История консалтинга в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Консалтинг, консультационные услуги не являются жизненно необходимыми – этим можно объяснить их относительно позднее появление и развитие. До начала $XX$ века технологии не менялись в течение долгого времени, сложных организационных структур не существовало, и все функции бизнес выполнял самостоятельно, без помощи внешних консультантов.

Развитие экономики и рост производства привел к тому, что один человек уже не мог осуществлять все операции самостоятельно, не мог обрабатывать растущие объемы поступающей информации. Это способствовало появлению сложных организационных структур, разделения труда, которое впоследствии переросло в развитие консалтинговых услуг.

Первоначально услугами сторонних консультантов пользовались для решения каких-либо нестандартных задач или проблем, которые были не по силам руководству компании и требовали наличия специальных знаний или опыта. Целью консультантов было решение таких задач для повышения эффективности деятельности организации.

Первыми профессиональными консультантами считаются Фредерик Тейлор, Артур Д.Литтл, Гаррингтон Эмерсон и Тоуэрс Пэррин. Силами последних были основаны первые консалтинговые компании.

Первые консультанты и консалтинговые компании фокусировались на повышении эффективности производства через рационализацию труда, снижение издержек и устранение отходов. Развитие теории и практики менеджмента в 20-е годы привело к расширению сферы деятельности консультантов, а также к усилению интереса к ним.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторая половина XX века

Послевоенный период считается золотым веком консультационных услуг. В то время рост спроса на услуги профессиональных консультантов был особенно интенсивным. Причинами такого бума можно считать общий подъем экономики после войны, расцвет строительства и промышленности, а также интернационализацию бизнеса и развитием технического прогресса.

В 1970-е годы на 100 менеджеров в Соединенных Штатах Америки приходился 1 консультант.

Можно утверждать, что развитие консалтинга напрямую зависит от развития экономики страны и технологий управления.

Этапы развития консалтинга

  1. 1900 - 1970-е. Для рынка характерно стабильное и равномерное развитие производства, cлабое влияние технического прогресса, длинный жизненный цикл продукции, устойчивость и предсказуемость рыночной ситуации. Консультант представляет собой способ превращения теории в практику, выполняет функции справочника. Продукт консалтинга – разработанная методология. Деятельность консультантов ограничена и слабо распространена.
  2. 1971 - 1990-е. Для рынка характерно быстрое развитие науки, внедрение научных изобретений в производство, cокращение жизненного цикла продукции, дестабилизация рынков, усложнение техник и методов управления. Происходит активное распространение деятельности консультантов, консультанты являются частью организационной деятельности, они способны увидеть проблемы в компании и решить их. Необходимость консалтинга обусловлена высоким уровнем профессионализма консультантов и их незаменимым опытом.
  3. 1991 – настоящее время. Для рынка характерен рост интенсивности научно-технического прогресса и динамичности рынка, интернационализация экономики, усиление конкуренции, тотальная компьютеризация. Происходит усложнение роли консультантов и содержания их деятельности. Консультант представляет собой эксперта в определенной области и аналитика, который способен диагностировать и решить проблему, а также генератора идей, методов и технологий, применяемых в бизнесе.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 09.03.2017

Владислав Александрович Андрюшин

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

История консалтинговых услуг — это история нового бизнеса. Предприятие, в котором действуют законы об информации, компетентности, таланте и оригинальности.

В начале 1930-х годов картина меняется. Спрос на услуги по разработке стратегии, маркетингу и кадровому планированию со стороны промышленности, армии и правительства очень велик. И такие контракты, как известно, являются самым питательным тарифом для молодых компаний. История развития консалтинговых услуг получила второе дыхание.

Сегодняшний рынок консалтинговых услуг является одним из самых динамичных и крупных. Консалтинговые услуги — это уже не просто инновация, это прагматическая необходимость. Выживают самые сильные — и консалтинговые компании знают, как тренировать компании.

Консалтинговые услуги, включающие решение любой бизнес-задачи и оптимизацию во всех областях, с каждым годом становятся все более эффективными и разнообразными.

Во-вторых, специалисты-консультанты, стоявшие у истоков этого бизнеса в России, стали невольно заниматься им — частное предпринимательство, пусть и в неисследованной области, приносило больше реальных доходов, чем работа на жалкие гроши в высших учебных заведениях. Такие спонтанные консалтинговые агентства со временем слились: совместный бизнес стал более эффективным.

Услуги, кстати, сегодня являются одним из самых эффективных инструментов развития бизнеса в любой отрасли.

И сегодня, к счастью, ситуация ничем не напоминает то, что произошло в 90-х годах. Деловая картина стала цивилизованной, а консалтинговые услуги вернули значительную часть российского рынка — объем этой части составляет более 2 миллиардов долларов. И эта цифра растет!

История консалтинга - География консультирования в России

География консультирования в России

Центрами российского консалтинга являются, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. По численности населения Москву можно сравнить с небольшой европейской страной. Это также концентрация капитала, компаний и, следовательно, проблем. Большое количество консалтинговых фирм обеспечивает постоянную конкуренцию, поэтому здесь сложно работать на уровне грамотности. Требования к менеджменту гораздо выше, как и уровень задач и предлагаемых решений. Здесь люди быстрее привыкают к инновациям западного типа, а работа по реализации и продвижению любых проектов во много раз интенсивнее, чем на периферийном уровне. Заказы на консалтинговые услуги носят глобальный характер, менеджеры, учитывая более высокую интенсивность бизнеса, готовы платить все чаще и чаще обращаются за помощью к профессионалам. Если они не до конца понимают, ПОЧЕМУ им нужен консультант, они, вероятно, по крайней мере, что-то слышали о консалтинге и знают, что их конкуренты (партнеры, знакомые) пользуются их услугами в их бизнесе.

Московские и петербургские консалтинговые фирмы постоянно заинтересованы в поиске потенциальных клиентов в регионах.

В основном это крупные заказчики, например, огромные заводы, топливно-энергетические компании, государственные организации, имеющие свои представительства в городах.

Если посмотреть на карту деловой активности в области консалтинга по всей стране, то можно увидеть, что практически в каждом регионе, где есть промышленные предприятия, есть собственные (или представительства Москвы) центры консалтинговых услуг. Кроме того, существует и другая тенденция: чем больше город, тем больше его деловой потенциал — тем шире в нем представлены консалтинговые услуги. Этому есть только одно объяснение — постоянный спрос со стороны региональных компаний.

В географическом отношении наиболее активным спросом пользовались следующие регионы:

  • Восточная Сибирь;
  • Урал;
  • Самарская область;
  • Нижегородская область.

Города, в которых наблюдается рост спроса:

  • Волгоград;
  • Нижний Новгород;
  • Самара;
  • Норильск;
  • Воскресенск.
  • Красноярск;
  • Новосибирск;
  • Тольятти;
  • С.-Петербург.

Следует отметить, что большинство московских компаний не имеют своих офисов на периферии. Поиск потенциального клиента в этом случае структурирован несколько иначе. Посредниками между клиентами и исполнителями являются люди, профессионально близкие к консалтингу — реже профессионалы из других областей бизнеса — маркетинга, финансов, менеджмента и т.д..

Количество решаемых задач в данном случае примерно такое же, как и в Москве. Хотя внесенные изменения требуют более длительного времени на поглощение.

В случае средних и малых предприятий количество нерешенных проблем постоянно растет. Средние и особенно малые предприятия пока не в состоянии решить существующие проблемы путем привлечения внешних специалистов.

Неоднородность распределения консалтинговых услуг во многом является продуктом переходной экономики, конец которой сегодня не предвидится. Однако география консалтинга в России свидетельствует о наличии спроса на данный вид услуг и позволяет делать оптимистичные прогнозы.

Рынок консалтинговых услуг в России

Судя по официальным показателям 2009 года, пауза была кратковременной. Общий оборот 150 консалтинговых групп в этом выпуске рейтинга увеличился на 52% (почти так же, как и в 2007 году), а оборот от консалтинга в области разработки и системной интеграции, который составляет более трети рынка, увеличился сразу на 64%.

Спрос на эффективность.

В 2009 году консультанты заработали 70 миллиардов рублей

Ресурсы обширной модели, которой обязаны своим современным масштабом деятельности крупнейшие компании, практически исчерпаны. За последние полтора десятилетия крупный бизнес консолидировался настолько, что даже самым богатым российским корпорациям стало очень сложно найти привлекательный объект для приобретения в России. Огромные региональные рынки, завоевание которых в последнее время принесло ритейлерам и мобильным операторам миллиарды продаж, уже вырезаны. Даже стремительный рост цен на углеводороды, благодаря усилиям государства, не обеспечивает экспортерам сопоставимого роста доходов. Сейчас единственным долгосрочным фактором развития бизнеса является повышение эффективности. И именно здесь высококвалифицированные консультанты незаменимы. Перед ними открыто целое поле. Ведь крупнейшие национальные компании по производительности труда во много раз уступают своим международным конкурентам.

Грядущие изменения не означают, что советники могут просто потирать руки в ожидании притока нового бизнеса. Сливки урожая в новых условиях будут только теми фирмами, которые готовы предложить широкий спектр качественных услуг. Кажется, что время узких специализаций прошло. Теперь клиенту нужен комплексный подход. Практика неоднократно доказывала, что, например, повсеместная автоматизация плохо организованных компаний не только не приводит к желаемым целям, но и усугубляет существующие управленческие проблемы. Работа в разных областях с разными консультантами для одного клиента — это и неэффективно, и просто неудобно.

Партнерство для диверсификации

Лицо персонала

Постепенно растет спрос на услуги по управлению персоналом. Несмотря на замедление темпов роста оборота консалтинга в этой области, его доля в структуре общего оборота крупнейших консалтинговых групп второй год подряд составляет около 3%. В 2007 году компаниям удалось заработать в этом сегменте около 2 млрд рублей, что на 36% увеличило выручку по сравнению с предыдущим годом (в предыдущем выпуске рейтинга этот сегмент находился на уровне 66%).

Лидеры рынка в области кадрового консалтинга испытывают высокий спрос на оценку и обучение персонала. Факторы, влияющие на спрос на эти услуги, все еще очевидны: компании нуждаются в более квалифицированных специалистах, уровень образования выпускников все еще считается недостаточным для постоянно развивающегося бизнеса. Это особенно актуально для компаний в промышленном секторе, где требуются высокоспециализированные специалисты. По этой причине как коммерческие, так и государственные учреждения готовы инвестировать в развитие человеческих ресурсов.

Маркетинговая и производственная практики исторически одними из первых сформировали рынок консалтинговых услуг. Однако со временем бум автоматизации отодвинул их на задний план. Сегодня сфера производства и маркетингового консалтинга относительно узкая. В 2009 году на нее приходилось менее 5% выручки участников рейтинга. Однако растущая конкуренция и обновление существующих мощностей создают мощный стимул для ускорения спроса на эти услуги.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Данное выражение можно встретить в большинстве специализированной литературы, с такого определения начинается, наверное, подавляющее большинство статей и обзоров СМИ. Причем это утверждение можно встретить в изданиях разных лет. Оспаривать его не имеет никакого смысла. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то в пределах отрочества, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Речь в данном случае идет о классическом понимании консалтинга и консалтинговых услуг. Во времена централизованно планируемой экономики консультационные услуги, конечно, существовали. С "классическими" их роднит, наверное, только наличие заказчика и исполнителя.

Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной "на коленке", о том, как легально и не очень уменьшить налоговые отчисления.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно. Этому факту есть довольно простое объяснение. На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Справедливости ради можно отметить, что такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.

Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл., при этом темпы его роста за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшее время эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых экспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен.

Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

При этом самым быстрорастущим видом консалтинговой деятельности является IT- консалтинг. Согласно исследованию, проведенному "ЭКСПЕРТ РА", в 2004 и 2005гг. произошел настоящий информационный бум. "Любое мало-мальски значимое предприятие ставило во главу угла автоматизацию бизнес-процессов", - отмечают специалисты. За два года доходы компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией, увеличились вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля "айтишников" в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг в России превысила 50%.

Всего за 2006 год, согласно "ЭКСПЕРТ РА", совокупная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России (без учета компаний "Большой четверки") увеличилась на 39-40%, приблизившись к 50 миллиардам рублей (график №1).


В период 2004 и 2005гг. темп прироста доходов консалтинговых компаний составлял в среднем 50%, что говорит о некотором замедлении.

Темпы роста сектора IT-услуг по разработке и системной интеграции замедлились
(динамика роста рынка консалтинговых услуг за два года, %)


При этом необходимо учитывать доминирующее положение, динамика этого сектора "потянула" вниз показатели всего рынка в целом.


В последнее время все больше экспертов обращают внимание на некоторую переориентацию деятельности консалтинговых компанией на средний и мелкий бизнес. Это вызвано, прежде всего, высокой конкуренцией в сфере консалтинговых услуг. Вырос спрос на консалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса. К сожалению, тенденция обращаться в консалтинговую компанию за помощью в результате кризисной ситуации все еще сохраняется.

Наблюдается тенденция и к региональному расширению бизнеса крупных консалтинговых компаний и, что немаловажно - международных. Центрами российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург, ситуация тут вряд ли изменится, по крайней мере, в обозримом будущем.

Место %
Москва 32.3
Санкт-Петербург 18.2
Сибирский федеральный округ 15
Приволжский федеральный округ 12.6
Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) 5.9
Уральский федеральный округ 4.6
Южный федеральный округ 4.3
Дальневосточный федеральный округ 4
Северо-западный федеральный округ 3


По данным оценок компаний

Однако спрос на консалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти. Можно даже отметить некоторую нехватку "местных" специалистов, в результате чего бизнесу, в особенности среднему, приходится прибегать к услугам столичных компаний, что не всегда удобно. При этом и не каждая компания готова отправлять своих специалистов в долгосрочную командировку.

По мнению специалистов, в ближайшее время темп прироста количества консалтинговых компаний по некоторым регионам превысит московский показатель. Необходимо отметить, что данный прогноз сделан с учетом снижения темпа прироста консалтинговых компаний в Москве и Санкт-Петербурге, где помимо высокой конкурентной среды, в последние годы отмечена тенденция вытеснения с рынка мелких игроков более крупными компаниями.


Консалтинг как вид бизнеса имеет в России хорошие перспективы
Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Хотя консультационным услугам в России уже много лет. Появление консалтинга как вида бизнеса фактически состоялось одновременно с развитием рыночных отношений в России. Поскольку на тот момент отсутствовала элементарная экономическая культура, а изменения в налоговое законодательство вносили столь часто и имели они зачастую взаимоисключающий характер, первая область, где потребовалось участие консультантов, - налоговый консалтинг. На заре российского консультирования разработка и внедрение так называемых схем минимизации налогообложения было основным занятием консультантов и аудиторов. Но вскоре появились западные консультанты. Они пришли на российский рынок одними из первых, имели бренд, многолетний практический опыт и надежный тыл. Это во многом объясняет их передовые позиции в настоящий момент, а также весомый "кредит доверия" со стороны российских предприятий. В результате за десятилетие ведущие российские консалтинговые и аудиторские компании, учась на собственных ошибках, перенимая опыт зарубежных коллег, фактически полностью освоили весь спектр консалтинговых услуг. Это позволяет им сейчас на равных конкурировать с теми же западными консультантами. Что же до сих пор мешает руководителям обратиться к консультанту? Во-первых, многим сложно перешагнуть собственную установку о конфиденциальности информации. Доверить детали коммерческой деятельности - большой риск. Во-вторых, где гарантии того, что все консультации окажутся верными. Как раньше, так и сейчас некоей гарантией может служить только репутация консультанта. В-третьих, неправильное понимание заказчиком роли консультанта. Это проявляется в виде ожидания немедленной отдачи от производимых действий, хотя в ряде случаев положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому вопрос, стоит ли привлекать консультантов, учитывая достаточно высокую стоимость услуг, остается открытым для многих российских предприятий. Единственный и наиболее востребованный вид - это налоговый консалтинг. И в нем в первую очередь заинтересован именно бухгалтер. При этом доказать необходимость привлечения консультанта руководителю бывает очень нелегко. Во-первых, несмотря на достаточно стабильное в последние годы налоговое законодательство, а также на общий рост квалификации бухгалтерских кадров, нельзя однозначно сваливать груз ответственности на одного человека. Цена ошибки весьма велика. Во-вторых, стабильное не значит простое. Правила грамотного и законного ведения бизнеса за эти годы только значительно усложнились и требуют зачастую хорошего владения несколькими областями знаний, что опять же одному человеку не под силу. Наем в этих случаях дополнительных собственных кадров просто экономически нецелесообразен. Поэтому привлечение консалтинговой компании является самым оптимальным решением. На современном этапе достаточно активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ. Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта. В этом случае, исходя особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д. Эта новая для России услуга ориентирована в основном на средний и малый бизнес. Ведь хозяйственная и финансовая деятельность крупных предприятий сейчас намного сильнее интегрирована с программным обеспечением и там задачи консультанта не ограничиваются только бухгалтерскими и налоговыми разработками, а включают в себя постановку системы управления, поддерживающую принятие и исполнение решений. Перспективы российского консалтинга очень хорошие. Помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг. В то же время уже устоявшиеся виды и формы еще не скоро потеряют свою актуальность. Источник: ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Учет, налоги, право"

Возвращаясь к корням

Практики в сфере маркетинга и производства исторически были одними из первых направлений формирования рынка консультационных услуг. Однако со временем автоматизационный бум отодвинул их на второй план. Сегодня сектор производственного и маркетингового консалтинга сравнительно узок. В 2007 году на его долю приходилось менее 5% выручки участников рейтинга. Однако рост конкуренции и обновление действующих мощностей генерирует мощный стимул для ускорения спроса на эти услуги.

После прошлогоднего спада выручка от консалтинга в области маркетинга снова растет Динамика роста выручки от консалтинговых услуг в течении трех лет, %

Маркетинговый консалтинг. По итогам 2007 года это направление стало одним из самых динамичных сегментов консультационных услуг. Годовой прирост выручки у 32 консультантов из рейтинга от услуг в этом сегменте составил более 50% (см. график 3). Компаниям удалось заработать 1,3 млрд рублей. Основные факторы роста спроса на услуги маркетинговых консультантов – зрелость отечественного бизнеса и усиление рыночной конкуренции. Наряду с традиционными потребителями – сферами торговли и услуг – маркетинговый консалтинг востребован в реальных секторах экономики – энергетике, металлургии, машиностроении, нефтехимии. "Сегодня можно говорить о формировании рыночного менталитета на всех уровнях менеджмента, а это предполагает признание роли маркетинга как основного инструмента эффективной конкуренции. В этих условиях усиливается значение маркетинговых служб предприятий, которые, однако, будучи загружены "текучкой", не всегда имеют возможность сосредоточиться, например, на изучении стратегических рыночных перспектив своего бизнеса. К тому же со стороны такие перспективы могут быть изучены объективнее. Все это является предметом взаимодействия с консультантами по маркетингу", – говорит старший управляющий партнер компании "Маркетинговые и инвестиционные проекты" Леонид Клочков.

По словам участников рынка, меняется и качество спроса. Заказчикам все чаще нужны более сложные, комплексные маркетинговые решения, например маркетинговые программы развития бизнеса в регионах, отраслевые и продуктовые маркетинговые стратегии. О спросе на маркетинг-консалтинг и разнообразии услуг продолжает рассказывать генеральный директор PR-агентства "ИМА-Консалтинг" Вартан Саркисов: "Значительный рост востребованности маркетинговых коммуникаций связан в первую очередь с ростом конкуренции на самых различных рынках и расширением круга задач, которые ставят перед собой компании. К числу таких задач можно отнести оценку динамики и тенденций развития, анализ перспектив новых продуктовых направлений и ниш, контроль качества обслуживания и уровня удовлетворенности потребителей с целью формирования уникальных предложений и укрепления своих позиций на рынке".

Производственный консалтинг. Рост промышленного производства не обошел стороной консультантов в области производства. По сравнению с данными прошлого рейтинга, их совокупный доход увеличился на 36% и составил 1,8 млрд рублей. Консультационные услуги в этом сегменте становятся востребованными в связи с выходом предприятий на предел производственных мощностей, модернизацией и расширением производства. Это приводит к появлению задач по увеличению производительности оборудования, оптимизации операционной деятельности.

Кроме этого участники рынка отмечают и стремление заказчиков к снижению себестоимости продукции. "Рост стоимости сырья и энергоресурсов является для многих компаний существенным конкурентным ограничением. Сегодня компании всерьез озабочены сокращением себестоимости продукции. Привлечение консультанта позволяет оперативно выработать конструктивные решения и значительно сократить материалоемкость и энергоемкость продукции", – поясняет генеральный директор компании "Пауэр Менеджмент" Станислав Кондрацкий. "В этой области интересен наш проект на одном нефтехимическом предприятии. По итогам проекта были выработаны конкретные рекомендации, направленные на сокращение себестоимости (на 4%), сокращение запасов сырья и НЗП (на 5%), увеличение выпуска отдельных видов продукции (на 30-40%). Отличительной особенностью данного проекта стала выработка решений, позволяющих значительно увеличить собственную генерацию энергоресурсов, тем самым снизив зависимость от поставщика", – делится опытом он.

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности компании.

Содержание

Оглавление
Понятие консалтинга 3
Развитие консультационных услуг и консалтинга в России 4
Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Реферат по консалтингу.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики труда и управления персоналом

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГА В РОССИИ

Исполнитель: Куцырь Е. В

Руководитель: Кузьменко А. М.

Понятие консалтинга 3

Развитие консультационных услуг и консалтинга в России 4

Список использованной литературы 10

Понятие консалтинга

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности компании.

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

В каких случаях клиенты обращаются за помощью в консалтинговую компанию?

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях и кто обращается за помощью в консалтинговую компанию?

Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.

Развитие консультационных услуг и консалтинга в России

Источник формирования организационного консультирования в России пошел из социологии организаций. В 1976 г. при Советской социологической ассоциации была создана - секция по социологии организаций наряду с другими такими же секциями.

Также центром формирования организационного консультирования в Советском Союзе была Эстония. Эстонцы, хорошо взаимодействовавшие с родственной им Финляндией, во многом позаимствовали у финнов опыт организационного консультирования.

Организационное консультирование - это творческая профессия, где можно изобретать все новые и новые методы, получать все новые знания.

В этом смысле она сильно отличается от аудита, например, или от консультирования по техническим, финансовым, правовым вопросам. Изначально многие компании позиционировали себя на рынке, только как аудиторские компании, но, выстраивая определенные отношения со своими клиентами, обнаруживали значительное расширение спектра их потребностей: многие предприятия стали обращаться не только за аудиторской помощью, но и за решением различных бизнес вопросов. Поэтому в аудиторских компаниях стали создаваться подразделения по организационному консультированию. Но все равно большее предпочтение компании отдают аудиторским услугам - это более стабильный рынок. То есть на нем есть определенное число участников, число клиентов. Консультирование - напротив, быстро растущий рынок. Сегодня, по некоторым оценкам, по темпам роста только рынок интернет-технологий, телекоммуникаций опережает консультирование. Проанализируем спрос на консультирование только по двум шкалам: доступности и желаемости консультационных услуг. Доступность была максимальной, у фирм были деньги, они были готовы платить. Желаемость присутствовала в меньшей степени, т.е. не было четкого понимания того, зачем это нужно. И это объяснялось, прежде всего, самой природой рынка. Были огромные прибыли, огромная рентабельность. Теперь ситуация изменилась - в настоящее время выживают только наиболее эффективные компании. И для того, чтобы попасть в число наиболее эффективных компаний, только своих сил не всегда достаточно. Нужно привлекать профессионалов-управленцев, т.к., в конечном счете, это более выгодно и экономически более целесообразно. Излишняя самонадеянность в этих вопросах и вера в собственную непогрешимость подчас обходится клиенту намного дороже.

Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Данное выражение можно встретить в большинстве специализированной литературы, с такого определения начинается, наверное, подавляющее большинство статей и обзоров СМИ. Причем это утверждение можно встретить в изданиях разных лет. Оспаривать его не имеет никакого смысла. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то в пределах отрочества, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Речь в данном случае идет о классическом понимании консалтинга и консалтинговых услуг. Во времена централизованно планируемой экономики консультационные услуги, конечно, существовали. С "классическими" их роднит, наверное, только наличие заказчика и исполнителя.

Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной "на коленке", о том, как легально и не очень уменьшить налоговые отчисления.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно. Этому факту есть довольно простое объяснение. На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Справедливости ради можно отметить, что такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.

Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Читайте также: