Межконфессиональный диалог это кратко

Обновлено: 02.07.2024

В предыдущей главе мы перечислили виды межконфессионального диалога. В данном параграфе будут рассмотрены два из них: доктринальный диалог и межконфессиональное сотрудничество и взаимопомощь (институциональный).

Богословский диалог в современной России мы рассмотрим на примере РПЦ и ее диалогических связей. Русская православная церковь ведет богословский диалог с инославием с начала XVIII в. Однако в рамках данной работы мы сосредоточим свое внимание на тех церквях, с которыми РПЦ общается на каноническом уровне на сегодняшний день. Русская Православная Церковь ведет богословский диалог[204]:

· С лютеранами. Диалог проходит как на двустороннем, так и на всеправославном уровне.

· Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с реформатами. Темами этого диалога являлись Священное Предание, Евхаристия, духовные ценности и социальное служение. Несмотря на трудности данного диалога, его участники настроены на его продолжение. Особое внимание, по мнению представителей данных церквей, следует уделять экклезиологической (Учение о церкви) тематике, а также теме Предания Церкви.

· на протяжении уже почти столетия Русская Православная Церковь ведет диалог с экуменическим движением (см. выше);

Теперь целесообразно перейти ко второму виду диалога – взаимопомощь и сотрудничество без доктринального сближения (институциональный). Здесь мы акцентируем свое внимание на диалогах, которые ведет РПЦ с традиционными конфессиями.

2) РПЦ и мусульмане. Ведение богословского диалога РПЦ с религиями, где существует большое различие в основах вероучения, всегда вызывает сильную напряженность. Поэтому чаще с такими конфессиями ведется диалог без доктринального сближения, а на основе взаимопомощи и сотрудничества. Для примера мы возьмем православно-мусульманский диалог в России. Важно отметить то, что до сих пор православно-христианский мир не имеет целостной доктрины отношения к исламу. РПЦ считает, что основными составляющими духовно-нравственного аспекта жизни российского общества являются православие и ислам. При таком положении дел православно-исламский диалог является одним из главных факторов гражданского согласия в России. Необходимо отметить мнение исследователя кафедры религиоведения СПБГУ М.С. Стецкевича. Он утверждает: несмотря на то, что теологически ислам далек от православия, политически он не является ему совсем чуждым[220]. Можно даже определить точки соприкосновения между православием и исламом[221]: значимость идеи социальной справедливости, приоритет коллективного начала над индивидуальным, отличные от западных представления о народовластии. Помимо этого, на региональном уровне взаимодействие между этими конфессиям эффективно осуществляется в борьбе против псевдорелигиозных организаций. Даже в своих социальных доктринах данные конфессии одним из направлений совместной деятельности определяют как раз противостояние организациям, которые в огромном количестве появились на территории России в 90-е гг. При всем этом существуют и проблемы в ведении православно-исламского диалога, касающиеся строительства мечетей в некоторых регионах, а также проблемы кавказофобии, исламофобии.

Также РПЦ пытается наладить диалог с буддизмом, особенно на территориях его исторического (традиционного) распространения: Бурятия, Иркутская и Читинская области, Калмыкия, Тыва и Алтай.

По мнению И. Ковалевского, значение межконфессионального диалога (акцент делается не на доктринальном уровне диалога, а на уровне сотрудничества) и межрелигиозного диалога (акцент делается на богословском уровне диалога) состоит в следующем[225]:

1. Изучение нехристианских религий должно иметь позитивный характер с целью познания всего доброго и святого, что в них содержится.

2. Данный диалог имеет практический характер: религии могут и должны прилагать совместные усилия в борьбе за мир, против терроризма, социальной несправедливости, в защите института семьи, благотворительной деятельности и др.

3. Диалог способствует углублению веры у самих христиан; именно в ознакомлении с другими религиями христианин лучше осознает ценности своей религии.

4. Диалог помогает лучше понять феномен религии как сферы взаимоотношения человека с богом.

Также вышеуказанный автор выделяет принципы межрелигиозного диалога[226]: открытость и усердие; личная вера каждого и уважение к религиозному опыту собеседника; взаимообогащение, а не конфронтация. И. Ковалевский считает, что с христианской точки зрения такой диалог приводит к следующему[227]: христианство преодолеет свой снобизм по отношению к другим религиям; другие религии смогут воспринимать в христианстве все то, что в нем является добрым и святым (например, идеи любви, прощения, милосердия), каждая религия должна давать о себе такое свидетельство, чтобы последователи других религий смогли ее понимать, уважать и ценить.

§ каждый человек имеет право на свободу совести и поклонения в соответствии с его религиозным верованием;

§ экстремизм не носит религиозного характера, и Всемогущий Бог не благословляет насилие и терроризма;

§ взаимопонимание, диалог и толерантность между различными вероисповеданиями есть пути к решению современных проблем общества;

§ религиозные объединения имеют адекватные средства, чтобы оптимизировать деятельность отдельных людей и сообществ;

§ христианское и мусульманское социальные учения содержат ряд взаимоприемлемых положений, знакомство с которыми могло бы снять напряженность и побудить последователей этих мировых религий к плодотворному сотрудничеству;

§ христиане и мусульмане должны сделать все возможное, чтобы совместно ответить на вызовы времени;

§ проводить на регулярной основе межрелигиозные миротворческие встречи на региональном и федеральном уровнях, принципиально открытые последователям любой религии, настроенным на взаимопонимание и диалог;

§ для более глубокого взаимного познания наладить обмен документами, в которых ясно и недвусмысленно излагаются позиции религий по наиболее насущным социальным проблемам современности;

§ рассмотреть возможность организации обмена студентами богословских учебных заведений для лучшего познания вероучений других религий;

§ для противостояния нарастающей секуляризации наметить ряд консультаций для выработки совместных действий в сферах образования, средств массовой информации, благотворительности, социальной защиты и др.;

Выводы: Несмотря на то, что вышеприведенное заявление принято совместно только двумя религиями, в нем содержатся основные принципы взаимодействия между конфессиями, которые можно и нужно распространить на любые другие контакты религиозных объединений друг с другом. Это заявление подтверждает правильность выбора принципов координации межконфессионального взаимодействия в данной диссертационной работе – принципов свободы совести и толерантности. Диалог, организация межрелигиозных форумов и другие совместные виды деятельности являются подтверждением межконфессионального толерантного отношения религиозных организаций друг к другу, а также свидетельствуют о реализации принципа свободы совести и вероисповедания в России, поскольку только при условии соблюдения последнего из перечисленных принципов конфессии захотят пойти на контакт (не будут ущемляться их права), и может строиться паритетное межконфессиональное сотрудничество.

В предыдущей главе мы перечислили виды межконфессионального диалога. В данном параграфе будут рассмотрены два из них: доктринальный диалог и межконфессиональное сотрудничество и взаимопомощь (институциональный).

Богословский диалог в современной России мы рассмотрим на примере РПЦ и ее диалогических связей. Русская православная церковь ведет богословский диалог с инославием с начала XVIII в. Однако в рамках данной работы мы сосредоточим свое внимание на тех церквях, с которыми РПЦ общается на каноническом уровне на сегодняшний день. Русская Православная Церковь ведет богословский диалог[204]:

· С лютеранами. Диалог проходит как на двустороннем, так и на всеправославном уровне.

· Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с реформатами. Темами этого диалога являлись Священное Предание, Евхаристия, духовные ценности и социальное служение. Несмотря на трудности данного диалога, его участники настроены на его продолжение. Особое внимание, по мнению представителей данных церквей, следует уделять экклезиологической (Учение о церкви) тематике, а также теме Предания Церкви.

· на протяжении уже почти столетия Русская Православная Церковь ведет диалог с экуменическим движением (см. выше);

Теперь целесообразно перейти ко второму виду диалога – взаимопомощь и сотрудничество без доктринального сближения (институциональный). Здесь мы акцентируем свое внимание на диалогах, которые ведет РПЦ с традиционными конфессиями.

2) РПЦ и мусульмане. Ведение богословского диалога РПЦ с религиями, где существует большое различие в основах вероучения, всегда вызывает сильную напряженность. Поэтому чаще с такими конфессиями ведется диалог без доктринального сближения, а на основе взаимопомощи и сотрудничества. Для примера мы возьмем православно-мусульманский диалог в России. Важно отметить то, что до сих пор православно-христианский мир не имеет целостной доктрины отношения к исламу. РПЦ считает, что основными составляющими духовно-нравственного аспекта жизни российского общества являются православие и ислам. При таком положении дел православно-исламский диалог является одним из главных факторов гражданского согласия в России. Необходимо отметить мнение исследователя кафедры религиоведения СПБГУ М.С. Стецкевича. Он утверждает: несмотря на то, что теологически ислам далек от православия, политически он не является ему совсем чуждым[220]. Можно даже определить точки соприкосновения между православием и исламом[221]: значимость идеи социальной справедливости, приоритет коллективного начала над индивидуальным, отличные от западных представления о народовластии. Помимо этого, на региональном уровне взаимодействие между этими конфессиям эффективно осуществляется в борьбе против псевдорелигиозных организаций. Даже в своих социальных доктринах данные конфессии одним из направлений совместной деятельности определяют как раз противостояние организациям, которые в огромном количестве появились на территории России в 90-е гг. При всем этом существуют и проблемы в ведении православно-исламского диалога, касающиеся строительства мечетей в некоторых регионах, а также проблемы кавказофобии, исламофобии.

Также РПЦ пытается наладить диалог с буддизмом, особенно на территориях его исторического (традиционного) распространения: Бурятия, Иркутская и Читинская области, Калмыкия, Тыва и Алтай.

По мнению И. Ковалевского, значение межконфессионального диалога (акцент делается не на доктринальном уровне диалога, а на уровне сотрудничества) и межрелигиозного диалога (акцент делается на богословском уровне диалога) состоит в следующем[225]:

1. Изучение нехристианских религий должно иметь позитивный характер с целью познания всего доброго и святого, что в них содержится.

2. Данный диалог имеет практический характер: религии могут и должны прилагать совместные усилия в борьбе за мир, против терроризма, социальной несправедливости, в защите института семьи, благотворительной деятельности и др.

3. Диалог способствует углублению веры у самих христиан; именно в ознакомлении с другими религиями христианин лучше осознает ценности своей религии.

4. Диалог помогает лучше понять феномен религии как сферы взаимоотношения человека с богом.

Также вышеуказанный автор выделяет принципы межрелигиозного диалога[226]: открытость и усердие; личная вера каждого и уважение к религиозному опыту собеседника; взаимообогащение, а не конфронтация. И. Ковалевский считает, что с христианской точки зрения такой диалог приводит к следующему[227]: христианство преодолеет свой снобизм по отношению к другим религиям; другие религии смогут воспринимать в христианстве все то, что в нем является добрым и святым (например, идеи любви, прощения, милосердия), каждая религия должна давать о себе такое свидетельство, чтобы последователи других религий смогли ее понимать, уважать и ценить.

§ каждый человек имеет право на свободу совести и поклонения в соответствии с его религиозным верованием;

§ экстремизм не носит религиозного характера, и Всемогущий Бог не благословляет насилие и терроризма;

§ взаимопонимание, диалог и толерантность между различными вероисповеданиями есть пути к решению современных проблем общества;

§ религиозные объединения имеют адекватные средства, чтобы оптимизировать деятельность отдельных людей и сообществ;

§ христианское и мусульманское социальные учения содержат ряд взаимоприемлемых положений, знакомство с которыми могло бы снять напряженность и побудить последователей этих мировых религий к плодотворному сотрудничеству;

§ христиане и мусульмане должны сделать все возможное, чтобы совместно ответить на вызовы времени;

§ проводить на регулярной основе межрелигиозные миротворческие встречи на региональном и федеральном уровнях, принципиально открытые последователям любой религии, настроенным на взаимопонимание и диалог;

§ для более глубокого взаимного познания наладить обмен документами, в которых ясно и недвусмысленно излагаются позиции религий по наиболее насущным социальным проблемам современности;

§ рассмотреть возможность организации обмена студентами богословских учебных заведений для лучшего познания вероучений других религий;

§ для противостояния нарастающей секуляризации наметить ряд консультаций для выработки совместных действий в сферах образования, средств массовой информации, благотворительности, социальной защиты и др.;

Выводы: Несмотря на то, что вышеприведенное заявление принято совместно только двумя религиями, в нем содержатся основные принципы взаимодействия между конфессиями, которые можно и нужно распространить на любые другие контакты религиозных объединений друг с другом. Это заявление подтверждает правильность выбора принципов координации межконфессионального взаимодействия в данной диссертационной работе – принципов свободы совести и толерантности. Диалог, организация межрелигиозных форумов и другие совместные виды деятельности являются подтверждением межконфессионального толерантного отношения религиозных организаций друг к другу, а также свидетельствуют о реализации принципа свободы совести и вероисповедания в России, поскольку только при условии соблюдения последнего из перечисленных принципов конфессии захотят пойти на контакт (не будут ущемляться их права), и может строиться паритетное межконфессиональное сотрудничество.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое межконфессиональный диалог?

Сложно переоценить то значение, которое имеет используемая терминология в деле коммуникации. Зачастую, недопонимание между людьми возникает из-за разности значений, которые они вкладывают в один и тот же термин. Нельзя прийти к какому-либо пониманию, без конкретного определения используемых терминов.

Этой цели посвящена эта маленькая заметка. В ней мы постарались объяснить, чем же на самом деле является диалог в межконфессиональном общении и взаимодействии, взяв за основу не чувство религиозного превосходства, а объективную оценку происходящего.

Межконфессиональный диалог – это общение представителей разных религий не с целью навязать свои верования и свой тип мышления, но разговор в атмосфере терпимости, тепла, любви, взаимоуважения, открытости, свободы и искренности для того, чтобы познакомиться друг с другом, выслушать, понять и принять и научиться вместе жить, сотрудничать и взаимодействовать.

Сегодняшние деградация нравственности, загрязнение окружающей среды, экономическая разобщенность, болезни типа СПИД и ВИЧ, бедность, аборты, однополые браки, огромное количество разводов, падение ценности и значимости института семьи, конфликты, террор, войны на религиозной или национальной почве, все это общемировые проблемы, которые касаются каждого. И, безусловно, в решении этих вопросов примут участие религии и их представители. В этом деле межконфессиональный диалог играет неоценимую роль.

Чем не является межконфессиональный диалог?

Межконфессиональный диалог совсем не значит, что человек должен отказываться от правил и убеждений, которым следует. В процессе диалога, каждый должен с уважением относиться к религии собеседника так же, как и к своей, без каких-либо проблем и скованности представить свою систему мышления, культурные и религиозные ценности, стараться познакомиться и как можно более полно узнать о ценностях собеседника. Ведь действительно, история показывает нам, что множество проблем появлялось именно из-за желания навязать свою точку зрения и отчуждения, нежелания слушать друг от друга. И если посмотреть на события недавних дней, то людей, которые своим мировоззрением выбирают Ислам, несопоставимо мало с представителями других религий. И это должно нас, как представителей ценностей Ислама заставить задуматься.

Некоторые воспринимают это утверждение как создание ненужных проблем. Но наша задача не полемизировать. Наша задача поставить религиозную свободу выше социальных и культурных свобод. В понятие религиозной свободы входит свобода вероисповедания, свобода выполнения религиозной практики, свобода доносить ценности своей религии в доступной и понятной форме и возможность свободно взаимодействовать совместно с единоверцами, создавать различные объединения, организации, союзы. Другими словами, при наличии вышеперечисленных свобод, будет существовать и религиозная свобода.

В случае же отсутствия одного из этих условий, религиозная свобода перестаёт существовать. И достижение всех этих свобод для каждого верующего – это цель каждого из нас (живущих на Земле). Мы должны добиться свободы религиозных проповедей и организации религиозных учреждений. Чтобы в каждом уголке земли присутствовали все эти четыре элемента свободы. И, несмотря на малочисленность диаспор, будь то иудеи, христиане, мусульмане, буддисты или же кто-либо иной, каждая из этих групп должна иметь право на свободную религиозную практику, обучение своей религии и организацию объединений.


Россия является многоконфессиональным государством. Так сложилось исторически, ведь на территории, которую сегодня занимает Российская Федерация, на протяжении тысячелетий жило великое множество народов. Все они во многом отличались друг от друга - своими традициями, национальной культурой, ну и, конечно же, верованиями, а потом и религией. И несмотря на все эти различия, все они постоянно взаимодействовали друг с другом, общались, вели торговлю, и в результате этого традиции одних постепенно перекочевывали к другим, и наоборот, они обменивались накопленным опытом, постепенно их культуры приобретали общие черты.

Что же касается религии, то здесь все было намного сложнее. Именно на этой почве чаще всего возникали различные конфликты. Во избежание этого государство должно всегда регулировать межконфессиональные отношения. Это должно делаться очень осторожно и ненавязчиво.

современные межконфессиональные отношения

Межконфессиональные отношения: что это такое?

Давайте прежде определим значение слова "конфессия". Оно имеет латинское происхождение. В переводе на русский confessio означает "вероисповедание". Как правило, этот термин используют при определении какого-либо направления в рамках той или иной религии. Отсюда следует, что межконфессиональные отношения - это взаимодействие между конфессиями и религиями. И они немного отличаются от межрелигиозных.

История

Как уже было отмечено, с древних времен народы, которые жили рядом и делили одну и ту же территорию, с уважением относились к чужой культуре, постепенно перенимая из нее те элементы, которые им были по душе. Практически никогда один народ не высмеивал и не принижал какие-то особенности соседнего народа. Так, например, если татары отмечали свой национальный праздник Сабантуй, то русские проявляли к нему интерес, хотя и не праздновали сами. В последнее время в рамках программы межконфессиональных отношений этот праздник был признан всероссийским, и теперь его празднуют и русские, и татары, и люди других национальностей, причем не только в Татарстане, но и по всей Российской Федерации.

И вообще, наше государство старается все держать в балансе, чтобы каждому народу, независимо от его веры, традиций и обычаев, было комфортно жить в стране. Ведь одной из главных задач государства является защита интересов всех этносов, которые его населяют. При Советском Союзе все было намного проще: все считали друг друга братьями, кроме этого, в стране пропагандировался атеизм, и конфликты на религиозной основе были практически невозможны.

межконфессиональные отношения в россии

Межконфессиональные отношения в наши дни

После распада СССР, с колоссальными изменениями в политике, экономике, социальных отношениях, произошел рост национального самосознания каждого из народов. В результате этого в обществе стали происходить межэтническое расслоение и обособление, которые зачастую перерождаются в национальную непримиримость и нетерпимость. Все это, естественно, оказало негативное влияние на общество в целом. И для того чтобы сохранить необходимую прочность, государство должно заниматься гармонизацией межконфессиональных отношений, а основой гражданского общества российского государства должно стать признание поликультурного и полиэтнического построения нашей государственности. Опорой нам будет служить гибкая национальная политика и формирование межнациональных дружественных отношений.

Государство и религия

Согласно статье 14 Конституции РФ, Россия является светским государством, поэтому ни одна из существующих в мире религий не должна и не может быть установлена как обязательная государственная. Ввиду этого все религиозные объединения действуют отдельно от государства и все они равны перед законом. Из данной конституционной статьи следует, что государство хотя и не против существования той или иной религиозной организации в стране, однако оно не поощряет какую-нибудь одну из них, даже если глава державы исповедует ту или иную религию.

Ведь согласно вышеназванной статье, граждане Российской Федерации могут не быть верующими, могут быть приверженцами любой из существующих религий, и это является их личным выбором и делом. Однако государство должно взять это под контроль и заниматься гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, чтобы между народами, обитающими бок о бок, не возникали конфликты на религиозной почве.

В Советском Союзе этого удалось достичь: и мусульмане, и буддисты, и христиане, и иудеи практически никогда не конфликтовали. После распада “великой и могучей” многое изменилось, сразу же вспыхнули межнациональные и межконфессиональные конфликты. Для того чтобы держать эти процессы под контролем, в РФ был создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Далее в статье рассмотрим, что представляет собой этот орган.

межконфессиональные отношения это

Совет при Президенте РФ по межнациональным и межконфессиональным отношениям

Это консультативный орган при президенте страны. Он был создан для обеспечения гармоничного взаимодействия региональных и федеральных органов власти, а также общественных, научных и др. организаций во время рассмотрения вопросов, которые связаны с реализацией национальной государственной политики. Интересно, что председателем данного совета является В. В. Путин, а его заместителями выступают А. Хлопонин и С. Кириенко.

Главная цель Совета — совершенствование гос. политики относительно межнациональных отношений, а также решение межрелигиозных проблем на уровне государственном. Межконфессиональные отношения, как правило, в данном контексте отдельно не рассматриваются. В состав этого правительственного совета входят пятьдесят человек. Среди них члены Администрации президента РФ, представители правительства и федеральных органов госвласти, различных общественных объединений и научных организаций.

Основные задачи Совета

Первое, на чем акцентируют свое внимание члены совета, – это изучение концептуальных основ, задач и целей национальной политики страны, далее идет определение форм, способов и этапов ее реализации. На совете чаще всего обсуждается практика реализации системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Для ее образования члены совета занимаются подготовкой предложений, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение президенту страны, который, в свою очередь, определяет приоритетные направления государственной национальной политики РФ. Среди задач совета - мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений.

гармонизация межконфессиональных отношений

Отделение религиозных объединений от государства

Принцип отделения религии от государства предполагает невмешательство государства, то есть его органов, должностных лиц в те вопросы, которые определяют отношение людей к религии, а также во внутреннюю организацию религиозных объединений, конечно, если их деятельность не несет за собой угрозу сохранению мира в стране и не нарушает ее законы.

С другой стороны, государство ни в коем случае не должно финансировать религиозные организации или пропагандировать те или иные убеждения. А эти объединения, в свою очередь, не должны вмешиваться в государственные дела, они не могут участвовать в выборах органов власти или в управлении деятельностью политических партий.

Однако религиозные служители как индивиды, наравне с другими гражданами, имеют право на участие в политической деятельности страны. В этом и заключается особенность современных межконфессиональных отношений. Так, например, любой служитель церкви может баллотироваться в депутаты и даже, по идее, может выдвинуть свою кандидатуру в президенты.

Участие религиозных конфессий в общественной жизни

Несмотря на то что Россия, согласно действующей конституции, является светским государством, религия, тем не менее, проникает во все области общественной жизни, в том числе и в сферы, которые должны быть полностью отделены от веры, например гос. органы, школы, наука, армия и образование. Так, например, в средних учебных заведениях России стали преподаваться такие предметы, как "основы религиозных культур". Подобные дисциплины преподаются и в вузах, кстати, в некоторых из них даже есть такая специальность, как "Теология". Капелланы – военные священники – имеются в армии.

Поскольку граждане России исповедуют несколько религий, то государство должно заниматься формированием системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Нужно взять все под контроль, чтобы не допустить развития конфликтов. Несмотря на то что Рождество Христово является праздником исключительно для приверженцев христианской веры, тем не менее этот день объявлен официальным нерабочим праздничным днем в России. Естественно, для представителей других религий это не может быть праздником, для них он просто нерабочий день, дополнительный день отдыха.

мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

Все три российских президента были приверженцами христианской веры, однако они всегда занимались регулированием межконфессиональных отношений в России. Таким образом, начиная с 2000 года в стране были восстановлены или заново построены более 7000 мечетей. Конечно, отремонтированных христианских сооружений в разы больше, их число составляет около 17 тысяч. Синагог в РФ всего лишь 70.

Что же касается буддистов, то в Северной столице имеется великолепный буддистский храм, который был построен еще до революции 1917 года. Называется он "Гунзэчойнэй". Сегодня это ценнейший туристический объект. Есть информация, что скоро в Москве будет построен новый буддийский храм.

Государство взяло на себя обязанность по созданию условий для удовлетворения религиозных потребностей всех своих граждан, что, по сути, будет способствовать гармоничному развитию межконфессиональных отношений. План действий, которые нужно совершить в данном направлении, был разработан во всех областных администрациях страны.

Взаимодействие религий и конфессий в нашей стране

Давайте еще раз приведем определение данного понятия. Итак, межконфессиональные отношения - это отношения как между направлениями в рамках одной и той же религии, то есть конфессиями, так и между сообществами и последователями основных мировых религий. При этом в обществе одна конфессия отличается от другой своей идеологией, самой группой верующих, священнослужителями, сочувствующими им людьми.

совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям

Мирное сосуществование конфессий

Испокон веков религиозная принадлежность была очень важным фактором общественной жизни. Сегодня, несмотря на многие преобразования, это также остается актуальным. Стабильность общества во многом зависит от гармоничных межконфессиональных отношений. Это является залогом здорового общества. Есть еще одна особенность: со временем одна из конфессий в стране становится доминирующей, однако представители других не должны чувствовать себя ущербными и притесненными. А это произойдет, если государство встанет на сторону доминирующей.

Конкурентные межконфессиональные отношения

Это и является основной проблемой в данном вопросе. Иногда некоторые из представителей того или иного религиозного направления убеждены, что их идеология и вера являются наилучшими и единственно правильными. Именно из-за этого происходит втягивание религии не только в межэтнические, но и в межгосударственные конфликты. Порой религия выступает как сильная сторона. Причем межконфессиональные отношения и их состояние гораздо больше зависят не от идеологии конфессий, а от настроя и намерений политиков и благоволящих им представителей высшего духовенства. Большую роль здесь играет также уровень развития верующих. Ведь это напрямую связано с их способностью принимать право людей на свободный выбор без агрессии и высокомерия, а также возможность мирно сосуществовать.

Отношение к иноверным религиозным организациям

РФ является одной из наикрупнейших стран в мире, в состав которой входит огромное количество различных народов, этнических и религиозных групп. Вот почему государство должно время от времени проводить различные регулирующие мероприятия. Межконфессиональные отношения должны быть если не дружественными, то хотя бы нейтральными. Особенно когда речь идет о двух самых крупных по численности своих последователей религиях - православии и исламе.

Чаще всего, когда говорят о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, имеют в виду прежде всего взаимоотношения между представителями этих двух религий. А если посмотреть на проблему шире и представить, что оппонентами выступают не одиночные последователи той или иной веры, а целые страны? Представляете масштаб вероятного конфликта? Поэтому государство должно проводить мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом всех существующих религиозных группировок.

Мирное сосуществование христиан и мусульман - древняя традиция

Должны с радостью констатировать, что за все годы существования Российской Федерации каких-то серьезных конфликтов на почве веры между представителями этих двух религий практически не было. На территории нашей страны обитает множество народностей, исповедующих ислам. Многие из них пришли на русскую землю вместе с кочевыми племенами, входящими в Великую Орду, и не ушли после того, как Русь смогла освободиться от монголо-татарского ига. К ним относятся волжские, сибирские, астраханские и кавказские татары, то есть азербайджанцы.

Поэтому несмотря на то, что сами русские уже более 1000 лет являются христианами, ислам также является коренной религией страны. Кроме этого, мусульманами являются некоторые кавказские народы – дагестанцы, аварцы, адыгейцы, чеченцы и др. Государство не должно допускать пренебрежительного отношения к интересам своих граждан-мусульман. Ведь это будет чревато возникновением конфликтов на религиозной почве.

Помимо государства, в этом должны быть заинтересованы и сами руководители религиозных конфессий. Они должны заниматься обнаружением догматических совпадений, вероучительных параллелей, тождественных этических постулатов. Все это, несомненно, будет говорить о перспективности диалогового пути с целью сближения нескольких позиций. А вот углубление в этнические и догматические детали, естественно, не приведет к сближению, хотя и может способствовать взаимопониманию. Например, углубленное изучение основ ислама и христианства может привести к нахождению таких поразительных и значимых соответствий, что на этой ниве даже можно будет говорить о близком родстве двух вер.

Тем не менее ученые-богословы понимают, что между этими религиями имеется вероучительная пропасть. Несмотря на это, верха обеих религий должны пропагандировать среди верующих терпимость и толерантность к другим религиям и не способствовать разжиганию межрелигиозных конфликтов, чтобы было возможным мирное сосуществование представителей различных религиозных групп, конфессий на одной земле.

гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений

Религиозная толерантность (РТ)

РТ в зависимости от объекта бывает нескольких видов:

  • толерантность по отношению к представителям различных религий, например христиан к мусульманам или буддистов к мусульманам, христиан к буддистам, всех вышеперечисленных религий к иудеям;
  • толерантность по отношению к приверженцам других конфессий в рамках одной религии, например католиков к протестантам, католиков к православным или к представителям Армянской апостольской церкви (все они являются христианами) или же суннитов к шиитам (мусульмане);
  • толерантность представителей крупных религий к различным сектантским движениям, а также толерантность последователей различных сект друг к другу;
  • толерантность между атеистами и верующими.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Несмотря на то что сегодня проводится множество мероприятий по предотвращению подобных конфликтов, совершенно мирного, неконфликтного сосуществования различных конфессий не получается. Вот почему в данном вопросе очень важно вмешательство государства, которое будет способствовать обеспечению нормальных отношений между религиями, а следовательно, и между конфессиями. Это и есть то, что называется культурой межконфессиональных отношений. Очень важно обеспечение не только формального, но и фактического равенства перед законом для всех религиозных объединений. А вопрос нейтральности государства в вопросах свободы совести даже не обсуждается.

общие дискуссии в экуменических целях, проводимые среди членов различных христианских групп или с представителями нехристианских религий.

Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Межконфессиональный диалог" в других словарях:

Диалог — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалог (значения) … Википедия

Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии — Христианский межконфессиональный консультативный комитет логотип комитета … Википедия

interfaith dialogue — Межконфессиональный диалог … Вестминстерский словарь теологических терминов

Искусство добра (фонд) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/14 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Наука и религия — ежемесячный научно популярный журнал, издается с сент. 1959. Был учрежден как массовое издание для пропаганды материализма и свободомыслия. С начала общественно политич. изменений в стране активно участвовал в выработке новой концепции… … Религии народов современной России

Рейтинги самых влиятельных женщин в странах мира — 100 самых влиятельных женщин в мире (The 100 Women Who Run The World) Рейтинг публикуется американским финансово‑экономическим журналом Forbes, начиная с 2004 года. Эксперты присваивают баллы примерно 200 претенденткам, исходя из уровня… … Энциклопедия ньюсмейкеров

БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ — (ББИ), высшее учебное заведение, открытое в Москве в 1995 г. на базе Общедоступного правосл. ун та, основанного прот. Александром Менем. Среди основателей и попечителей ин та архиереи, священнослужители и миряне РПЦ, правосл. Поместных Церквей,… … Православная энциклопедия

Богородичный центр — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Межконфессиональные отношения — явление странное, не правда ли? Казалось бы, мы православные и убеждены, что правы. О чём говорить с католиками? Переспорить и переубедить всё равно не выйдет. Да и смысла нет. Дать им шанс переубедить нас? Тоже бессмыслица.

И правда, с точки зрения человека со стороны, это какая-то странность. Но помедлим с выводами и углубимся в вопрос.

Конфессия — это вероисповедание

Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.

Есть ещё один похожий термин — деноминация.

3 термина очень близки по значению:

  1. Вероисповедания.
  2. Конфессия.
  3. Деноминация.

Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.

Межконфессиональные отношения — это межрелигиозное общение

Исходя из определений, легко заключить, что межконфессиональные отношения — это общение между конфессиями: православная церковь общается с католической, либо протестантской. Но нет. Это более широкие, межрелигиозные отношения.

То есть с одной стороны могут православные христиане, а с другой — буддисты, и это будет межконфессиональными отношениями.

Далай Лама на межрелигиозном форуме

Далай Лама на межрелигиозном форуме

Участники межконфессиональных отношений — это отдельные люди и целые организации

Межконфессиональные отношения — это диалог двух традиций, а ведут его уполномоченные на это лица, представители своих религиозных групп. Это могут быть отдельные люди, например, священнослужители-миссионеры, либо руководители различных конфессий.

Иногда от имени религиозных объединений могут выступать просто сочувствующее им, либо доверенное лицо — допустим, юрист, если возникли проблемы перед законом Российской Федерации или иной страны.

Важно, чтобы представитель хорошо разбирался в религиозной жизни не только своей стороны, но противоположной. От его компетентности, тактичности и вкрадчивости может зависеть репутация целой религиозной традиции.

Потому религиозным структурам очень важно тщательно следить за ходом подобных встреч, а также за проповедями внутри своей конфессии, чтобы не потерять лицо из-за чьей-то личной ошибки.

Общественная жизнь многоконфессионального государства нуждается в диалоге религий

Религиозная атмосфера играет значимую роль в жизни внутри государства и на международной арене. В древности подобные вопросы имели ещё большую значимость, но и сегодня они сохраняют актуальность даже в светском государстве.

Информационная пропасть, которая растёт между различными конфессиями.

  • Отбрасывают нас в прошлое средневековой Европы, во времена охоты на ведьм;
  • Провоцируют агрессию со стороны одних религиозных групп к другим по религиозным мотивам;
  • Разобщает социум.

Так, стало быть, религия не нужна? Нужна, конечно. Агрессия по отношению к иноверцам — это как раз не религиозный поход, который присущ фанатикам и безбожникам. А вот духовные люди открыты друг к другу и не навешивают ярлыков.

В отличие от политики, религиозные предпочтения одних никак не отражаются на жизни других, так что распри на этом фундаменте вообще пустое дело.

Цели межконфессионального диалога:

  • Мир между представителями различных конфессий;
  • Согласие людей, считающих себя верующими.

Это два столпа, гарантирующих покой в общественной жизни. А потому у религиозного человека есть два пути:

  • Сторониться представителей других конфессий, обостряя ситуацию;
  • Наладить общение и установить хотя бы формальные нормы сотрудничества.

А для сотрудничества полно возможностей, особенно в современной России, где есть проблемы с экологией, образованием и многими другими сферами. Представители различных религиозных организаций могут объединять усилия для волонтёрства, благотворительности, образовательных или социальных программ.

Это красит многоконфессиональное государство и отвечает требованиям религиозной жизни. Не правда ли, намного лучше войны за то, в чью церковь ходить правильнее?

Общение представителей разных вероисповеданий нужно для избегания межконфессиональных конфликтов

Межконфессиональные конфликты нужно и улаживать, и предупреждать. Увы, сами по себе религиозные организации регулярно способствуют напряжению между сторонами. Всё дело в убеждённости, что собственная религия — лучшая и единственно возможная.

В попытке это доказать приверженцы многих идеологий пытаются надавить на оппонентов с позиции силы. Где-то это выражается в полемике, где-то переходит в схватки, но хуже всего, когда в противостояние вовлекается политика и подвластные ей институты вроде законодателей, полиции, суда и прочих государственных ресурсов.

Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире

Волоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире

Межрелигиозный климат во многом зависит не столько от идеологии самих религий (с нею обычно проблем как раз нет), а от позиции руководящих лиц того или иного религиозного движения. Представитель высшего духовенства обладает среди верующих достаточным авторитетом, чтобы навязывать им те или иные убеждения и манипулировать общественным мнением.

Но не меньшая ответственность лежит и на самих верующих. Каждый человек способен мыслить критически. И он сам должен понимать, где его действия способны перейти грань миролюбивого учения и превратиться в бездушный конфликт убеждений. На осознанного человека не сможет воздействовать ни один авторитет.

Этноконфессиональные конфликты тесно связаны с межрелигиозными

Ещё одна сторона подобных конфликтов — это противостояния этнических групп. В государствах, особенно крупных, всегда есть некоторый процент различных этносов. Часто они придерживаются вероисповедания, которое присуще их традиции. Религия бережно передаётся от родителей к детям, становится одним из столпов существования этнической группы.

В таких условиях понятия этноса и религии столь тесно сближаются, что становятся неразделимы. Особенно это видно по самим людям, для которых вся традиция существует совокупно, а значит, выпад в сторону их веры можно расценивать как удар по всему этносу, и наоборот.

Соответственно, каждая из сфер взаимоотношений может негативно отражаться на другой. То есть при наличии этнических и религиозных различий риск возникновения конфликта удваивается, а урегулировать их вдвое сложнее.

Собственно, мы сами можем легко заметить очевидные ассоциации:

  • Русский — православный;
  • Араб — мусульманин;
  • Европеец — католик.

Но наиболее распространённая религия — не значит единственная, а тем более — верная. Думающий человек должен избегать стереотипов и избегать ярлыков по этнической или национальной принадлежности.

Этноконфессиональные конфликты довольно сложно урегулировать. В идеале государство должно давать всем равные права и всячески способствовать примирению сторон. В России ещё есть проблемы. Связаны они не столько с правовой базой, сколько с её реализацией на практике. Но основа положена, и деятельность религиозных групп в той или иной мере описана законом.

Религиозные организации также могут общаться и с атеистическими активистами

Атеизм, конечно, не религия. Но в формат межконфессиональных отношений он вписывается довольно хорошо. Ведь так ли важно, верит ли человек в Бога, если он согласен приложить силы для доброго дела?

Вовсе не важно, каких убеждений будут люди, если они захотят поддержать благотворительную или природоохранную инициативу. В таких вещах нужно забывать о различиях и искать точки соприкосновения, общие цели.

Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим

Горбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим

Отличный пример общения атеиста и верующего — встреча папы римского Иоанна Павла II с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, который тогда руководил Советским Союзом. Горбачёв после этой беседы верующим не стал. Но зато лучше понял людей религиозных, дал им больше свобод, установил Рождество государственным праздником и вообще сделал много шагов навстречу религиозным людям.

Именно для подобных сближений, ради того, чтобы лучше понимать друг друга, и существуют межконфессиональные отношения.

Читайте также: