Постнеклассическая научная картина мира кратко

Обновлено: 01.07.2024

Лидерами нового этапа – постнеклассической науки выступают такие области знания, как биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке и искусственном интеллекте. Предмет исследования – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. Это механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные системы.

Основные онтологические характеристики постнеклассической науки:

-нелинейный (многовариантный) эволюционизм;

-социальность, или коллективность научно-познавательной деятельности;

-контекстуальность научного знания;

-полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации.

Методология постнеклассической науки состоит в том, что:

-имеет место методологический плюрализм;

-эффективность и целесообразность научных решений.

Открытия в физике и космологии показали, что реальная вселенная весьма мало похожа на тот образ, который возник в пределах классической картины мира. На самом деле вселенной свойственны стохастичность, нелинейность, необратимость, неопределенность. В нелинейной вселенной ее законы выражают уже не определенность, устойчивость, а лишь возможность и вероятность. Случайности в ней играют более фундаментальную роль, а ее наиболее характерным свойством являются процессы самоорганизации, в которых сам хаос ведет уже не разрушительную, а конструктивную игру.

Формирование научного аппарата нелинейной картины мира происходило по нескольким важным научным направлениям. В математике это была теория особенностей (работы А.Пуанкаре, А.Андронова, У.Уитни) и теория катастроф (Р.Том, В.Арнольд). Ключевые термины, давшие основания языка новой картины мира таковы: бифуркация, катастрофы, аттракторы. Бифуркация - процесс качественной перестройки ветвления эволюционных паттернов системы; катастрофы - скачкообразные изменения свойств системы, возникающие на фоне плавного изменения параметров; аттракторы - наиболее устойчивые состояния системы, к которым система естественно стремится в своем поведении, т.е. это то притягивающее состояние, в котором за счет отрицательных обратных связей автоматически подавляются малые возмущения.

В физике, химии и биологии появляются работы И.Пригожина по термодинамике необратимых процессов, в ходе которых формируется новое научное направление – теория неравновесных процессов, синергетика (от греч. согласованный) с ее принципами нелинейного образа мира:

-принцип открытости: система является открытой, если она обладает источниками и стоками по веществу, энергии и/или информации;

-принцип когерентности: речь идет о самосогласованности сложных процессов. Данный принцип используется в лазерах.

На основе перечисленных принципов нелинейного образа мира возникают важнейшие свойства новой картины мира, которые подчиняются нелинейным закономерностям:

-во-первых, свойство необратимости эволюционных процессов. Барьер, который препятствует стреле времени обратить свой вектор в противоположную сторону, образуют нелинейные процессы;

-во-вторых, свойство бифуркационного характера эволюции. Принципиальная отличительная особенность развития нелинейных систем заключается в чередовании периодов относительно монотонного самодвижения в режиме аттракции и зон бифуркации, где система утрачивает устойчивость по отношению к малым возмущениям. В результате за зоной бифуркации открывается целый спектр альтернативных эволюционных сценариев. Это означает переход от жесткого лапласовского детерминизма к бифуркационному вероятностному принципу причинно-следственных связей;

-в-третьих, свойство динамизма структуры саморазвивающихся систем. Существует два типа кризисов эволюционной системы: структурный и системный. В случае структурного кризиса после зоны бифуркации она может сохранить свою устойчивость за счет перестройки своей структуры. В случает кризиса системы она переходит на качественно новый уровень;

-в-четвертых, свойство нового видения будущего. К зоне бифуркации примыкает спектр альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Следовательно, паттерны грядущих событий уже существуют сегодня, будущее оказывает влияние на текущий процесс, что противоречит классике.

Нелинейная наука ведет к эволюционной синергетической парадигме. Принятие этой парадигмы означает отказ от следующих базовых онтологических положений традиционной науки:

-от принципа классической причинности;

-от концепции редукционизма;

-от концепции линейности.

В результате просматриваются следующие основные характеристики новой картины мира:

-главная форма бытия – не покой и не просто движение, а его становление, эволюция. Эволюционный процесс имеет два полюса: хаос и порядок;

-в процессе эволюции система усложняется;

-будущее имеет влияние на настоящее, что проявляется в постоянном наличии альтернативных паттернов;

-на стадии прохождения системой бифуркации имеет место минимальное количество ключевых параметров, регулирующих этот процесс;

-в зоне бифуркации случайность играет фундаментальную роль;

-главное в становлении не элементы, а целостная структура, что воплощается в принципе фрактальности. Фракталы – это хаотические аттракторы, они имеют место в ограниченных пространствах системы, например, атмосфере, когда расходящиеся траектории с некоторого момента обязательно будут сходиться (необходимость), появление же фрактала – это случайность.

Отсюда можно заключить, что в открытых нелинейных диссипативных системах возможны сингулярности (точки бифуркации), после которых эволюция системы непредсказуема. Где диссипация – рассеяние энергии в окружающую среду, а диссипативная система (структура) – это система (структура) в неравновесном состоянии с минимумом производства энтропии в виду постоянного энергообмена с окружающей средой, динамика которой необратима во времени (в противоположность консервативным системам, динамика которых обратима во времени). Примеры – живая клетка, химическая реакция Белоусова-Жаботинского.

Подводя итог, укажем, что наука может иметь различное когнитивное и социальное содержание, которое зависит от контекста эпохи и необходимости противопоставить это содержание не-науке: их абсолютная противоположность может иметь место лишь на уровне формальных (синтаксических) требований мышления и бинарно-оппозиционного механизма его функционирования. А вот на уровне конструктивного задания их конкретного содержания граница становится относительной, подвижной.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

  1. В науке распространяется теория эволюции (основоположником которой стал Чарльз Дарвин), изучающая постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организмов.
  2. Развивается электродинамика (изучающая основные переменные электромагнитного поля, и их взаимодействие), теория относительности (описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов) и ядерная физика (изучающая структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения — ядерные реакции).
  3. Активное развитие процесса интеграции наук, которая особенно характерна для XX века. Появление новых научных дисциплин на стыках наук обусловлено ограниченностью в пределах одной дисциплины, что требовало расширения и привлечения других областей. Это обусловлено природным единством, не предполагающим абсолютно резкое деление на разные науки.
  4. Представление о мире как статичном явлении начинает устаревать. Его место занимает представление о динамично развивающейся материи.
  5. Объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, если раньше понятия непрерывности и дискретности были взаимоисключающими, то в неклассический период, как и в современной науке, непрерывность и дискретность — это две стороны процесса развития. Непрерывное является дискретным, а дискретное — непрерывным. Это относилось, в частности, к физическому полю или к микрочастице, что привело к корпускулярно-волновому дуализму (материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц).
  6. Во второй половине XIX века материя перестала сводиться исключительно к механистическому перемещению веществ. Формой существования материального мира стало электромагнитное поле, основателем теории о котором был британский физик Джеймс Клерк Максвелл.

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

  1. Происходит активная компьютеризация науки и сращивание ее с промышленным производством, что повлияло на характер исследовательской деятельности.
  2. Началась революция в наборе средств получения знаний и их хранения.
  3. Стали развиваться генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, что заложило начало конструированию новых генов и изменению ДНК.
  4. Эволюционные идеи в области химии привели к созданию усложненной сферы исследований — эволюционной химии.
  5. В обществе возникла острая необходимость в изучении явлений в экономической, социально-политической, научно-технической сфере с целью совершенствованияусловий жизни, зависящих от стремительного технического прогресса.
  6. В связи с усложнением и углублением исследовательской деятельности, основными методами познания становятся синтетические, которые позволяют учитывать специфические особенности сложных саморазвивающихся систем, включающие многочисленные нелинейные обратные связи между подсистемами.
  7. Начинает преобладать парадигма целостности, согласно которой общество, биосфера, ноосфера, мироздание и т.д. являются единой целостностью. Она проявляется в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.
  8. Реальность основывается на двух главных и взаимодополняющих подходах — системном и историческом: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

  • относительность;
  • дискретность;
  • квантование;
  • вероятность;
  • дополнительность.

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого укола, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии (рефлексия – обращение внимания субъекта на самого себя и свое сознание, а также какое-либо переосмысление) над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, неравновесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения порядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понимается не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза.

Основу постнеклассической науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма и теория систем. Принципы синергетики. С целью достижения лучшего понимания принципов синергетики представим новое (постнеклассическое) знание в старой, привычной форме, в форме принципов классической философии. Для этого разделим эти принципы на онтологические и гносеологические – принципы бытия и познания.

- Бытие есть эволюционирующие системы. Эта формулировка следует традиции, заложенной еще древними греками, иногда продолжаемой и в Новое время. Пифагор: все есть число. Фалес: все есть вода. Парменид: бытие есть, небытия нет. Платон: все есть идеи. Аристотель: все есть форма и материя. Гегель: все есть абсолютная идея.

- Любая система открыта, обменивается с окружающей средой веществом, энергией, информацией.

- Каждая система эволюционирует к более устойчивому состоянию (аттрактору).

- Эволюция подчинена ведущим параметрам порядка. Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной картине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образованием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира.

- Отрицание эволюционизма вообще, ха­рактерное для классической науки, и в част­ности для физики. На данном этапе призна­ется неизменность законов природы и невоз­можность развития материи: мир не имеет начала во времени, а все живые организмы возникают одновременно.

- Принятие эволюционизма как господ­ствующей модели объяснения в отдельных науках (биологии и астрономии). При этом допускается самоорганизация на определен­ных уровнях материи, которая возникает случайно.

- Глобальный эволюционизм, признаю­щий изменчивость даже законов природы. Важнейшими в этом отношении являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организа­ции материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерар­хию – элементарные частицы, атомы, моле­кулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюцио­низма разрабатывал В. И. Вернадский. Кар­тина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жиз­ни, науки о человеке.

В формировании концепции глобального эволюционизма особую роль сыграли два научных открытия: открытие самоорганизу­ющихся систем (системы, которые форми­руются из хаоса и изменяют свою структу­ру под воздействием спонтанных процессов обмена информацией с внешней средой) и антропного принципа (появление челове­ка во Вселенной согласно этому принципу не является случайностью, но следствием формирования благоприятной ситуации, иными словами, появление человека явля­ется закономерным результатом развития Вселенной). Совмещение этих открытий может быть произведено следующим обра­зом: для того чтобы во Вселенной возникли необходимые условия для появления наблю­дателя, нужно представить ее как самораз­вивающуюся систему, которая развивается по тем же законам, что и другие подобные системы. Этот тезис обосновывается за счет экспериментов, проводимых в термодинами­ке и биологии. Появление разума с точки зрения глобального эволюционизма являет­ся закономерным событием в эволюции Все­ленной.

Последователи глобального эволюцио­низма предполагают, что ученые могут ре­конструировать процесс развития Вселен­ной от ее появления и до образования со­временного этапа развития человеческой цивилизации, и связывают в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Такой проект может быть осу­ществлен только при взаимодействии раз­личных областей научного знания с опорой на происходящие в науке интеграционные процессы. Цель глобального эволюциониз­ма – создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процес­сы самоорганизации живых организмов свя­заны с качественными изменениями, услож­нением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неор­ганической природы; в силу этого из про­цесса интеграции выпадают такие науки, как, например, механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ста­вит под сомнение саму возможность форму­лировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит про­блему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку счита­лось, что Вселенная бесконечна. Также ос­тается открытым вопрос о роли человече­ства в ее судьбе.


Мы живем в переходную эпоху кризисов и перемен во всех сферах (природной, социальной, духовной), характеризующуюся девальвацией мировоззренческих ориентиров. Сформировать новое мировоззрение и новые методологические регулятивы само естествознание как частная наука не в состоянии. Задача естествознания - изучение природы, мира. Но осознать, что такое природа - вопрос мировоззрения и задача философии, способной осуществлять рефлексию над наукой и философское осмысление мира, формировать мировоззрение новой переходной эпохи. Синтез философии и естествознания способен преодолеть тенденции иррационализма, деструктивности, мировоззренческого разброда.

Особой заботой образования, а с ней и предметом направленной философской рефлексии оказываются сегодня важнейшие функционалы мировоззрения, такие, как мироощущение, миропонимание и миросозидание человека. Эти ориентиры побуждают к дальнейшему исследованию мировоззрения и образования в философском ключе, в контексте становления постнеклассической парадигмы. И в контексте преодоления устаревших, но довольно устойчивыхтипов и моделей образования.

Становление нового неклассического мировоззрения для России третьего тысячелетия является актуальным феноменом. Вопрос в том, как соединить в единое целое знание научное, знание обыденное, знание мировоззренческое, человеческую мудрость разных эпох. Смысл бытия современной философии состоит в поисках новой мировоззренческо-методологической парадигмы, позволяющей не только адекватно осмыслить современную реальность, но и создавать стратегии управления современного бытия и созидания будущего. Актуальными становятся идеи, ориентированные на становление целостного нелинейного мировоззрения и трансляции его посредством механизмов культуры и образования.

Раздробленность и передел философского знания в последние десятилетия привели к разрозненности научного и философского знания, которое несет предел созданию целостного мировоззрения с современной обобщенной картиной мира. Поэтому в условиях перехода к новому образовательному обществу с новым неклассическим интеллектом возрастает значение неклассических подходов, неклассической науки и неклассичности в целом, которые позволят создать новую интерпретацию и новый синтез философии, образования и культуры для создания новой ноосферной цивилизации третьего тысячелетия.

Новое мировидение, формируемое современной наукой, приобретает новые черты. Во-первых, оно является холистическим, т.к. формируется с одной стороны, естествознанием, а с другой - науками о человеке, с помощью интегративных процессов. Модель мироздания, создаваемых естествознанием XXI в., представляет мир как целостность, включающую человека. Во-вторых, новое мировидение должно стать нелинейным, синергетическим, ориентированным на нелинейность мира, его познания и образования. В-третьих, такому пониманию мира сопричастной является концепция ноосферного знания, конценция ноосферизма (А.И. Субетто и др.).

В таком социокультурном контексте выталкивается самой самоорганизующейся реальностью проблема становления нового постнеклассического мировоззрениия с новой научной картиной мира, новой рациональностью, новой культурой, новым образованием и новым бытием человека в мире. В связи с этим постнеклассический этап развития науки поставил перед образованием новую задачу формирования постнеклассического мировоззрения и научной картины мира, которая включает ряд подзадач:

Первая подзадача - устранение из современной постнеклассической картины мира ориентации на линейную однозначность; выявление онтологического статуса нелинейности, неопределенности как атрибутивных характеристик бытия.

Третья подзадача - становление холистического мировоззрения и научной картины мира, представляющих мир как целостность, включающую человека.

Несмотря на разные подходы к определению философии образования, все авторы обращают внимание на концептуальный, мировоззренческий характер философского знания. Ведь философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное и эстетическое отношение человека к миру[1]. Изменение мира вызывает и изменение его видения. Условиями выживания человечества и каждого индивидуума становятся новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу (И.П. Савицкий)[2].

В предыдущих главах мы трактовали становление постнеклассического образования в России в XXI веке, в том числе и естественнонаучного как многоаспектную проблему. Категория становления несет в себе по отношению к содержанию образования несколько смыслов, в том числе и становления нового эволюционного и креативного мировоззрения как всеобщего основания единой науки. Следовательно, внутри науки произошли такие сдвиги в сторону изучения нестабильности окружающего мира, которые создали предпосылки для формирования нового мировоззрения.

Но актуализация проблемы мировосприятия произошла в конце ХХ века не только из-за внутренних проблем науки и образования, но и по внешним причинам социокультурной взаимообусловленности мировоззрения и социума. Существенный сдвиг проблем в поле методологических исследований от анализа внутренней динамики науки к акцентированию их социокультурной обусловленности, происшедший в конце 70-х - начале 80-х гг. отмечает В.С. Степин. Начало XXI века характеризуется аналогичным сдвигом проблематики в сфере образования. Современную эпоху характеризуют как кризисную. Охватывая все страны и все сферы жизни, кризис носит глобальный характер. Современный кризис, возникший из логики развития самой цивилизации, носит системный эволюционный характер (А.П. Назаретян). По К.Я. Кондратьеву и А.И. Субетто, в мире происходит глобальная экологическая катастрофа[3], которая ставит пределы прежним механизмам цивилизационного развития человечества и, следовательно, сложившимся ценностям, системе мировоззрения с соответствующей ему картиной мира. Эти исследователи видят причины кризиса в возникновении асимметрий между разными сферами мира: Интеллектно-информационно-энергетическая асимметрия возникла между скачком в росте энергетической мощи хозяйственного природопользования и не соответствующим ему уровнем качества управления, т.е. качеством общественного интеллекта (А.И. Субетто)[4]. Технократическая асимметрия возникла в структуре единого корпуса научного знания: 95 % знаний составляют знания естественной и технической предметности, 5 % знаний - знания о живом веществе и ничтожная доля от
1 % - знания об интеллекте человека (В.П. Казначеев)[5]. Эти ассиметрии указывают на отставание гуманитарной сфере, сферы человека. Оказалось, что перекос знания и образования в сторону технической науки и технологии принес кризисное состояние всей цивилизации. Выход из создавшегося положения философия видит в критическом анализе ценностей, лежащих в основании культуры техногенной цивилизации, создании новой системы ценностей, идеалов, смыслов, которые позволят сформировать как коллективную систему мировоззрения и картину мира, так и индивидуальную систему мировоззрения каждого человека с помощью философии и образования.

Вместе с тем, мировоззренческий императив побуждает дальнейшее исследование мировоззрения и образования в философском аспекте, в контексте его развития. Актуальной проблемой на современном этапе является преодоление устоявшихся стереотипов классического мышления и редукционизма, проникших во все сферы культуры, образования, науки, мировоззрения. Пришло время становления новой постнеклассической парадигмы науки, образования, методологии, сознания, формирования постнеклассического мировоззрения и выработки толерантной мировоззренческой позиции человека, культурации образования. Они требуют разработки концепции становления постнеклассического мировоззрения.

Анализ существующих концепций указывает на отсутствие концепции, удовлетворяющей всем предъявляемым требованиям. Современное образование сохранило знаниевую парадигму, классическую методологию. Становление постнеклассической науки и образования определяет становление постнеклассического миропонимания и мировоззрения.

Каким должны быть миропонимание и мировоззрение XXI века? Наша концепция отвечает: для того чтобы быть адаптивным постнеклассической науке и образованию, миропонимание и мировоззрение должны быть неклассическими, синергетическими, ноосферными, эволюционными и креативными, для того чтобы стать всеобщим основанием единой науки и единого образования.

Проблема поиска эффективного научного мировоззрения человека XXI века делает актуальной проблему данной главы и требует проведения постнеклассического анализа состояния мировоззрения, научной картины мира и миропонимания и разработки концепции становящегося образа мира и мировоззрения. Разработка такой концепции с точки зрения категорий, принципов, методов рефлексии позволяет привлечь категориальный аппарат философии.

Концепция представляет научное мировидение и общая (единая) картина мира, занимающая доминирующее положение в системе мировоззрения как целостность. Целостность мировоззрения имеет предпосылками целостность научного знания, идеи коэволюции - сопряженного и взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Для создания целостного мировоззрения необходим синтез выводов гуманитарных, естественных наук, а также всех форм современной культуры. Современные интегративные подходы позволяют осуществить такой многоплановый синтез. Более того, нельзя забывать, что научная картина мира конвергирует с картиной жизни и картиной человека, связывая основания науки о мире с экзистенциональными основаниями самого человека.

Постнеклассическая концепция мировоззрения представляет самоорганизацию как ее ядро, вокруг которого происходит формирование новой синергетической картины мира. Предпосылкой такой структуры мировоззрения является универсальность идей и методов синергетики - теории самоорганизации развития сложных систем любой природы. Возникает понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как системы с состояниями нестабильности, неустойчивости, неравновесности, хаосогенности, неопределенности. В соответствии с теорией самоорганизации сами мировоззрение, миропонимание, картина мира являются самооорганизующимися, способными самовозделывать и самодостраивать свою систему мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей.

Постнеклассическая концепция мировоззрения формирует изменение не только характера объекта исследования, но и характер субъект-объектных отношений, ставя во главу угла субъект - человек, а не объект - мир.

Постнеклассическая концепция мировоззрения стремится построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Постнеклассическая концепция мировоззрения видит становление научного мировоззрения и его ядра - научной картины мира в их осмыслении в современной науке и образовании. Мировоззрение конвергирует научный образ мира в науку образование, а они в свою очередь, формируют новое мировоззрение и миропонимание, изменяют дефиниций в понятийных конструкциях, индивидуальном и общественном сознании.

Постнеклассическая научная картина мира, наряду с идеалами и нормами познания, философскими и институциональными основаниями входит в основания постнеклассической науки[11].

Ссылки к разделу 4.2.:

[1] Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - C. 82.

[2] Савицкий, И.П. О философии глобального образования / И.П. Савицкий // Философия образования для XXI века. - М., 1992. - C. 10.

[3] Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2003. - 592 с.

[4] Субетто А.И. Ноосферизм. Т. 1. Введение в ноосферизм / А.И. Субетто. - СПб.: ПАНИ, 2001. - 537 с.

[5] Кондратьев К.Я. Экодинамика и геополитика. Т. I. Глобальные проблемы / К.Я. Кондратьев, В.К. Донченко. - СПб., 1999. - 1032 с.

[6] Субетто А.И. Ноосферный императив в системе качества социально-гуманитарного образования в университетах России в XXI веке / А.И. Субетто. - М.: Академия Тринитаризма, Эл. № 77-6567, публ. 10169, 24.12.2002.

[7] Арутюнян М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 32-37.

[8] Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - С. 231.

[10] Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 496 с.; Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - Гл. 7. - С. 405-474.

[11] Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - Гл. 7. - С. 128.

Читайте также: