Цивилизация запада в средние века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.

Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.

В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.

Раннее Средневековье

Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]

До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]

Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.

Юстиниан Великий.

Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]

В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]

Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.

Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.

Карл Великий.

Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.

7.jpg

Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]

Высокое Средневековье

К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.

Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]

9.jpg

Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]

Осень Средневековья

Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.

Битва при Азенкуре.

На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]

Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.

Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]

· раннее Средневековье (V–IX вв.) – время формирования этнического состава Европы и возникновения европейских государств;

· классическое Средневековье (IX–XI вв.) – время господства феодализма;

· позднее Средневековье (XII–XV вв.) – время кризиса средневекового общества и возникновения индивидуального предпринимательства, время зарождения нового общественного строя – капитализма.

Рассмотрим характерные черты цивилизации западного Средневековья.

1. Лидирующая роль городов, становившихся центрами торговли, свободомыслия, развития искусств и образования. Экономические отношения в них регламентировались ремесленными цехами и купеческими гильдиями. В Северной Италии возникли города-государства Генуя, Венеция, Флоренция с республиканским строем. Во Флоренции появились первые шерстяные мануфактуры и впервые сложились основные классы буржуазной эпохи – промышленная буржуазия и наемные рабочие. Эти города славились архитектурными постройками, в них жили и творили великие мастера изобразительного искусства. Городскую культуру отличали антифеодальные и реалистические тенденции. С кон. XI в. в городах стали создаваться университеты, преподавание в которых велось на латинском языке. К кон. XV в. в Западной и Центральной Европе их было 65.

Средневековые города сильно отличались от современных по своему внешнему виду. Они были окружены высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений. Ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей и очень близко друг к другу, вследствие чего улицы были темными и очень узкими. Долгое время в городах Европы не было мостовых, водопровода и канализации, а единственным просторным местом оставалась рыночная площадь с собором и ратушей (зданием городского совета). Дома и улицы освещались факелами, и потому нередко случались пожары.




3. Зарождение мирового рынка. В эпоху Великих географических открытий (XV–XVI вв.) усилились международные контакты: торговля, обмен информацией, культурные связи между Западом и Востоком. Торговые пути переместились на Атлантику, в Балтийское и Северное моря. Было заложено колониальное могущество Португалии и Испании. Результатом Великих географических открытий, основным стимулом которых была жажда восточных сокровищ, стало создание мировой колониальной системы, хищническая эксплуатация населения захваченных территорий, работорговля, массовое вымирание целых народов. С этого времени Запад явственно накладывает свой цивилизационный отпечаток на все последующее мировое развитие.

5. Специфичность развития научных знаний и техники. Восток превосходил Западную Европу по уровню материально-технического и научного развития. Он стал для европейцев своеобразным посредником в деле распространения и утверждения передовых идей и технологических новшеств. Взаимообмен между Востоком и Западом значительно обогатил материальное разнообразие обоих континентов, положительно сказываясь на предприимчивости и творческой энергии людей.

В распространении научных знаний немалую роль сыграло книгопечатание, изобретенное в Китае в VII в. В 1434 г. немецкий ювелир И. Гуттенберг создал механический печатный станок с разборным металлическим шрифтом и прессом. К 1500 г. книгопечатание получило известность уже в 12-ти странах. Оно стало не только мощным фактором культурного подъема, но и воплощением одной из первых технологически наиболее совершенных идей рождавшегося массового производства. В XII в. итальянские, испанские и французские мастера освоили известную на Востоке технологию производства бумаги из тряпичных отходов.

Базу развития будущей машинной индустрии составили мельницы – водяная и ветряная. Они применялись для приведения в действие молотов, открытия ворот в порту, в железоделательном производстве, сельском хозяйстве. Исключительное значение для прогресса техники имели механические часы, появившиеся в Европе уже в VII в. как первый автомат, основанный на утилитаризации физических свойств равномерного движения. В XV в. мастер Хейнляйн из Нюрнберга сконструировал карманные часы. С распространением механических часов стало меняться миропредставление средневекового человека – ремесленники и купцы осознали время как принадлежащую им ценность и превратили его в предмет купли-продажи.

6. Особенности политического развития. Средневековье стало временем существования феодальных монархий, поддерживаемых церковью, эпохой постоянных усобиц и многочисленных войн. На смену античным империям пришли вассально-сеньориальные и сословно-представительные монархии, имперские ассоциации и торговые союзы. Средневековая Европа была биполярной (по определению Ф. Броделя). Два торгово-политических союза конкурировали между собой: Ганза (союз городов центра северной Европы со столицей в Брюгге, а затем в Любеке) и республики Апеннинского полуострова (Венеция, Генуя). В XVI–XVIII вв. сложился стабильный абсолютистский режим, который характеризуется совершенствованием средств производства, формированием национального самосознания, появлением абсолютных монархий (Ю. В. Яковец назвал этот период предындустриальной, раннекапиталистической цивилизацией). Эпицентрами становления предындустриальных обществ были Италия, Франция, Германия, в которых активно развивались буржуазные отношения.

Вопросы

1. Генезис западноевропейского Средневековья.

2. Духовные основы цивилизации средневекового Запада.

3. Городская европейская культура в Средние века.

4. Мироощущение и образ жизни средневекового человека.

5. Влияние Востока на развитие средневекового Запада.

Методические советы

Составьте схему социального устройства западноевропейского средневекового общества. Как строились взаимоотношения феодалов и крестьян? Как они менялись с течением времени? Почему в эпоху Средневековья люди объединялись в корпорации, а в античный период такой потребности не было?

Какие факторы, на ваш взгляд, стали определяющими в формировании ценностных ориентаций средневекового человека? Как вы думаете, какую роль в истории средневековой Западной Европы сыграла борьба светской и духовной власти?

2. Во втором вопросе главный акцент должен быть сделан на роли христианства в истории европейской средневековой цивилизации. Приведите факты, подтверждающие эту роль и свидетельствующие о том, какое место христианские ценности занимали в культурной жизни людей.

4. Изучая содержание четвертого вопроса, попытайтесь определить, какими были образ жизни и культура повседневности средневекового человека? Какие новые явления, по сравнению с античностью, несла в себе семейная жизнь средневекового европейца? Каким было правовое и общественное положение женщин и детей в тогдашнем обществе? Существовали ли в то время демографические проблемы и почему?

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 128–136.

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. Т. 1: Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Его же. Избранные труды. В 4-х т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.

4. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5. Семенникова Л. И. Цивилизация в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

6. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

Тема 6

· раннее Средневековье (V–IX вв.) – время формирования этнического состава Европы и возникновения европейских государств;

· классическое Средневековье (IX–XI вв.) – время господства феодализма;

· позднее Средневековье (XII–XV вв.) – время кризиса средневекового общества и возникновения индивидуального предпринимательства, время зарождения нового общественного строя – капитализма.

Рассмотрим характерные черты цивилизации западного Средневековья.

1. Лидирующая роль городов, становившихся центрами торговли, свободомыслия, развития искусств и образования. Экономические отношения в них регламентировались ремесленными цехами и купеческими гильдиями. В Северной Италии возникли города-государства Генуя, Венеция, Флоренция с республиканским строем. Во Флоренции появились первые шерстяные мануфактуры и впервые сложились основные классы буржуазной эпохи – промышленная буржуазия и наемные рабочие. Эти города славились архитектурными постройками, в них жили и творили великие мастера изобразительного искусства. Городскую культуру отличали антифеодальные и реалистические тенденции. С кон. XI в. в городах стали создаваться университеты, преподавание в которых велось на латинском языке. К кон. XV в. в Западной и Центральной Европе их было 65.

Средневековые города сильно отличались от современных по своему внешнему виду. Они были окружены высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений. Ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей и очень близко друг к другу, вследствие чего улицы были темными и очень узкими. Долгое время в городах Европы не было мостовых, водопровода и канализации, а единственным просторным местом оставалась рыночная площадь с собором и ратушей (зданием городского совета). Дома и улицы освещались факелами, и потому нередко случались пожары.

3. Зарождение мирового рынка. В эпоху Великих географических открытий (XV–XVI вв.) усилились международные контакты: торговля, обмен информацией, культурные связи между Западом и Востоком. Торговые пути переместились на Атлантику, в Балтийское и Северное моря. Было заложено колониальное могущество Португалии и Испании. Результатом Великих географических открытий, основным стимулом которых была жажда восточных сокровищ, стало создание мировой колониальной системы, хищническая эксплуатация населения захваченных территорий, работорговля, массовое вымирание целых народов. С этого времени Запад явственно накладывает свой цивилизационный отпечаток на все последующее мировое развитие.

5. Специфичность развития научных знаний и техники. Восток превосходил Западную Европу по уровню материально-технического и научного развития. Он стал для европейцев своеобразным посредником в деле распространения и утверждения передовых идей и технологических новшеств. Взаимообмен между Востоком и Западом значительно обогатил материальное разнообразие обоих континентов, положительно сказываясь на предприимчивости и творческой энергии людей.

В распространении научных знаний немалую роль сыграло книгопечатание, изобретенное в Китае в VII в. В 1434 г. немецкий ювелир И. Гуттенберг создал механический печатный станок с разборным металлическим шрифтом и прессом. К 1500 г. книгопечатание получило известность уже в 12-ти странах. Оно стало не только мощным фактором культурного подъема, но и воплощением одной из первых технологически наиболее совершенных идей рождавшегося массового производства. В XII в. итальянские, испанские и французские мастера освоили известную на Востоке технологию производства бумаги из тряпичных отходов.

Базу развития будущей машинной индустрии составили мельницы – водяная и ветряная. Они применялись для приведения в действие молотов, открытия ворот в порту, в железоделательном производстве, сельском хозяйстве. Исключительное значение для прогресса техники имели механические часы, появившиеся в Европе уже в VII в. как первый автомат, основанный на утилитаризации физических свойств равномерного движения. В XV в. мастер Хейнляйн из Нюрнберга сконструировал карманные часы. С распространением механических часов стало меняться миропредставление средневекового человека – ремесленники и купцы осознали время как принадлежащую им ценность и превратили его в предмет купли-продажи.

6. Особенности политического развития. Средневековье стало временем существования феодальных монархий, поддерживаемых церковью, эпохой постоянных усобиц и многочисленных войн. На смену античным империям пришли вассально-сеньориальные и сословно-представительные монархии, имперские ассоциации и торговые союзы. Средневековая Европа была биполярной (по определению Ф. Броделя). Два торгово-политических союза конкурировали между собой: Ганза (союз городов центра северной Европы со столицей в Брюгге, а затем в Любеке) и республики Апеннинского полуострова (Венеция, Генуя). В XVI–XVIII вв. сложился стабильный абсолютистский режим, который характеризуется совершенствованием средств производства, формированием национального самосознания, появлением абсолютных монархий (Ю. В. Яковец назвал этот период предындустриальной, раннекапиталистической цивилизацией). Эпицентрами становления предындустриальных обществ были Италия, Франция, Германия, в которых активно развивались буржуазные отношения.

Вопросы

1. Генезис западноевропейского Средневековья.

2. Духовные основы цивилизации средневекового Запада.

3. Городская европейская культура в Средние века.

4. Мироощущение и образ жизни средневекового человека.

5. Влияние Востока на развитие средневекового Запада.

Методические советы

Составьте схему социального устройства западноевропейского средневекового общества. Как строились взаимоотношения феодалов и крестьян? Как они менялись с течением времени? Почему в эпоху Средневековья люди объединялись в корпорации, а в античный период такой потребности не было?

Какие факторы, на ваш взгляд, стали определяющими в формировании ценностных ориентаций средневекового человека? Как вы думаете, какую роль в истории средневековой Западной Европы сыграла борьба светской и духовной власти?

2. Во втором вопросе главный акцент должен быть сделан на роли христианства в истории европейской средневековой цивилизации. Приведите факты, подтверждающие эту роль и свидетельствующие о том, какое место христианские ценности занимали в культурной жизни людей.

4. Изучая содержание четвертого вопроса, попытайтесь определить, какими были образ жизни и культура повседневности средневекового человека? Какие новые явления, по сравнению с античностью, несла в себе семейная жизнь средневекового европейца? Каким было правовое и общественное положение женщин и детей в тогдашнем обществе? Существовали ли в то время демографические проблемы и почему?

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 128–136.

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. Т. 1: Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Его же. Избранные труды. В 4-х т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.

4. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5. Семенникова Л. И. Цивилизация в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

6. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

Даты начала и конца средневековья достаточно условны. Этот период начинается в конце V столетия и заканчивается где-то в середине XV века.

Гипотетически новую эпоху ознаменовало свержение варваром Одоакром последнего императора Рима. Закат её одними учёными привязывается к 1453 году, когда под натиском османских полчищ пал Константинополь. Другие историки считают, что Великие географические открытия стали началом следующего периода в развитии европейской цивилизации.

Синтез античных и варварских традиций с зарождающимися христианскими взглядами стал основой формирования общества новой экономической формации.

Традиционные взгляды на средневековье.

Время достаточно сложное и противоречивое и сегодня разными учёными трактуется порой диаметрально противоположно.

В любом случае бесспорно то, что это качественно иная, абсолютно новая ступень формирования западной цивилизации. Её характеризует особое напряжение духовных сил человечества на пути прогресса и процветания.

Этапы формирования средневековой Европы.

Первый этап был спровоцирован нашествием варваров на Великий Рим. Империя гибла, а её развалины становились первоначальным наброском Европы.

Затем VIII–X века, особенно время правления Карла Великого, Людовика Великолепного, когда образуется каролингский этап. Это неудавшаяся Европа, но свой след в формировании средневековья она оставила.

Накануне своего тысячелетия европейская цивилизация начинает обретать черты реальности.

XI–XII века запечатлели рождение феодальной Европы.

Обрушившиеся на формирующуюся цивилизацию Запада катаклизмы XIV–XV веков грозят разрушением, но всё-таки щадят эти протоевропейские конструкции. Чёрная оспа, почти общеевропейская война между Англией и Францией. Утрата церковью своей руководящей роли после Филиппа IV Красивого в борьбе с папой и тамплиерами. Все эти события как бы предваряют приход нового века – эпохи Возрождения

Ведущая роль церкви в развитии европейской цивилизации.

Следует отметить особую роль христианства, которое возглавило социальные и культурные изменения общества. Церковь повела за собой народы, которые после распада Римской империи могли погрузиться в хаос и тьму . Она была единственным социальным институтом той поры, который смог нарисовать стройную картину будущего мира и повести к ней все племена и народности Европы.

Христианство предложило средневековому человеку всеобъемлющий комплекс теософских знаний о мире и самом человеке, обусловив развитие целостной мировоззренческой культуры, объединившей европейцев. Вера в Бога, идеи милосердия, всепрощения, неприятие стяжательства и наживы, другие христианские ценности стали основой рождения человека новой средневековой формации, создания новой общности людей, объединённой не только территориально, но и духовно.

Иерархическая структура церкви стала образцом для создания новых государственных образований, возникающих на развалинах Римской империи.

Христианство выступило объединяющим началом и обусловило формирование новой средневековой формации взамен уходящих отношений античности. В отношениях феодальной раздробленности, политической немощи новообразованных государств, бесконечных междоусобиц, непрекращающихся войн церковь стала связующим звеном. Христианская вера создала нерушимый духовный конгломерат народов Европы, образовав единую вероисповедальную общность.

Средневековая цивилизация Востока.


Понимание Востока и исторических процессов, формировавших в средние века этот регион, невозможно без отказа признавать западный путь развития единственно верным. В противоположность Западному пути развития под влиянием объективных условий был предопределено иное направление движения общества. Буфер из славянских племён, защищавший на протяжении веков Европу от набегов безжалостных кочевых племён, не спасал восточные страны. История Китая, Турции, Ирана и других государств полна трагических страниц борьбы с кочевыми племенами. Земледельческие страны подвергались нашествию сотен тысяч захватчиков, периодически порабощавших эти территории. Ключ к правильному осмыслению своеобразия Востока лежит в глубоком знании исторических событий Средневековья.

Основные причины формирования восточной цивилизации.

Географические границы Средневекового Востока начинаются в Северной Африке, затем объединяют непосредственно Ближний и Средний Восток, всю Центральную и Среднюю Азию, территорию Юго-Восточной Азии с Индией включительно. Замыкает эти рубежи Дальний Восток.

Что спровоцировало процесс перехода к Средневековью стран восточной части евразийского континента:

Во-первых, это распад Римской империи, на обломках которой, Восток, как и Запад, столкнулся с необходимостью строительства новой жизни в иных условиях.

Во-вторых, появление на исторической сцене новых народов, стремящихся к власти. Турки-сельджуки, кочевники-монголы сыграли значительную роль в своеобразии формирования цивилизации восточного региона. Значительную роль в написании исторических страниц восточного средневековья сыграл и арабский халифат, поглощённый впоследствии Османской империей. Он дал восточной цивилизации могущественную религию – ислам.

В-третьих, огромное значение, по аналогии с христианством, имело возникновение новых религий и возникших на их основе цивилизаций.

Своеобразие восточной цивилизации.

Важнейшим фактором, обусловившим своеобразие формирования восточной цивилизации, стал ряд причин, которые обошли стороной Европу:

  • Отсутствие возможности скрупулёзно формировать социальные и политические институты власти, развивать общественные структуры с дальнейшей их трансформацией в общеевропейскую цивилизацию.
  • Варварские племена в пограничных районах заставляли быть в постоянной готовности отражения возможной агрессии. В таких условиях было не до формирования гражданского общества с частной собственностью, свободой взглядов и другими демократическими правами.
  • Безжалостная борьба за выживание целых этносов требовала жесточайшего деспотизма власти, чтобы обеспечить беспрекословное подчинение в условиях военных действий.
  • Восток, в отличие от Европы, не стал единым целым: огромная пропасть размежевала племена кочевников и оседлые культуры. Индия, Китай, чуть позже Япония и Арабский халифат формировали свои цивилизации разными путями, имели непохожие религии. Этнос каждой восточной страны жил отличался своим миросозерцанием, этикой и обычаями, официальной идеологией и государственностью.

Ошибочность сравнительной трактовки Востока и Запада.

В истории обеих цивилизаций достаточно много общих моментов, но с периода средних веков каждая начинает идти своим путём. Это обстоятельство, осложнённое многими объективными факторами, предопределило возникновение различий между двумя цивилизациями. Восток и Запад, возникшие из осколков Римской империи, сегодня представляют совершенно разные общественные формации.

Западноевропейская средневековая цивилизация

Средневековая западноевропейская цивилизация сформировалась после эпохи варварства

Возникла западноевропейская средневековая цивилизация на руинах Римской Империи, и её становлению предшествовали Тёмные века. Она прошла через разные периоды, от варварства до централизации власти и последующего распада из-за феодальной раздробленности. Средневековье, как считается, закончилось примерно в 1300 году. В начале XIV века в Италии началась эпоха Возрождения, которая позднее распространилась и на другие страны Европы. Само Средневековье обычно разделяют на Раннее (500-1100 годы), Высокое (1100-1300 годы) и Позднее (1300-1400 годы). При этом Позднее Средневековье и эпоха Возрождения – это синонимы.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Этому периоду европейской истории предшествовали Тёмные века. Раннее Средневековье продлилось около 6 веков, и на него оказало огромное влияние Великое переселение народов, когда из-за вторжения гуннов с востока многие народы с периферии бывшей Римской империи начали переселяться на новые земли. Именно в этот период возникла империя Карла Великого, огромное государство, занимавшее площадь в 1,2 млн км². Это было самое крупное государственное образование в средневековой Европе, но просуществовало оно недолго, и в середине IX века распалось на три королевства. После этого началась эпоха западноевропейского феодализма, которая во многом определила облик европейских государств на много столетий вперёд.

Западноевропейский феодализм

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

У этого периода нет чётких временных рамок, но считается, что он охватывает примерно XII-XIII века. К этому времени оформились крупнейшие европейские города, которые стали важными экономическими и культурными центрами. Процветали ремёсла, численность населения росла, а слабые прежде торговые связи между раздробленными феодальными государствами начали укрепляться. Немалую роль сыграло и независимое развитие монетарных систем в разных средневековых западноевропейских государствах, которые создали собственные денежные системы и начали чеканить свои монеты из драгоценных металлов. На Руси, например, собственных монет в это время ещё не было (так как серебряных месторождений к тому моменту ещё не открыли), поэтому в ходу были европейские монеты, которые оценивались не по номиналу, а по весу драгоценных металлов, из которых они были изготовлены.

Реконкиста

На протяжении почти всего Средневековья в Западной Европе продолжалась Реконкиста – отвоёвывание у мавров Пиренейского полуострова

Также стоит отметить появление зачатков капитализма. Именно в эпоху расцвета средневековой цивилизации в Европе возникли первые цеха, специализирующиеся на разных областях промышленности. Мастера цехов прибегали к найму рабочих, что стало одной из предпосылок отмирания крепостного права и его замены наёмным рабочим трудом.

Период расцвета закончился в начале XIV века. Сперва разразился Великий голод 1315 – 1317 годов, затем началась эпидемия чумы, которая унесла, по разным оценкам, от 30% до 60% от общей численности населения Европы. Низкая эффективность средневековой медицины поспособствовала частичному возрождению языческих культов и всплеску религиозного фанатизма. Эпидемия чумы оставила в европейской истории неизгладимый след.


— от крушения западной римской империи (5 век) или появления ислама (7 век) до падения Константинополя (1453 г.) или открытия Америки (1492 г.) или начало Реформации (1517 г.) или начала Английской буржуазной революции (1640г) и др.

Средневековое общество было иерархичным.

Для стран Европы (Англии, Франции, Германии и др) было характерно прохождение 4-х этапов развития:

2. сеньориальная монархия (11-12 вв)

3. сословно-представительная монархия (12-14 вв.)

4. абсолютная монархия (15-17 вв)

Основные признаки феодализма:

1. Феодальная собственность на землю

феод — земельный надел, передаваемый в собственность под условие несения воинской службы

2. Деление общества на сословия

сословие — группа людей, права которых закреплены в законе и передаются по наследству

3. Крепостное право

крепостное право — это форма экономической и внеэкономической зависимости крестьян.

Политический строй

сюзерен

Вассалы: светские и духовные феодалы

(князья, графы, архиепископы, епископы)

Вассалы: бароны, рыцари

Вассалы: горожане

Вассалы: крестьяне


Рыцарство как сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Первоначально рыцарем мог стать любой фермер, имеющий лошадь и амуницию, и только через несколько столетий рыцарство стало передаваться как титул по наследству.

Формирование сословно-представительной монархии

Одновременно с ростом королевской власти,помимо его мощного соперника — церкви, появляется еще одна сила, оспаривающая право первенства в государстве — феодалы.

Крупные феодалы лишь формально подчинялись королю, реально от сюзерена они не зависели (феодалы имели собственных вассалов, чеканили свои деньги, вели войну и осуществляли суд).

В Европе начинается феодальная раздробленность.

Светская и духовная знать укрепляют свои позиции в управлении государством.

С 10 по 13 вв по всей Западной Европе прокатилась волна признания независимости городов . Одновременно развивались и сельские движения за автономию.

Появляются представительные органы власти:

Англия — парламент (1265 г)

Франция — Генеральные штаты

Испания — кортесы

Они контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в обсуждении государственных дел.

Признаки абсолютной монархии

— это такая форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, который суверенен и является источником всякого права.

Основным инструментом власти выступает бюрократия и армия.

После того, как христианство в 313 году становится признанной религией, церковь перестает быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере.

Церковь превращается в политическую силу:

— она получила в дар земельные наделы;

— разрабатывает догматы (вероучения);

— появляются монастыри;

— в 8 веке образовалось Папское государство ( в 4-5 вв римские епископы присвоили себе право называться Римскими Папами)

— в 15 веке духовенство владело 1/3 всей обрабатываемой земли

— в 1054 г христианство распалось на два самостоятельных направлениях: православие (Византия) и католиков (Рим)

— в 1096 — 1270 гг церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме.


Давным-давно во французской деревушке Клуа жил-был мальчик. В голодном 1212 году ему было лет десять-двенадцать, не больше. Звали его Стефан…

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины…


Церковь стала терять свой духовный авторитет.

Начинается раскол внутри католической церкви, а в 16 веке ей наносит мощный удар Реформация (борьба против порядков римской католической церкви) — Мартин Лютер.

С точки зрения законов аэродинамики шмель летать не способен, но он этого не знает и продолжает летать…

Нужно верить и знать, что все в этой жизни происходит ради твоего же блага и ты должен только одно: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И НЕСТИ СЧАСТЬЕ!

Instagram






"⚡Нам выпало интересное время:в материальном смысле наш мир. лучше, чем был когда-либо раньше, но это не мешает нам коллективно сходить с ума. По развитым европейским странам расползается. чувство беспомощности. Это ПАРАДОКС ПРОГРЕССА: чем лучше становится жизнь, тем больше тревоги и отчаяния мы ощущаем"⚡✍️- американский блогер и консультант по личностному развитию Марк Мэнсон, книга" Всё хреново. "✍️. Углубимся в пропедевтику✍️ (историю мысли человечества, зафиксированную в книгах) ✍️ ⚡ДРЕВНИЙ МИР⚡. ВОСТОЧНАЯ философия - интроверная (она с детства ориентирует человека на анализ своих поступков - погружение в себя✍️). Что на выходе?🤔 Философские практики по стрессоустойчивости💪, а продуктом восточной философии стали Религии разных направлений✍️ (буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в Палестине, ислам на аравийском полуострове и др) ✍️ ЗАПАДНАЯ же философия (АНТИЧНАЯ) - космоцентричная✍️, то есть, ориентированная на изучение устройства внешнего мира - родина рационального мышления👆 (формулы - наука-натурфилософия✍️). Какой продукт?🤔 Наука примененная на практике - комфортная среда жизни для человека (технологии)👆. Итак, 6-5 вв до Н. Э. ВОСТОК (АЗИЯ) делает ставку на познание человеком самого себя, ЗАПАД (ЕВРОПА, АНТИЧНОСТЬ) делает ставку на облегчение жизни человека, думая, что так человек станет добрее, умиротвореннее в благодарность за этот комфорт🤔. 21 век, наши дни: время подводить итоги, какой путь (восточный или западный) оказался верным? 🤔 Чем за комфорт заплатила Европа? 🤔

Читайте также: