Минаев отцы и дети кратко
Обновлено: 04.07.2024
У: Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.
У: Какие события романа вы считаете главными?
У: В чем суть основного конфликта?
У: В чем суть базаровского нигилизма?
У: Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
У: Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?
У: Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?
Мотивация к учебной деятельности
- Итак, сегодня мы продолжаем наш разговор о романе Тургенева и о Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике. Мы рассмотрим позиции трех различных критиков и разберемся, что они имели в виду, а вы для себя решите, какая позиция вам ближе и близка ли вообще какая-либо из этих позиций.
II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Д.И. Писарев
Беседа с учащимися по вопросам:
У: Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?
У: Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
У: Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?
У: Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
У: Ребята, согласны ли вы с Писаревым в его определении Базарова? Если да, то с чем конкретно? Обоснуйте. Если не согласны, то также обоснуйте свою позицию.
Д. Д. Минаев
У: Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
У: Каковы особенности формы стихотворения?
У: Вам близка позиция Минаева? Обоснуйте.
М. А. Антонович
Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
У: Некоторые выдержки из статьи вы видите на доске, давайте зачитаем:
«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…
…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…
4.Н.Н. Страхов
У: Итак, какое мнение у критика сложилось насчет Базарова?
У: По мнению критика, каково отношение Тургенева к отцам и детям? Процитируйте.
В.Ю. Троицкий
Составление кластера
Актуализация знаний
У: Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.
У: Какие события романа вы считаете главными?
У: В чем суть основного конфликта?
У: В чем суть базаровского нигилизма?
У: Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
У: Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?
У: Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?
Мотивация к учебной деятельности
- Итак, сегодня мы продолжаем наш разговор о романе Тургенева и о Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике. Мы рассмотрим позиции трех различных критиков и разберемся, что они имели в виду, а вы для себя решите, какая позиция вам ближе и близка ли вообще какая-либо из этих позиций.
II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Д.И. Писарев
Беседа с учащимися по вопросам:
У: Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?
У: Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
У: Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?
У: Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
У: Ребята, согласны ли вы с Писаревым в его определении Базарова? Если да, то с чем конкретно? Обоснуйте. Если не согласны, то также обоснуйте свою позицию.
Д. Д. Минаев
У: Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
У: Каковы особенности формы стихотворения?
У: Вам близка позиция Минаева? Обоснуйте.
М. А. Антонович
Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
У: Некоторые выдержки из статьи вы видите на доске, давайте зачитаем:
«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…
…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…
4.Н.Н. Страхов
У: Итак, какое мнение у критика сложилось насчет Базарова?
У: По мнению критика, каково отношение Тургенева к отцам и детям? Процитируйте.
В.Ю. Троицкий
Составление кластера
Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа —
Наш спор решил роман.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже — дерзость ведь какая, —
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров —
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам —
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей — отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!
Минаев Дмитрий Дмитриевич
Отцы или дети?
Параллель
стихотворение
читает Георгий Менглет
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и.
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти.
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.
Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 — 1 мая 2001) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Повторим изученное Когда и где был напечатан роман? Кому посвящен? Против кого направлен?
Повторим изученное 4. Какие события романа вы считаете главными? 5. В чем суть основного конфликта? 6.С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа?
Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
Ответьте на вопросы: 1) Какова позиция автора, поэта-пародиста Д. Д. Минаева? 2) Каковы особенности формы стихотворения?
Краткое описание документа:
Заключительный урок по роману И. С. Тургенева в 10 классе.
Тип урока – комбинированный (анализ художественного произведения).
Форма урока – проблемный урок
Читайте также: