Восьмая пятилетка в ссср кратко

Обновлено: 07.07.2024

Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.

Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.

Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

В 1966 — 70-е гг. меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

Девятая пятилетка

В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.

Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.

Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

В 1966 — 70-е гг. меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

Девятая пятилетка

В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Содержание

Главная задача пятилетки

План разрабатывался и реализовывался в условиях развёртывания экономической реформы. Реформа 1965 года представляла собой комплекс мероприятий по совершенствованию планирования, управления и хозяйствования. Задача обеспечения индустриального развития всего общественного производства предусматривала его оптимальную концентрацию и экономически целесообразную специализацию, внедрение высокопроизводительных машин и прогрессивной технологии, научную организацию производства и труда во все отрасли народного хозяйства.

Отдельной строкой пятилетнего плана была выделена задача осуществить в основном переход ко всеобщему среднему образованию.

Итоги пятилетки

Построено 1900 крупных промышленных предприятий и объектов. В их числе — Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод, доменные печи объёмом 2700—3000 м², Донецкая камвольно-прядильная фабрика, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтёрске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце и др. Закончено формирование единой энергетической системы Европейской части СССР. Создана объединённая энергосистема Центральной Сибири.

Повышение роли интенсивных факторов в росте национального дохода нашло отражение в ускорении темпов роста производительности труда, снижении материалоёмкости продукции, улучшении использования производственных основных фондов во многих отраслях. Это позволило осуществить разносторонние мероприятия по повышению уровня жизни народа. Дальнейшее совершенствование территориальных пропорций способствовало развитию хозяйства союзных республик и экономических районов страны, ускорению темпов роста промышленности восточных и северных районов. Наряду с ускорением темпов развития экономики достигнуто улучшение основных экономических показателей и пропорций. Важнейшее направление этих изменений — увеличение доли ресурсов для народного потребления.

Восьмая пятилетка охватывает период с 1 января 1966 года по 31 декабря 1970 года включительно. Этот период представляет собой период так называемой «брежневской эпохи. На данном этапе истории Советского Союза плановая экономика достигла наибольших показателей. Свелось к минимуму отставание от стран Запада. В восьмую пятилетку была принята косыгинская реформа.

С этого периода в присвоении очередной пятилетке своего порядкового номера проигнорировано отсутствие седьмой пятилетки. Это связано с тем, что в 1958 году так и не достигнув завершения шестой по счету пятилетки, было принято решение о введении семилетки с 1 января 1959 года по 31 декабря 1965 года.

Именно этот период первой семилетки замещает собой седьмую пятилетку. Основная задача восьмой пятилетки состояла в использовании достижений научного прогресса, индустриальном развитии общественного производства стран Советского Союза, повышении эффективности общественного производства, что, в свою очередь, обеспечивало высокий рост промышленного производства, а также высокие темпы в развитии сельского хозяйства и обеспечение существенного увеличения уровня жизни населения страны. Другими словами, в те годы руководство страны усматривало связь между подъемом уровня жизни населения и ускорением темпов экономического развития страны.

Составление плана восьмой пятилетки основывалось наследующих документах:

  • Директива 23 съезда КПСС, подписанная в 1966 году;
  • Решения пленумов КПСС, принятые в октябре 1964 года, марте и сентябре 1965 года.

Эти документы послужили основой для разработки долгосрочной программы, предназначенной для последующего подъёма экономики страны. Самой важной составной частью этой программы был постепенный переход к отраслевому принципу управления отраслями народного хозяйства, а также активное стимулирование роста экономики и совершенствование производства.

Готовые работы на аналогичную тему

Разработка и реализация плана осуществлялась в условиях развёртывания реформы, затрагивающей сферу экономики. Речь идет о реформе 1965 года, которая представляла собой целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование планирования, управления и хозяйствования. Задача, состоящая в обеспечении промышленного развития всего общественного производства страны, предусматривала наилучшую концентрацию и экономически обоснованную специализацию. Активно внедрялась высокопроизводительная техника, прогрессивная технология. Предпочтение отдавалось научной организации производства и труда во все отрасли народного хозяйства.

Отдельное место было выделено для выполнения задачи по переходу к всенародному среднему образованию.

Особенности восьмой пятилетки

В стране было построено и введено в эксплуатацию около 1900 крупных предприятий и объектов промышленности. В числе этих предприятий — Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный завод, доменные печи с объёмом 2700—3000 м², Донецкая камвольно-прядильная фабрика, трикотажные фабрики в Волгограде, Шахтёрске и Лениногорске, обувные фабрики в Волгограде и Череповце и др. Было закончено развитие единой энергетической системы всей Европейской части Советского Союза. Была создана объединённая энергосистема по Центральной Сибири.

Значительное увеличение роли интенсивных факторов производства в росте национального дохода страны отразилось и на ускорении темпов роста общей производительности труда, сократилась материалоёмкость продукции, улучшилось использование основных производственных фондов во многих отраслях народного хозяйства. Все это сделало возможным осуществление разносторонних мероприятий по увеличению уровня жизни населения.

Также продолжалось совершенствование территориальных пропорций, что, в свою очередь, способствовало активному развитию хозяйства всех союзных республик и даже экономических районов всего Советского Союза. Ускорились темпы роста отраслей промышленности в восточных и северных районах страны. Помимо ускорения темпов экономического развития, был достигнут и рост основных экономических показателей и пропорций. Наиболее важным направлением произошедших в стране изменений был рост доли ресурсов для общего народного потребления.

За период восьмой пятилетки были достигнуты рекордные значения темпов роста в отраслях промышленности, сфере жилищного строительств и социальной сфере.

Итоги пятилетки

Все главные задания восьмой пятилетки были с успехом выполнены, а по ряду важнейших показателей даже перевыполнены: национальный доход страны увеличился более чем на 40%, реальные доходы, приходящиеся на душу населения возросли более чем на 33%, производство продукции отраслей промышленности возросло на 50,5% и т.д. Значительно ускорились темпы роста продукции, производимой в отрасли сельского хозяйства. Среднегодовое производство продукции в этой отрасли увеличилось более чем на 20%.

За период восьмой пятилетки существенно увеличился и экономический потенциал страны. Основные производственные фонды отраслей народного хозяйства возрос на 48%. Коэффициент обновления основных производственных фондов составлял 44%, а в сельском хозяйстве и того выше - 54%.

За восьмую пятилетку на капитальное строительство было выделено на 43% больше, чем в период семилетки с 1961 года по 1965 год. Произошло ускорение темпов роста общей производительности общественного труда почти на 40%. Для сравнения, в предыдущем пятилетии этот показатель увеличился на 30%.

За всю историю осуществления пятилеток именно восьмая пятилетка стала самой успешной из всех. Она лидировала по темпам роста и по выполнению запланированных показателей.

Однако за период ее проведения произошла разбалансированность как материально-вещественных, так и стоимостных потоков в экономике Советского Союза. На предприятиях использовались довольно затратные схемы, которые обеспечивали наиболее высокую рентабельность. Появился бюрократический торг за доступные ресурсы и величину заданий директората.

Сама жизнь диктовала необходимость отказа от командно-административных методов управления в ущерб экономическим. Правящая партия на XXIII съезде (29 марта — 8 апреля 1966 года) утвердила Директивы по восьмому пятилетнему плану развития страны. В документе говорилось, что главную экономическую задачу пятилетки партия видит в том, чтобы на основе использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства обеспечить значительный рост промышленности, высокие, темпы развития сельского хозяйства. Благодаря этому планировалось добиться существенного подъёма уровня жизни советских людей.

Стукну по карману —
Не звенит.
Стукну по другому —
Не слыхать.

Пенсии — крестьянам

Журнал: СССР — летопись страны 1965-1970 №4, 2020
Рубрика: Экономические реформы
Автор: Юрий Махрин, кандидат исторических наук

Читайте также: