Мифологический тип культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образ – самый древний коммуникатор человеческого сообщества. Образ – начало, лежит в основе всего. Животным движут инстинкты, человеком – нет. Культура связывалась очень долго и основывалась на подражании природе (мимесис). подражание лежало у истоков антропогенеза (часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного – homo sapiens).Если животное создает жилище, оно делает это, опираясь на инстинкты. Человеку же сначала нужно представить дом в своем воображении, т.е. он действует, исходя из своих представлений.

Человек в своей жизни привык все делать инстинктивно, но со временем люди лишились ее, что помогло им встать на путь развития культуры.

Человек является высокоорганизованным животным, некоторые же ученые предполагали, что ущербное.

Создавая приспособительную культуру, люди подражали животным. Существовала невротическая реакция: сильное желание вернуться к природе.

Образ возник еще в древности и позволил людям общаться с друг другом, он был средством коммуникации. Образ, как древнейший коммуникатор лег в основу культуры, способствовал ее развитию.

Человеку же сначала нужно представить дом в своем воображении, т.е. он действует, исходя из своих представлений.

· Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного ( от лат. Homo sapiens ).

· Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, процесса.

Тотемизм

Термин введен ученым Лонгом в 1791 году

Тотемизм - одна из наиболее ярких форм проявления древней культуры. Самая ранняя форма мифологического сознания.

В основе племя и род имеют своего сакрального покровителя. Сам термин тотем происходит из языка одного из североамериканских племен и означает вид животных или растений, являющихся символичным покровителем. На более поздней стадии прародителем группы кровных родственников. Тотем осуществлял связь с живой природой. (чаще всего являлся источником питания жизни)

К тотему относились, как к доброму заботливому предку и покровителю, который оберегает людей от холода и голода, болезней и смерти. (это самые ранние этапы цивилизации)

Первоначально тотемными животными и растениями становились именно те, что составляли основу питания этой группы людей, ведь имен от наличия еды зависело выживание рода. Боги – покровители рода имели не небесное, а земное происхождение.

С именем тотема связано имя племени, появляется табу - неукоснительное соблюдение правил. Тотемизм был основой для одомашнивания животных и культивации растений. Люди соотносят себя с животными и растениями.

Возникают ритуалы тотемистического характера:

2. Искусство, изображение животных на стенах пещеры

3. Танец, литературное сказание (культура в нерасчлененном характере - синкретизм)

Создается помост, жертвенный алтарь. Тотемизм вокруг нас (стол, архитектурные сооружения) – тотемистическая культура восходит к каменному веку и сохраняется в нашем сознании. Тотемизм положил начало развитию всей материальной и духовной культуры, в том числе и религиозной (основа религии родовой общины).

Тотемические представления играли очень важную роль как средство идентификации и классификации мира.

Роль огня в культурогенезе

Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.Культурогенез –постоянное обновление культуры путем создания новых и дополнения уже существующих форм с течением времени.

Выступает как первоэлемент Вселенной, непосредственно задействованный в акте космогонического творения. Первооснова огня связана с раскаленным огненным Солнцем,

В мифах именно с огнем связано, если не возникновение цивилизации, то по крайне мере переход ее в иное качество. В мифах именно огонь похищается либо приноситься культурным героем. (Миф о Прометее).

Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня не было бы возможно гончарное ремесло, металлообработка. Но еще более важным стало умение сохранять и самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы. Отношение к огню постепенно превращалось в культ, смешиваясь с другими верованиями. Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам.

С огнем связана символика энергии, жизненной силы.

Благодаря целенаправленному использованию огня человек сделал гигантский шаг вперед, уходя из-под абсолютной власти природы к сознательному контролю над своей жизнью.

Особенности мифологической культуры и мифологического мышления. Виды мифов

Мифология - система представлений древнего человека об окружающем его мире, в терминах которого человек выражал себя и то, как он понимает мироздание.

Конаминация мифов – смешение мифологических сюжетов и мотивов, сами персонажи вступают друг с другом в сложные отношения.

Синкретизм - нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития. Синкретизм мифа — это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира — искусства, религии, морали и др.

1) Синкретизм мифа – целостная культура, которая носила тотальный, нерасчлененный характер. Время сна - время тайн.

2) Мифология не знала понятийного мышления, не знала понятий. Понятия возникают перед появлением научных понятий.

3) Миф строился на особых представлениях о времени, мире и пространстве. Пространство не имело границ.

Природа и человеческие существа неразделимы, понимание единства мира человека и животного мира. (Кентавр, Сирены)

4)Мифологическая культура не знала детерменизма (всеобщей причинности). Для древних вино и кровь были тождественными явлениями.

5) В мифологии есть особенная логика - логика мифа - логика оппозиции, между оппозиционными вещами возникали посредники, которые связывали эти оппозиции. (ученый Либистрос) Безразличие к противоречиям.

6) В мифе часто используется система повторений. Древний человек постоянно создает подобия. Структура мифа обладает "слоистым" характером.

7) миф - устная культура, нужны были структуры, позволяющие запоминать и передавать информацию, боялись утратить

8) Мифология бессознательна, чувственна, стихийно-образна.

9) Соединенность мифа с ритуалом, обрядом

10) зримость, стремление к созданию зримого образа. Разрушительное и комическое начала. Серьезное и шутовское с самого начала шли параллельно.

11) Герои мифов не были единичными, они передавали сущность рода.

12)Этиологизм – попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде.

Генетизм мифа. Для мифа весьма характерна замена причинно-следовательных связей прецедентом – происхождение предмета выдаётся за его сущеность.

Два основных закона характеризуют первобытное мышление в его целом, в том числе и систему образа.

1. Отсутствие причинно-следственного ряда. Первобытная причинность может быть названа антикаузальной (без причинно-следственных связей). Одна мысль повторяет другую, один образ вариантен другому; различие их форм создает кажущееся разнообразие.

2. Симбиоз прошедшего с настоящим. Поступательное движение вперед первобытной культуры опирается на все изжитое и пройденное, которое остается не преодоленным в наличии нового, актуального. Стадиальное изменение образов. Появление нового божества не отменяло существования другого

деление на две мифотворческие эпохи — зооморфную и аграрную.

Ранняя стадия мифов: мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Поздее: создаются мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развёрнутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Основной формой мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития была мифология (греч mythos - сказание, предание, logos - учение), представляющая собой совокупность мифов, с помощью которых люди объясняли явления природы и общественные события посредством вымышленных, фанта­стических связей.

В своем стремлении объяснить явления природы и обще­ства на заре истории люди, не имея научных знаний, прибегали к вымыслам и фантазиям. В ходе развития первобытного обще­ства сложилась целая серия мифов о сверхъестественных суще­ствах, героях и богах. Так, например, древние люди происхож­дение земли и человека объясняли с помощью мифа о сотворе­нии богом мира в 6 дней. Один из библейских мифов дает сле­дующее описание картины создания мира. "В то время не было воздвигнуто ни святого дома, ни дома богов на священном месте. Не рос тростник, не было еще создано ни одного дерева, . вся земля была сплошным морем. Когда середина моря при­няла форму корыта, то бог . построил города и поместил в них живые существа".

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере, рас­тении, в каждом явлении: ударе грома, в падающем камне, ше­лесте листьев. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий волей и "личностными" качествами, и требовали своего описания и объяснения. Подобное единство человека и природы можно было отразить лишь в форме свое­образного рассказа, в котором предоставлялась возможность образно воспроизвести перечисляемые события и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой рассказ и состав­ляет сущность мифа.

Рассказывая мифы, древние люди использовали специфи­ческие методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, появление облаков и дождевых туч после засухи они объясняли тем, что им на помощь прилетела долгожданная птица Имду- гуд, которая покрыла небо черными дождевыми тучами и по­жрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

В мифах люди рассказывали, прежде всего, о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредствен­но отражали столкновение одухотворенных, как им казалось, сил, давали им названия и имена и строили на них ассоциатив­но-метафизический ряд умозаключений, являющих собой при­чудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. От­сюда изменчивость природы. Мифы не объясняют, а только от­ражают ее.

В мифологическом сознании мысль была объектом внут­реннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явленности, можно сказать, виделась и слышалась. Такая мысль отличалась именно своей непосредственной данностью. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господ­ствующих в них символов.

В мифе образность неотделима от мысли, так как она и представляет собой форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится спо­собом миропонимания в первобытной культуре, способом, ко­торым она формирует свое понимание истинной сущности бы­тия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Миф как своеобразный способ духовного освоения дейст­вительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу. Отсюда делается возможным беспрепятственное перенесение качеств одних веществ на другие.

4. Культурные ценности и мировоззренческие древневосточных цивилизаций

Древний Восток — это большая географическая зона – она простирается с Запада на Восток – от Туниса, где расположен Карфаген – до современного Китая, Японии, Индонезии, – а с Юга на Север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древнейшие времена существовали многочисленные государства: великое Древнеегипетское царство; Шумеро-вавилонское государство; огромная Ассирийская империя; государство Урарту; государственные образования на территории Индостана, Китая, Кореи Юго-Восточной Азии и др. Народы древности – египтяне, халдеи (вавилоняне), китайцы, индийцы, а также греки, римляне и пр. – ушли в своем развитии вперед. От них мы получили в наследство плуг, колесо, календарь, алфавитное письмо, металлургию, водопровод, шоссейные дороги и многое другое. Древний Восток в широком смысле слова был колыбелью мировой цивилизации. Там берет начало раннеклассовое рабовладельческое общество.




Зарождение древневосточных цивилизаций (Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Древней Индии, Древнего Китая) относят к V, IV и даже к VI тыс. до н. э. Нижняя хронологическая граница – первобытность, верхняя связывается с возникновением первых мировых религий и нового типа общества – раннеклассового рабовладельческого с государствами монархического типа.Имущественное и социально-культурно-политическое неравенство в них проявилось в отделении племенной знати (вождей, их приближенных, жрецов и пр.) от полноправных тружеников, неполноправных и совсем бесправных (рабов – т. е. военнопленных, обнищавших соплеменников). Рабство на Востоке носило патриархальный характер, так как рабский труд использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, а рабы пользовались некоторыми правами, могли иметь семьи.


Основной формой мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития была мифология (греч mythos - сказание, предание, logos - учение), представляющая собой совокупность мифов, с помощью которых люди объясняли явления природы и общественные события посредством вымышленных, фанта­стических связей.

В своем стремлении объяснить явления природы и обще­ства на заре истории люди, не имея научных знаний, прибегали к вымыслам и фантазиям. В ходе развития первобытного обще­ства сложилась целая серия мифов о сверхъестественных суще­ствах, героях и богах. Так, например, древние люди происхож­дение земли и человека объясняли с помощью мифа о сотворе­нии богом мира в 6 дней. Один из библейских мифов дает сле­дующее описание картины создания мира. "В то время не было воздвигнуто ни святого дома, ни дома богов на священном месте. Не рос тростник, не было еще создано ни одного дерева, . вся земля была сплошным морем. Когда середина моря при­няла форму корыта, то бог . построил города и поместил в них живые существа".

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере, рас­тении, в каждом явлении: ударе грома, в падающем камне, ше­лесте листьев. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий волей и "личностными" качествами, и требовали своего описания и объяснения. Подобное единство человека и природы можно было отразить лишь в форме свое­образного рассказа, в котором предоставлялась возможность образно воспроизвести перечисляемые события и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой рассказ и состав­ляет сущность мифа.

Рассказывая мифы, древние люди использовали специфи­ческие методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, появление облаков и дождевых туч после засухи они объясняли тем, что им на помощь прилетела долгожданная птица Имду- гуд, которая покрыла небо черными дождевыми тучами и по­жрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

В мифах люди рассказывали, прежде всего, о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредствен­но отражали столкновение одухотворенных, как им казалось, сил, давали им названия и имена и строили на них ассоциатив­но-метафизический ряд умозаключений, являющих собой при­чудливую смесь фантазии и реальности.

Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. От­сюда изменчивость природы. Мифы не объясняют, а только от­ражают ее.

В мифологическом сознании мысль была объектом внут­реннего восприятия, она не выдумывалась, а обнаруживалась в своей явленности, можно сказать, виделась и слышалась. Такая мысль отличалась именно своей непосредственной данностью. Этот тип мифологического мышления исследователи называли предшествующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господ­ствующих в них символов.

В мифе образность неотделима от мысли, так как она и представляет собой форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится спо­собом миропонимания в первобытной культуре, способом, ко­торым она формирует свое понимание истинной сущности бы­тия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Миф как своеобразный способ духовного освоения дейст­вительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу. Отсюда делается возможным беспрепятственное перенесение качеств одних веществ на другие.

4. Культурные ценности и мировоззренческие древневосточных цивилизаций

Древний Восток — это большая географическая зона – она простирается с Запада на Восток – от Туниса, где расположен Карфаген – до современного Китая, Японии, Индонезии, – а с Юга на Север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древнейшие времена существовали многочисленные государства: великое Древнеегипетское царство; Шумеро-вавилонское государство; огромная Ассирийская империя; государство Урарту; государственные образования на территории Индостана, Китая, Кореи Юго-Восточной Азии и др. Народы древности – египтяне, халдеи (вавилоняне), китайцы, индийцы, а также греки, римляне и пр. – ушли в своем развитии вперед. От них мы получили в наследство плуг, колесо, календарь, алфавитное письмо, металлургию, водопровод, шоссейные дороги и многое другое. Древний Восток в широком смысле слова был колыбелью мировой цивилизации. Там берет начало раннеклассовое рабовладельческое общество.

Зарождение древневосточных цивилизаций (Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Древней Индии, Древнего Китая) относят к V, IV и даже к VI тыс. до н. э. Нижняя хронологическая граница – первобытность, верхняя связывается с возникновением первых мировых религий и нового типа общества – раннеклассового рабовладельческого с государствами монархического типа.Имущественное и социально-культурно-политическое неравенство в них проявилось в отделении племенной знати (вождей, их приближенных, жрецов и пр.) от полноправных тружеников, неполноправных и совсем бесправных (рабов – т. е. военнопленных, обнищавших соплеменников). Рабство на Востоке носило патриархальный характер, так как рабский труд использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, а рабы пользовались некоторыми правами, могли иметь семьи.

Миф — сказание, предание особого рода. Его главная особенность: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Представи­тели той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Прин­ципиальное отличие мифа от сказки , а также от всякого художественно­го вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в кото­рой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из по­коления в поколение.

Для мифов характерны следующие черты.

Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Мифоло­гические вымыслы возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям. В мифотворчестве переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу делается в соответствии с двумя основными принципами:

Эти принципы определяют своеобразную логику мифологического мышления.

Мифы в современной культуре.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устой­чива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимство­ванные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свой­ственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного со­знания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

В современной культуре имеют хождение мифы различного вида.

Читайте также: