Апологетика и патристика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Становление средневековой философии.Становление средневековой философии является очень своеобразным моментом истории философии. Завершающаяся античная философия в лице неоплатонизма уже не является только философией. Возникающее новое религиозное мировоззрение еще не является канонической религией. В результате, с одной стороны, всякая философия объявляется язычеством и ересью, а с другой – выдвигается задача создать новую богооткровенную философию.

Апологетика и патристика.В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Ø Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Ø Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

Ø природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

Ø соотношение свободы и благодати;

Ø отношение веры и разума.

Основное время развития патристики – III – VIII вв.

Августин Аврелий, по мнению многих современных исследователей средневековья, заложил основы христианской философии. В центре его размышлений - проблемы Бога, мира и человека, веры и разума, вечности и времени, божественной благодати и свободы личности, добра и зла, смысла истории.

Лучшее из философских сочинений св. Августина – одиннадцатая книга "Исповеди", в которой философ пытается определить сущность времени. Почему мир не был сотворен раньше, спрашивает Августина воображаемый оппонент? Да потому, что никакого "раньше" не было, отвечает Августин. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени. Он вечно пребывает вне потока времени. Рассуждая, таким образом, Августин приходит, по сути дела, к релятивистской теории времени. На этом пути философ сталкивается с разными трудностями, ведь прошлое и будущее не имеют существования сейчас, реально существует только настоящее. Да и настоящее – это только мгновение. Августин предлагает осмысливать прошедшее и будущее как настоящее: прошедшее – это воспоминание о прошлом, существующее сейчас, а будущее – это ожидание сейчас того, что возможно со временем произойдет. Существует, заявляет Августин, три времени: "настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и настоящее будущих предметов". "Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда".

Смысл подхода, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица. Теория, согласно которой время является только аспектом наших мыслей, представляет собой одну из самых крайних форм субъективизма. Но это, несомненно, талантливая теория, которая является значительным шагом вперед по сравнению с греческой философии.

Труд "О граде Божием" и был ответом Августина на это обвинение. Но по мере написания книги Августин вышел за пределы первоначального замысла и развернул целую христианскую схему истории – прошлой, настоящей и будущей.

Христиане, указывает далее Августин, не должны тревожиться из-за разграбления Рима, так как они располагают убежищем в "странствующем граде Божием". В настоящем мире два града – земной и небесный – взаимно перемешаны, но в грядущем мире избранные и отверженные будут разделены. В настоящей жизни нам не дано знать, кто окажется избранным. Св. Августин утверждает, что Бог разделил людей на избранников и проклятых не за их заслуги или грехи, а по своему произволу. Все одинаково заслуживают проклятия, и потому проклятые не вправе роптать на свою судьбу. Град Божий – это сообщество избранников. Цель истории вершится не на земле: земные государства – "разбойничьи шайки", необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество избранных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Что касается способности людей к познанию, то Августин уверен, что есть вещи, которые могут быть познаны при помощи разума (этим занимаются философы), но в области религиозного знания мы должны полагаться на Священное Писание. Мы не должны доискиваться понимания того, как существовали время и пространство до сотворения мира: до сотворения не было никакого времени, и там, где нет мира, нет никакого пространства. Познание Бога приобретается только через Христа.

Августин дает высокую оценку философии Платона. Ему импонирует то, что Платон отвергал материализм. Прав был Платон и тогда, когда утверждал, что чувственное восприятие не является источником истины. Августин солидарен с Платоном в том, что чувственный мир ниже мира вечного. Последователи Платона, утверждает Августин, добились больших успехов по сравнению с другими философами в логике и этике и наиболее близки к христианству. Аристотель несколько уступает Платону, но оба – что важно для Августина – утверждали, что все боги добры, и всем им нужно воздавать божеские почести. Августин уверен, что не может быть истинных добродетелей там, где нет истинной религии.

Книга Августина "О граде Божьем" оказала большое влияние на развитие западного богословия. Особенное значение имела идея о том, что государство может стать частью града Божьего, лишь подчинившись церкви во всех религиозных вопросах.

После смерти Августина (начало V в.) философская мысль переживала застой. Это столетие было временем варварских нашествий, хаоса и падения Западной империи. То немногое, что уцелело от культуры древнего Рима в обстановке всеобщего упадка цивилизации было сохранено в первую очередь церковью. Церковные учреждения стали тем оплотом, в рамках которого позднее стало возможным возрождение знания и искусства. С конца IX в. в Западной Европе начинается постепенный цивилизационный подъем. В этом процессе, по крайней мере, на первых порах, большую роль сыграли монастыри.

Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины.

Становление средневековой философии.Становление средневековой философии является очень своеобразным моментом истории философии. Завершающаяся античная философия в лице неоплатонизма уже не является только философией. Возникающее новое религиозное мировоззрение еще не является канонической религией. В результате, с одной стороны, всякая философия объявляется язычеством и ересью, а с другой – выдвигается задача создать новую богооткровенную философию.

Апологетика и патристика.В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Ø Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Ø Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

Ø природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

Ø соотношение свободы и благодати;

Ø отношение веры и разума.

Основное время развития патристики – III – VIII вв.

Августин Аврелий, по мнению многих современных исследователей средневековья, заложил основы христианской философии. В центре его размышлений - проблемы Бога, мира и человека, веры и разума, вечности и времени, божественной благодати и свободы личности, добра и зла, смысла истории.

Лучшее из философских сочинений св. Августина – одиннадцатая книга "Исповеди", в которой философ пытается определить сущность времени. Почему мир не был сотворен раньше, спрашивает Августина воображаемый оппонент? Да потому, что никакого "раньше" не было, отвечает Августин. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени. Он вечно пребывает вне потока времени. Рассуждая, таким образом, Августин приходит, по сути дела, к релятивистской теории времени. На этом пути философ сталкивается с разными трудностями, ведь прошлое и будущее не имеют существования сейчас, реально существует только настоящее. Да и настоящее – это только мгновение. Августин предлагает осмысливать прошедшее и будущее как настоящее: прошедшее – это воспоминание о прошлом, существующее сейчас, а будущее – это ожидание сейчас того, что возможно со временем произойдет. Существует, заявляет Августин, три времени: "настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и настоящее будущих предметов". "Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда".

Смысл подхода, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица. Теория, согласно которой время является только аспектом наших мыслей, представляет собой одну из самых крайних форм субъективизма. Но это, несомненно, талантливая теория, которая является значительным шагом вперед по сравнению с греческой философии.

Труд "О граде Божием" и был ответом Августина на это обвинение. Но по мере написания книги Августин вышел за пределы первоначального замысла и развернул целую христианскую схему истории – прошлой, настоящей и будущей.

Христиане, указывает далее Августин, не должны тревожиться из-за разграбления Рима, так как они располагают убежищем в "странствующем граде Божием". В настоящем мире два града – земной и небесный – взаимно перемешаны, но в грядущем мире избранные и отверженные будут разделены. В настоящей жизни нам не дано знать, кто окажется избранным. Св. Августин утверждает, что Бог разделил людей на избранников и проклятых не за их заслуги или грехи, а по своему произволу. Все одинаково заслуживают проклятия, и потому проклятые не вправе роптать на свою судьбу. Град Божий – это сообщество избранников. Цель истории вершится не на земле: земные государства – "разбойничьи шайки", необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество избранных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Что касается способности людей к познанию, то Августин уверен, что есть вещи, которые могут быть познаны при помощи разума (этим занимаются философы), но в области религиозного знания мы должны полагаться на Священное Писание. Мы не должны доискиваться понимания того, как существовали время и пространство до сотворения мира: до сотворения не было никакого времени, и там, где нет мира, нет никакого пространства. Познание Бога приобретается только через Христа.

Августин дает высокую оценку философии Платона. Ему импонирует то, что Платон отвергал материализм. Прав был Платон и тогда, когда утверждал, что чувственное восприятие не является источником истины. Августин солидарен с Платоном в том, что чувственный мир ниже мира вечного. Последователи Платона, утверждает Августин, добились больших успехов по сравнению с другими философами в логике и этике и наиболее близки к христианству. Аристотель несколько уступает Платону, но оба – что важно для Августина – утверждали, что все боги добры, и всем им нужно воздавать божеские почести. Августин уверен, что не может быть истинных добродетелей там, где нет истинной религии.

Книга Августина "О граде Божьем" оказала большое влияние на развитие западного богословия. Особенное значение имела идея о том, что государство может стать частью града Божьего, лишь подчинившись церкви во всех религиозных вопросах.

После смерти Августина (начало V в.) философская мысль переживала застой. Это столетие было временем варварских нашествий, хаоса и падения Западной империи. То немногое, что уцелело от культуры древнего Рима в обстановке всеобщего упадка цивилизации было сохранено в первую очередь церковью. Церковные учреждения стали тем оплотом, в рамках которого позднее стало возможным возрождение знания и искусства. С конца IX в. в Западной Европе начинается постепенный цивилизационный подъем. В этом процессе, по крайней мере, на первых порах, большую роль сыграли монастыри.

Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины.

Период средневековой философии в Европе охватывает десять веков (с V по XV). Эпоху средних веков в философии принято разделять еще на три последовательных этапа: это апологетика, патристика, схоластика.

Апологетика и патристика

Апологетика – это первое течение средневековой философии, возникшее с целью защиты идей христианства от господствующих на то время идей языческих. Апологеты видели в основе философии учение христианства.

Что означает слово "апологетика"

Апологетика это

Главные задачи ранних апологетов

Защита христианских общин и отстаивание права на исповедование новой религии – вот первоочередные задачи, которые ставила перед собой апологетика. Это выражалось в написании трудов, которые были адресованы в первую очередь представителям власти – императорам и наместникам. В своих сочинениях апологеты пытались убедить правителей в лояльности поклонников своей новой религии. Большую часть своих трудов они как раз направляли властным мужам, дабы те их прочли.

В условиях постоянных притеснений апологеты всеми силами пытались добиться признания своей религии. Обращались они и к своим поклонникам, к ранним христианам. При этом они всячески внушали им идею исключительности и избранности и поощряли мученичество.

Апологетика и патристика

Первые апологеты и их отношение к философии

Многие исследователи считают, что апологеты по сути своей и не были философами как таковыми. Они, скорее, риторы. Дискутируя с образованными и подкованными язычниками, они поднимали вопрос о Христе с целью доказать, что все хорошее и разумное в язычестве было не чем иным, как проявлением Христа-логоса.

Труды ранних апологетов начали появляться еще со второго века. Среди самых известных апологетов – Юстин Мученик, Аристид, Татиан Ассирийский, Афинагор, Квинт Тертуллиан и другие богословы-философы.

Марциан Аристид из Афин

Первая апология, которая дошла до наших дней, датирована учеными 125 годом нашей эры. Это труд Марциана Аристида из Афин, который был адресован римскому императору Адриану (или Антонину Пию).

Христианская апологетика

В тексте апологии Аристид говорит о том, что мир приводит в движение некая посторонняя сила, которая и есть Бог. Сам же Бог – совершенный, недосягаемый и недвижимый. При этом Аристид считает неправильным почитать, как настоящего Бога, различные божества эллинов, ведь они имеют человеческие недостатки, а потому – несовершенны. Именно из-за неправильных представлений о Боге, по мнению философа, имеют место междоусобицы и войны между людьми. Аристид уверяет, что только христиане имеют правильное представление о Боге и призывает почитать его все народы.

Юстин Мученик из Самарии

Без учения Юстина Мученика очень сложно представить себе такой период философии, как апологетика. Это путешествующий философ-богослов, живший в 110-167 годах. Погиб мученической смертью в Риме.

апологетика в философии

Татиан Ассириец и его труд

Средневековая апологетика подарила миру еще одного выдающегося мудреца: это Татиан Ассириец, который жил примерно в 120-175 годах нашей эры. Он много путешествовал, а когда прибыл в Рим, то стал учеником Юстина Мученика (незадолго до его смерти).

апологетика патристика схоластика

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан из Карфагена

Августин Блаженный и его учение

Ярчайшим представителем патристики является Августин Блаженный, оказавший значительное влияние на всю средневековую философию. В своем учении ему удалось удачно соединить неоплатонизм и постулаты христианства. На этой основе он трактует зло как недостаток добра.

средневековая апологетика

Христианство, распространяясь в пределах Римской империи, перерабатывало античную философию. Осмысление христианства, текстов Ветхого и Нового заветов, позволило заложить основы средневековой философии, которая, не смотря на большое количество направлений и борьбу идей, сформировалось в целостную систему к концу XIV в..

Средневековую философию условно можно разделить на три периоды:

1) апологетика (II – V вв.);

2) патристика (III-VIII вв.);

3) схоластика (XI-XIV вв.).

Применялись аллегория и логические доказательства.

Работы писались многими известными мыслителями, наиболее выдающиеся труды были апологии Юстина, Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий. Философские идеи можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Главной проблемой является проблема соотношения разума и веры, языческой философии и христианского вероучения.

По его мнению, разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принять разум. То, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера. Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что и приводит его к первородному греху. Но это дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл там, где есть свобода.

Патристика – это религиозно-философское учение философов и богословов раннего периода христианства и прежде всего так называемых отцов церкви (богословов, учение которых оказалось доминирующим в формировании христианской ортодоксальной теологии). В период патристики происходило формирование догматов христианского вероучения. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II – III вв.) и зрелую (III – VIII вв.); а так же на восточную, греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); и западную, латинскую (Августин, Боэций и др.).

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, интересовавшие патристиков были:

- Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями;

- Природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

- Соотношение свободы и благодати;

- Отношение веры и разума.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских.




Объясняя мироустройство, Августин придерживался мнения, что все произошло от Бога и в силу этого все существующее в мире является благим. Зло – недостаток, повреждение. Идеи Бога вечны. Сущность человека – вечно стремиться к ним. Зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, человек совершает зло, так как зло – отсутствие добра. Зло – относительно, добро – абсолютно.

Видным представителем периода патристики был Боэций (480 – 524 гг.). Пытался решить проблему универсалий.

Ему принадлежит классификация семи свободных искусств, которые делятся на 2 блока:

1) грамматика, риторика, диалектика – набор гуманитарных дисциплин (трехпутье (trivium));

Философия средних веков.

  1. Раннее средневековье. Апологетика (Тертуллиан). Патристика (Аврелий Августин, Боэций).
  2. Схоластика: пердсхоластика, ранняя схоластика (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр), зрелая схоластика (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот), поздняя схоластика (Оккам).
  3. Философия эпохи Возрождения.

Христианство, распространяясь в пределах Римской империи, перерабатывало античную философию. Осмысление христианства, текстов Ветхого и Нового заветов, позволило заложить основы средневековой философии, которая, не смотря на большое количество направлений и борьбу идей, сформировалось в целостную систему к концу XIV в..

Средневековую философию условно можно разделить на три периоды:

1) апологетика (II – V вв.);

2) патристика (III-VIII вв.);

3) схоластика (XI-XIV вв.).

Применялись аллегория и логические доказательства.

Работы писались многими известными мыслителями, наиболее выдающиеся труды были апологии Юстина, Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий. Философские идеи можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Главной проблемой является проблема соотношения разума и веры, языческой философии и христианского вероучения.

По его мнению, разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принять разум. То, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера. Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что и приводит его к первородному греху. Но это дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл там, где есть свобода.

Патристика – это религиозно-философское учение философов и богословов раннего периода христианства и прежде всего так называемых отцов церкви (богословов, учение которых оказалось доминирующим в формировании христианской ортодоксальной теологии). В период патристики происходило формирование догматов христианского вероучения. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II – III вв.) и зрелую (III – VIII вв.); а так же на восточную, греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); и западную, латинскую (Августин, Боэций и др.).

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, интересовавшие патристиков были:

- Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями;

- Природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

- Соотношение свободы и благодати;

- Отношение веры и разума.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских.

Объясняя мироустройство, Августин придерживался мнения, что все произошло от Бога и в силу этого все существующее в мире является благим. Зло – недостаток, повреждение. Идеи Бога вечны. Сущность человека – вечно стремиться к ним. Зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, человек совершает зло, так как зло – отсутствие добра. Зло – относительно, добро – абсолютно.

Видным представителем периода патристики был Боэций (480 – 524 гг.). Пытался решить проблему универсалий.

Ему принадлежит классификация семи свободных искусств, которые делятся на 2 блока:

1) грамматика, риторика, диалектика – набор гуманитарных дисциплин (трехпутье (trivium));

Апологетика и патристика в средневековой философии (Христианство, распространяясь в пределах Римской империи, перерабатывало античную философию. Осмысление христианства, текстов Ветхого и Нового заветов, позволило заложить основы средневековой философии, которая, не смотря на большое количество направлений и борьбу идей, сформировалось в целостную систему к концу XIV в..

Средневековую философию условно можно разделить на три периоды: 1) апологетика (II – V вв.); 2) патристика (III-VIII вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

Патристика – это религиозно-философское учение философов и богословов раннего периода христианства и прежде всего так называемых отцов церкви (богословов, учение которых оказалось доминирующим в формировании христианской ортодоксальной теологии). В период патристики происходило формирование догматов христианского вероучения. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II – III вв.) и зрелую (III – VIII вв.); а так же на восточную, греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); и западную, латинскую (Августин, Боэций и др.).

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, интересовавшие патристиков были:

• Троичность бога и соотношение между божественными ипостасями;

• Природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

• Соотношение свободы и благодати;

• Отношение веры и разума.

Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Идея бога, проблема разума и веры, сущности и существование в философии.

. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Читайте также: