова Одинцовой, Тургенев кратко замечает: "Одинцова протянула вперед обе руки,
а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо
трепетало. это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей".
Эмоциональная рефлексия, как считал Тургенев, таит в себе большие познавательные и эстетические возможности, чем анализ ее. Поэтому такую
важную роль в раскрытии внутреннего мира героев играют описательные
элементы: портрет и пейзаж.
Тургенев – мастер портретной характеристики. Он считает необходимым дать читателю представление о внешнем облике даже незначительного (в сюжетном отношении) персонажа.
Портрет становится формой выражения авторской позиции. В романах Тургенева первое впечатление от героя, как правило, не меняется, подтверждаясь его поступками.
Особая роль принадлежит портрету в создаваемых Тургеневым женских
образах. Они проникнуты мягким лиризмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно женщины и девушки в произведениях Тургенева пробуждают к жизни лучшие духовные качества героев.
Пейзаж в произведениях Тургенева – не просто описание природы,
окружающей человека, а ключ к характеристике персонажа. Собственно пейзаж перестает быть описанием окружающей человека природы:
он становится средством психологической характеристики героя, "картиной" его душевного состояния.
Важен для характеристики психологического облика персонажа мотив дороги в пейзажной зарисовке. Тургенев создает особую поэтику пейзажа как близкого пространства, в котором живет человек. Так, неслучайно роман "Отцы и дети", посвященный острой проблеме современности, открывается пейзажем дороги, а завершается пейзажной зарисовкой могилы Базарова: философским
размышлением о жизненном пути, пройденном героем.

В основе сюжета практически всех романов Тургенева лежит любовная интрига. Испытание любовью определяет развитие действия в произведениях. Тургенев тщательно "отбирает" события, которые характеризуют переживания его персонажей, оставляя на периферии внимания читателя эпизоды, содержащие бытовые зарисовки среды.

Мир русской усадьбы. Дворянское гнездо, как уютный мир, растревожено, находясь в условиях новых общественных отношений Герой романа непременно терпит крах как в любви, так и в делах. особый образ - тургеневские девушки, скромные, тонко чувствующие, готовые во имя любви на жертву и борьбу, но так и не реализовавшие свои надежды. Большую роль играет в романах пейзаж, лиричность стиля изложения.

Романы Тургенева характеризует особый тип хронотопа - времени и пространства, в рамки которых заключены события произведения. Как правило, это один-два летних месяца - времени расцвета природы и чувств человека. Тургенев во всех своих романах следует принципу, избранному еще в пору становления своего как писателя, проводя зримую параллель жизни человека и природы. В основе сюжета - рассказ об испытаниях героев любовью: способность героев к глубокому чувству - важная черта характеристики персонажа. Не случайно ключевые в смысловом отношении эпизоды объяснения между героями происходят в разгар лета, на открытом воздухе: в саду (Лиза и Лаврецкий), около пруда (Наталья и Рудин), у открытого в сад окна (Одинцова и Базаров),в роще (Марианна и Нежданов). Символическая роль отводится Тургеневым и времени суток. Как правило, это вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент духовного единения или разлада мотивирован более глубоко. В этих сюжетных узлах повествования особенно отчетливо проявляется мысль Тургенева о человеке как части природы и об активной роли ее в формировании духовного начала личности.

Однако это событие мало повлияло на судьбу Тютчева. Весной 1822 года он уехал за границу в составе русской дипломатической миссии в Мюнхене и в течение двадцати лет жил не в России Обе жены поэта были немками (Тютчев, овдовев, женился вторично), не говорившими по- русски. Языком его домашнего общения был французский, на нем он говорил на службе, писал статьи и частные корреспонденции. На русском Тютчев писал только стихи.

Стихотворение написано на русском языке женщине, не владевшей им. Тютчев кладет рукопись в один из гербариев супруги, составлением которых она увлекалась, и только спустя двадцать лет, через два года после смерти поэта оно было обнаружено его Эрнестиной Федоровной.

Лирика Тютчева - поэзия мысли. Она стала отражением процесса мучительных поисков ответа на вечные вопросы бытия. В становлении Тютчева лирика большую роль сыграла поэзия Гейне и Гете, культура немецкого романтизма с его искренней верой в то, что страсть к познанию является двигателем человеческой культуры.

На лирических пейзажах Тютчева лежит особая печать, отражающая свойство его собственной натуры – эмоционально чуткой, чувствительной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. Они всегда соотнесены с природой человека. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило.

Даже взаимная любовь разрушает личность. Тютчев слишком хорошо знал это, переживая трагический разлад в собственном сердце, рвавшемся навстречу Елене Денисьевой, и сохранявшем признательность и любовь к Эрнестине Федоровне, жене поэта.

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье
И роковое их слиянье
И поединок роковой.

О, этот Юг, о эта Ницца!…
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица
Подняться хочет – и не может.

В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд

Тургенев И.С.jpg

Основные темы в творчестве писателя

Тургенев раскрывает актуальные и злободневные проблемы своего времени, освещая их с различных сторон. Именно в контексте этих проблем и разворачивается идеологическая борьба, происходившая в те времена в российском обществе. Также немаловажной для писателя была тема нравственности, устройства общества; рассказывал он и о многих аспектах психологии человеческих отношений. И, наконец, нельзя не отметить, что существенное внимание уделялось Тургеневым любви, природе, возвышенному. В этих областях проявилось высшее мастерство Ивана Сергеевича.

Завершение творческого пути

В свои последние годы жизни писатель несколько отходит от проблем, которые присущи обществу. В большей мере Иван Сергеевич концентрируется на тех вопросах, что часто называют извечными — любовь и ненависть, жизнь и смерть, страдание и счастье. Писатель в большей мере освещает философские вопросы бытия и его смысла.

Хотя Тургенев был подлинно русским писателем, немало лет своей жизни он прожил за рубежом. Он сделал существенный вклад в популяризацию русской культуры. Например, именно при содействии Тургенева начали переводиться на иностранные языки произведения других выдающихся литераторов — Лермонтова, Толстого, Пушкина и др.

Читайте также: