Мифтахетдин акмулла биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Акмулла (башк. Амулла, каз. Амолла, тат. Акмулла; настоящее имя — Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов (башк. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы, каз. Муфтахетдин Камалетдинлы Мхамедияров)); родился 14 (27) декабря 1831 год в Туксанбаево Куль-Иль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — 8 (21) октября 1895 год Сыростан Троицкого уезда Оренбургской губернии) — башкирский, казахский и татарский поэт-просветитель, поэт-философ, поэт-мыслитель. Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.

Биография

Родился 14 (27) декабря 1831 год в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской воблости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать. Согласно X ревизии 1859 года, Мифтахетдин в 28 лет ещё жил в семье отца.

Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды татарских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом.

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Творчество

По версии башкирских ученых большинство своих произведений Акмулла создавал на башкирском и казахском языках, а также на языке тюрки. Согласно исследователям старотатарской литературы, язык большинства произведений Акмуллы - смешанный казахско-татарский, поскольку сочетает в себе элементы двух языков. Встречаются также некоторые элементы башкирского языка. Отдельные стихи написаны в полном соответствии с канонами старотатарского литературного языка.. До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке, с частым включением отдельных башкирских и казахских слов и словосочетаний, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже[нейтральность?] о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора.

Мифтахетдин Камалетдинов (известный в народе как Акмулла) является одним из самых выдающихся деятелей башкирского литературного движения. Помимо этого, он также известен как просветитель, социальный активист, и философ, чья деятельность сыграло решаю роль в жизни тюркоязычных народов Степи и Поволжья.

Откуда берёт своё начало деятельность этого замечательного человека? Что выделяет его творчества, и почему оно оказало столь сильное влияние? Рассмотрим же биографию Акмуллы.

Происхождение

Известно что Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов родился 1831 года, в декабре месяце, на территории Оренбургской Губернии. Однако социально-этнические корни литератора вызывают споры у исследователей. Наиболее распространённая версия, что он происходит из семьи башкирских знатных землевладельцев. Другие уверены что его родители родом из казахских степей. Сам же поэт описывал свою семью как смешанную — башкирский отец и мать из казанских татар. Тем не менее письменные источники сходяться в том, что Мифтахетдин довольно поздно покинул отчий дом. Также известно что его отец был двоеженцем. Но не смотря на знатное происхождение, семья едвали была богатой, а скорее даже обнищавшей. Обстоятельства его личной жизни можно узнать в Дом-Музее Мифтахетдина Акмуллы, открытого в родном посёлке литератора Туксанбаево (Миякинский Район, Башкортастан).

Молодые годы

Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы (именно так его полное имя произноситься на башкирском языке) рано показал успехи в учёбе, растя любознательным и начитанным мальчиком. Больше всего любил письмо, историю, и литературу. Первые годы Мифтахетдин учился на малой родине, затем поступи в медресе соседнего посёлка (смесь общеобразовательной школы и духовной семинарии у исламских народов).

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину становиться учеником знаменитого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки — одарённого поэта-лирика и суфистского аскета-проповедника (суфизм — мистическое направление в мусульманской религии). Скорее всего именно влияние наставника сподвигло молодого Мифтахетдина заняться поэзией. Познакомившись с творцом, он захотел поделиться при помощи поэзии своим переживаниями и мыслями. Захотелось научиться передавать чувства словом.

Могут быть знакомы

Странствия

В двадцать пять лет Мифтахетдин оставил своего учителя, и отправился странствовать. Об этом периоде его жизни осталось очень мало свидетельств. Ясно лишь что молодой много путешествовал. Начиная от южного Башкортостана, далее по Зауралью, до западной территории Восточной Сибири. Оставил он свой след в сельской местности Казахстана, выступая как поэт-импровизатор и правдоруб. Но на что жил молодой поэт? Стихами он не мог себя обеспечить, и приходилось браться за любую работу. В одном посёлке он работает в качестве столяра. В другом ауле учит детей письму и счёту. Всё необходимое он возил с собой, набирая большой багаж из орудий ремесленника и книг.

Мифтахетдин Акмулла

Однако Акмулла Мифтахетдин не на минуту не бросает своего призвания. За время странствий поэт проникся симпатией к простому народу, и в своём творчестве выразил любовь беднякам. С помощью своих песен он пытался дать им свет в жизни, а основным направлением лирики выбрал призыв к справедливости и борьбе. Поэзией обличались предрассудки и самоуправство бай. Звучали призывы сбросить ярмо помещиков, наживающихся на бедах и горестях простонародья. Свои сочинения Мифтахетдин, как велела традиция, не записывал. Обосновывал тем, что произведения не лично его, но принадлежать людям. Как и многие его коллеги, он декларировал сочинения наизусть, храня содержание в памяти. Особую рль играло мастерство импровизации. Акмулла прямо на ходу выдумывал трогательные и глубокие поэмы, которые декларировал любопытным слушателям.

Бродя по бесконечным деревням, Мифтахетдин не только выступал как автор собственных стихотворений, но и соревновался в риторике и мудрости с сэсэнами (башкирские народные сказители, исполняющие эпические песни под аккомпанемент народных инструментов).

Преследования

Стремительный рост популярности поэта-вольнодумца вкупе с армией последователей вызвало негодование у завистников и богатеев. Кулак Батуч Исянгильдин особенно выделился. Он стал доносить на знаменитого поэта-странника, обвиняя того в уклоне от военной службе (путём приписания себе казахского происхождения). Нельзя сказать что он врал. Свободолюбивому нраву Акмуллы претила военные службы, да и любил он больше путешествовать. Свою роль сыграло бунтарство и жажда справедливости — поэт надеялся своей деятельности добиться перемен для простонародья. Чиновники воспользовались доносом, и арестовали мятежного поэта. Их пугало растущее влияние правдоруба, и они желали утихомирить Мифтахетдина. В итоге поэт оказался за решёткой на целых четыре года.

Мифтахетдин Акмулла

Заключение стало тяжким испытанием. Но беда была не столько в лишениях и унижениях сопровождающих тюремную жизнь, сколько затворничество, обособленность, и навязанное одиночество. Акмулла привык действовать и проявлять инициативу, и бездействие в клетке угнетало сердце. Единственный способ пережить злоключение — продолжать творить. Попав в тюрьму, он стал создавать новые произведения с удвоенной силой. В них выразилась надежды о счастье и свободе, звучали призывы к светлому будущему без угнетателей. В них кипела борьба с издевательствами , насмешками надсмотрщиков, с тяжёлыми условиями существования. Но нашлось место и любви к родным местам, стремление к воле. Тем не менее несчастья не могли продолжаться вечно. Освобождению поэта способствовал его большой почитатель Габибул Зигангиров, обратившейся с прощением к Императору Александру Второму и внёсший залог размером в две тысячи рублей.

Творчество

Акмулла Мифтахетдин, оказавшись на свободе, направился прямиков на свою малую родину. После долгих лет странствия (на тот момент ему было уже за сорок), он хотел покоя в своём родном селе. К сожалению его отец был человеком строгих и традиционалистских нравов, и не оценил свободолюбия и стремления к прогрессу. Результатом недолго воссоединения были недопонимание и поток мелких склок. В итоге Акмулла вновь отправился в странствие, из которого уже не вернётся.

Мифтахетдин Акмулла

Снован и снова, Акмулла своей поэзией прививал землякам чувство достоинства, отстаивал личную независимость и отстаивать свои права. Он продвигал в неграмотной крестьянской среде жажду знаний, требования расширения кругозора, и прививал ценность просвещения. В каких работах проскальзывают подобные идеи?

Мифтахетдин Акмулла

Мифтахетдин Акмулла

Гибель

Развернув проповедь с новой силой, поэт привлёк внимание новых недоброжелателей. Акмулла Мифтахетдин раздражал не только баяв и помещиков, но и исламское духовенство. Неустанная борьба за социальные прогресс, против суеверий, религиозного фанатизма, и наглости феодалов сделали его объектом страха и ненависти среди реакционных слоёв.

Двадцать седьмого октября 1895 года в южноуральской реке, поблизости от железнодорожной станции было обнаружено бездыханное тело Акмуллы. Сразу многие стали подозревать что смерть была насильственной, и скорее всего заказной. Среди возможных организаторов покушения называют бая Исянгильдина.

Память

Именем выдающегося башкирского поэта была именована улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет. Также его имя носит одноимённая литературная премия. Восьмого марта 2008 года, в городе Уфа, возле одноимённого сквера Мифтахетдину Акмулле был поставлен памятник.

Мифтахетдин Акмулла

Монумент изображает просветителя сидящим во время отдыха после долго пути. Он разговаривает с двумя детьми (слева стоит девочка, справа сидит мальчик). В данном проекте воплощена просвещенческая сторона жизни поэта.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин Аҡмулла ; настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк. Мифтахетдин Камалетдинов ); 14 (27) декабря 1831 года Туксанба́ево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — 8 (21) октября 1895 года Сыростан) — башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. [1] Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество были широко известны среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов. [1]

Содержание

Биография



Отец — Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин [2] .

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.

Он многое постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.

После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.

Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Творчество

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами.

Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.

Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Тукай, Гафури, Бабич, Даут Юлтый и Сайфи Кудаш и др.

Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объёму. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины.

Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

Память



Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 декабря
  • Родившиеся в 1831 году
  • Умершие 21 октября
  • Умершие в 1895 году
  • Персоналии:Башкортостан
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами
  • Родившиеся в Уфимской губернии
  • Башкирские поэты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Акмулла, Мифтахетдин" в других словарях:

Акмулла Мифтахетдин — (1831 1895), башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати. * * * АКМУЛЛА Мифтахетдин АКМУЛЛА Мифтахетдин (1831 95),… … Энциклопедический словарь

АКМУЛЛА Мифтахетдин — (1831 95) башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати … Большой Энциклопедический словарь

Акмулла Мифтахетдин — … Википедия

Акмулла Мифтахетдин Камалетдинович — (14.12.1831, деревня Тусанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии, ‒ 21.10.1895), башкирский поэт просветитель. Вошёл также в татарскую и казахскую литературы. Родился в семье муллы. Писал стихи на языке тюрки, а некоторые произведения ‒ на… … Большая советская энциклопедия

АКМУЛЛА Мифтахетдин Камалетдинович — (1831—1895), татарский и башкирский поэт просветитель; его творчество стало также достоянием казахской литературы.■ Стихи, Каз., 1981 (на тат. яз.).● Вильданов А. (сост.), Певец света и прогресса, Уфа, 1981 (на рус. и башк. яз.) … Литературный энциклопедический словарь

Акмулла — Акмулла, Мифтахетдин Акмулла Мифтахетдин Аҡмулла Дата рождения: 14 декабря … Википедия

АКМУЛЛА — Мифтахетдин (1831 95), башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Акмулла — Мифтахетдин Камалетдинович (14.12.1831, деревня Тусанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии, 21.10.1895), башкирский поэт просветитель. Вошёл также в татарскую и казахскую литературы. Родился в семье муллы. Писал стихи на языке тюрки,… … Большая советская энциклопедия

Акмулла М. — АКМУЛЛÁ Мифтахетдин (1831–95), башк. поэт просветитель; его творч. наследие также достояние тат. и казах. лит р. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати … Биографический словарь

Акмулла Мифтахетдин шигырзары – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни соседних народов – казахов и татар. Кроме того, его творчество уважаемо и популярно среди других представителей тюркской национальности, например туркмен.

акмулла мифтахетдин

Какова биография этого выдающегося, талантливого человека? Чем примечательна его жизнь и литературное творчество? Давайте узнаем.

Малоизвестное детство

Биография Мифтахетдина Акмуллы берет свое начало в маленькой деревеньке Туксанбаево, расположенной на берегу реки Демы в Республике Башкортостан (ранее – Оренбургская губерния). Рождение поэта произошло в далеком 1831 году, в декабре месяце.

Происхождение родителей Акмуллы до сих пор неизвестно. Существует несколько версий его родословной. Согласно одной, родители поэта являлись башкирами-вотчинниками, отец даже служил имамом. Из других же источников следует, что родителем Мифтахетдина был казах. Существует еще одна версия рождения литератора, согласно которой его мать была родом из Казани.

Многие источники информации говорят о том, что поэт долгое время жил с родителями. К слову, у отца Акмуллы было две жены, и жила семья не отдельным домом, а сообща с другими братьями и их семьями. Жили кучно, бедно, убого.

Подробнее об этом и других неизвестных фактах из биографии Мифтахетдина Акмуллы (на башкирском языке) можно узнать, посетив музей, открытый в честь поэта на его малой родине.

Юность и молодость

Учился Акмулла Мифтахетдин (на башкирском языке его настоящее имя звучит как Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы) хорошо, с ранних лет он испытывал тягу к наукам и знаниям, особенно к литературе, письму и истории. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в медресе – общепринятом учебном заведении у мусульман, выполняющем функцию среднеобразовательной школы и духовной семинарии.

мифтахетдин акмулла биография

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину посчастливилось обучаться у самого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки – знаменитого башкирского поэта, придерживающегося суфизма (разновидность эзотерического течения в исламе) и проповедующего аскетизм и повышенную духовность.

Возможно, именно тогда, так близко соприкоснувшись с чужим поэтическим творчеством, Акмулла захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

В поисках истины

Дальнейшая судьба поэта Акмуллы Мифтахетдина также выглядит урывчатой и малоизведанной. Доподлинно известно, что мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири. Посещал местные села и аулы Казахстана, вел кочевую жизнь, занимаясь просветительской деятельностью и продвигая гуманистические идеи. Об этом речь пойдет немного ниже.

мифтахетдин акмулла на башкирском языке

Чем зарабатывал себе на жизнь Акмулла Мифтахетдин? Стихи поэта не приносили ему достаточного дохода. Путешествуя из селения в селение, он занимался ремеслами, например трудился в столярном деле, или же обучал детей чтению, письму и простым наукам. Рабочие инструменты, а также книги и некоторые свои рукописи мужчина всегда возил с собой в особых отделах своей телеги.

Странник-литератор

Однако самым главным занятием Акмуллы Мифтахетдина была поэтическая деятельность. Он очень любил народ, бедных и обездоленных людей, и старался облегчить им жизнь с помощью своего яркого, самобытного творчества. Главной темой лирики поэта была жизнь этих несчастных созданий. Он призывал их встать на борьбу с социальными предрассудками, с баями и помещиками, которые богатели на нуждах и несчастьях простонародья.

Свои сочинения Акмулла Мифтахетдин редко записывал на листах бумаги. Он считал свои произведения достоянием народа, поэтому хранил их глубоко в своей памяти. В историю литератор вошел как талантливый поэт-импровизатор. Он мог сочинять глубокие, трогательные стихотворения на ходу, красиво декламируя их перед собравшимся народом.

мифтахетдин акмулла шигырзары

Проходя мимо различных селений и аулов, Акмулла не только декламировал свои лирические творения, но и состязался в мудрости и красноречии с известными народными сказителями (сэсэнами), которые под аккомпанемент думбыры исполняли речитативом башкирские песни, такмаки, баиты, кубары.

Недоброжелатели

Чем больше росла популярность молодого Мифтахетдина и увеличивалась армия почитателей и последователей, тем значительнее и знатнее становились его недруги и противники.

Среди самых основных особенно отличался казахский бай Батуч Исянгильдин, который написал донос на прославленного поэта-странника, якобы тот уклоняется от царской военной службы, выдавая себя за сына казаха. В действительности так оно и было. Акмулла не мог представить себя в строю или же ведущим оседлый, подчиненный образ жизни. Мятежник по натуре, он был бунтарем по духу, который хотел изменить жизнь людей к лучшему, добиться каких-либо реформ и исправлений.

Влиятельные чиновники, опасаясь влияния поэта и его творчества на простой народ, воспользовались лицемерным доносом и засадили поэта в тюрьму, где он провел долгих четыре года.

Жизнь в заключении была тяжелой и невыносимой. Гнетущими для Мифтахетдина были не только тюремные унижения и лишения, но и одиночество, обособленность, вынужденное затворничество. Как человек активный и целеустремленный, творческий и эмоциональный, Акмулла не мог смириться с бездействием и изолированностью, он находил отдушину в творчестве.

Именно в тюрьме мужчина очень много сочинял. Он писал о свободе и счастье, о борьбе с угнетателями и о счастливом будущем. Он описывал насмешки и издевательства тюремщиков, тяжелые невыносимые условия и свою любовь к независимости и к родному краю.

От продолжительного заключения поэта избавил его верный поклонник Габибул Зигангиров, который обратился к Александру II с письменным прошением за поэта и внес за него залог, равный двум тысячам рублей.

После освобождения

Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.

Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.

акмулла мифтахетдин биография на башкирском

Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.

Как это отражалось в творчестве поэта?

"Башкиры, всем нам нужно просвещение!"

Основная мысль стихотворения – это призыв к просвещению и к знаниям, которые пригодятся в жизни и работе простых людей. Стихотворение богато сравнениями и гиперболами, оно дышит страстью, уверенностью и добротой.

"Место мое – в зиндане"

Данное произведение наполнено гнетущей тоской, которую испытывал поэт, находясь в четырехлетнем заточении. Но, несмотря на то что он весь пожелтел и похудел (согласно словам автора), все же он направляет все мысли к своим угнетенным соотечественникам, о которых сильно переживает и заботится в своем вынужденном заточении.

Произведения об окружающем мире

Описывая мир природы, поэт рисует не картину покоя и умиротворения, а бурю ощущений и перемен, активное движение, многообразие красок, звуков, впечатлений.

Борьба с классовым неравенством

Мифтахетдин считал, что пока будет процветать классовое неравенство, жизнь в родной Башкирии не наладится, и бедные люди так и останутся гонимыми и несчастными.

Смерть поэта

Естественно, такие смелые и прогрессивные взгляды не могли остаться незамеченными богатыми людьми. Акмуллу Мифтахетдина тайно ненавидели многие баи и культовые деятели, так как он призывал народ не только подняться против зажиревших богачей, но и избавиться от религиозной отсталости, фанатизма и суеверности.

Согласно некоторым источникам, смерть поэта была заказной – его убили в ночь с двадцать шестого на двадцать седьмое октября 1895 года (по новому стилю) по приказу бая Исянгильдина. Тело было найдено в реке недалеко от железнодорожной станции на южном Урале.

перевод стихотворения осень мифтахетдина акмуллы

Память о поэте-мыслителе

В честь великого башкирского литератора была названа улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был открыт восьмого октября 2008 года, в годовщину смерти великого башкирского поэта, в городе Уфе, напротив сквера, названного также в честь свободолюбивого философа.

мифтахетдин акмулла стихи

На изваянии изображен уставший путник-просветитель в окружении двоих детей, внимательно слушающих его наставления.

Данная композиция ярко и точно описывает творческую деятельность башкирского мыслителя.


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Творческое наследие Акмуллы считается достоянием татарской, башкирской и казахской литератур.

Биография

27 декабря 1831 г., деревня Туксанбаево Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан – 8 октября 1895 г., город Миасс.

Сын сельского муллы .

Начальное образование получил в деревне Ябалактамак. Учился в медресе деревень Мелеузтамак, Асян, Стерлибашево и город Троицк.

Акмулла – ученик поэта и богослова Шамседдина Заки. В Троицке занимался под руководством шейха З.Расулева.

В летние месяцы в казахских степях обучал детей грамоте. Скитался по деревням Западной Сибири, Северо-Западного Казахстана: учительствовал, проповедовал идеи татарских просветителей.

За благородство и правдивость получил прозвище Акмулла (светлый, справедливый наставник). Славился умением отстаивать смелые по тем временам взгляды.

Был арестован по навету под предлогом, что он уклонялся от службы в царской армии (по другим сведениям, за связь с З.Расулевым).

В 1867–1871 гг. в тюрьме Троицка написал знаменитый тюремный цикл стихов.

В 1871 г. Акмулла подал прошение о помиловании и был временно освобожден под залог. Желая добиться окончательного освобождения и реабилитации, Акмулла обратился к потомку последнего казахского хана Джигангира – генералу-полководцу Губайдулле Букееву, посвятив ему оду-мадхия. И.Г.Букеев сумел добиться указа императора Александра II о помиловании.

Через год Акмулла занялся обучением детей в медресе имама Рахматуллы в городе Петропавловск. Вскоре переехал в окрестности города Кокчетав и продолжил просветительскую деятельность.

В 1894 г. в городе Уфа встретился с Р.Фахретдином. Он обещал помочь в публикации стихов, но трагическая смерть Акмуллы помешала этому.

Творчество

Акмулла одним из первых в татарской поэзии XIX века сумел синтезировать достижения философской мысли Востока и Запада, создать гармоничный сплав фольклора и традиционных жанров восточной поэзии.

Его творчество отличается глубиной содержания и образностью мысли, точностью и афористичностью языка в сочетании с виртуозной легкостью стиля, органическим переплетением философских и публицистических начал, тонким лиризмом, атакже сатирой, умением в доступной форме преподнести читателю сложные для восприятия суждения.

В своем творчестве Акмулла выразил сокровенные чаяния простого народа, отстаивал идеи духовного раскрепощения человека и необходимости светского образования. Образ поэта-борца за справедливость, за просвещение народа наиболее зримо предстает в его тюремном цикле: он осуждает гнет и произвол, царящие вокруг, но верит в силу разума, торжество добра.

Акмулла высоко ценил труды Ш.Марджани, светлой памяти которого посвятил марсия (1892 г., Казань), единственное произведение Акмуллы, опубликованное при его жизни. В нем, воспевая Казань как средоточие татарской культуры и Марджани как духовного наставника, Акмулла подчеркивает свою принадлежность к татарскому народу. Резко критикуя некоторых служителей культа, противопоставляет им образы как самого пророка Мухаммада и великих мусульманских ученых, так и своих современников – Ш.Марджани, Р.Фахретдина.

Сюжеты и темы для творчества Акмулла черпал из самой жизни, выражая мысли и чаяния реальной личности второй половины XIX века. Созвучность стихов Акмуллы с поэзией новой эпохи вызывала к ним огромный интерес.

После кончины Акмуллы в Казани вышли 2 его поэтических сборника (1904 г., 1907 г.).

Большая часть его произведений написана в традиции тюркских акынов (песенным речитативом) и легко запоминается.

Акмулла писал на своеобразном смешанном, татарско-казахском языке с некоторыми элементами разговорной речи башкир; отдельно его стихи созданы на традиционном старотатарском литературном языке и понятны широкому кругу татарских читателей без адаптации и переработок.

Сочинения

Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. Казань, 1892.

Акмелла әфәнденең иншад итдеки мәнзумати илә башка бер кач моншәдатене үз кәндесенең тәрҗемәи хәлене моштәмил мәҗмугадыр. Казань, 1904.

Акменланың Шиһабетдин әл-Мәрҗани мәрсиясе вә башка шигырьләре. Казань, 1907.

Өлеңдер жыйнағы. Алматы, 1935.

Шиғырҙар. Өфө, 1981.

Шигырьләр. Казань, 1981.

Күндер мен түндер. Өлеңдер, толғаулар, термелер, айтыс. Алматы, 1986.

Литература

Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. Казань, 1975.

Гайнуллин М.Х. Татар әдәбияты. XIX йөз. Казань, 1968.

Госманов М. Мифтахетдин Акмулланың иҗаты һәм мирасы // Акмулла. Шигырьләр. Казань, 1981.

Әхмәтев Р. Мифтахетдин Акмулла // Татар әдәбияты тарихы. Казань, 1985. 2 тома.

Харисов Ә.И. Башҡорт халҡының әҙәби мираҫы. Өфө, 1965.

Вильданов Ә.Х. Акмулла – яктылык йырсыһы. Өфө, 1981.

Калижанов У. Агартушы– демократ акың // Акмолла. Күндер мен түндер. Алматы, 1986.

Читайте также: