Портрет канцлера головкина описание картины кратко

Обновлено: 28.06.2024

Это удивительно. И непостижимо. А ведь только-только произошёл исторический перелом. Переход от живописи религиозной к живописи светской. А это две большие разницы. Просто огромные.

До Петра Первого у нас другой живописи кроме как икона не существовала. Только иконы. А для перехода к светской живописи нужны были иные условия, включая исторические. Да и живописная школа нужна, которой ещё совсем не было.

Были пробные попытки изображать мир не библейский, а живой, земной мир. Вот, к примеру, Симон Ушаков. Это семнадцатый век. Он родился в Москве в 1626 году. Он в молодости писал образа и приобрёл славу лучшего иконописца в Москве. И при царе Алексея Михайловича создал целую школу иконописцев. До конца жизни жил в довольстве и почёте. И он создал много замечательных икон. Но не все они носят признаки настоящей иконы. В его творчестве уже чувствуется переход к новому восприятию мира.

Иконография – это совершенно особый вид живописи. Ведь икона отображает мир потусторонний. Это мир духовный, который не имеет отношение к реалиям мира видимого, осязаемого, чувственного. А это задача ставит перед иконописцем совершенно иную технику письма, совершенно иной подход. Это живопись, которая создается не для глаз, а для души. Для самых потаённых её глубин. Она обращена к вечности.

Изображаемое на иконах призвано быть выше, чем пространство, выше, чем время, выше, чем сущее. И в этом письме нет места мирскому, обыденному.

Слово "зритель" вообще неуместно по отношению к иконе. Созерцание иконы - это встреча со святым, это созерцание события. Это не имеет ничего общего со служением "идолу", это общение с изображенным святым.

В иконописных сюжетах динамика и движение сюжета сведены к минимуму, а любое действие передаётся через символы и знаки.

Повторяю, движение на иконе может выражаться символически. К примеру, наклон фигуры означает молитву, а если фигура подпирает лицо рукой, это символизирует горе.

Но есть в мире даже и потустороннем черные силы, бесовские. А как без них. Вспомним искушение Христа. Но нечисть вообще на иконах изображается крайне редко, и только в определённых сюжетах. Бесы на иконе никогда не будут смотреть прямо.

А ещё икона - это плоскостное изображение Икона всегда пишется как двумерное изображение - всякая иллюзорность изображения по сути является элементом фальши и в иконе недопустима.

Сегодня можно точно представить основные моменты, на которые следует основываться в иконописи. На иконе важно отображать не столько предмет, сколько раскрыть идею, изобразить святую личность в одухотворенном виде. Именно поэтому на многих иконах можно наблюдать несоблюдение пропорций, искажение лица, а также наличие обратной перспективы. Иногда в иконах можно увидеть отсутствие источника света. Это связано с тем, что свет считается символом святости.
*****
А вот с XVI века постепенно начинается обмиршение иконы. Под незаметным но постоянным натиском чуждой культуры - западной цивилизации - в икону вторгаются мирские мотивы. Появляется свето-тень, пропадает плоскостность изображения, появляется рельефность и глубина. Вот посмотрите на икону Спас Нерукотворной Ушакова, и вы увидите все эти признаки. Иконы XVII века отмечены усиливающейся декоратив¬ностью. Иконы украшаются драгоценными окладами серебряными и золотыми, украшаются драгоценными каменьями. А ведь икона создается для того, чтобы молитву перед ней творить, а не разглядывать рубины и сапфиры.

Известный протопоп Аввакум был очень недоволен такой живописью. Он такое вольное творчество в иконописания считал мерзким и богомерзким. Вот как он выразился на этот счёт:

Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова и другие.

*****
А удивляет меня то, как необыкновенно быстро наши первые светские художники поднялись до высот европейского мастерства. Свидетельство тому вот этот самый чудесный портрет канцлера.

Художник Иван Никитич Никитин. Его считают основателем. русской портретной школы XVIII века.Он родился в 1680-е годы в Москве. Родился в семье священника. И брат Никитина тоже был священником, позднее ставшим протопопом Архангельского собора в Кремле.

Конечно, как художник он не выскочил неизвестно откуда. Чтобы создать такой портрет канцлера, кроме таланта художника, нужно было основательное образование в течении долгих лет. А еще и хорошие наставники-учителя. И всё это было у юного художника.

Но сначала он был певчим в патриаршем хоре. Потом он учился в Кремле, при Оружейной палате, а потом его перевели в Петербург, где он продолжил обучение под покровительством Иоганна Таннаура. Видимо мальчик был способным. Иоганн был немецким художником. Сам Петр Великий пригласил его переехать в Россию, чтобы учил наших недорослей искусству живописи. Вот и Ваня оказался его учеником. А потом он стал, если можно так выразиться, любимым детищем немца.
Ваня писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту он быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности.

Учился Иван в Италии, в Венеции и Флоренции. Италия в те времена была такой Меккой для художников всей Европы. Побывал Ваня и в Париже. А потом он вернулся в Россию. Ранние работы Никитина ещё содержат следы парсуны. Ну а потом и довольно быстро он стал отходить от традиционного иконописного стиля русской живописи. Он стал писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. И так он стал основателем традиции русской живописи. И это очень важно. Сменилась целая эпоха в развитие русской живописи. Произошёл переход от иконы к воспроизведению красками видимого материального мира. Это же было целое потрясение для людей того времени.

Вот так в 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом попали под этот указ. Он был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину.

Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации только после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Он умер на пути к ней. в конце 1753 г.

*****
Никитин – это удивительное явление в нашей истории и живописи. Поразительное. Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев такого художника?, Тогда, когда еще попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству. Как появился у нас художник европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного.

*****
Портрет канцлера Головкина находится в самом первом зале Третьяковской галереи, вся живопись которого знаменует начало светской живописи в России. Но сначала мы поднимаетесь по парадной мраморной лестнице к бюсту основателя галереи. Потом поворачиваем направо – и вот мы в первом зале, не очень большом, как, впрочем, и все остальные залы музея.
И первое во что упирается наш взгляд, это большой парадный портрет. Видим даму в роскошном платье, тончайшей дорогой материи с кружевами. У этой дамы некрасивое, неприятное, даже злое выражение на лице. Это вам скажет даже и ребенок. А дама - это императрица Анна Иоанновна. Художник Каровак. Это французский художник. Как портрет попал в галерею, которую основатель задумывал как исключительно сосредоточие художников России, непонятно.

Луи Каровак тоже приехал в Россию по приглашению Петра за очень хорошее жалование. С условием, что он будет не только писать портреты императора и его родственников, но и обучать русских художников западному письму. Был подписан контракт на три года. Мотивация такого приглашения была следующей: «Взять в свою службу тех людей русского народу, которых его величество изволит ему дать для научения и обучения во всем, что касается до живописного художества.

Каровак приехал к нам в 1716 году. Сегодня его ни у нас, ни, тем более, во Франции никто не знает. А него был дом на Васильевском острове вблизи дворца Меньшикова , подаренном ему в 1722 г. самим Петром Первым.

А ещё он писал, представьте себе, иконы. Научился в России. Он писал иконы для православных церквей. Например, для церкви Зимнего дворца, для церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

У нас не мало его работ, особенно в Петербурге. Одну из них мы видим в Третьяковке в первом же зале. Художник он был, как пишут современники, не выдающийся, так себе. Но портреты его отличались необыкновенным сходством. И скажем ему спасибо за его портреты Петра, Анны Иоанновны Елизаветы и не только их. А то, как бы мы их знали в лицо.

На полотне Канцлер Российской империи, государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. В нашем понимании он был министром иностранных дел. Современники говорили, что в этом портрете художник добился поразительного внешнего сходства. Но не только. В этом портрете чувствуется стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. А это уже высшее мастерство.

Вот давайте внимательно всмотримся в это лицо. Лицо, обрамлённое длинным французским париком. Оно преисполнено настороженного внимания. Колючий взгляд. Сила, ум, сдержанность и достоинство. Рука безмятежно и, вместе с тем нервно, теребит голубую муаровую ленту андреевского ордена. Он слыл аккуратистом и педантом. Здесь высокопоставленному вельможе 60 лет.

Нам полезно всмотреться в этот образ. Он один из тех, кто творил нашу историю. И благодаря художнику Никитину мы можем достоверно знать, каким и кем был этот человек. Это идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра.

Повторяю , он был не простым человеком. Это был сподвижник Петра Первого, первый канцлер Российской империи, первый кабинет-министр.

Гаврии;л Ива;нович Головки;н. Как он пришёл к своему весьма высокому положению? Царь Алекснй Михайлович женился на Наталье Нарышкиной. Царица. А за ней целый род, который вдруг приблизился к трону.
В 1671 в бояре были пожалованы многие её родственники, включая Головкиных. Малолетний Гаврила также был призван ко двору как троюродный брат новой царицы.

Сначала был стольником, а впоследствии верховным постелничим. Очень важные должности. А потом был просто подвиг, снискавший особое доверие молодого царя. Во время стрелецкого бунта он увёз царевича в Троицкий монастырь, после чего пользовался постоянным его доверием.

В 1709 году после Полтавской баталии царь поздравил Головкина с присвоением нового для России чина канцлера. Головкин до самой смерти Петра продолжал курировать русскую дипломатию.

Все пострадали, но не Головкин, Он искусно лавировал в хитросплетениях придворных партий и в отличие от большинства других петровских сподвижников смог не только сохранить прежнее значение, но и приумножить огромное состояние, включавшее подмосковный дворец в селе Коньково и целый Каменный остров в Петербурге , помимо многих других имений.

*****
На обороте холста есть старинная надпись:

Да, он был человеком своего времени, со всем присущими чертами героя своего времени. Он воплотил ряд характерных черт своей эпохи. Вельможа и дипломат Головкин сумел в течение многих лет и при разных императорах оставаться на своем посту, выполнять сложные дипломатические поручения и, что было не менее трудным, лавировать между различными придворными интригами.

Очень интересное замечание о дворце в Коньково. Я ведь совсем рядом живу. Осталась с тех давних времен лишь Троицкая церковь. Правда перестроенная в 19 веке. Перед ней копия обелиска - стоял на калужской дороге. Оригинал в Донском монастыре. Обширный природный парк с озером. Он так и называется - яблоневый сад. А от дворца и следа не осталось. Лишь два пруда из прежнего каскада. Все застроено совр жилыми зданиями. Хотя овражный рельеф хорошо заметен. Потеплеет, встретимся и посмотрим.
А про историю иконописи. Много узнал нового для себя. Спасибо!

Ну что ж , и я тоже узнал новоё для меня. И я тоже жил одно время не так далёко. Не так далеко от станции Беляево. А вот в Конькове не был. Хотя и много катался на лыжах в лесу Битцы. Да потеплеет, встретимся. Но раньше мне надо пройти экзамены по Кремлю и вакцинироваться. Спасибо.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Портрет Головкина


Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству.

Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина - 1720 *90,9 x 73,4 смХолст, маслоРоссияМосква. Государственная Третьяковская галерея

Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина —

Рейтинг: 5 / 1 голос Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии

В портрете государственног о канцлера, крупного дипломата петровской эпохи Гавриила Ивановича Головкина И.Н. Никитин утвердил идеал личности, сложившийся в петровскую эпоху, создал образ активного человека-гражда нина, полезного своему Отечеству.
Герой портрета преисполнен чувства гордости, собственного достоинства, что ясно отражается на его умном лице, в спокойном и уверенном взгляде, в легкой улыбке на тонких губах. Государственные ордена – голубая лента и орден Андрея Первозванного, высшего ордена Российской империи, польский орден Белого Орла – свидетельствуют о реальных заслугах этого человека перед государством.
Современник так отзывался о нем: "Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенный во всех отношениях, осторожный и скромный; с образованностью и здравым рассудком соединял он в себе хорошие способности. Он любил свое Отечество, и хотя был привязан к старине, не отвергал и введение новых обычаев, если видел, что они полезны".
Сугубо положительная характеристика героя, данная Никитиным в одном из лучших портретов, кроется в полном соответствии модели идеалу эпохи, когда государственная польза была мерилом значимости человеческой личности.

Портрет Гавриила Ивановича Головкина был написан в годы расцвета творчества И.Н.Никитина, когда после двухлетнего пребывания в Италии мастер возвратился в Россию.

Граф Гавриил Иванович Головкин был блестящим представителем той когорты ярких, талантливых деятелей, которыми так богата петровская эпоха. Крупный дипломат, президент Коллегии иностранных дел, граф был достойным соратником Петра I в деле преобразования России. Опытный придворный, мастер интриги граф сумел продолжить свою карьеру и после смерти императора. Он принимал активное участие в возведении на престол Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.


Неизвестный художник начала XVIII века
Портрет Петра I
Дипломатические таланты графа отметил его современник: "Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенный во всех отношениях, осторожный и скромный; с образованностью и здравым рассудком соединяет он в себе хорошие способности. Он любил свое Отечество, и хотя был привязан к старине, но не отвергал и введение новых обычаев, если видел, что они были полезны. Его подкупить было невозможно; посему-то он держался при всех Государях и в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни в чем ". Английский посол лорд Витворт вспоминал о нем в своих "Записках…". "Джентльмен, наделенный здравым смыслом, весьма благочестивый и вообще имеющий отличительный черты порядочного человека: никто никогда не жаловался на его жестокость или несправедливость".


Умное лицо, спокойный и уверенный взгляд, едва заметная улыбка на тонких губах выдают опытного дипломата, привыкшего за маской светской любезности скрывать свои истинные мысли и расчеты. О заслугах графа перед государством свидетельствуют орден Святого Андрея Первозванного и польский орден Белого Орла, кавалером которого был сам Петр I .

Читайте также: