Мир человеческой души в лирике м и цветаевой кратко

Обновлено: 28.06.2024


2 чел. помогло.

Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2-3 стихотворений)

… все равно, каких среди

Лиц - ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё равно и всё – едино.

Но если на дороге куст

Встаёт, особенно – рябина…

Куст рябины как символ родины перевешивает на чаше весов нравственного выбора все предыдущие аргументы.

М. Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув в своём творчестве трагической истории XX века, она раскрыла трагедию мироощущения человеческой души.
^

Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2 -3 стихотворений по выбору)

Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.

Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик:

В ней дума, в ней есть свобода,

В ней любовь, в ней есть язык.

Дей – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

Просто парень сам собой

Главный герой воплощает лучшие черты русского характера русского, проявляя их на войне. Перед нами возникает образ солдата – труженика. Теркин с некоторым юмором повествует молодым бойцам о фронтовой жизни. Этот человек воюет с самых первых дней, был ранен и три раза оказывался в окружении. Но Теркин не теряет бодрости духа, несмотря на все испытания, которые ему приходится преодолевать:

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Твардовский показывает, что простой солдат на войне – это труженик, который изо дня в день делает свою работу – защищает Родину. И делает он ее на совесть, не забывая о своей душе, оставаясь человеком.

У Твардовского особое отношение к простому солдату. Для него не начальники вершат историю, а обычные люди. Так было и раньше, так есть и сейчас:

…тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Русский труженик – солдат.

Твардовский говорит, не только о простом народе, но и генералах и начальниках, которым достается вся слава. Автору трудно принять эту несправедливость, но такова суровая действительность:

…Разделен издревле труд:

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

Маргарита в романе является носительницей огромной, логической и вдохновенной любви, которую автор назвал "вечной". И чем более непривлекательным, "скучным, кривым" (предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее "молнией". Маргарита борется за Мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

65. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14)

Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым художником, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее лирике.

Первая книга - дневник очень наблюдательного и одаренного ребенка, в котором ничего не выдумано, ничего не приукрашено — все прожито.

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выражен­ная индивидуальность, даже нота трагизма среди наивных и светлых стихов:

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет.

Действительно, поэзия Цветаевой — это своеобразный днев­ник, где нашли отражение все значительные события ее непростой жизни:

16 августа 1916

Вот и мир, где сияют витрины,

Вот Тверская, - мы вечно тоскуем о ней.

Кто для Аси нужнее Марины?

Милой Асеньки кто мне нужней?

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

Радость всех невинных глаз

В этот мир я родилась -

Поиск нового отразился и на общей организации ее стихов. Она широко использует логическое ударение, переносы, паузы не только для усиления экспрессивности стиха, но и для смыслового контрас­та, для создания особого интонационного жеста:

Безумье - и благоразумье,

Все, что наводит на раздумье,

Все слишком есть-

Во мне! - Все каторжные страсти

Так в волосах моих - все масти

Свершается страшная спевка, -

Обедня еще впереди!

Свобода! – Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

Цветаева, как и ее лирическая героиня, никогда не знала покоя. Она выходила навстречу всем ветрам, всем вьюгам и бурям настоя­щего и будущего:

Другие - с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем - английским

С хорошим, с широким,

Белый был - красным стал:

Красным был - белым стал:

Две руки - ласкать, разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и. вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Первая половина апреля 1920

Пора гасить фонарь

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез.

-Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

66. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17)

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Самоотдача - вот слово, которое дает ключ к пониманию твор­чества Пастернаком. Сам поэт писал не потому, что стремился к из­вестности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия - крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться это­го отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Творчество Пастернака не оставляет читателя равнодушным. В про­тивовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государ­ством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений. Это может означать только одно: поэт верно понимал свое предназначе­ние и делал то, что считал правильным.

Это - круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист

Это - двух соловьев поединок

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Есть в опыте больших поэтов

Черты естественности той,

Что невозможно, их изведав,

Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверяясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,

Когда ее не утаим.

Она всего нужнее людям,

Но сложное понятней им.

Я послан Богом мучить

Себя, родных и тех,-

Которых мучать грех.

Применительно к личности художника автор употребляет оп­ределения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт - заложник и должник, раб; он — в плену и в долгу перед жизнью:

Жизнь ведь тоже только миг,

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоот­дачу. Его не прельщает просто людская слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле, несмотря ни на что: судьбой за него проду­ман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман "Доктор Живаго". Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении "Февраль" (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник "Начальная пора", поэт

Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым человеком, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее лирике. Поэзия М.И.Цветаевой, как дневник, где нашли отражения все значительные события ее непростой жизни:

Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой поэтессы. Она изначально равняла мою лирическую героиню с собой. Исходя из этого стихи Цветаевой – личностные.

Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выраженная индивидуальность, даже выделен трагизм среди юных стихов:

«Ты дал мне детство – лучше сказки

Марина Ивановна всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть, ни от времени, ни от пространства.

Чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека. Такое одиночество не связано с присутствием или отсутствием кого-либо рядом. Это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Противостояние индивидуальной души автора всему убежденному обществу, потому что такое общество не всегда двигается в верном направлении. Именно это вызывает горечь сожаления у Цветаевой.

Я знаю, что ни перед кем

«Вот и мир, где сидят витрины,

Вот Тверская, – мы вечно тоскуем о ней.

Кто для Аси нужнее Марины?

М.И.Цветаева нашла точную и судовую формулу:

Вопрос №37: Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть.

Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и природа.

Мир в представлении Ф.И.Тютчева – это единое целое, вечно меняющееся и в то же время постоянно повторяющееся во всех изменениях. Поэт живописно описывает мгновения в жизни природы. Он всегда представляет это как звено, связующее прошлое и будущее.

Очень хорошо эта особенность видна в тютчевских пейзажах. Например, в стихотворении:

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

В этом стихотворении дана вся картина весны – от раннего, холодного марта – до веселого, теплого мая. Все здесь исполнено движением, и не случайно постепенно повторяются глаголы движения: бегут, идет, толпится… и др. Повторяя эти глаголы, автор рисует картину весны, полную динамики.

Фёдор Иванович создает образ живого, дышащего, говорящего существа. При этом важно заметить, что у поэта не только природа и человек исполнены жизни, но и время, сны. Например, в стихотворении:

«Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Например, в стихотворении:

«Неохотно и смело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Жизнь природы в поэзии Тютчева подчиняется не только таинственному колдовству, но и игре.

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Играющая природа – мотив, который тоже основан на представлении природы живым существом.

Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно назвать улыбку. Это для автора становится воплощением жизни и человека, и природы. Как в стихотворении:

«…В этом ласковом сиянье,

В этом небе голубом.

Есть улыбка, есть сознанье,

Столь же значимым для Фёдора Ивановича является и плач природы. Слезы – такой же знак истинной жизни для Тютчева, как и улыбка. Поэт соединил эти две способности: улыбаться и плакать в одном стихотворении:

«…И святое умиление

С благодатью чистых слез

Кнам сошло как откровенье

Вопрос №38: Личность и история в романе Л.Н. Толстого " Война и мир". Кутузов и Наполеон как два полюса романа. Роль авторских комментариев в произведении.

Л.Н.Толстого в романе волнует не военно-политическая история событий, а их нравственно-психологический смысл.

Наполеон в романе Льва Николаевича нравственно слеп, не способен понять ни добра, ни истины. Он предназначенный на роль палача всех народов, уверяя себя, что цель его поступков была на благо народу и что он мог руководить судьбами людей.

Кутузов – это полная противоположность Наполеону. Это воплощение народной нравственности, простоты, добра и правды. Михаил Илларионович, как подчеркнул Л.Н.Толстой, наделен истинной мудростью, которая побуждает во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом: что должно произойти, произойдет само.

Вопрос №39: Лирический герой и проблематика ранней поэзии В. Маяковского. Черты футуризма в стихотворении "А Вы могли бы?" Чтение наизусть.

Невозможно представить 20 век без В.В.Маяковского. Он окрасил собой целую эпоху, благодаря чему, стал самым известным поэтом-футуристом.

Характер раннего творчества В.В.Маяковского проявился достаточно ярко в первых произведениях, написанных совместно с поэтами-футуристами. Их целью было создание нового искусства, разрывающее все связи с традициями классической русской литературы. Поэт сразу заявляет о своем принципиально новом подходе к искусству:

« Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?"

Одна из самых важных тем в лирике Владимира Маяковского – тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Будучи одиноким в мире, автор выражал неприятие этого мира. Важнейшее из эмоциональных ощущений Маяковского – боль, страдание. Они возникают при столкновении поэта с окружающим миром. Болью и страданием окрашены и любовные стихи. Маяковскому удалось неразрывно соединить личные переживания, трагедию любовного чувства с политикой, с грядущей революцией.

Маяковскому была чужда эстетическая поэзия. Стих должен обладать взрывной, действенной силой. У В.В.Маяковского он никогда не бывает вялым. Автор не сообщает, не рассказывает – он убеждает и доказывает.

Владимир Владимирович был хорошим современным поэтом. Он остро ощущал ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, ритмику, рифму, изменяет даже графическую запись стиха. Поэт говорил, что старый поэтический язык изжил себя. И он ввел в поэзию язык улицы, грубый, но поэт поднял его до поэтического уровня, тем самым расширил читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом улицы, новой эпохи.

Реминисценция в литературе – это отсылка к другому произведению.

Образ Психеи и тема души в творчестве М. Цветаевой

По представлениям древних греков, Психея – это душа человека, которая изображалась в виде девушки с крыльями бабочки.

Готовые работы на аналогичную тему

Образ души пронизывает все творчество М. Цветаевой. Однако образ Психеи в ее творчестве возник не сразу и продержался в нем не до конца.

Образ Психеи в стихотворении 1918 года как проекция на сюжет Апулея

Психея в античной мифологии – возлюбленная Амура, бога любви.

В контексте рассматриваемого стихотворения отсылка к образу Психеи может быть интерпретирована как раскаяние М. Цветаевой, ее желание вернуть мужа. И история Психеи здесь оказывается подходящим кодом для описания этой ситуации.

Читайте также: