Русские сезоны дягилева кратко

Обновлено: 04.07.2024

На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.

К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.

На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.

К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.

Рассказывает ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, премьер Большого театра, народный артист РФ
Николай Цискаридзе

К моменту появления дягилевской труппы в Европе уже не существовало классического балета как жанра. Эта была прерогатива исключительно русского двора: не надо забывать, что и школа, и театр с его огромной труппой в конце XIX века содержались на деньги императорской семьи. А в Европе к тому времени уже произошли буржуазные революции и балет существовал как приложение к опере. В оперных театрах, и то не во всех, были небольшие балетные труппы. Их выступления шли как дивертисмент, как способ заполнить время. Зачастую даже свет в зале не приглушался.

И вот в таких культурно-исторических условиях в Европе появился Сергея Дягилев со своими Русскими сезонами. То, что он привез, — это был отдельный вид искусства. Постановки на специально придуманные сюжеты; симфоническая музыка, которая раньше не использовалась в балетах либо которая была написана специально, по заказу. Для Европы это была диковинка. Кроме того, в это же время в Европе расцвела мода на ориентальность, ар-нуво. Все великие участники антрепризы очень чутко уловили эту тенденцию, развили ее, культивировали все эти ориентальные сюжеты. В дальнейшем все художники, которые работали в этой антрепризе, стали очень модными в Европе. Они создавали эскизы для трикотажа, мебели, ювелирных украшений.

Вообще, дягилевская интуиция, помноженная на трезвый расчет, очень помогли успеху Русских сезонов. Можно сказать, что Дягилев придумал весь современный пиар. Он придумал наружную рекламу, когда завешивался весь город. Он первым стал водить артистов по салонам, чтобы с ними общалась публика — это был такой аналог современного участия в ток-шоу. Именно он стал рассказывать об их закулисной и частной жизни. И именно он понял, что лучший двигатель в искусстве — это скандал…

Все это не отменяло его художественного и коммерческого чутья. Ведь изначально он пробовал себя и в организации художественных выставок, и в постановке опер. Изначально, при организации антрепризы, решающим было то, что Анна Павлова и другие талантливые солисты Императорских балетных трупп дали свое согласие на участие. Но достаточно быстро стало понятно, что ни опера, ни выставки не приносят желаемой отдачи, не вызывают нужного резонанса и не способствуют привлечению финансовых потоков. Иное дело — русский балет. И хотя я сам танцевал много балетов из Русских сезонов и могу сказать, что спектакли той эпохи были менее оснащены технически и были больше похожи на живые инсталляции, — они выглядели очень красиво, а главное, диковинно для Европы того времени. И уже после первого Сезона стало понятно, что это успех. Лучшие артисты антрепризы быстро осознали, что они могут составить себе и жизнь, и карьеру, отличную от той, что у них была в России. И они стали устраиваться в Европе очень активно. Но их действительно очень любили в Европе потому, что никто в мире не может сделать в балете то, что могут русские.

Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров. Солисты — А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдорова, М. М. Мордкин, В. А. Каралли, М. П. Фроман и др. Балетмейстер — Фокин.

Особенностью того времени было развитие различных объединений деятелей культуры (т.е. кружков: в столицах их было около 40, в провинциях - около 30). Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных направлений искусства.

Свою деятельность по пропаганде русского искусства - живописи, классической музыки, оперы - С.П. Дягилев начал в 1906 г. В 1906-1907 гг. организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки русских художников, среди которых были Бенуа, Добужинский, Ларионов, Рерих, Врубель и др.

ПАРИЖСКИЙ ТРИУМФ

Постановка прославила всех трех участников с французской стороны: либреттиста Жан Кокто, автора музыкальной канвы Эрика Сати, декоратора и художника по костюмам Пабло Пикассо. Но главным открытием этой постановки стало все-таки имя Сати (1866-1925) – композитора-парадоксалиста и музыкального новатора, далеко опередившего свое время. Сати, известный до заказа С.П. Дягилева лишь в узких музыкальных кругах, приобрел широкую известность и оказался в центре внимания музыкальной общественности как композитор, прокладывающий новые пути в музыке, как творец нового музыкального языка, одним из первых французских композиторов использовавший двенадцатитоновые ряды.

afisha russkie sezoni diagilev serov anna pavlova

Дягилев и Русские сезоны

Он родился в Новгородской губернии, в 1872 году. Семья Дягилевых была потомственными дворянами. Отец Сергея служил офицером императорской армии. Сам Дягилев после переехал в столицу, где закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Привожу перечислением некоторые факты о Сергее Дягилеве:


Л. Бакст. Портрет Дягилева с няней. 1905 год. Находится в собрании Русского музея. Санкт-Петербург

* он прекрасно играл на рояле. Музыка в жизни Сергея Павловича была всегда

* девиз жизни — человек может все, самое важное — умение захотеть!

* миссия жизни — славить русское искусство

* открыл миру Федора Шаляпина, русский балет, Анну Павлову, Вацлава Нижинского, художника Бакста. Он ввел моду на все русское!

Отношения Дягилева с мачехой


Балет Шехерезада на музыку Римского-Корсакова


Эскиз Л.Бакста на балет Шехерезада

Дягилев обладал кипучей энергией

У Дягилева была репутация непотопляемого импресарио. У него был талант быть успешным! Он создавал все условия для успеха. Все начинания проводил ярко и с размахом. Он часто устраивал провокации в искусстве, призывая на помощь влиятельных друзей и передовых молодых и самых талантливых композиторов, художников и танцовщиков. Проблемы закаляли Дягилева. Он всегда стремился к новаторству в искусствах, часто следуя наперекор сложившимся традициям.

Дягилев один из первых понимал важность рекламы предстоящего выступления. Он отдельно заботился о рекламе и порой устраивал провокации для привлечения зрителя в театр.


А. Головин. Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова. Русский музей в Санкт-Петербурге

Дягилев отказался от ордена Почетного легиона

В 1906 году, Дягилев организовал крупнейшую художественную выставку современного русского искусства в Париже. Выставка стала открытием для Парижа и пользовалась огромным вниманием и успехом. Правительство Французской республики решило наградить Дягилева орденом Почетного легиона, однако он отказался, сказав, «еще не время«. Дягилев акцентировал, что успех выставки основан на работах русского художника Леона Бакста. В итоге, именно Бакст стал обладателем ордена Почетного легиона. Он не стал отказываться.

Дягилев стремился к знакомствам со знаменитыми людьми


Так случилось, что Дягилев стал одним из первых, кто узнал о смерти Чайковского. Он сразу направился в дом Петра Ильича на углу Малой Морской и Гороховой улицы в Санкт-Петербурге. Завидев вошедшего Дягилева, прислуга попросила его помочь перенести тело скончавшегося с кровати (где не стало композитора) на стол. Дягилев вспоминал, что он взял за ноги композитора и помог перенести. Далее он бросился в цветочную лавку и принес первым прощальный букет в дом Петра Ильича.

Дягилев легко мог от разговоров перейти к кулакам

Набить морду критику Буренину мечтали многие, но лишь Дягилев сделал это воспользовавшись цилиндром. Однако не только критики страдали от рук Дягилева. В своих воспоминаниях великий Бенуа отметил, что в начале знакомства с Дягилевым при первом же личном споре, когда Сергей рассвирепел, он повалил его и начал мять кулаками. Утонченный и рафинированный интеллигент Бенуа впервые столкнулся с применением силы в разрешении спора. О рукоприкладстве от Дягилева вспоминали и композиторы, которые любили настойчиво торговаться о гонораре.


Вацлав Нижинский

Дягилев ввел моду на русский балет


Стравинский и Дягилев

Матильда Кшесинская и Сергей Дягилев

Анна Павлова и Сергей Дягилев

Пикассо, Дягилев и Ольга Хохлова


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Суеверность Дягилева

Дягилев и деньги


Преклонение перед Пушкиным

Как-то в юности, проезжая Святые горы Псковской области, Дягилев узнал, что обвалилась ветхая могила Пушкина и что виден гроб поэта. Он бросился к месту захоронения. Дягилев не только поцеловал гроб, но так же отломил фрагмент гроба на память. Дягилев был знаком с двумя из детей Пушкина.

В течение жизни собирал автографы Пушкина, его письма. После его кончины, танцовщик дягилевского балета Сергей Лифарь попытается передать 12 неопубликованных писем Пушкина в советскую Россию. В обмен он просил право организовать собственные гастроли в Большом театре. Ему будет отказано. СССР выкупят в 1988 году эти письма на аукционе Сотбис за один миллион рублей.


Сергей Лифарь и Алисия Маркова

Русская революция, Маяковский и Дягилев

Когда после первой революции Россией управляло правительство Керенского Дягилеву поступило предложение занять в управлении страной кресло министра изящных искусств, но Сергей Павлович отказался.


Репетиция труппы Русских сезонов. У рояля Игорь Стравинский и Михаил Фокин. В центре зала — балерина Тамара Карсавина

Венеция — любимый город Дягилева

Приезжая в Венецию, Дягилев обычно останавливался на одном из венецианских островов, на Лидо. Его любимый отель — роскошный Grand Hotel des Bains (в номере которого он впоследствии скончается).


Отель Grand Hotel des Bains и пляж на острове Лидо (Венеция)

Мися Серт и Сергей Дягилев


Мися Серт и Сергей Дягилев

Их дружба продолжалась более 20 лет. Дягилев говорил, что Мися Серт — единственная женщина, на которой он мог бы жениться. Ее мать тоже умерла в родах и это обстоятельство в начале отношений быстро сроднило Дягилева и эту необычайную женщину.


Фотография траурной процессии Сергея Дягилева в Венеции

Ближайшей подругой Миси Серт была Коко Шанель. Именно эти дамы случайно окажутся в Венеции и будут организовывать похороны 57-летнего Дягилева, поскольку своих средств для похорон импресарио не имел. Покупку участка для захоронения оплатила Мися Серт, сняв с себя колье с бриллиантами. Были наняты 4 гондолы для похоронной процессии с острова Лидо и до острова Сан-Микеле Венеции (острова мертвых). Греческие монахи с пением провожали умершего с острова живых на остров мертвых. Рядом с Дягилевым нашли последний приют Стравинский и Бродский. Принято считать, что причиной смерти 57-летнего Дягилева стало обострение фурункулеза в сочетании с хроническим диабетом.


Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле в Венеции

Умирая Дягилев, который пропагандировал все самое бунтарское и современное в искусстве, попросил поставить любимую им Патетическую симфонию Чайковского, которую любил с юности.

Страсть Дягилева к коллекционированию литературных сокровищ

Дягилев собирал редкие издания: Указы Петра Великого, Екатерины I, Петра II, автографы композиторов и писателей. Дягилев мечтал создать в Европе центр изучения русской культуры, в основе которого лежало бы огромное книжное собрание. Сергей Павлович охотился за рукописями Пушкина. В частности, его интересовали 12 неопубликованных писем Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой, которые должны были стать жемчужиной его коллекции. Прежде данные письма хранились у внуч­ки Пушкина Софьи (дочери Натальи Александровны). Она была мор­ганатической женой великого князя Михаила Романова, у которого их купил Дяги­лев.


Памятник Дягилеву на набережной в Монте-Карло (Княжество Монако)

Париж и княжество Монако

Международный Дягилевский фестиваль

Начиная с 2003 года в Перми (где прошло детство импресарио) ежегодно проводится Международный Дягилевский фестиваль. Целью мероприятия провозглашено поддержание и развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского выступил инициатором первого Дягилевского фестиваля в России.

Вопрос хронологических рамок

С.П. Дягилев

Шаляпин в роли Бориса Годунова

Перерыв в гастролях состоялся в 1915-1916 гг. Это было связано с мировой войной. В этот период Дягилев уезжал на гастроли в США, а в Париже давал только незначительные представления в пользу Красного Креста.

Основу для постановок составляла музыка русских композиторов: классических Бородина, Глинки, Мусоргского, Балакирева и более современных Римского-Корсакова, Глазунова, Стравинского, Прокофьева. Однако часто один балет создавался на основе произведений нескольких композиторов, в том числе использовалась и западная музыка: Григ, Дебюсси, Равель. Дягилев сотрудничал с французским композитором-футуристом Эриком Сати.

Сотрудничество с Дягилевым дало старт и авторам иных художественных направлений. В качестве либреттиста у него дебютировал Жан Кокто, будущий известный французский киносценарист и поэт. Художественное оформление спектаклей осуществляли художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и даже молодой Пабло Пикассо.

Перечислить все произведения, поставленные группой Дягилева, будет сложно – их много. Однако некоторые из них стали подлинными событиями культурной жизни – и неважно, имели они успех или нет.

Сцена из

Занавес к балету

Проект Дягилева заинтересовал многих звезд русского балета; кроме того, он сам отличался способностью находить и продвигать молодые таланты. Но у антрепренера был сложный характер, он легко ссорился со своими артистами на личной почве. Поэтому текучка кадров у него была значительной. Впрочем, смена участников не всегда мешала успеху постановок, а опыт и известность работа у Дягилева дала многим артистам балета.

Анна Павлова в 1910 году

У Дягилева в разное время работали И.Л. Рубинштейн, Т.П. Карсавина, М.М. Фокин, В.А. Каралли, В.Ф. Нижинский, Л.Ф. Мясин. Открытием антрепренера стал Серж Лифарь. Все эти артисты либо уже имели имя и могли представить русские балетные традиции с лучшей стороны, либо их дорога в большой балет началась с труппы Дягилева. Благодаря им в советское время за рубежом сохранялась своя оригинальная русская балетная школа (параллельно с советской, тоже более чем достойной).

Русская труппа в целом хорошо воспринималась французами, итальянцами. Американцами. У нее находились добровольные помощники и спонсоры в тяжелые времена (наиболее существенную помощь Дягилеву оказала Коко Шанель).

Афиша

Читайте также: