Мифология древней индии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Индийская мифология – одна из самых древних, высокоразвитых и хорошо сохранившихся. Кроме того, она имеет явные многочисленные сходства со славянской мифологией (славяне и индийцы – индоевропейские народы, некогда бывшие одним целым, даже славянские, особенно русский и белорусский, языки имеют множество общих корней с древнеиндийским языком санскрит), потому последнюю во многом удалось реконструировать именно путём сравнения с индийской. Индийская мифологическая и религиозная традиция имеет следующие основные особенности:

5) Для индийской мифологии и религий вообще характерен интерес к вопросам души и судьбы. Именно здесь лучше всего разработано само понятие души (в ней выделяют семь частей, каждая из которых имеет свои функции), её перевоплощений (инкарнаций, связанных с явлением реинкарнации), её судьбы, определяемой законом кармы. Также в индийской культуре существуют многочисленные духовные практики, т.е. по сути методики практического влияния на душу и некие тонкие энергии, а также и на тело с помощью души – это йога, медитации, различные практики открытия чакр (особых энергетических точек в теле человека, особо близко контактирующих с душой) и т.д.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. была завершена редакция Брахман — комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад и Араньяков. В брахманизме творец Вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в безбрежном океане. Сила его мысли делит яйцо на две части — небо и землю, затем образуются вода, огонь, земля, воздух, боги, звезды, время, животные и растения, мужское и женское начало, люди. Брахма обычно изображается четырехглавым гигантом, сидящим на лотосе, священном цветке индусов. В его руках — ритуальный кувшин с водой, ложка со священным маслом для жертвоприношений, жезл, священная книга.

Из лба Брахмы, сморщенного во гневе, явился другой бог, Шива, олицетворение одновременно плодородия и разрушения. Шиву окружают духи и призраки, на его шее — ожерелье из черепов, он незримо присутствует на полях битв, в местах сожжения трупов, перекрестках (они в Индии считаются опасными местами). Противоречивость образа Шивы, причастность одновременно разрушению и возрождению, возможно, связаны с тем, что он пришел еще из мифологии Хараппы и Мохенджо-даро, то есть из глубочайшей древности. Добавим сюда и то, что в индийской мифологии и религии окружающий нас мир — лишь видимость, иллюзия. На лбу Шивы — третий глаз, символ высшей мудрости, а горло его черно от яда, выпитого для спасения богов, его тело обвивают змеи, оно покрыто золой — символом аскетизма и чистоты. Шива — великий любовник и прекрасный семьянин, его символ — лингам (фаллос), мощь его в энергии шакти, животворящей силы, накапливаемой в медитациях. Танцующий Шива — одно из наиболее популярных изображений в индийском искусстве.

Животворность или разрушительность Шиву зависят от отношений с его женскими ипостасями. Жены Шивы, которым поклоняются в Индии, часто изображаются с зеркалом — как его отражение, усиление, умножение. Шива созерцателен и аскетичен, жены — активны и деятельны, в момент их соития божественная энергия многократно умножается. Ей поклоняются в тантризме, завершающем уже индуизм. В тантризме человеческое тело рассматривается как космос с шестью энергетическими центрами — чакрами. Высшая из них соответствует головному мозгу, где она соединяется со своим атманом — духом, как Шива с Шакти. В итоге достигается полное освобождение, родственное состоянию нирваны. Однако тантризм предупреждает — пробуждение чакр доступно и позволительно только подготовленным людям.




Индуисты делятся на вишнуистов и шиваистов, но оказалось возможным и их примирении в концепции тримурти, единого бога в трех ипостасях (Брахмы, Шивы и Вишны). В индуизме отчетливо проступает идея цикличности вселенной: мир гибнет, когда Брахма засыпает, с его пробуждением он оживает.

Религиозно-мифологические представления индийцев нашли выражение в самобытных в самобытных праздничных ритуалах. В конце октября в Индии отмечается праздник полной луны, есть праздники в честь священного дерева, змей и других представителей животного мира, среди которых индийская мифология особо выделяет обезьян и коров. Самый массовый и продолжительный праздник — с января по февраль проводится у слияния Ганга и Ямуны. Раз в 12 лет сюда приходят для священного омовения до 5 миллионов людей. Самый красочный индуистский праздник, Холи, отмечается в день полнолуния в период март-апрель и символизирует весеннее расцветание природы. На перекрестках изгоняют злых духов кострами, все поливают друг друга, подкрашенной водой, невзирая на различие полов и даже каст, обнимаются и угощаются сладостями. Этот праздник посвящен победе пастуха Кришны над дьяволицей Холика. В этот же период празднуется день рождения царевича Рамы. Конечно, есть праздник и в честь Шивы, Шиваратри, с экзальтированными плясками. Герой еще одного праздника — Ганеш — бог с головой слона, восседающий на лотосе, покровитель знаний и искусств, устроитель препятствий.

Индийские праздники в равной мере могут считаться частью не только религиозно-мифологических, но и художественных традиций.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. была завершена редакция Брахман — комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад и Араньяков. В брахманизме творец Вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в безбрежном океане. Сила его мысли делит яйцо на две части — небо и землю, затем образуются вода, огонь, земля, воздух, боги, звезды, время, животные и растения, мужское и женское начало, люди. Брахма обычно изображается четырехглавым гигантом, сидящим на лотосе, священном цветке индусов. В его руках — ритуальный кувшин с водой, ложка со священным маслом для жертвоприношений, жезл, священная книга.

Из лба Брахмы, сморщенного во гневе, явился другой бог, Шива, олицетворение одновременно плодородия и разрушения. Шиву окружают духи и призраки, на его шее — ожерелье из черепов, он незримо присутствует на полях битв, в местах сожжения трупов, перекрестках (они в Индии считаются опасными местами). Противоречивость образа Шивы, причастность одновременно разрушению и возрождению, возможно, связаны с тем, что он пришел еще из мифологии Хараппы и Мохенджо-даро, то есть из глубочайшей древности. Добавим сюда и то, что в индийской мифологии и религии окружающий нас мир — лишь видимость, иллюзия. На лбу Шивы — третий глаз, символ высшей мудрости, а горло его черно от яда, выпитого для спасения богов, его тело обвивают змеи, оно покрыто золой — символом аскетизма и чистоты. Шива — великий любовник и прекрасный семьянин, его символ — лингам (фаллос), мощь его в энергии шакти, животворящей силы, накапливаемой в медитациях. Танцующий Шива — одно из наиболее популярных изображений в индийском искусстве.

Животворность или разрушительность Шиву зависят от отношений с его женскими ипостасями. Жены Шивы, которым поклоняются в Индии, часто изображаются с зеркалом — как его отражение, усиление, умножение. Шива созерцателен и аскетичен, жены — активны и деятельны, в момент их соития божественная энергия многократно умножается. Ей поклоняются в тантризме, завершающем уже индуизм. В тантризме человеческое тело рассматривается как космос с шестью энергетическими центрами — чакрами. Высшая из них соответствует головному мозгу, где она соединяется со своим атманом — духом, как Шива с Шакти. В итоге достигается полное освобождение, родственное состоянию нирваны. Однако тантризм предупреждает — пробуждение чакр доступно и позволительно только подготовленным людям.

Индуисты делятся на вишнуистов и шиваистов, но оказалось возможным и их примирении в концепции тримурти, единого бога в трех ипостасях (Брахмы, Шивы и Вишны). В индуизме отчетливо проступает идея цикличности вселенной: мир гибнет, когда Брахма засыпает, с его пробуждением он оживает.

Религиозно-мифологические представления индийцев нашли выражение в самобытных в самобытных праздничных ритуалах. В конце октября в Индии отмечается праздник полной луны, есть праздники в честь священного дерева, змей и других представителей животного мира, среди которых индийская мифология особо выделяет обезьян и коров. Самый массовый и продолжительный праздник — с января по февраль проводится у слияния Ганга и Ямуны. Раз в 12 лет сюда приходят для священного омовения до 5 миллионов людей. Самый красочный индуистский праздник, Холи, отмечается в день полнолуния в период март-апрель и символизирует весеннее расцветание природы. На перекрестках изгоняют злых духов кострами, все поливают друг друга, подкрашенной водой, невзирая на различие полов и даже каст, обнимаются и угощаются сладостями. Этот праздник посвящен победе пастуха Кришны над дьяволицей Холика. В этот же период празднуется день рождения царевича Рамы. Конечно, есть праздник и в честь Шивы, Шиваратри, с экзальтированными плясками. Герой еще одного праздника — Ганеш — бог с головой слона, восседающий на лотосе, покровитель знаний и искусств, устроитель препятствий.

Индийские праздники в равной мере могут считаться частью не только религиозно-мифологических, но и художественных традиций.

Индийская мифология: Рама, Сита, Лакшмана и Сугрива

Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.

Можно различить древнюю ведийскую мифологию, существовавшую до н.э., и современную мифологию и философию индуизма, живой религии современной Индии. Стоит упомянуть также буддийскую и джайнскую мифо-религиозные системы, актуальные и для Индии.

Ведийская мифология

Ведийская мифология сложилась в конце II тысячелетия до нашей эры в северо-западной части Индии, населенной арийскими племенами, пришедшими со стороны Ирана. Из-за родства с Ираном мифология и язык северной части Индии был схож с иранскими. Принято даже говорить об определенном периоде индоиранских связей, об индоиранском языке и культуре.

Истоки ведийской мифологии уходят корнями в общую индоевропейскую мифологию III тысячелетия до нашей эры. Из-за своей архаичности ведийские мифология и язык служат отличным источником для понимания древности всех индоевропейцев. Видна глубокая связь таких слов, как "веда", с русским глаголом "ведать" и происходящими от него словами "ведьма", "ведение" и т.д.

Боги древней Индии

Ведийский пантеон насчитывал 33 божества, часть которых жила на Земле, часть - на Небе, а часть была универсальной.

Земными богами были Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати. К "смешанным" богам принадлежали Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван. Небесными богами были Дьяус, Варуна, Митра, Вишну, Ушас и Ашвины.

Эти боги играли в жизни древнего жителя Индии важную роль. Жизненные и религиозные устои поддерживали Варуна и Митра, Индра и его помощники маруты ведали войной, Ашвины отвечали за плодородие и урожай.

В дальнейшем среди главных богов выделились Брахма, Вишну и Шива - это был уже значительный шаг в сторону позднейшего индуизма, который впитал в себя как ведийскую мифологию, так и мифологические представления других жителей Индостана.

Древнеиндийские боги делились на две группы: дэвы и асуры, которые воевали между собой. Сохранилась легенда, что во время битвы этих богов капли их крови падали на землю, застывали и превращались в драгоценные камни.

Ведийские мифы

Индийская мифология: Рама и Лакшмана отправляются на поиски Ситы

Один из главных мифов ведийской мифологии рассказывали о том, как воинственный бог Индра сражался со своим чудовищным противником - демоном Вритрой, олицетворявшим хаос и непокорные силы природы. Вритра запирал мировые воды и угонял у людей скот, а Индра освобождал их.

Махабхарата

Одним из крупнейших источников по мифологии Индии является величественный эпос "Махабхарата". Она представляет собой одно из самых ярких культурных наследий человечества. Махабхарата состоит из множества легенд и преданий. В Махабхарату составной частью входит "Рамаяна".

Рамаяна

Индийская мифология: Рама, аватар бога Вишну

Другой знаменитый эпос Индии - Рамаяна. В ней рассказывается, как царь демонов Равана захватил власть над миром и заставил богов прислуживать себе.

Чтобы избавиться от его тирании, бог Вишну решил родиться на земле в облике смертного, которого звали Рама. Рождение бога в облике смертного в индийской мифологии называется аватаром, то есть воплощением.

Борьба Рамы и Раваны началась после того, как Равана похитил красавицу Ситу - жену Рамы. Вместе со своим верным другом Лакшманой Рама отправился выручать свою жену, и при помощи царя ястребов Джатаю и царя человекоподобных обезьян Сугривы победил его в жестоких боях и вернул свою жену.

Современная постановка Рамаяны

На иллюстрациях:

1. Царь Рама, его друг Лакшмана, жена Сита и царь обезьян Сугрива

2. Танцующий бог Шива

4. Рама и Лакшмана со спутниками отправляются на поиски Ситы

5. Рама, седьмой аватар бога Вишну

6. Современная постановка Рамаяны во время международного фестиваля, посвященного индийскому эпосу

Миф о сотворении мира


Среди всех индийских мифов на эту тему наиболее популярным является вариант о Золотом яйце, которое появилось среди безбрежных вод. Яйцо раскололось, и из него появился бог-творец Брахман, который развел половинки яйца – так появились Небо и Земля. В одиночестве он не испытывал радости и силой мысли решил создать шестерых сыновей, которые и стали прародителями всего: богов, демонов, людей и животных. Потомки сыновей Брахмана создали луну и звезды, ночь и день; Вишну стал богом мирового пространства. Но появились и асуры – враги богов. Борьба между богами и асурами длилась тысячелетия.


Высших богов было 33 (в некоторых источниках – 333 или даже еще больше). По иерархии они делились на небесных, земных и промежуточных; по свои функциям – на вершителей судеб (жрецы), ответственных за войны и отвечающих за плодородие. Согласно мифам, боги выглядели как люди, но имели дополнительные руки и ноги.

Подвиги бога Индры


Индра, царь богов, бог-громовержец, был любимым сыном матери богов Адити. Обладая могущественной силой, он сражался с демонами и асурами, победил страшного рогатого змея Шушну, из яиц которого плодилось зло. Однажды Шушна поглотил небесную влагу, и только волшебное громовое оружие Индры помогло дождю пролиться над землей. Индра вернул священных коров, лучей зари, похищенных демоническим племенем, и заря и солнце вернулись на небосвод.

Сказание о Смерти


Первоначально смерти не было, и людей стало так много, что Земля попросила Брахму вмешаться: она не могла вселить такое количество людей. Брахма разозлился на людей и стал сжигать человечество, пока за людей не заступился бог Шива. Брахма успокоился, но из его разрушительных мыслей появилась женщина-Смерть, которая должна была уничтожать всех подряд. Смерть начала плакать и молить не поручать ей уничтожение правых и неправых, здоровых и больных. Из ее слез возникли болезни, страсти и пороки, убивающие людей.

Рождение Ганеши. Бог с головой слона


Ганеша – один из самых любимых образов индусов. Согласно легенде, бог Шива не хотел, чтобы у него и его жены Парвати был ребенок. После долгих уговоров и просьб Парвати, Шива в ребенка превратил одежду. Радости Парвати не было предела, она хотела, чтобы с ней радовался весь мир и все видели ее ребенка. Один из посетителей отказался смотреть на ребенка – его прокляла жена, и от его взгляда погибало все. Но Парвати настояла, и посетитель взглянул на ребенка. Голова ребенка упала на пол. Старания Шивы оживить ребенка не увенчались успехом. Боги подсказали, что к телу ребенка можно приставить другую голову – так мальчик оказался с головой слона. Брахма велел упоминать имя Ганеша среди других богов – он стал богом учености и покровителем торговли и предпринимательства.


Индская (Хараппская) эпоха. Духовная культура носителей древнейшей цивилизации И. практически неизвестна. Единственным источником информации в некоторой степени служит малая глиптика, позволяющая предполагать существование культа животных, Великой богини и плодородия. Так как смысл знаков-изображений на каменных печатях все еще не прояснен, а хараппская письменность пока не дешифрована, любые догадки на этот счет остаются гипотетическими.

Мифологические представления народов Южн. Индии периода древности практически неизвестны. В период подъема царств дравидийского юга (Чола, Чера, Пандъя) их жители уже исповедовали индуизм.

Ядро ведийского пантеона в разное время образовывали разные божества. Наиболее древними персонажами ведийской мифологической традиции являются Дьяус-Питар (имя которого семантически тождественно именам Зевса и Юпитера), Яма, Митра и Варуна. Кроме них к основным ведийским божествам относились Индра, Агни, Сома, Ушас, Ваю, Парджанья, Рудра. Некоторые божества, вышедшие на первый план в более позднюю эпоху, на рубеже II—I тысячелетий до н. э. почитались в меньшей степени, например Вишну.

Изначально центральное место в ведийском пантеоне занимал Варуна — создатель мира, живущий в небесном дворце в окружении других богов и позднее свергнутый Индрой. Приниженное по сравнению с Индрой место Варуны среди богов не соответствовало его верховным функциям: ведь он был богом, наказывавшим за преступления; распределителем воды (дарованной дождем), хозяином священного напитка сомы и покровителем Луны. Как ночное божество, он противопоставлен дневному солнечному божеству Митре.

Ваю являлся божеством ветра. Как показывает этимологическое родство его имени с именем славянского божества Вия, Ваю был божеством и подземного мира. Кроме славянского Вия, родственным ему персонажем индоевропейской мифологии является авестийский бог Вайю.

В мифах эпохи Вед не было деления природы на живую и неживую. Индоарии считали, что их окружает мир, в котором живут не только люди, звери, птицы и растения, но и алтари, оружие, домашняя утварь, мази и даже игральные кости. На религиозные представления индийцев большое влияние оказывали природные явления, многие из них отождествлялись с определенным божеством. Яркий свет солнца, испускаемый солярным божеством Сурьей, порывы бога ветра Ваю, сверкающие на небе молнии, дожди или засуха, мерцание звезд вызывали в них восторг или ужас. Эти чувства выражались в гимнах, которыми пытались умилостивить того или иного бога, воспеть его красоту, силу и могущество, выпросить у него что-либо, например коров или дождь, пожаловаться на врагов.

Ведийские арии не знали храмов. Ритуалы осуществлялись либо в доме заказчика жертвоприношения, либо на свободном месте, где устраивались три священных очага. В центре находился алтарь, форма которого варьировалась от прямоугольной до птицевидной.

Читайте также: