Мифы легенды сказки о музыке и музыкантах 1 произведение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство труда и социального развития

Краснодарского края

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа – интернат

Конспект по внеурочной деятельности в 5 классе

Учитель музыки и пения

Цель: познакомить детей с легендами и мифами о музыке и музыкантах

Задачи урока:

- обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными впечатлениями;

- разнообразить музыкальное восприятие материала с помощью тематических картинок, фотографий;

- выявить связи музыкального искусства с литературными первоисточниками;

- познакомить детей со старинными инструментами: лира, свирель, пастуший рожок;

- сравнивать музыкальный и литературный сюжет, выявляя особенности передачи эмоционального содержания с помощью различных средств выразительности;

- проанализировать несколько литературных сюжетов и сделать общий вывод о великой силе музыки, которая способна воздействовать на людей, животных и пр.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

- Основной этап занятия

- Слушание и анализ

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с легендами и мифами о музыке. А что такое миф? Миф – это фантастическое предание или рассказ о мире, о месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Основной этап занятия

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах. Неоспоримо большое значение, которое имеет музыка для человека, еще с древних времен она была обязательным атрибутом обрядов и ритуалов, с помощью нее кавалеры признавались в чувствах своим дамам, наконец, даже на битву войско выступало под звуки музыкального инструмента. Неудивительно, что практически у каждого народа можно встретить свои сказания о великих музыкантах, композиторах и даже произведениях. Благодаря древним мифам и легендам можно узнать много нового и интересного об этом удивительном виде искусства.

Перед вами античные персонажи, которые связаны с музыкой. Аполлон в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Один из наиболее почитаемых античных богов.

Девять муз сопровождали Аполлона: Клио – муза истории, Мельпомена – муза трагедии, Урания – муза астрономии, Полигимния – муза священных гимнов, Талия - муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Каллиопа—муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирической поэзии и Эрато – муза любовной поэзии.

Гермес – древнегреческий Бог мудрости, красноречия, магии и духовного прозрения, покровитель всяческих начинаний, путешествий и торговли.

Пан – древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Позднее его считали божеством природы.

Орфей – сын Аполлона и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа.

Слушание и анализ

Однажды он повстречал дивную нимфу Эвридику, и любовь завладела его сердцем. Они поженились, но счастье их было недолгим. Во время прогулки по лесу Эвридику укусила змея. Юноша не успел помочь своей возлюбленной. Ему оставалось лишь наблюдать, как смерть уносит ее на своих крыльях в царство мертвых.

Долго искал Орфей путь в царство мертвых, пока не оказался в глубокой пещере. Здесь он нашел ручеек, который втекал в реку Стикс. Черные воды Стикса омывали владения Аида, где и находилась Эвридика.

Выйдя на берег Стикса, Орфей стал ждать Харона, перевозчиков умерших душ. Наконец он увидел ладью. Она подплыла к берегу, и души мертвых наполнили ее. Орфей также поспешил занять в ней место, но перевозчик не пустил его. Живым не место в Аиде. И тогда Орфей взял в руки кифару и запел. Его голос был полон тоски настолько, что воды Стикса затихли, а Харон проникся болью музыканта и взял его с собой.

Всю дорогу Орфей пел и играл на кифаре, пока ладья не достигла берегов царства мертвых. Дальнейший путь юноши был полон леденящего ужаса и встреч с чудовищами. Но он все преодолел и с песней подошел к богу Аиду. Поклонившись ему, Орфей запел о своей несчастной любви и растопил сердца богов своим талантом. Аид был настолько очарован музыкой юноши, что решил исполнить любое его желание. Орфей желал только одного – чтобы Эвридика вновь стала живой.

Аид решил выполнить обещание, но с одним условием: встретиться влюбленные могли только, когда окажутся среди живых людей. До этого момента Эвридика будет тенью следовать за мужем, который ни в коем случае не должен оглядываться назад. В противном случае девушка навсегда останется в царстве Аида.

И вот Орфей уже преодолел царство мертвых, переправился через Стикс – до мира живых осталось совсем небольшое расстояние. В последний момент он решил оглянуться и удостовериться, что тень Эвридики действительно следует за ним. Стоило ему протянуть к ней руку, как девушка исчезла.

Обезумев от горя, Орфей решил вновь просить Аида вернуть возлюбленную. Но сколько бы он не стоял на берегу Стикса, Харон так и не приплыл. Пришлось юноше возвращаться в мир живых людей одному. Но вся его оставшаяся жизнь была наполнена тоской по Эвридике. Он ходил по свету и сочинял песни, повествуя о своей прекрасной жене и трагичной любви.

- Понравился миф? Расскажите о ваших впечатлениях (беседа)

- Какой инструмент встречался нам чаще всего на протяжении урока? Верно! Это Лира. Такие древние струнные инструменты как кифара или китара, арфа и лира являются предшественниками инструмента гитары. Давайте сделаем рисунок лиры в наших тетрадях. Украсим ее красивыми узорами, раскрасим яркими цветами, сделаем для себя инструмент вдохновения(зарисовка)

Итоги урока : ответим на вопросы:

1. Что такое миф?

2. Назовите античных персонажей, связанных с музыкой

3. Какими способностями был наделен Орфей?

5. Как звали бога подземного царства мертвых?

6. Почему Орфей потерял возлюбленную во второй раз?

7. Что является символом музыки?

8. Назовите инструменты предшественники гитары?

- Молодцы, ребята! Благодарю за внимание и активное участие! До свидания!

мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Миф о Пане и его флейте

Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индийская легенда о флейте и любви

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Казахская легенда о музыке

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

Это легенда о знаменитом итальянском мастере Антонио Страдивари, которого повстречал волшебник, удивившийся красоте скрипки, сделанной мастером. Он захотел приобрести у Антонио инструмент, дав взамен вечную жизнь, но начинающий мастер должен был сделать ещё 999 таких же прекрасных инструментов, но предупредил, что на 1000 юноша умрёт. Множество прекрасных инструментов сделанные им до сих пор радуют слух людей.

2. Флейта

Эта замечательная легенда о Боге Пане, влюблённом в самую прекрасную девушку в древней Греции Сиринкс. Любовь была не взаимна, и когда она в очередной раз бежала от Пана, который преследовал её, она забрела в лес, который спрятал её, сделав камышом. Пан подумал, что догнал её, но ухватил как раз охапку этих камышей. От досады он срезал их ножом, но поздно понял, что он сделал. Он лил слёзы на них и раскаивался в содеянном, как вдруг зазвучала прекрасная мелодия. Так и появилась флейта.

3. Арфа

Как-то пошёл охотник в лес пострелять дичи. И вот увидел он птицу, натянул тетиву лука и услышал звук, который издала она при выпуске стрелы. Тогда решил лучник натянуть ещё одну тетиву покороче этой. И получился другой звук. И так создал он арфу, которая в наши дни аккомпанирует разным инструментам в оркестрах.

4. Кифара

Одна из древнегреческих легенд гласит, что однажды Гермес сделал лиру из панциря черепахи и тонких полосок бычьей кожи, которые он использовал вместо струн. При этом, чтобы добыть кожу, Гермес не нашел ничего лучшего, чем украсть быка у своего родного брата – Аполлона. К слову, древние греки часто приписывали Гермесу подобные замашки, из-за чего он считался покровителем не только торговцев, но и воров и мелких жуликов.

Решать вопрос о воровстве быка Аполлон пошел к Зевсу, но Гермес своими шутками и песнями рассмешил его настолько, что было принято решение о мирном урегулировании спора. Так обман и жульничество привели к появлению прекрасного инструмента, предвестника современной гитары.

5. Балалайка

В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.

Вот мы и узнали пять легенд о происхождении замечательных и популярных на сегодняшний день музыкальных инструментов. Напишите в комментариях, умеете ли вы играть на каком-то музыкальном инструменте, мне будет очень интересно прочитать.

Урок 1

Цель урока: познакомить детей младшего школьного возраста с легендами, былинами, сказками о музыке и музыкантах.

  • обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными впечатлениями;
  • разнообразить музыкальное восприятие материала с помощью тематических картинок, фотографий;
  • выявить связи музыкального искусства с литературными первоисточниками;
  • познакомить детей со старинными инструментами: лира, свирель, пастуший рожок;
  • сравнивать музыкальный и литературный сюжет, выявляя особенности передачи эмоционального содержания с помощью различных средств выразительности;
  • проанализировать несколько литературных сюжетов и сделать общий вывод о великой силе музыки, которая способна воздействовать на людей, животных и пр.

Ход урока

Приветствие

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с миром музыки. Давайте вспомним, что такое музыка? Когда она возникла? Где мы с вами знакомимся с музыкой? Что является символом музыки? Кто такой Апполон? Кто такие музы? Назовите, какие музы существовали и чему они покровительствовали? (вопросы по теме прошлого урока)

Слайд 1. Мир музыки. Легенды, былины и сказки о музыке и музыкантах.

Урок 1. Сегодня я вам расскажу много интересных историй: легенд, былин и сказок о музыке и музыкантах. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Ведь она передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека. “Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу” - писал выдающийся дирижер XX века Леопольд Стоковский.

Слайд 2. Легенда об Орфее и Эвридике. Фотография статуи Орфея и Эвридики, Венецианский музей Коррер. Первая история которую я вам расскажу будет легенда об Орфее и Эвридике. Имя древнегреческого певца Орфея известно более двух тысяч лет. Он был как повествует легенда, сыном речного бога и музы Каллиопы. Не было равных ему в исполнении пения и игры на лире.

Слайд 3. В одном из древнегреческих мифах читаем: “. при игре Орфея птички порхали вокруг него, рыбки выпрыгивали из воды, ветры и море стихали, лев и тигр лежали мирно рядом с овцой”

Слайд 4. Прекрасная девушка Эвридика полюбила Орфея за песни и чудесный голос и стала его женой.

Слайд 5. Однажды, когда молодые люди гуляли в лесу, Эвридику ужалила змея.

Слайд 6. Смерть унесла её в подземное царство.

Слайд 7. Орфей глубоко переживал потерю любимой, он решил найти дорогу в подземное царство и вернуть ее на землю. Сделать то, что никому из смертных еще не удавалось. Но не забудем, что никто из смертных не обладал таким чудесным голосом.

Слушание музыки: К.В.Глюк. “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика”

Царство мертвых, владыкой которого был бог Аид, находилось далеко-далеко на краю земли. Попасть в царство Аида можно только переплыв реку Стикс в ладье (лодке) Харона – перевозчика душ умерших, и ни один смертный не ступал в его ладью.

Слайд 8. После долгих странствий, во время которых даже деревья заслушивались пением Орфея он пришел к реке Стикс.

Слайд 9. Орфей попросил перевозчика Харона перевезти его на другую сторону реки. Харон категорически отказался: “Я перевожу только мёртвых! Вот когда ты умрёшь, не волнуйся, я к твоим услугам!”

Слайд 10. Тогда певец стал петь о любви к Эвридике и о том, как он страдает без неё. Пение Орфея было так прекрасно, что Харон заслушался, сжалился над Орфеем и перевёз его в царство мёртвых.

Слайд 11. В царстве смерти Орфея приводят в тронный зал, где восседают на троне грозный царь Аид и царица Персефона. “Как ты, живой, осмелился прийти сюда? – гневно спрашивает Аид, - Что тебе здесь нужно?”

Слайд 12. В ответ Орфей поёт песню о том, как он страдает без Эвридики и просит отпустить на землю его любимую.

Слад 13. От замечательного пения Орфея не только Персефона заплакала, но т смягчилось сердце Аида. Он надолго замирает в раздумье.

Слайд 14. Наконец, царь смерти сжалился и разрешил забрать Эвридику домой. Однако, Аид ставит перед Орфеем условие: не смотреть на свою жену пока они не выйдут на землю.

Слайд 15. Орфей покидает поземное царство. За ним следует Эвридика. Счастье, кажется так близко.

Слайд 16. Но в последний момент, перед выходом в светлый мир Орфей не выдержал и оглянулся.

Слайд 17. Эвридика возвращается в подземное царство, теперь уже навсегда. Шли годы. Погиб Орфей. Его золотая лира одиноко плыла по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть лире великого певца. Они подхватили её и вознесли на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звёзды, сияет среди них и созвездие Лиры.

Ну что, ребята, понравилась вам легенда? Что вам больше всего понравилось в ней? Что разочаровало? Давайте ответим на несколько вопросов.

Слайд 18. Вопросы. Как звали древнегреческого певца? На каком инструменте он играл? Как звали его жену? Что случилось с его женой? Куда отправился Орфей? Какое условие поставил Орфею царь Аид? Что произошло потом? Что по Легенде случилось с инструментом Орфея?

  1. Кун Н. “Мифы Древней Греции”
  2. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2013. – 214 с., стр. 3-16;

Урок 2

Цель урока: познакомить детей младшего школьного возраста с легендами, былинами, сказками о музыке и музыкантах.

  • обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными впечатлениями;
  • разнообразить музыкальное восприятие материала с помощью тематических картинок, фотографий;
  • выявить связи музыкального искусства с литературными первоисточниками;
  • познакомить детей со старинными инструментами: лира, свирель, пастуший рожок;
  • сравнивать музыкальный и литературный сюжет, выявляя особенности передачи эмоционального содержания с помощью различных средств выразительности;
  • проанализировать несколько литературных сюжетов и сделать общий вывод о великой силе музыки, которая способна воздействовать на людей, животных и пр.

Ход урока

Приветствие

Слайд 1 Мир музыки. Легенды, былины и сказки о музыке и музыкантах. Урок 2. Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с интересными историями о музыке и музыкантах. Вспомните, о какой легенде я рассказывала вам в прошлый раз? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?

Слайд 2. Легенда о флейте Пана.

Слайд 3. Бог природы, лесов и пастбищ был Пан. По преданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство.

Слайд 4. Однажды Пан повстречал прекрасную Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга обратилась к реке, чтобы та её спрятала.

Слайд 5. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту - музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель.

Слушание музыки. В. Туркин. Свирель Ре мажор.

Слайд 6. Фотография статуи Бога Пана и его ученика Дафниса. Римский Национальный музей.

Слайд 7. Бог Любви Лель. Это персонаж из древних русских сказаний. Также русский писатель А.Н.Островский использовал этот персонаж в своей сказке “Снегурочка”. В дальнейшем уже композитор вдохновленный сюжетом сказки А.Н.Островского написал оперу “Снегурочка”. Юный пастушок Лель пас стадо и играл на пастушьем рожке. На Руси считался покровителем всех влюбленных, как древнегреческий Амур.

Слайд 8. Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери - все слушали волшебную дудочку.

Слайд 9. Былина о Садко

Слайд 10. Садко — герой былин Великого Новгорода. Он был бедным гусляром, который играл для князей и бояр. Однажды он стал часто играть на гуслях на берегу Ильмень-озера, чем завоевал расположение водяного царя.

Слайд 11. И царь решил помочь Садко, посоветовал ему поспорить с новгородскими купцами о том, что в озере живет рыба “золотые перья”

Слайд 12. Садко последовал совету царя и выиграл спор, стал торговать и разбогател. Во время одного из плаваний Садко пришлось даже прыгнуть в воду, чтобы задобрить морского царя, иначе корабли никак не плыли дальше. Морской царь пожелал послушать, как герой играет на гуслях .

Слайд 13. За прекрасные песни и игру на гуслях Водяной царь разрешает женится Садко на одной из его дочерей. Видеофрагмент. Песня Садко из к/ф “Садко”. М., “Мосфильм”, 1952г. (гиперссылка)

- Я могу спасти город и уничтожить крыс, - твёрдо заявил он бургомистру. - Сколько Вы заплатите за это?

- Если сможете уничтожить крыс, - воскликнул бургомистр, - то мы дадим Вам столько золота, сколько Вы сможете унести. Горожане, присутствовавшие при разговоре, громкими криками подтвердили слова бургомистра.

Как музыкант спас город от крыс?

Слайд 15. Молодой человек достал из кармана серебряную флейту и заиграл. На необыкновенно красивые звуки стали собираться крысы. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех, оказавшихся такими музыкальными, грызунов.

На этом закончилась счастливая история спасения города?

Оказывается, нет. Когда крысолов-дудочник вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ. - Если каждый будет получать кучу золота за игру на флейте, это будет слишком накладно для города, - заявил бургомистр под одобрительные возгласы всё тех же горожан. Молодой человек ушёл, затаив обиду.

Что придумал музыкант, чтобы наказать бургомистра горожан за их жадность?

Слайд 16. Через несколько дней он снова в том же ярком костюме появился в городе. На этот раз, когда “крысолов” достал флейту и заиграл, стали собираться заворожённые его игрой дети. Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и девочек, уходили за ним. Больше никто детей не видел. По одной версии, молодой человек увёл их в ущелье в горах, по другой, дети перешли горы и обосновались в Трансильвании, сегодняшней Румынии.

Слайд 17. Вопросы. Кто такой Бог Пан? Из чего Пан сделал свирель? Кто такой Бог любви Лель? На каком инструменте играл Садко? Кого покорил своей игрой Садко? Расскажите историю сказки о Крысолове. Чем закончилась сказка? Какая легенда вам понравилась больше всего? Почему? В чем великая сила музыки?

Читайте также: