Владимир соллогуб биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Соллогуб Владимир Александрович, граф (1813 – 1882), прозаик. Родился 8 августа (20 н. с.) в Петербурге в знатной аристократической семье. Получил прекрасное домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства.
В 1829 – 34 учится в Дерптском университете, по окончании которого возвращается в Петербург, служит в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе.
Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу

расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени.
Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 в “Современнике” новеллой “Три жениха”, а явный литературный успех принесла ему “История двух калош”, напечатанная двумя годами позднее в “Отечественных записках”. Здесь же в 1840 публикует повесть “Большой свет” и первые семь глав “Тарантаса”.
Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в “Истории двух калош”, Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества.

Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: “Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий”.
В 1841 вышла повесть “Лев”, затем “Аптекарша” – одна из лучших вещей писателя.
В 1845 был полностью опубликован “Тарантас”, наиболее известное произведение Соллогуба, ставшее незаурядным явлением в русской литературе.
После 1845 писал главным образом водевили и статьи о музыкальной и театральной жизни. В 1856 получил звание придворного историографа.
В 1858 был командирован за границу для изучения европейских театров и написал там комедию “Доказательство дружбы”, поставленную в 1859 в Париже.
В 1865 Соллогуб был избран членом Общества любителей российской словесности, при вступлении в которое прочитал доклад о знакомстве с лучшими писателями своего времени. Позже напишет целую серию воспоминаний о них.
Умер В. Соллогуб в Гамбурге 5 июня (17 н. с.) 1882.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б (8 (20) августа 1813, Санкт-Петербург — 5 (17) июня 1882, Гамбург [Комм. 1] ) — русский чиновник (тайный советник), прозаик, драматург, поэт и мемуарист [2] из литовского рода Соллогубов. Младший брат дипломата Льва Соллогуба, дед князя А. А. Гагарина.

Выросший в аристократической семье и получивший домашнее образование, В. А. Соллогуб хорошо знал представителей высшего света и часто изображал их в своих произведениях. Первоначальную известность получил как автор светских повестей, в которых создал галерею представителей большого света пушкинского времени. Под влиянием Гоголя в 1840-х годах разделял художественные принципы так называемой натуральной школы. В более поздний период своего творчества Соллогуб главным образом работал в области драматургии, писал водевили и лишь в конце жизни взялся за роман.

Оценки творчества писателя современниками кардинально расходились: одни приветствовали в нём многообещающий талант, другие высмеивали его произведения как дилетантские и подражательные. Современные литературоведы констатируют, что светские повести Соллогуба стали заметным явлением в русской литературе 1830-х и 1840-х годов.

Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814 - 1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, затем перешел в Министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт-Петербург, 1878). В общем он, несмотря на огромные связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в нем преобладали, чему содействовали также родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского (см.). С. был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около "Отечественных Записок" времен Белинского . В литературной деятельности своей С. до известной степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность. Выступил он на литературное поприще с повестями "Два студента" и "Три жениха" в "Современнике" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных "Отечественных Записках" с "Историей двух калош". Повесть имела чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой артистической жизни. Симпатичные лица повести - артисты и немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других повестей имели успех "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) и особенно "Большой Свет" (1840), повесть "В двух танцах". Во всех этих произведениях большой свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия - со стороны своей преданности чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, не глубока и известное внутреннее преклонение пред "настоящим" большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде. В 1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами, наиболее известное из своих произведений - "Тарантас" (первые 7 глав были напечатаны в "Отечественных Записках" 1840 г.). Это талантливая, но довольно странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе нежелание завести у нас европейские порядки, а напротив того славянофильствующее преклонение пред русской "самобытностью". Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил "Тарантасу" большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность. В 1845 - 46 гг. С. издал сборник "Вчера и Сегодня" (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший водевиль свой "Беда от нежного сердца". Настроение "обличительной" эпохи, наступившей после севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного С. Отзывчивый на все модное, писавший водевили даже на такие "современные" темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в 1856 г. написал "Чиновника", в котором главный герой Надимов патетически восклицал: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями". Пьеса имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. "Чиновник" был скоро забыт и не меньший успех, чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор ее, напечатанный Н.П. Павловым в "Русском Вестнике" 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов ("Сочинения", т. II). "Чиновник" был последним из произведений С., обратившим на себя внимание публики. После этого он редко появлялся в печати (главным образом с воспоминаниями о Пушкине , Гоголе , Вяземском , Одоевском и других). После его смерти был напечатан роман "Через край" ("Новь", 1885) и "Воспоминания" в "Историческом Вестнике". Беллетристические сочинения С. издал в 5 томах, в 1855 - 56 гг. (Санкт-Петербург). С. Венгеров.

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б ( 8 августа (20 августа) 1813 ( 18130820 ) , Санкт-Петербург, Россия, — 5 июня (17 июня) 1882, Гамбург, Германия) — русский писатель, сын Соллогуба Александра Ивановича (1787—1843), внук переселившегося в Россию литовско-польского вельможи Соллогуба Ивана Антоновича из литовского рода Соллогубов. Дядя художника Ф. Л. Соллогуба.

Содержание

Биография



Несмотря на связи и некогда большое богатство, карьеры В. А. Соллогуб не сделал. Литературно-артистические интересы в Соллогубе преобладали, чему способствовали родственные связи с известным музыкальным домом графа М. Ю. Виельгорского — он был женат на его дочери, Софье Михайловне. В 1840-х годах близко общался с В. Г. Белинским, часто бывал в кружке Белинского [1] .

Похоронен на Донском кладбище в Москве [2] .

Семья

В 1840 году женился на Софье Михайловне Виельгорской (1820—1878) — дочери графа Михаила Виельгорского и Луизы Бирон, племянницы последнего курляндского герцога Петра Бирона.

У Владимира Александровича и Софьи Михайловны было две дочери: Елизавета (1847—1932) и Мария (1851—1917).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 08.08.1813 — 1836 — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 1836 год — дом А. В. Васильчикова — Большая Морская улица, 53.

Сочинения

Фантастика в творчестве Соллогуба

  • История двух калош (1839)
  • Большой свет (1840)
  • Аптекарша (1841)
  • Медведь (1842)
  • Тарантас. Путевые впечатления (1843)
  • Старушка (1850)
  • В двух танцах (1840)
  • Через край (1885)
  • Два студента (1837)
  • Сережа (1838)
  • Три жениха (1838)
  • Собачка (1845)
  • Воспитанница (1846)
  • Метель (1849)
  • Ямщик, или Шалость гусарского офицера (1842)
  • Букеты, или Петербургское цветобесие (1845)
  • Модные петербургские лечения (1847)
  • Беда от нежного сердца (1850)
  • Сотрудники, или Чужим добром не наживешься (1851)
  • Мастерская русского живописца (1854)
  • Чиновник (1856)
  • Вчера и Сегодня (2 т.) (1846)

Библиография

Примечания

Ссылки

  • Лукашин А. П. Экстелопедия фэнтези и научной фантастики. Соллогуб Ф.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 20 августа
  • Родившиеся в 1813 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 17 июня
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Гамбурге
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Графы
  • Похороненные на Донском кладбище
  • Мемуаристы Российской империи
  • Русские писатели по алфавиту
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели-фантасты России
  • Писатели-фантасты Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Соллогуб, Владимир Александрович" в других словарях:

СОЛЛОГУБ Владимир Александрович — (1813 82) граф, русский писатель. Повесть Тарантас (1845) с меткими зарисовками провинциального быта; повести из светской жизни, водевили, комедии. Мемуары … Большой Энциклопедический словарь

Соллогуб Владимир Александрович — Соллогуб (граф Владимир Александрович) известный писатель (1814 1882), внук литовско польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском… … Биографический словарь

Соллогуб Владимир Александрович — (граф) известный писатель (1814 1882), внук литовско польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском унив., где окончил курс в 1834 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соллогуб Владимир Александрович, граф — (1814 1882) русский писатель, автор повести Тарантас , наполненной меткими зарисовками провинциального быта, а также повестей из светской жизни, комедий, водевилей и мемуаров … Словарь литературных типов

Читайте также: