Перемены в церкви кратко

Обновлено: 04.07.2024

Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться?

Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Об этом — протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, священник в третьем поколении.


— Изменения в Церкви происходят постоянно, начиная с самых первых десятилетий существования христианства и до наших дней. Но эти изменения обычно бывают естественными и органичными. Бывали, конечно, перемены, которые вызвали серьезные потрясения, как старообрядческий раскол в ХVII веке. Но если вы спрашиваете, что лучше, резкие реформы или постепенное развитие, — на этот вопрос недавно ответил Патриарх Кирилл: никаких резких реформ в Церкви не должно быть. Почему? Потому что такие реформы ведут к совершенно непредсказуемым последствиям, к новым расколам и новым разделениям церковного единства, которое сейчас у нас пока еще сохраняется.

— Когда спорят сторонники и противники тех или иных реформ, как определить, на чьей стороне правда, что может стать критерием?

Возьмите человека, совершенно далекого от музыки, проучите его четыре года музыкальной грамоте, дайте ему в руку дирижерскую палочку и поставьте перед симфоническим оркестром. Он не сможет сделать ничего! Потому что сначала человек должен отучиться в музыкальной школе. Там ребенок изучает элементарную музыкальную теорию, историю музыки, музыкальную культуру — но этого мало. После семи лет школы он идет в музыкальное училище, там учится еще четыре года и наконец поступает в Консерваторию или Гнесинский институт, где учится еще пять лет. Иногда, пройдя курс обучения по определенной специальности, он заново проходит еще раз отдельный курс в Консерватории – симфонического дирижирования. Только так, потратив 21 год жизни, можно стать симфоническим дирижером, да и то если у вас есть талант.

Еще одна важная аналогия. Вспомните, как играет ребенок в музыкальной школе. Он выходит к инструменту и, будучи в возрасте, допустим, 12 лет, изображает переживания взрослого человека. Все это он имитирует, потому что самих этих чувств он не пережил, он этого ничего не знает, но ему нужно исполнять очень серьезный репертуар: Баха, Бетховена, Шумана, Шуберта. Чтобы понимать такую музыку, кроме личного жизненного опыта, хорошо бы знать еще и историю Европы, иметь представление о всемирной истории, знать классическую литературу. Ребенку, не имеющему ни опыта, ни багажа знаний, что остается? Имитировать какую-то душевную жизнь, которой у него еще нет.


Так вот, почему-то все считают, что церковная жизнь, уставное богослужение — это проще, чем симфоническая музыка. Но колокольный звон, чтение, каждение — это все та же самая симфоническая партитура, только дирижер здесь — священник. И определенный багаж знаний, а также духовный опыт ему необходимы не меньше, а скорее больше, чем симфоническому дирижеру.

Бедные студенты в семинариях и академиях учат Типикон — то есть Церковный устав, но изучить его теоретически невозможно. Богослужением нужно жить. Так же и с иностранным языком, чтобы его изучить, надо погрузиться в него — нужно, чтобы все вокруг говорили на этом же языке, и только тогда ты кое-что начинаешь понимать.

Так что не нужно с легкостью набрасываться на Церковь, требовать немедленной отмены, упрощения, ликвидации и славянского языка, и всей системы богослужения. Эта система, она же тысячу лет формировалась, потом к нам дошла, и еще после этого у нас развивалась тысячу лет. Хотя в XVII веке мы потеряли некоторое разнообразие и русскую школу, которая к тому времени довольно далеко ушла от греков. Просто тогда не оказалось мудрого человека, который смог бы через все реформы эту школу сохранить.

— За последние сто лет в жизни Церкви были крупные изменения в области церковной практики?

Мы находимся сейчас в льготных условиях по сравнению с Западной Европой, потому что школа мучеников, их кровь дали нам совершенно новый духовный импульс, которого не имеет Западная Европа. Об этом недавно говорил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), он именно с надеждой смотрит на Русскую Церковь, потому что она имеет этот запас страдания и мужества, который может дать расцвет духовной жизни России.

— Изменения в жизни Церкви всегда связаны с какими-то неурядицами?

— Бывали в христианской церкви успешные реформы, связанные с упрощением богослужения?

Мы должны быть очень внимательны. И не надо делать из нас пугало. Я лично не фундаменталист и не консерватор! Это все люди навыдумывали журналистского толка: они все пытаются упростить и сделать понятным для себя, и так это потом публикуют. Никакого консерватизма или специального фундаментализма нет, и модернизма тоже, все перемены стары как мир. Православие — надмирно, оно — вечно. А я просто традиционный православный священник и защищаю традицию как человек, у которого и отец, и дед, и прадед — священники.

— Почему же проваливались многие реформы — чему особенно яркий пример Запад, — связанные с упрощением богослужения, почему народ не пошел в Церковь?

У тех, кто призывает во что бы то ни стало вернуться к апостольским временам, срочно провести реформы, мне хочется спросить: так о чем душа-то ваша болит? Вот если бы Церковь потеряла Духа Святого — вот тогда да, тогда пришлось бы предпринимать какие-то экстренные меры. Но ведь ничего такого не произошло, к чему тогда экстренные реформы?

— Сегодня один из наиболее распространенных поводов к разговорам о реформах в Церкви — богослужебный язык. По этому поводу ведутся бурные дискуссии, есть попытки переводов, но они в основном воспринимаются в штыки. В чем причина, на ваш взгляд?

Народ не захотел слушать, и это не из-за баловства, не из протеста какого-то. Это гораздо более серьезная загадка, которой следовало бы заняться и понять: почему? С точки зрения

филологической, лингвистической, ритмической, церковно-литературной, то есть гимнографической, духовно-аскетической, — почему это не было принято?

Как литургист, я занимался этим: сравнивал перевод Великого канона, который был сделан в 1912 году, с традиционным славянским текстом, с двумя другими славянскими переводами и с греческим оригиналом. Как ни парадоксально, оказалось, что традиционный славянский перевод намного ближе к греческому тексту, его ритму, его духовной и аскетической насыщенности, чем все новейшие переводы. Вот в чем беда! Видно было какое-то нечувствие, непонимание у переводчиков, не было органической близости к оригинальному греческому тексту — и народ этот перевод не принял!

На рубеже 18 века положение церкви в России начинает претерпевать существенные изменения. Из могущественной организации, обладающей нерушимым авторитетом, она превращается в подконтрольную императору структуру, а ее ресурсы были направлены на служение государству. Про церковную реформу Петра 1 кратко рассказывать непросто, так как это знаменательное событие, в корне изменившее положение духовенства в стране.


Основные причины

Одной из главных причин реформации было противодействие патриарха и его сторонников любым реформациям в стране. Они искренне полагали, что консервативный уклад обеспечивает России процветание. Император был не согласен с таким положением дел, и видел в высших церковных санах угрозу для самодержавия.

Тому были все предпосылки. Церковь имела колоссальные ресурсы: деньги, крестьяне, земельные титулы. По мнению Петра, тратила она их, по большей части, неразумно, имея в своих статьях расходов такие неприбыльные и бесполезные вещи, как содержание сотен монастырей. В добавок, доходы духовенства не облагались налогом, а количество бродяг и священнослужителей, находившихся на попечительстве богаделен, росло.

Главные цели реформ

Петр 1 поставил себе сразу несколько задач. Во-первых, стоило разобраться с неподконтрольным духовенством, которое могло представлять угрозу для государя. Во-вторых, ресурсы церкви должны были быть направлены на более подходящие нужды, вроде вербовки крестьян в армию. В-третьих, снижение количества монастырей – бессмысленной сооружений, не приносящей никакой практической пользы. Еще одной причиной была борьба с бедняками, которые вместо работы и осваивания ремесла просили милостыню на улицах городов и деревень. Естественно, они сильно поддерживались церковью, но было очень невыгодно для государства.

Суть, содержание и этапы

Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии. Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).

Монахам теперь запрещалось владеть любой землей, в то же время становиться монахинями могли исключительно женщины старше сорока лет. Был объявлен запрет на любую милостыню, кроме той, что производилось в богадельнях: так самодержец боролся с попрошайничеством.

Но эти преобразования не устроили царя. Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.

Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений.


Итоги и значение

Церковная реформа Петра Первого сильно изменила облик духовенства, и привела страну к противоречивым результатам:

  • Поступления в казну увеличились за счет доходов церкви;
  • Исповедь перестала быть таинством – все сказанное на ней больше являлось секретом;
  • Количество священников и монахов сократилось. Само монашество потеряло былой престиж, и больше не имело той славы, что была раньше;
  • Изменился календарь. Новый год начали праздновать 1 января;
  • Иноверцы преследовались. Каждый, не желавший иметь проблем с законом, должен был принять православие;
  • Несмотря на борьбу с попрошайничеством число бедняков продолжало расти. Как оказалось, проблема была не только в церкви;

С одной стороны, церковь стала полностью подконтрольна будущему императору. Оппозиции в духовенстве теперь тоже неоткуда было браться. С другой стороны, борьба с попрошайничеством и монастырями не сильно изменила социальное положение крестьян и облик страны.

Христианская вера за время Средневековья ужесточилась в отличии от былого состояния в Античности. Во-первых она почти вытеснила все остальные религиозные воззрения в некоторых государствах. Христианство стало мощной и сильной религией, процветающей во многих странах. В Средние века она распространилась почти по всему континенту. В 12 веке произошел раскол христианства на католическую ветвь и православную. В более западной версии не редко одобрялась инквизиция, главенство церкви в государстве и ее богатство.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Подумайте

1) Священник имел в виду то, что влияние церкви начнется распространяться еще сильнее. Священник был прав, церковь стала могущественной и влияла на многие аспекты жизни государства. 2) Многие люди верили Бога и считали церковь посланниками и голосом Бога, поэтому народ не смел ослушаться церковь, боясь кары Божьей. 3) Средневековая христианская церковь стала более распространённой, имела больше влияния над государством и народом. 4) Средневековая школа отличается от нынешней, тем что Средневековые школы полностью зависели от церкви, и обучали в таких школах только для того, чтобы в будущем ученики стали монахами. Нынешние же не зависят от церкви, и широко направленны. Я доволен тем, что учусь в школе нашего времени, потому что здесь есть свобода выбора дальнейшей профессии. 5) Потому что ученики становились монахами. Я согласен, что обучение должно быть бесплатным, потому что чем больше образованных людей тем лучше для государства. 6) Это могло оказать влияние на местные языки, люди из разных народов, могли понимать друг друга, из-за этого улучшилась коммуникация, торговля между народами.

Читайте также: