Мифологическая модель мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мифология (греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых суще

То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы – носители данной мифологии. Но причины появления мифов следует, по-видимому, искать и в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество.

Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения, а значит, древней культуры в целом, являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп. Зооморфные модели мира.

Значение животных в мифологической картине мира не ограничивается одной лишь вспомогательной ролью опоры мироздания. Нередко сама вселенная мыслится как космически огромный зверь.

Антропоморфная модель мира. В результате долгой и сложной эволюции мифологическая вселенная в образе животного уступает место антропоморфному космосу. Человеческий облик обретают не только боги и духи, но и все мироздание в целом. Вселенная есть не что иное, как космически громадное человеческое тело (древнеиндийские, иранские, древнегреческие, скандинавские, древнерусские, китайские, тибетские и другие мифы).

Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием или ступенчатым сооружением наподобие пирамиды, поднимаясь или, наоборот, спускаясь по ступеням которого, можно попасть как в небесные чертоги, так и в адскую бездну.

Примечательно, что картина мира, предлагаемая мировыми религиями - христианством, исламом, буддизмом - принципиально ничем не отличается от первобытных религиозных верований. Иначе выглядят лишь те или иные конкретные детали, образы, понятия, наслоившиеся за долгое время. Общая же схема, в соответствие с которой мыслится устройство вселенной, та же, что и в архаичных представлениях.

Древо мировое. Для целой эпохи в истории мировоззрения человечества характер-

Понятие мифа и мифологии. Мировое древо как модель древней вселенной. Понятие модели мира и древней модели мирового древа восточных славян. Мифологическая модель мира: древнегреческая и древнеегипетская мифология и мистерия, римская космогония.

Рубрика Религия и мифология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.10.2017
Размер файла 27,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

по предмету: Культурология

на тему: Мифологические модели мира

1. Понятие мифа и мифологии

2. Мировое древо, как модель древней вселенной

2.1 Понятие модель мира

2.2 Древняя модель мирового древа восточных славян

3. Мифологическая модель мира

3.1 Древнегреческая мифология и мистерия

3.2 Древнеегипетская мифология

3.3 Римская космогония

3.4 Римская структура мира

3.5 Римская эсхатология

4. Пространственная модель мира в германо-скандинавской мифологии

Список использованной литературы

Так же я прочитала монографию Косарева А.Ф Философия мира: Мифология и её эвристическая значимость. Москва: ПЭРСЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. ., в ней автор предпринял попытку комплексного исследования идей, содержащихся в мифах. Ученых охватил множество тем такие как: эвристические возможности мифологии, истина в мифологии и науке, проблемы глобальной науки и кризис современной цивилизации. Используя теоретическое наследие своих предшественников (А.Ф. Лосева, Я.Э. Голосовкера, П.А. Флоренского, К.Г. Юнга, О. Шпенглера и др.), автор выстроил весь материал в строгой логической последовательности. Начал с феноменологии мифа, он проследил происхождение мифологии и ее эволюцию, раскрыл проблему мифологической пары "культурный герой - трикстер", проанализировал некоторые антропоморфные составляющие древних мифов (тотемизм, анимизм и магию), подчеркнул связь мифа с обрядом, символичность мифа и иррациональный, алогичный характер мифа.

1. Понятие мифа и мифологии

Миф - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются в сознании как вполне реальные. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М.: Политиздат, 1991.

Наиболее четко мифы выступают в первобытной культуре, они представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах соотносятся элементы религии, науки, искусства и философии.

Мифология - это первая форма духовной культуры, которая возникает на самой ранней стадии общественного развития. Мифология появляется в то время, когда человечество в форме мифов и сказаний, пыталось найти и дать ответ на все волнующие их вопросы. Даже после прогресса науки и техники, мифология не остаётся только памятником первобытного мира и архаических форм повествования. Так же мифология тесно связана с религией и многие особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении многих веков в массовом сознании человечества.

2. Мировое древо, как модель древней вселенной

В многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженными этими сюжетами, мотивами и мифологемами, центральное место занимают мифы, маркирующие Мировое дерево. Архетипы Мирового дерева, в свою очередь, отражают творение Мира, а связанные с ними ритуалы (действия, акты, поступки) вызваны необходимостью сохранения статус-кво трехуровневой Модели Мира.

2.1 Понятие модель мира

Модель мира - это смысловая картина, выраженная через образы. Это картина нашего физического мира, увиденная сквозь призму трансцендентной реальности и воспринятая как отражение этой реальности, как телесный образ бестелесного мира. Косарев А. Философия мира: Мифология и её эвристическая значимость. Москва: ПЭРСЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000.

Отраженная в мифологическом сознании, подобная структура космоса находит свое выражение в космогонических, антропогенных и культурогенных мифах.

Наиболее распространенный образ, синтезирующий все координаты Модели мира -- мировое древо.

2.2 Древняя модель Мирового древа восточных славян

Центром мира для восточных славян было Мировое Дерево. Дерево, у корней которого приносят жертвы и на котором обитает бог, соединяет в славянских верованиях мир людей и мир богов, землю и небо. Это древо и есть мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Его крона достигает небес, а корни - преисподней. Мировое дерево соединяет в себе вертикальные и горизонтальные координаты мира и даже время. Успех любого обряда зависел от того, насколько этот обряд соответствовал представлениям о мироздании. Поэтому в народных обычаях так важен образ мирового дерева, которое воплощает мироздание. Обряд совершался, таким образом, в центре мироздания, у мирового дерева, и повторяя акт сотворения мира, обновления природы (Новый год и другие календарные праздники) и семейной жизни (свадьба). Основной и сакральный смысл новогодней ёлки это именно образ центра мироздания.

Таким образом, Мировое древо было основой в миропонимании славян. В тоже время древо было лестницей перехода из одного мира в другой. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному, например, явор, липа, дуб или сосна.

3. Мифологическая модель мира

3.1 Древнегреческая мифология и мистерия

В Древней Греции существовало две эпохи: домифологическая - время, когда господствовала религия Урана и настоящая религия - время, когда господствовала религия Кроноса. Первые начала греческой мифологии - это Хаос и Гея. Хаос представляет собой метафизический принцип неразделенного первичного единства, из которого все развивается. Первым мифологическим обоснованием теогонии является женское божество - Гея. Женское божество дает возможность прогресса, а сам прогресс осуществляют молодые божества.

Следующий период теогонии - это время господства титанов и Кроноса. Момент низвержения Урана Кроносом можно считать началом мифологии, а момент низвержения Кроноса Зевсом можно считать началом греческой мифологии.

Разнообразность персонажей сочетается и с совпадением функций божеств, например, Деметры и Персефоны. Лосев замечает, что иерархия пантеона не всегда представлялась таковой. В некоторых областях Эллады Зевс, так и остался местным мелким божеством, реализуясь только в одной роли, но это не отменяет образ Зевса, как центральный, показывая только лишь, что значимость функций персонажа была связана с конкретной исторической обстановкой. мифология мистерия модель мир

Система верований древних греков содержала огромное количество сакральных персонажей, отражавших все аспекты общественной и частной жизни. Для древних божеств была характерна неопределенность пола. Также одной из особенности большинства персонажей пантеона, является наличие хтонических черт, выражающее постоянное движение к первоначалу. Хтонические черты рассматриваются как проявление всеобщей связи всех божеств с изначальной основой. Персонажи такого рода встречаются практически во всех мифологиях.

Греки понимали мироздание как целостный организм, устроенный на основе принципа подобия. Принцип подобия выражается в связях и закономерностях. Для пространства образцом, выражающим реализацию этого принципа, является божественный проект. Он обязателен для воспроизведения, поэтому человеческое поселение или храм ориентированы на воспроизведение космогонии. Трактовка мироздания как организма опосредована и идеей единого порождающего начала, воплощенного во всех порожденных им сущностях.

Основанием сущности греческой мифологии является древнегреческая мистерия. Посвященными в мистерии могли быть все желающие, и большинство греков ими были. Неуважение к мистериям, так же, считалось тягчайшим преступлением - за это могли изгнать или казнить. Посвящение в мистериях делилось на несколько ступеней: первые ступени представляли собой устрашение посвящаемого какими-нибудь ужасными явлениями, а последние заключались в созерцании священных действий и в поучении. Предполагалось, что находящиеся на высшей ступени посвящения приходили к мысли о несостоятельности политеизма и видели в богах лишь олицетворенные силы природы и обоготворенных людей. Впоследствии эллинская мистерия стала пониматься как праздник земледелия, которое осуществлялось в различных символических действиях. Мистерия - это внутренний свет, направленный на будущее. Будущее может открыться внутреннему зрению, ведомому светом религии. Любая религия возникает благодаря стремлению к искуплению и освобождению от зла нашего мира. Состояние искупления и освобождения - это цель религии и может служить содержанием религии будущего.

3.2 Древнеегипетская мифология

Целью египетской мифологии является монотеизм, а достижением этой мифологической системы является троичность. В Египетской истории богов различают три главных образа, это национальные боги, их культ распространен среди всех египтян: Тифон, Осирис и Гор. Эти три бога составляют единство в тройственной форме: это Осирис в первой, второй и третьей потенции. В первой потенции он еще замкнутое единство, противостоящее всякому открытию. Во второй потенции он есть раскрывшееся, множественное единство; в третьей потенции он - восстановленное из множественности единство. Им соответствуют женские божества: Нефтида, Исида, Бубастида - они полностью вписываются в идею троичности. Основной темой египетской мифологии служит преодоление Кроноса, освобождение и победа Диониса. Они связаны друг с другом и являются отрицательной и положительной потенцией одной и той же сущности. Осирис - Тифон главное божество египетской мифологии, противоречие и борьба между ними - основа египетской религии.

3.3 Римская космогония

В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными. Не случаен традиционный для римлян культ дуба. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев - Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.

3.4 Римская структура мира

Миры богов, людей и мёртвых были разграничены. Между тремя мирами (мир богов, мир людей и подземное царство) существовала устойчивая связь. Так, люди не начинали не одного важного дела, не узнав, как к этому отнесутся боги. С этим была связана сложная наука предсказаний, которой занимались авгуры и гаруспики, читавшие волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, ударам молнии. Мистическое значение придавалось всевозможным необычным событиям, например, рождению у людей или животных уродцев, появлению в городе волков, на небе--комет, на статуях богов влаги и т.п. Большую роль в определении воли богов играли связанные с культом аполлона Сивиллины книги, в которых содержались стихотворные туманные изречения. В случае особых знамений жрецы обращались к этому тексту, ища в нем указания как нужно действовать.

Очень древний пласт римской мифологии был связан с сакрализацией природы, поскольку считалось, что боги незримо присутствуют в её явлениях, либо сами растения и животные таинственно связаны с миром богов. Почитание деревьев и рощ играло значительную роль в римской мифологии. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались жертвоприношения. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий.

Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах - орле, дятле и волке. Волкам в Риме приписывались чудесные свойства, магическая сила. Римляне верили в возможность взаимного превращения людей и волков.

В самом Риме центром культа стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

Доминируют три функции римских богов: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Религиозно-жреческая функция связывается им с Ромулом, военная - с Лукумоном, тогда как хозяйственная - с Титом Тацием. Остальные боги так или иначе примыкают к одному из названых персонажей и разделяют их функции. Социальная иерархия получила свою проекцию на мир богов. Социальное устройство древнего Рима, состоявшего первоначально из трёх триб -Рамнов.

3.5 Римская эсхатология

Таковы особенности римской эсхатологии, составляющей важнейшую часть той символической картины мира, центром которой был сам город Рим.

4. Пространственная модель мира в германо-скандинавской мифологии

Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом Мирового Древа.

Современному человеку необходимо знать мифологию, потому что в мифологии содержится та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру - архетипы реальности.

Так же мифологию нужно знать, потому что это древние сказания наших предков. Предки являются нашей историей, а историю своего народа должен знать каждый уважающий себя человек.

На основе мифологии, как языческой, так и библейской, были созданы многие произведения литературы, живописи, скульптуры и других видов искусства. Из мифологии в речь пришли многие крылатые выражения, имена мифологических богов и существ стали нарицательными. Мифологические сюжет служили даже для создания научных концепций, например, Эдипов комплекс у Фрейда. Кроме того, это интересно.

Список использованной литературы

2. Косарев А. Философия мира: Мифология и её эвристическая значимость. Москва: ПЭРСЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000.

3. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М.: Политиздат, 1991.

4. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1990

5. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. 608 с.

Подобные документы

Источники и историческое развитие восточнославянской мифологии. Мифологическая модель мира древних славян. Народные мифологические предания; фольклорные персонажи и демонология. Исследование пантеона языческих божеств и основ веры славян в духов.

реферат [42,6 K], добавлен 09.10.2013

Возникновение греческой мифологии, стремящейся разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Рождение мира из хаоса. Боги древней Греции, их характеристика.

презентация [3,7 M], добавлен 02.12.2013

Обзор этапов зарождения и развития мифологии Древнего Востока. Отличительные черты египетской, китайской, индийской мифологии. Характеристика мифических героев античного мира: древней Греции, древнего Рима. Древнейшая система мифологических представлений.

реферат [49,5 K], добавлен 02.12.2010

Египетская цивилизация как одна из самых древних в мире, ее значение и географическое положение. Понятие модели мира. Пантеон богов Древнего Египта, их изображения и родственные связи. Гимн богу солнца Атону. Роль Египта в развитии мировой культуры.

презентация [8,0 M], добавлен 29.11.2010

Религия Древней Греции. Общая характеристика древнегреческой мифологии. Периоды развития античной мифологии, их характеристика. Классификация мифов, специфика мистерий и их основные разновидности. Влияние восточных религий на греческие мистерии.

дипломная работа [77,2 K], добавлен 14.06.2017

Понятие мифа и мифологии. География мифологий мира. Зарождение человечества и происхождение остального мира. Предания, описывающие деяния богов и объясняющие тайны мира в мифах Древнего Египта, Южной и Восточной Азии, в современных мировых религиях.

реферат [24,6 K], добавлен 22.06.2012

Значение мифологии как системы мировоззрения и мировосприятия, ее значимость для выживания социума. Сверхъестественное в понимании мира древним человеком: языческие боги, фетишизм, магия. Схожесть антропологической сущности мифологии в разных культурах.

Модель мира в мифологии - описание взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека (коллектива) в мифологизированном космосе.

Универсально распространенный способ описания мира в архаических традициях — система фундаментальных противопоставлений: пространственных (верх и низ, левый и правый, восток и запад небо и земля, дом и лес и т. д.), временных (день — ночь, лето — зима и т. д.), абстрактных (чет — нечет) и др., в конечном итоге воплощающих благоприятные и неблагоприятные для коллектива явления: жизнь — смерть, счастье — несчастье, добро и зле. космос и хаос.

В диахроническом аспекте Модель мира описывает переход от хаоса к космосу и от времени мифического, эпохи первотворения, к времени историческому.

Взаимодействие диахронических и синхронических описаний порождало сложные классификационные Модели мира: примером может служить китайская мифология, в которой пять мифических государей воплощали центр и 4 стороны света.

Божеством центра и созвездий центральной части неба считался Хуан-ди, его помощник — бог земли Хоу-ту, цвет — желтый; Хуан-ди — покровитель храма солнца; божество востока (и восточной части неба) — Тай-хао (Фуси), его помощник — зеленый дух дерева Гоу-ман, ему подвластны громовержец Лвй-гун и дух ветра Фэн-бо, его цвет — зеленый, бог юга — Янь-ди, его помощник — красный дух огня Чжу-жун; бог запада — Шао-хао, его помощник — белый дух Жу-Шоу; бог севера — Нжуапъ-сюй, его помощник — черный дух Сюань-минь, под его покровительством — храмы луны и повелитель дождя Юй-ши и т. д. (ср. У Фан шэнь, но-рейского Енван, Тупкан у сиу, егип. Огдоаду и т. п.).

Наиболее распространенный образ, синтезирующий все координаты Модели мира — мировое древо.

Цель данной работы рассмотреть более подробно Римскую и Германо - скандинавскую модели мира.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

2.1 Понятие модель мира

Модель мира - мироустройство, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых, его структуру, в-третьих, его перспективы.

Наиболее распространенный образ, синтезирующий все координаты Модели мира — мировое древо.

Во времена молодости нашего мира все житейские происшествия в нем облекались человеком в символические формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача разделялись куда более различимо, а человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка. Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни. Важные события – рождение, брак, смерть – благодаря ритуальным таинствам достигали блеска мистерии. Болезнь и здоровье разнились намного сильнее, пугающий мрак и суровая зимняя стужа представляли собой настоящее вселенское зло (рис. 1).


Рис. 1. - Осмысляя окружающую реальность, древний человек выстраивал на ее основе свою картину мира

Но чтобы чувствовать себя защищенным среди этой космической борьбы добра и зла, древний человек выстраивал свой мир в виде справедливой, незыблемой духовной системы, в которой высшие божественные силы даруют или наказывают его за праведную или неправедную жизнь. Попробуем и мы с вами представить общие параметры этой древней системы.


Вместе с тем, две зоны древнего Космоса, выше и ниже зоны жизнеобитания человека, не были ему доступны. Он не мог подняться в небо, к солнцу и не мог спуститься под землю, в загадочную тьму. Поэтому верхнюю, светлую зону мира, древний человек населил высшими, справедливыми богами, а нижнюю, темную, в которую уходили его предки, он отдал богам Преисподней, Царству мертвых. Но вся эта пространственная ориентация могла осуществляться только при наличии Священного центра обжитого человеком Космоса, через который и проходила вертикальная ось мировой модели, соединяя собой все три священные зоны и кратчайшим путем связывая человека с Небом и Творцом.


Рис. 3a. Архаическая горизонтальная проекция мира отображенная в христианской культуре: раннесредневековая карта мира, изображение Христа, план христианского храма

Подтверждение этой (общей для индоевропейцев) мироустроительной структуры мы находим и в кочевом скифском мире. По утверждению древнегреческого историка Геродота, территория Скифии воспринимается как четырехугольник, а ее священное место – Эксампей, куда упали золотопылающие дары богов (ср. с пылающим очагом Йимы), находилось, по версии Геродота, в центре этого четырехугольника.

Далекие параметры древнего мироустройства воспроизвела и осетинская народная традиция, причем в реальном пространстве горного селения Лац (Северная Осетия). Здесь зафиксировано предание о том, что по повелению эпических нартов, первопоселенцев Лаца, вертикально стоящие с четырех сторон вокруг селения камни-цырты были принесены и установлены великанами-уаигами (символ Хаоса). Камни обозначали границы селения, которые уаигам было запрещено переступать. Подчиняясь нартам, силы Хаоса организовали для человека защищенное, обитаемое пространство – Космос, за границы которого жителям Лаца не рекомендовалось выходить без охранительной магии, чтобы не попасть к великанам. При этом, если дополнить пространственные параметры осетинского селения (квадрат) расположенным в нем общественным центром - Ныхас (круг), представлявшимся народному сознанию как священное круглое соборное пространство, то мы получим в существующей топографической реальности древнейшую индоевропейскую модель организованного Космоса (рис. 4, а, б).



Рис. 4. Киргизский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму Рис. 4а. Осетинский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму


Рис. 4б. Дагестанский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму

Обретенный таким образом древнейший символ мира - Мировое древо, как модель древней вселенной, делилось на три сакральные зоны по вертикали: корни – низ – Земля (подземелье); ствол – середина – надземная атмосфера; ветви (крона) – верх – Небо. В эти же зоны Древа входило и представление человека о времени, о прошлом, настоящем и будущем, о дне и ночи, о зиме и лете. Древо связывалось своими зонами с предками, нынешним поколением и потомками. Что же касается горизонтальной структуры Мирового древа, то она образовывалась самим Древом (центр) и четырьмя объектами по сторонам от него. Эта горизонтальная плоскость представлялась квадратом или кругом. (рис. 5, а).



Рис. 5. Каноническое изображение родовых Мировых деревьев. Западная Сибирь Рис. 5а. Фрагмент скифской серебренной вазы олицетворявшей собой Мировое древо. Чертомлыкский курган,IV в. до н. э

3.1 Римская космогония

В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Что же касается антропогонии, то существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном). Не случаен традиционный для римлян культ дуба. Его значение подчёркивали многие исследователи. Дж. Фрэзер указывал на мистическую связь дуба с Юпитером, с царями Альба-Лонги, Рима. В этих полулегендарных личностях воплотился дух дуба. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев - Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.

Боги делились на небесных, богов людей и подземного мира. При этом одни и те же боги, (например, Юпитер, Диана, Меркурий) могли действовать во всех трёх мирах.

Миры богов, людей и мёртвых были разграничены. Существовали понятия, выражавшие особые права богов (fas), отличные от прав людей (ius) и властителей царства мёртвых. Так, маны, его обитатели, впускались в мир живых людей лишь три раза в году.

Вместе с тем, между этими тремя мирами существовала устойчивая связь. Так, люди не начинали не одного важного дела, не узнав, как к этому отнесутся боги. С этим была связана сложная наука предсказаний, которой занимались авгуры и гаруспики, читавшие волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, ударам молнии. Мистическое значение придавалось всевозможным необычным событиям, например, рождению у людей или животных уродцев, появлению в городе волков, на небе—комет, на статуях богов влаги и т.п. Большую роль в определении воли богов играли связанные с культом аполлона Сивиллины книги.

По преданию, царь Тарквиний Гордый купил за большие деньги у пророчицы Сивиллы тексты, содержавшие стихотворные туманные изречения. Эти тексты были переданы на хранение специальной жреческой коллегии. Непосвящённые не имели к ним доступа. В случае особых знамений жрецы по специальному постановлению сената обращались к этим текстом, ища в них указаний, как надлежит действовать.

Боги не только обитали на небе, но присутствовали среди людей. Считалось, что богов противника с помощью специальной формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. Таким путём Римский пантеон пополнился за счёт богов соседних италийских племен, с которыми римляне постоянно воевали.

Почитание деревьев и рощ играло значительную роль в римской мифологии. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались жертвоприношения. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула.

Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались следующие: смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу - оружие и доспехи убитого им царя. С лесом связаны Фавн и Сильван – древнейшие персонажи римской мифологии.

С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий. Характерными в этом отношении являются образы Фонса и Ютурны.

Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах – орле, дятле и волке. Волку был посвящён ритуал луперкалий, о котором речь пойдёт позже.

В римской мифологии существовала иерархия культов божеств, отражавшая иерархию современного общественного устройства. Своих богов имели отдельные сословия (Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), профессии (Меркурий у торговцев, Минерва у художников, писателей, учителей). С богами был неразрывно связан любой коллектив. Каждый член фамилии должен был участвовать в её культе, переходя в другую фамилию (например, в результате брака) он принимал новый культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим встал во главе Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Лациариса.

В самом Риме центром культа стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом Мирового Древа.

1. Кулаков А.Е. Религии мира. М.,2004.

2. Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12.

3. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия, 1990.

4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурологияв вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, Экспертное бюро, 2003.

[1] Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737

[2] Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- с. 634-635

вроде всё норм, но вот египтяне . не знаю. как то напрягло "Египетский бог Атум поглотил свое же семя.

7 мифологических концепций сотворения мира

Понравился Ваш спор. Почерпнул чуть нового, а Ваш агностицизм построен на Вашей вере или умозаключениях?

ВЕРА В БОГА - ЭТО ВЕРА В СОБСТВЕННОЕ БЕССИЛИЕ,НО ОТРИЦАНИЕ ЧЕГО ЛИБО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО - ЭТО ПРИЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ГЛУПОСТИ.
если бог есть-докажите,если бога нет-докажите..

тут интересный момент. Что было ДО большого взрвыва ? Чем был большой взрыв по сути ? Чем вам не нравится интерпритация что ДО было яицо -чем бы оно нибыло ? И чем вам не нравится идея что любовь, топор или скука яицо разрушило родив сущее ?

Эта притча не совсем о сотворении мира, но всё-таки близко к теме. Очень она мне по нраву. ИМХО в ней весьма точно описано то, что сейчас происходит в мире.

ПРО БОГОВ И ДЕМОНОВ (из "Шатапатха-брахманы")

Боги и демоны братья, как день и ночь.
Праджапати родил их и дал им речь.
В речи была правда, и в речи была ложь.
В ней было поровну правды и лжи.
В речи демонов была половина правды.
В речи богов была половина лжи.
Демоны не любили правду, но любили ложь.
Боги не любили ложь, но любили правду.
Правда, которая была у демонов, сказала:
"Зачем мне быть там, где меня не любят?
Не уйти ли туда, где меня любят?".
И вся правда демонов перешла к богам.
И от правды демонов боги стали слабее.
Ложь, которая была у богов, сказала:
"Зачем мне быть там, где меня не любят?
Не уйти ли туда, где меня любят?"
И вся ложь богов перешла к демонам.
И от лжи богов демоны стали сильнее.
И демоны стали говорить только ложь.
Они не говорили ничего кроме лжи.
И демоны стали сильными и побеждали во всех битвах.
И богатства их росли как солёные земли.
А боги стали говорить только правду.
Они не говорили ничего кроме правды.
И боги стали слабыми и проигрывали все битвы.
И богатства их не росли как солёные земли.
Ибо ложь - это сила, богатство и победы.
Ибо правда - это слабость, бедность и поражения.
Знающий это знает всю правду жизни.
Знающий только это не знает истины.
Боги молили Праджапати об истине.
Боги приносили в жертву животное.
Демоны пришли и пожрали их жертву.
Боги молили Праджапати об истине.
Боги приносили в жертву второе животное.
Демоны пришли и пожрали их жертву.
Боги молили Праджапати об истине.
Боги приносили в жертву третье животное.
Демоны пришли, но боги спрятали жертву.
Боги притворились, что заняты другими делами.
Демоны поверили и ушли на свою сторону океана.
Тогда боги завершили жертвоприношение.
И Праджапати даровал им истину.
Боги познали истину и стали непобедимы.
Боги победили своих братьев-демонов в последней битве.
Ибо ложь побеждает во всех битвах, кроме последней.
Ибо правда проигрывает все битвы, кроме последней.
Знающий это знает истину.
Знающий это побеждает своих братьев в последней битве.


Оглавление

  • Предисловие
  • Лекция 1. Понятие мифа
  • Лекция 2. Мифологическая картина мира
  • Лекция 3. Герой шаманского мифа
  • Лекция 4. Миф, эпос и сказка

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в мифологию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Мифологическая картина мира

Итак, это пример на отождествление центра и границы. В других сказаниях будет все не так красиво, как у греков. Когда дойдем до индийских сказаний, там герои в финале отправляются за пределы мира людей, где приходят к мировой горе, которая, по логике вещей, является центром мироздания. Ну вот и спрашивается — центр это или граница? Теперь это кажущееся несоответствие уже не должно удивлять. Это именно очень четкий пример на тождество противоположностей.

Еще несколько слов о мировой ограде. Она может мыслиться как горный хребет, не одинокая гора, а именно горный хребет. Например, в шумеро-вавилонской мифологии. Она может мыслиться как река. И это наиболее распространенная форма. Кстати, эта река может восприниматься и как река жизни, и как река смерти. Очень красивый пример у греков — это Стикс, река в мире мертвых в подземном царстве, водами которой клянутся боги. То есть река — граница мира живых и мира мертвых, которая воплощает в себе как раз в максимальной степени закон. Это закон уже не просто для людей, а это закон и для богов. Это закон, который стоит выше всего и выше всех. При этом парадоксальным образом река находится внизу, в подземном мире. Это то, что касается границы.

Это мы взяли пример антропоморфной мировой оси. Еще буквально несколько слов о других примерах.

Теперь возвращаемся к мировой оси, к мировому древу, у корней которого бьет вот этот замечательный источник знаний. Последнее, что с этим связано и что я хочу заметить, — что представление о нижнем мире как о мире беспредельных темных вод достаточно устойчиво и будет нам в дальнейшем встречаться очень и очень часто. Это то, что касается мировой оси и мировой ограды.

Эволюция мифологического мышления

Не могу не привести пример, связанный с толкинистской культурой, когда толкинисты говорят тебе, что они эльфы. Причем если раньше они об этом говорили, то после переписи населения, согласно вполне официальным документам, появилось энное количество тысяч эльфов, а также некоторое количество тысяч хоббитов. И теперь уже ученые-этнографы имеют полное право на конференциях, посвященных национальностям, рассматривать эльфов и хоббитов как национальность, потому что официально у нас в стране они есть. И я замечу, что это особый тип людей вполне нормальных психически, потому что речь идет исключительно об эмоциональных сопричастиях, а не о нарушениях логики. Это особый тип людей с гораздо более выраженным артистизмом, с особым костюмом, скажем так, в котором всегда найдется какая-то выразительная, художественно значимая деталь. Их костюмы — это не какие-нибудь плащи из занавески, а это обычные платья, пиджаки и т. д. Но в них есть значимая деталь, которая позволяет человеку очень легко обнаружить собрата, сородича, который, казалось бы, одет очень просто и изящно. Это потрясающая отдельная тема. Это особенность современной культуры, когда на смену традиционной национальности приходит принципиально новая система. Так, в частности, национальность оказывается избираемой.

Возвращаемся к Леви-Брюлю. Он описывал одно из племен Южной Америки, которое считало себя красными попугаями. Естественно, что, будучи людьми психически здоровыми, они так же хорошо умели отличать человека от попугая, как мы умеем отличать мальчика и девочку от пионерского галстука. Речь конечно же шла о том, что они себя с этим племенем отождествляли эмоционально. И кстати, очень странно, что пример Леви-Брюля в свое время вызвал резкую критику, потому что представление о родстве человека и какого-то вида животных очень хорошо известно в науке, это называется тотемизмом, который основывается на представлении о том, что некий конкретный вид животных является нашими братьями, причем, как правило, двоюродными. То есть был некий предок данного вида животного и данного племени людей.

Читайте также: