Миф о панацее или философском камне кратко

Обновлено: 02.07.2024

В легендах средневековых алхимиков Философский камень — это некий реактив, необходимый для превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни. Звучит как сказка, но современные исследователи на полном серьезе занимаются расшифровкой древних алхимических рецептов.

Возьмите философскую ртуть и нагрейте, пока она не превратится в красного льва, стабилизируйте этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпарите жидкость, и ртуть превратится. Звучит как нелепица? Нет, это один из возможных рецептов Философского камня!

Загадка зашифрованного послания

В 2019 году в Амстердаме на конференции Общества истории химии и алхимии в Посольстве Свободного разума аспирант Института истории науки Меган Пиорко представила собравшейся публике любопытную рукопись, принадлежащую английским алхимикам Джону Ди (1527-1608) и его сыну Артуру Ди (1579-1651). В прошлом алхимия была средством познания природы с помощью древних тайных знаний и химических экспериментов.

Загадкой заинтересовалась коллега Меган Пиорко из Грацского университета имени Карла и Франца (Австрия) Сара Ланг, и девушки принялись за работу.

Рецепт эликсира жизни

Исследователи внимательно изучили содержимое записной книжки, в которой обнаружили зашифрованные табличку и текст. По их мнению, они имели дело с закодированным рецептом легендарного Философского камня, который предположительно продлевает жизнь владельца и дает возможность производить золото из неблагородных металлов.


Неудивительно, но таинственный шифр вызвал большой интерес, и вскоре Сара и Меган были завалены электронными письмами от взломщиков кодов со всего мира. Всего лишь через неделю после представления рукописи на конференции с исследователями связался некий Ричард Бин, который заявил, что ему удалось взломать код.

Первоначальная гипотеза Меган и Сары подтвердилась — зашифрованный текст действительно оказался алхимическим рецептом Философского камня.

Кто зашифровал рецепт Философского камня

Из книг и фильмов о Гарри Поттере мы знаем, что создателем Философского камня был Николас Фламель, но что было в реальности?

Знания алхимиков были окутаны тайной и хорошо охранялись, поскольку они верили, что их могут понять только истинные адепты. Шифрование самой ценной информации — рецепта Философского камня — обеспечило бы дополнительный уровень защиты от непросветленных.

Артур Ди был английским врачом и алхимиком, который провел часть своей жизни при дворе царя Михаила Федоровича в Москве в качестве королевского врача.


Как расшифровали послание

Как вы помните, рядом с зашифрованным текстом с рецептом Философского камня находилась таблица, похожая на те, которые обычно используют в традиционном стиле шифрования полиалфавитным шифром. Это была первая подсказка.

Название на латинском языке указывало на то, что сам текст также написан на латыни.

Это была хорошая новость, так как Ричард Бин имел доступ к латинским моделям из своих предыдущих проектов по дешифровке. Поэтому он отправился на поиски шаблонов, которые привели бы его к зашифрованному ключу — слову или фразе, которые можно было бы использовать в сочетании с таблицей шифров для расшифровки текста.

Рабочий блокнот Ричарда Бина

Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?


Описание философского камня

Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.


Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:


Упоминания о волшебном камне

Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.



Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber


Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.


Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.


Существует ли камень на самом деле?

Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:

  • первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
  • египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.


Нет ни одного достоверного свидетельства того, что кому-то удалось создать философский камень, несмотря на множество упоминаний об успехе. Это неудивительно, ведь подобные превращения и, тем более, вечная жизнь, невозможны.

То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.

Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.

Философский камень

Философский камень (камень мудрости, эликсир, тинктура) - по верованиям IV-XVI в., вещество, способное магически превращать неблагородные металлы в золото и серебро, исцелять от всех болезней, возвращать молодость.

История философского камня

Философский камень Это некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший).

По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.


Золото

Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины.

На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.

Алхимики в поисках философского камня

Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.

По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.

Опыты алхимиков

Опыты алхимиков

Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.

Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов.

Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно.

Книга по алхимии

Книга по алхимии

Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень, попутно было открыто много полезных веще таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.

Золото- это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.

Легенды о философском камне

Как ни фантастично звучит теория о философском камне, все же в истории есть события, которые косвенно могут доказывать, что некоторым счастливчикам все же удалось его получить.

Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий ), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены: ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Опыты получения философского камня

Опыты получения философского камня

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим…

Однако есть другой не менее интересный случай. Император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 тонн первого метала и 6 тонн второго. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.


Эксперимент

Казалось бы в современном мире когда наука уже давно шагнула за пределы своих возможностей верить в существования какого-то мифического артефакта кажется полным бредом, тем не менее даже сегодня есть отдельные личности которые ведут исследования и верят в то, что им все же удастся получить заветный философский камень который сделает их богатыми.


Мнение Корнелия Агриппы разделяло множество королей, которые нанимали себе алхимиков, чаще пафферов — людей второго сорта, которые как будто бы знали как из свинца или другого металла делать золото и серебро.


Вот как описывает его современный адепт Функанелли. Философский камень нам дан в виде прозрачной кристаллической субстанции, порошок, который имеет желтый, а большее скопление — красноватый оттенок. Эта субстанция обладает большой плотностью и остается твердой при весьма высоких температурах. Свойство философского камня таковы, что он легко проникает в другие вещества, излучает свет, всегда одинаков и не горит в огне.

Следует отметить, что сам по себе камень не обладает трансмутационными свойствами, но с его помощью можно приготовить активный порошок, который может выступать в роли трансмутирующего реагента. Твердая разновидность камня может быть получена непосредственным слиянием порошка с чистым золотом или серебром.

Порошок, с помощью которого превращают в золото, имеет красный цвет; для получения серебра требуется белый порошок. Сам процесс трансмутации золота был описан несколько раз, однако количество порошка, которое нужно для получения того или иного металла сильно меняется в зависимости от силы философского камня, полученного алхимиком. Так, например, одна часть порошка может быть взята на сто частей металла. Когда металл достигает точки плавления, к нему добавляют порошок:; остаток порошка следует завернуть в бумагу или облепить воском, чтобы пары расплавленного металла не повлияли на его трансмутационные свойства. По прошествии четверти часа весь расплавленный металл превращался в золото без потери веса.

Ученые пришли к выводу, что атом не является самой меньшей неделимой частицей материи. Трансмутация стала возможна с открытием элементарных частиц. В наши дни превращение одного элемента в другой считается само собой разумеющимся. Вспомните о плутонии, которого в природе не существует, но производится ежегодно сотнями тонн. Делается это с помощью ядерных реакций. Это невыгодный и дорогой способ. С помощью философского камня всего лишь несколько граммов металла достаточно для ослабления атомных сил. Нет необходимости применять электричество или вакуумную технику. Расщепить ядро легче, чем думают физики.

Алхимики с незапамятных времен знали структуру ядра, понимали электричество, имели способы обнаружения радиоактивности. Атомные взрывы могут быть вызваны несколькими килограммами металла, но уничтожить могут целые города.

Вот почему до сих пор алхимики хранят молчание, потому что неправедные люди могут использовать их знания в корыстных целях.

Тайна может быть открыта тогда, когда золото, серебро и драгоценные камни будут в изобилии повсюду, и тогда люди доброй воли во всем мире постигнут искусство алхимии.

Алхимик Килиани в 1832 году написал: «После тридцати семи лет исследований, по прошествии полутора тысяч бессонных ночей, после бесчисленных неудач и безвозвратных потерь небеса предоставили мне возможность создать философский камень. Я считаю своей обязанностью представить подающим надежды юношам это главное достижение моей жизни, чтобы оно могло послужить им уроком и в то же время предостеречь их от занятий алхимией. Это искусство на первый взгляд обещает красные и белые розы без шипов, но в действительности готовит им тернистый путь, пройти который до конца под силу далеко не каждому. Преисполненные надежды искатели верили, что им повезет больше, чем их предшественникам, и самоотверженно устремлялись за панацеей, лекарством от всех болезней, поскольку это сокровище драгоценней любого богатства. Вот почему я подробно систематически излагаю для потомков все, что необходимо знать для спасения добрых людей и оказания услуги страждущему человечеству. Вдохновленному моими трудами читателю остается всего лишь совершить подвиг Геркулеса и открыть первовещество.


К концу XX века мы снова очутились в состоянии ожидания катастрофы планетарного масштаба и великое делание приобретает первостепенную важность, чтобы стать одним из якорей человечества. В настоящее время особое внимание обращено на человека, тогда как материалистическая, механистическая, атеистическая цивилизация делает все возможное, чтобы свести его с ума и уничтожить. Машины, сделанные руками человека, постепенно порабощают его. Мы движемся к цивилизации роботов. Алхимический путь, напротив, дает нам шанс вернуть себя в состояние осознания своей сущности, в котором мы перестанем быть игрушками, марионетками внешних обстоятельств, научившись управлять ими.

Некоторые исторические факты подтверждают действенность эликсира жизни. И этому есть подтверждение в исторической хронике семьи Сен-Клер Тургот XVI века.

У советника была любовная связь с женщиной, каждый день приезжавшей к нему в имение в середине дня. Так продолжалось в течение десяти лет. Для того чтобы сохранить свою репутацию незапятнанной, женщина всегда появлялась в сопровождении пожилого кучера Арно. который обычно дожидался ее в расположенной по близости лавке своего давнего друга аптекаря, двадцать лет проводившего таинственные эксперименты. И вот однажды, когда Арно зашел в пустой магазинчик, аптекарь радостно воскликнул:

— Я получил! Я получил его!

— Как что? Камень! Из него можно делать эликсир! Сегодня утром я превратил дюжину оловянных ложек в золотые.

И аптекарь показал фиал с прозрачной жидкостью. — Давай выпьем немного эликсира вместе, старина! В наши-то годы это едва ли повредит здоровью.

Он налил себе столовую ложку эликсира и проглотил его, а затем предложи Арно. Однако последний взял на кончик языка лишь несколько капель волшебной жидкости.

По дороге домой кучера внезапно прошиб холодный пот, а затем началась горячка. Его госпожа была озабочена состоянием своего верного слуги и отправила лакея за его другом аптекарем. Вскоре лакей вернулся и сообщил, что аптекарь скоропостижно скончался.

Кучер же вскоре выздоровел, хотя у него и выпали волосы, ногти и зубы. Сен-Клер Тургот, услышав об этом интересном случае, лично расспросил его о происшедшем. Затем он приобрел у наследников аптекаря все его лекарства, но не сам, ни с помощью Арно не смог установить, в каком из сотни пузырьков (к тому же без этикеток) содержится волшебный эликсир.

Спустя много лет советник Тургот рассказал эту историю своему врачу и упомянул, что у кучера впоследствии выросли новые волосы, ногти и зубы, и что во время составления письменного свидетельства о происшедшем кучер Арно по-прежнему здравствовал в свои сто двадцать три года.

Принципы Филолета

Указания для выполнения герметической работы, составленной Евгением Филолетом, англичанином по крови и гражданином Вселенной.

1. Когда приступаешь к великому деланию, не полагайся на советы невежд и не верь тому, что пишут в ученых книгах. Никогда не теряй из виду то, что цель, к которой ты стремишься, есть Серебро или Золото. Только Серебро и Золото являются тем, во имя чего ты должен работать посредством нашего меркуриального Источника.

Однако источник следует подготовить так, чтобы он мог их очищать, а это требует от тебя полной концентрации внимания.

2. Не давай ввести себя в заблуждение тем, кто говорит, что наше Золото не естественное, а искусственное. Воистину обычное естественное золото мертво, однако наши действия могут его оживить подобно тому, как прорастает зерно пшеницы, если его посеять. Шесть недель спустя Золото, которое было мертвым, станет благодаря нашему деланию живым, действенным и плодородным, потому что было помещено в соответствующую почву, в тот компост, который мы приготовили. Таким образом, мы можем по праву утверждать, что это наше Золото, ведь это мы его объединили с субстанцией, давшей ему жизнь. В противовес этому приговоренного к смерти человека считают покойником, хотя некоторое время он еще будет жить.

5. Секрет приготовления нашей Ртути таится в использовании минерала, который относится к тому же типу, что золото и ртуть. Он должен быть насыщен летучим золотом, истощаемым из тела Марса. Посредством ртути минерал должен быть очищен не менее семи раз. После этого он готов к использованию для королевской, или золотой ванны.

Указания по выполнению работы зашифрованы самыми различными кодами.

Поскольку сера не всегда имеет один и тот же цвет, насыщенность которого может быть разной, желтизна золота тоже может являться в широких пределах. Золото — самый совершенный из всех металлов. Оно является отцом нашего камня, хотя и не его первовеществом: перво-вещество камня — это герметическая энергия, содержащаяся в золоте.

Было бы большой ошибкой считать герметических философов глупцами. Разве не делает из себя глупца тот, кто упрямо считает алхимию химерой только потому, что не может ее понять или ничего о ней не знает. Это напоминает усилие слепого человека, пытающегося понять, что такое цвет. Какой вывод может сделать человек, если его осведомленность исчерпывается знанием нескольких модных слов. За показной эрудицией такого человека скрывается безразличие и стремление к популярности. Заслуживают ли такие писатели того времени, которое потрачено на ответ им? Нет. Единственное, что нужно сделать, это снова отослать их в школу. Не уподобляясь этим надутым гордецам, безразличным, слепым и предубежденным людям, Соломон относился к иероглифам и пословицам, притчам и загадкам философов как к вещам, заслуживающим серьезного внимания и глубокого изучения.

Я знаю много людей, которые столь же знакомы с тайной, как и я сам, и не сомневаюсь, что есть еще много других философов, с которыми я надеюсь познакомиться как можно скорее и тогда мы все, знающие и понимающие науку, соберемся и завершим наши труды благодаря Милосердию Господа и во славу Его.

Читайте также: