Новый образ русской деревни и крестьянской души кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бунин хорошо знал жизнь русской деревни и постарался в своей повести отразить правдивую картину сельского быта. Автор показывает темную сторону жизни крестьян, их ограниченность и нежелание что-то менять.

В образе небольшой деревеньки под названием Дурновка писатель показывает всю Россию. Неважно, в какой уголок заглянуть, везде так, как здесь.

Итак, деревню в повести И.А. Бунина мы видим глазами двух братьев Красовых, Тихона и Кузьмы. Картинка жизни в деревне лишена радости, все движется к своему логическому итогу, вымиранию, и нет никакой надежды на спасение. Небо мрачное, поля пустые… Вся огромная страна держится на мужике. А как он живет? О чем думает? С горечью в голосе автор отмечает, что деревенские жители - жестокие дикари, не имеющие образования, потерявшие нравственный облик. Они грязные и забитые.

В центре произведения - биография двух братьев Красовых. Тихон - хозяин, человек, имеющий власть. Он всю жизнь стремится к одной цели - разбогатеть. Его брат Кузьма - лирик и мечтатель, тактичный и добрый человек. На фоне биографии этих двух героев Бунин показывает широкое полотно жизни всей крестьянской Руси.

Мужики Бунина не только лишены материального достатка, они бедны душой. эти люди никогда ничему не учились, живут в дикости и невежестве и не стремятся к лучшему.

Многие дурновцы совершенно не понимают того, что происходит вокруг. Работник Кошель бывал на Кавказе, но ничего не может рассказать о тех краях. Ум этого мужчины настолько беден, что ничего нового в нем не задерживается. Зато Кошель с тупым суеверием рассказывает, что недавно повстречался с ведьмой. Учителем в деревне выступает солдат, главная наука которого - дисциплина. В остальном же он несет полную чепуху.

Автор рисует образ еще одного мужика, Серого. Имея три десятины земли, этот герой живет в нищете. Сеет он только половину пашни, да и то не убирает ее, а продает зерно на корню.

Умственная ограниченность этих людей выливается в их безумную жестокость. Мужик легко пойдет на убийство из-за нестоящего пустяка. Кузьма Красов сочувственно характеризует русский народ, называя его несчастным.

Писатель считает, что такой контингент способен только на бунт, жестокий и бессмысленный.

Онегин – образованный юноша, типичный аристократ, воспитанный французом. Он ведёт вполне вольный образ жизни: балы,различные театры, светские дамы. Но, в тоже время, от всех сверстников его отличает благородство его души и здравый ум. Со временем он начинает разочаровываться в жизни, пропадает интерес к современному светскому обществу и появляются недовольства окружающим его миром.

Онегин живёт без цели. С детства ему не привили любовь к труду. Поэтому, он не может довести до конца ни одно из начатых дел. В деревне он ведёт себя весьма благосклонно к крестьянам, но он никогда не задумывался об их судьбе. Больше всего его мучает ощущение пустоты в его жизни. Оторвавшись от светского общества, он окончательно теряет связь с людьми. Позже, он отвергает любовь невинной, душевной и чувственной до глубины души Татьяны Лариной. Он не осознает то, что потерял человека, который мог изменить его судьбу в лучшую сторону. Поддавшись сословным мнениям и испугавшись сплетен, Онегин убивает своего лучшего друга Ленского и уезжает странствовать по России. Эти скитания дают возможность герою полноценно взглянуть на жизнь и здраво оценить своё отношение к окружающим. Он понимает, как бесплодно и бессмысленно растратил годы многие годы своей жизни. После возвращения в Столицу, он вновь попадает в то светское общество. В нём вспыхивают необъяснимое чувство любви к Татьяне. Но теперь уже она замужняя женщина. Проявив самолюбие и эгоизм, как когда-то Евгений, Татьяна резко отвергает любовь Онегина.

Пример сочинения 2

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей. Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:

Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала, согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.

Пример сочинения 3

ЖИЗНЬ ОНЕГИНА В ДЕРЕВНЕ

"Евгений Онегин" - очень важное произведение для истории отечественной и мировой литературы благодаря целому ряду особенностей, среди которых - нетипичные для романов того времени локации, служащие сценой для развития сюжетных линий. Среди них одно из главенствующих мест занимает деревня, в которую направился Евгений Онегин после смерти своего дяди. Именно там зарождается дружба с Ленским, происходит знакомство с семьей Лариных, а позже старая деревенская мельница становится свидетельницей бессмысленного убийства.

С первых строк второй главы своего стихотворного романа Александр Сергеевич описывает новую "сцену" для своих героев:

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад

Прекрасная природа, тишина и размеренное течение жизни - вот что предстало перед Евгением. Практически сразу он заменил барщину оброком, чем существенно облегчил жизнь своих крестьян, но вызвал недовольство соседей. Для них Онегин в первую очередь был своего рода развлечением, диковинкой, которую каким-то чудесным образом занесло в их провинциальный край. Онегин же лишнего внимания всеми силами избегал, порой в прямом смысле этого слова. Он буквально сбегал от своих гостей через заднюю дверь:

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца

Манеры и привычки Онегина были чужды местному дворянству, но прекрасная внешность, холодность и статность Евгения по-прежнему привлекали всеобщее внимание, вызывали пересуды между соседями.

Александр Сергеевич также подробно описывает быт семьи Лариных, создавая прекрасный портрет всего поместного дворянства тех лет в целом:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам

Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она

Но скоро всё перевелось;
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла; стала звать
Акулькой прежнюю Селину

И только одна девушка, как и Онегин, слишком сильно выделялась и казалась чужой даже в своей родной семье - Татьяна Ларина. Ее можно назвать "дитя природы", а определение провинциальной барышни не совсем уместно по отношению к ней, в отличие от ее сестры Ольги. В сценах с Татьяной, происходящих в деревне, А.С. Пушкин уделяет природе много внимания, будь то ночь, когда девушка писала свое роковое письмо, или сад, где произошло объяснение с Онегиным. После отъезда героя девушка также проводит много времени на природе, занимая себя долгими прогулками.

Таким образом, в деревне Онегина окружали совершенно непонятные ему люди с иными взглядами на жизнь, принципами и привычками. Евгений не мог понять их, да и не хотел, этим и была продиктована его холодность и отстраненность. К местной природе он остался равнодушен так же, как и к Татьяне, несмотря на всю ее прелесть и красоту.

Онегину в деревне было откровенно скучно, но проблема здесь таится не в местности, а самом герое, его неспособности найти себе место и занятие, которое могло бы принести ему радость и ощущение значимости.

Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах, а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья:

После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве:

Это скорее даже не вопрос, а мини-сочинение. Хотя бы как его начать.

В 1910-1912 г. Бунин пишет дилогию: "Деревню" и "Суходол". Как говорил сам писатель, эти произведения неразрывно связаны общей задачей - раскрыть душу русского человека. В "Деревне" речь идет о крестьянском менталитете, в "Суходоле" - о дворянском, причем Бунин приходит к выводу, что в характере и тех, и других было одно: "или властвовать, или бояться". Тихон и Кузьма Красовы, по сути, являются пародией на Хоря и Калиныча (соответственно) из "Записок охотника" И. С. Тургенева, было бы любопытно их сравнить, если, конечно, текст знаком. Символом тупиковости русской истории становятся тщетные попытки Тихона завести детей, т. е. иметь будущее.

Главной темой своего творчества Бунин определил изображение “души русского человека”. “Я не стремлюсь описывать деревню в ее пестрой и текущей повседневности. Меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина”. Бунин в своих произведениях не давал конкретные ответы на извечные для России вопросы: “Кто виноват? ” и “Что делать? ”, а лишь пытался их найти, обращаясь к русской истории.
Темы “философии истории” и “души русских людей вообще” являются лейтмотивом его “программной” повести “Деревня”. В одном из внутренних диалогов этого произведения Бунин так говорит о русском человеке: “Не хвалитесь.. . что вы — русские! Дикий мы народ!. . Историю почитаешь — волосы дыбом станут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство. ” Жалея народ вообще, Бунин приходит к неутешительному итогу — в своих бедах виноват сам народ.
Незамысловатую жизнь крестьян Бунин изображает как бытийно значимую, таящую загадки национальной истории. В русском крестьянине и русском человеке вообще Бунина восхищали богатство натуры, талант, своеобразный артистизм, наивность, непосредственность и вместе с тем настораживали невежество сознания и стихийность чувств. Писатель с горечью отмечал смешение разнородных начал в народной жизни: недовольство обыденным и смирение с нечеловеческим существованием; мечтательность, желание подвига, высокий порыв и быстрая утомляемость, переменчивость настроения; доброта, долготерпение одних и безмерное своеволие, прихоть, беспощадный деспотизм других. А в результате — непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.
Герой повести Кузьма Красов, строгий, худой от голода и дум, мучительно размышляет о судьбе великой страны, о ее бесконечных богатствах и нищей убогости: “Чернозем-то какой! Грязь на дорогах — синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов — темная, густая.. . Но избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб — рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками.. . Пещерные времена, накажи Бог, пещерные! ”
Нет, это не Кузьма Красов, а сам автор выносит на суд читателя противоречивые свои думы о судьбе России, о Руси как о целом. Но за современными Бунину горькими картинами жизни крестьянской России он все время видит ее глубинную, многовековую историю, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбуженные силы, таящиеся в русском человеке.
Бунину приходилось слышать много упреков со стороны критиков в том, что жизнь деревни видится ему в слишком уж мрачных тонах, что он не знает и не понимает народ и даже стремится его очернить. Бунина эти упреки раздражали. “В деревне прошла моя жизнь, — парировал он, — следовательно, я имею возможность видеть ее своими глазами на месте, а не из окна экспресса”. Действительно, Бунин знал деревню так, как никто из писателей, что давало ему полное право на собственное суждение о ней.

Комментарий

Текст пронизан сожалением о том, что деревни отступают, а урбанизация набирает обороты. Только оставленные дома напоминают о том, какими были эти места. Горечь от происходящего прослеживается во всём отрывке, автор неуютно чувствует себя в покинутых поселениях, грустит и старается представить то, какой была ещё жилая деревня.

Присоединиться к вебинару

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

Забытые деревни: причины запустения и возможные решения проблемы

У каждой забытого места своя уникальная история, 20 век в России был богат на события, которые в большинстве своем негативно повлияли на русскую деревню. Лемболово в окрестностях северной столицы было разрушено до основания в годы Великой Отечественной войны. После победы наших войск населенный пункт был передвинут севернее. Возникла новая железнодорожная станция, которой было передано историческое название. Небольшая упраздненная деревня Питкямяки Ленинградской области сейчас является частью более крупного поселения Мяглово.

Проблемы русской деревни

В окрестностях Санкт-Петербурга есть упраздненная деревня Куммолово, настолько древняя, что первые упоминания о ней встречаются в писцовых книгах 16 века. На заброшенной территории располагается усадебный дом Блюменторста. Некогда роскошная постройка архитектора Беретти ныне угадывается лишь благодаря руинам. Остатки заросшего парка с былыми посадками плодовых деревьев, заболоченные пруды, где разводили форель, каменистые россыпи на местах прежних многочисленных строений сохранили историческую границу поселения. Причиной разрушения деревни послужила оккупация.

Рекомендуем прочесть: Ветераны Боевых Действий Льготы В 2021 Году В Красноярском Крае

Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? Корень зла автор видит в человеческом равнодушии к своей земле, в стремлении найти более лёгкую жизнь в городах. Об этом писатель говорит с чувством сожаления и боли. Он подчёркивает, что мы забываем народные песни, уничтожаем места, связанные с именами выдающихся людей.

О судьбе российской деревни

Рекомендуем прочесть: Правила Продажи Алкоголя В Общепите 2021 Когда За Столом Есть Несовершеннолетние

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Главная проблема деревни – проблема вымирания. Тысячи деревень исчезли за период роста городов(урбанизации) в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном, женщины…

Для меня это очень важное и актуальное исследование. Трудно передать те чувства, которые испытываешь, видя заброшенные, покосившиеся от времени дома когда-то родной деревни, они как брошенные дети вызывают чувство горечи и сожаления.

09.05.2021 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова. Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Поглощение деревни городом

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЪЕКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки? (22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)Захваченное ими место называлось Фубра.

Отношение к позиции автора

С позицией автора очень тяжело не согласиться – ответственный и внимательный хозяин постарается оставить своё бывшее жильё в хорошем виде. Впрочем, ему для этого, скорее всего, и не придётся делать ничего слишком сложного – такие люди обычно постоянно поддерживают порядок и чистоту. Описание второго дома и у меня вызывает неприятные ощущения, ведь такая обстановка говорит о спешных сборах и равнодушии бывших владельцев не только к тому, кто может увидеть их покинутое жильё, но и к самому своему хозяйству.

Пример-иллюстрация №2

А вот дом, находящийся рядом, производит иное впечатление на автора. Он брошен в бардаке и грязи, завален хламом. Астафьев с некоторым презрением говорит о том, какой он видит и саму избу, и какой ему видится хозяйка дома. Это и понятно – хороший хозяин не оставит своё, пусть уже и бывшее имущество в таком состоянии. Потому, что невозможно бросить в неприглядном виде то, во что вкладывались силы, любовь, о чём заботились. Из того, как выглядит вторая изба, автор делает вывод о том, что хозяева своё жилище не любили и не старались поддерживать в хорошем состоянии.

Читайте также: