Минаев отцы и дети кратко

Обновлено: 04.07.2024

У: Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.

У: Какие события романа вы считаете главными?

У: В чем суть основного конфликта?

У: В чем суть базаровского нигилизма?

У: Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

У: Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

У: Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

Мотивация к учебной деятельности

- Итак, сегодня мы продолжаем наш разговор о романе Тургенева и о Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике. Мы рассмотрим позиции трех различных критиков и разберемся, что они имели в виду, а вы для себя решите, какая позиция вам ближе и близка ли вообще какая-либо из этих позиций.

II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Д.И. Писарев

Беседа с учащимися по вопросам:

У: Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?

У: Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

У: Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?




У: Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

У: Ребята, согласны ли вы с Писаревым в его определении Базарова? Если да, то с чем конкретно? Обоснуйте. Если не согласны, то также обоснуйте свою позицию.

Д. Д. Минаев

У: Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

У: Каковы особенности формы стихотворения?

У: Вам близка позиция Минаева? Обоснуйте.

М. А. Антонович

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

У: Некоторые выдержки из статьи вы видите на доске, давайте зачитаем:

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

4.Н.Н. Страхов

У: Итак, какое мнение у критика сложилось насчет Базарова?

У: По мнению критика, каково отношение Тургенева к отцам и детям? Процитируйте.

В.Ю. Троицкий

Составление кластера

Актуализация знаний

У: Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен.

У: Какие события романа вы считаете главными?

У: В чем суть основного конфликта?

У: В чем суть базаровского нигилизма?

У: Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

У: Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

У: Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

Мотивация к учебной деятельности

- Итак, сегодня мы продолжаем наш разговор о романе Тургенева и о Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике. Мы рассмотрим позиции трех различных критиков и разберемся, что они имели в виду, а вы для себя решите, какая позиция вам ближе и близка ли вообще какая-либо из этих позиций.

II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Д.И. Писарев

Беседа с учащимися по вопросам:

У: Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?

У: Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

У: Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?

У: Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

У: Ребята, согласны ли вы с Писаревым в его определении Базарова? Если да, то с чем конкретно? Обоснуйте. Если не согласны, то также обоснуйте свою позицию.

Д. Д. Минаев

У: Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

У: Каковы особенности формы стихотворения?

У: Вам близка позиция Минаева? Обоснуйте.

М. А. Антонович

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

У: Некоторые выдержки из статьи вы видите на доске, давайте зачитаем:

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

4.Н.Н. Страхов

У: Итак, какое мнение у критика сложилось насчет Базарова?

У: По мнению критика, каково отношение Тургенева к отцам и детям? Процитируйте.

В.Ю. Троицкий

Составление кластера

Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа —
Наш спор решил роман.

Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже — дерзость ведь какая, —
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров —
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам —
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей — отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!


Минаев Дмитрий Дмитриевич

Отцы или дети?
Параллель
стихотворение

читает Георгий Менглет

Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)

Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и.
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти.
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.


Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 — 1 мая 2001) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторим изученное Когда и где был напечатан роман? Кому посвящен? Против ког.

Повторим изученное Когда и где был напечатан роман? Кому посвящен? Против кого направлен?

Повторим изученное 4. Какие события романа вы считаете главными? 5. В чем сут.

Повторим изученное 4. Какие события романа вы считаете главными? 5. В чем суть основного конфликта? 6.С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа?

Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? Именно труд.

Что управляет поступками Базарова? Причины активной деятельности Базарова - «.

Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи? «…у Печориных есть в.

Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Для Тур.

Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? У Базар.

 Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

Ответьте на вопросы: 1) Какова позиция автора, поэта-пародиста Д. Д. Минаева.

Ответьте на вопросы: 1) Какова позиция автора, поэта-пародиста Д. Д. Минаева? 2) Каковы особенности формы стихотворения?

Оспорьте мнение критика. – «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетв.

Оспорьте мнение критика. – Тургенев «главного своего героя… презирает и ненав.

Оспорьте мнение критика. – Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмысл.

Краткое описание документа:

Заключительный урок по роману И. С. Тургенева в 10 классе.

Тип урока – комбинированный (анализ художественного произведения).

Форма урока – проблемный урок

Читайте также: