Международные взаимоотношения с европой и дальним востоком кратко

Обновлено: 07.07.2024

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"

2.1. Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами США (1985 г. – в Женеве; 1986 г. – в Рейкьявике; 1987 г. – в Вашингтоне, 1988 г. – в Москве, 1989 г. – на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989–1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало безвозмездное согласие СССР на объединение Германии (1990).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Восток и запад

Восток и запад Границы юга и севера в славянских землях еще можно выявить, хотя бы примерно.Границы востока и запада определить невозможно в принципе, потому что восток — понятие совершенно условное. Это не географическое понятие. В каждую историческую эпоху восток

§ 2. РОЛЬ ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИХ И ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В XII —XV вв.

§ 2. РОЛЬ ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИХ И ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В XII —XV вв. С самого начала средних веков народы Западной и Центральной Европы имели связи с многочисленными славянскими племенами и народами, занимавшими обширные территории в Южной,

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? За первые восемь лет царствования Ивана IV карта Российского государства существенно изменилась. Территория России увеличилась почти в полтора раза — с 2,8 до 4 млн. кв. км.1 Изменился и состав населения. Великороссы отныне составляли лишь около половины

Восток или запад?

Восток или запад? 1 Водарский Я. Е. Указ. соч., с. 23.

На Восток или на Запад?

На Восток или на Запад? После того как была оккупирована Польша, перед Гитлером встал вопрос — осуществить нападение на СССР или же сначала разгромить Францию и Англию? Если бы Гитлер пошел на восток и овладел жизненным пространством, о необходимости которого он открыто

Восток – запад

Восток – запад С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира все красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится и середина земли. И потому, что сама земля там во всем прекраснее и лучше, люди, ее

Запад – Восток

Запад – Восток 1977 год был урожайным на эмиграцию диссидентов. Однако дело было не столько в количестве уехавших, сколько в эффекте их отъезда. Впечатление было тяжелое. Разумеется, никто не давал обязательств бороться за права человека до последней капли крови. Каждый

III. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

III. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в

Заключение ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД? ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК?

Заключение ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД? ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК? Мы живем в сплетении всех культур былого: это тонко чувствуют некоторые поэты, например М. Волошин, написавший: В прошлом разомкнуты древние звенья. В будущем смутные лики теней. Может быть, поэтому во многих из нас подспудно

Они и мы. Восток и Запад

Они и мы. Восток и Запад Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей, Восток померкнувший оделся Холодной, сизой чешуей! В вражде ль они между собой? Иль солнце не одно для них И, неподвижною средою Деля, не съединяет их? Федор Тютчев, 1838 От персоналий вернемся к

Глава IV. Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не бывать никогда? Находки на мысе Токмак

Дальний Восток в советско-американских отношениях

Дальний Восток в советско-американских отношениях В начале 1934 г. внимание Москвы и Вашингтона было привлечено к событиям на Дальнем Востоке. Руководителей Кремля и Белого дома интересовало, насколько возможно дальнейшее обострение обстановки в этом регионе, вызванное

Европа и Дальний Восток в советско-американских отношениях

Европа и Дальний Восток в советско-американских отношениях Вторая половина 1936 г. в международных отношениях обозначилась крупными изменениями в расстановке сил в мире. В Испании вспыхнул мятеж, началась гражданская война, приведшая к политическому кризису в Европе.

Взошедший на престол 18 февраля 1855 года Александр II вошёл в историю как царь реформатор. Однако наряду с внутренними изменениями серьёзного внимания требовала и внешняя сфера. Наследство, доставшееся после правления Николая I, было настолько тяжёлым, что нуждалось в урегулировании множества международных вопросов.

vneshnia_politika_aleksandra_ii

Международное положение России на момент вступления на престол Александра II

На момент вступления Александра II на престол шла к завершению Крымская война, в которой Россия терпела поражение. Сразу после её окончания страна на несколько десятков лет попала в международную дипломатическую изоляцию. Заключение Парижского мира была вынужденной мерой. На основании принятых договорённостей частично был закрыт доступ российским кораблям в Чёрное море.

Не менее важными вопросами были закрепление границ на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

Россия в состоянии войны практически со всем миром

Николай I, будучи правителем России, ставил перед собой задачу гегемонии над всей Европой. Задача оказалась непосильной для такого императора. В итоге из-за конфликта с Турцией и последующего объединения англо-французских сил началась Крымская война. Противников России поддерживали многие ведущие государства мира. Фактически после смерти Николая I страна оказалась в состоянии войны со всем миром. Именно в таком состоянии принял государство Александр II.

Задачи внешней политики

Пришедший к власти Александр II стремился к разрешению всех скопившихся вопросов. Для этого во внешней политике были поставлены следующие задачи:

  1. Налаживание дипломатических отношений с ведущими странами мира с целью выхода из международной изоляции.
  2. Отмена Парижского договора и восстановление доступа к водам Чёрного моря для военных кораблей.
  3. Решение вопросов по формированию границ в Средней Азии и Дальнем Востоке.

Назначения министра иностранных дел Горчакова

Для решения сложных международных задач Министерство иностранных дел с 1856 года возглавил Горчаков. Это был выдающийся дипломат, обладавший независимым характером и имевший связи в политических кругах иностранных государств. За заслуги в своей деятельности он получил титул светлейшего князя и чин государственного канцлера.

Умело проводя международную политику, он сумел удержать Австрию от вступления в войну против России. В течение ряда лет сдерживал военное министерство от военных действий в Средней Азии.

Дипломатические отношения

С появлением Горчакова Россия стала пытаться налаживать дипломатические отношения с мировыми государствами:

Францией. Соглашение было заключено с Наполеоном III. Франция обещала помочь России в решении дальневосточного вопроса. В обмен она требовала предоставления помощи для осуществления свои планов в конфликте с Австрией.

После польского восстания 1863–1864 годов ситуация изменилась и уже стал налаживаться контакт между Россией и Пруссией. Россия оказала поддержку этой стране в войнах: австро-прусской и франко-прусской.

В 1867 году наладился контакт с Соединёнными Штатами. В результате американцам была продана Аляска.

1875 год. По договорённости с Японией, последней были переданы Курильские острова, но за Россией закреплялся контроль острова Сахалин-

Направление внешней политики

Napravlenie vneshnej politiki Aleksandra II

Основные направления внешней политики времён правления Александра II представлены в таблице.

Основная цель: развал блока Франция, Англия и Австрия.

Политика в Средней Азии и на Кавказе

Присоединение части территории Средней Азии к России.

Дальневосточное направление. Продажа Аляски

Урегулирование границ с Китаем и Японией.

Европейское направление

Это направление являлось наиболее важным. Итоги поражения в Крымской войне были очень тяжёлыми. На Чёрном море запрещалось не только держать военный флот, но и не дозволялось строительство крепостей. В довершение ко всему Россия оказывалась в полной изоляции.

На преодоление этих трудностей были направлены все усилия Горчакова. В этом отношении положительное влияние оказал договор с Пруссией. Во франко-прусской войне Франция потерпела поражение. Этим воспользовалась Россия, отказавшись выполнять условия Пражского договора. Со стороны Англии, Франции и Турции последовали устные возражения, однако подкрепление военными действиями за этим не последовало.

Политика в Средней Азии и на Кавказе

Присоединение Средней Азии к России было необходимо для выращивания на этой территории хлопка. Из этого сырья изготавливался текстиль. Поводом для войны послужили разорительные набеги из Бухары и Коканда.

В процессе военных действий сопротивление было подавлено и образовано Туркестанское генерал-губернаторство.

Чтобы не провоцировать жителей на территории отменялось рабство и произошло окультуривание края. Началась добыча полезных ископаемых, и были проложены железнодорожные магистрали.

Усилиями Барятинского завершилась Кавказская война. Лидер Шамиль был взят в плен, но в последствие отпущен. Военные действия закончились в 1864 году.

Дальневосточное направление. Продажа Аляски

Налаживались отношения со странами на Дальнем Востоке:

С Китаем. В 1858 году между Россией и Китаем был заключён Айгунский договор. На основании этого документа граница между государствами стала проходить по реке Амур. Через 2 года был составлен Пекинский договор. Теперь к России отходил Уссурийский край. В 1860 году был построен город Владивосток.

С Японией. На основании первого договора, Курильские острова становились российскими. Сахалин представлял совместную территорию. Однако позднее соглашение было пересмотрено. Теперь Курилы отходили Японии, а Сахалин России.

В 1867 году американцам была продана Аляска. На тот момент ещё никто не знал, что на этой территории можно добывать золото. Из-за финансовых трудностей Аляска была продана за 7,2 млн долларов. Благодаря этим действиями, не только пополнилась казна, но и наглядно было показано Англии и Франции о хороших взаимоотношениях между США и Россией.

Союз трёх императоров

Договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией составлялся лицами: Александром II, Вильгельмом I и Францем Иосифом I.

Подписание его проходило дважды:

Первый в 1873 году. Создавался он с целью решения Балканской проблемы и оказания помощи Боснии и Герцеговине в деле провозглашения независимости. Через 2 года договор был расторгнут.

Второй договор был подписан между этими государствами в 1881 году и продлён в 1884. Распад произошёл в 1887 году из-за обострений отношений с Австрией. На тот момент Россия вступила в войну с Турцией. Предлогом послужило освобождения народов Балкан от турецкого ига.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Причиной начала русско-турецкой войны стало желание правительства России вновь стать полноценным игроком на мировой арене. Поводом послужило освобождение Балкан от турецкого гнета.

События развивались в 2 направлениях:

Западном. Боевые действия проходили под городом Плевны. Организованные русскими три штурма результата не принесли. Только после длительной блокады город сдался. В это же время был взят Шипкинский перевал.

Восточном. Здесь боевые действия проходили удачно. Российские войска захватили крепости Карс, Баязет, Ардаган.

Итогом войны стало подписание Сан-Стефанского мирного договора. Турция обязывалась выплатить контрибуцию и передать некоторые земли России. Однако ряд европейских стран выразили недовольство таким решением и созвали конгресс. В результате величина контрибуции была уменьшена, Англия в своё владение получила Кипр, а Австро-Венгрия — Боснию и Герцеговину.

Польское восстание 1863-1864 годов

Под влиянием реформ в России началось движение польских патриотов. Они не могли смириться с утратой автономии и ставили своей целью восстановление границ до Западной Двины и Днепра. Попытки властей остановить этот процесс путем установления в Царстве Польском самоуправления, ни к чему не привели. В 1863 году начался открытый мятеж.

Подавление его проходило в 2 местах:

В Царстве Польском. Для устранения беспорядков сюда был направлен граф Берге. Порядок восстанавливался в течение года. Некоторым вожакам удалось скрыться, другие были арестованы.

Европа не осталась в стороне и поддержала поляков. Однако дальше устных заявлений дело не пошло. Военной коалиции против России создано не было. В итоге подавление польского восстания прошло успешно.

Итоги внешней политики Александра II

Подводя итоги внешней политики Александра II, можно сказать в целом все задачи были выполнены. Россия вышла из мировой изоляции и восстановила дипломатические отношения со многими странами мира. Была завершена война на Кавказе и расширены границы за счёт присоединения Туркестана.

На Дальнем Востоке к положительным сторонам можно отнести приобретение острова Сахалин. Установление дружеских отношений с Америкой обошлось дорого. С потерей Аляски страна лишилась возможности добывать из недр этой территории золото. Оправданием может служить только неисследованность этого места в те годы.

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

США делают с Китаем то же самое, что они сделали с Россией

TNI пишет, что Россию на проведение спецоперации в Донбассе толкнула экспансионистская политика США и НАТО в Европе. Автор статьи указывает, что то же самое. | 03.03.2022, ИноСМИ

Если Владимир Путин начал спецоперацию на Украине после того, как пришел к выводу, что Запад не учитывает стратегические интересы Москвы, то Пекин вполне может атаковать Тайвань, если в конечном итоге придет к выводу, что его прежние договоренности с Вашингтоном по тайваньской проблеме больше не действуют.За последние несколько недель во многих комментариях приводятся рассуждения о возможных последствиях военной спецоперации России на Украине для Тайваня. Основное внимание в них уделяется возможности того, что Пекин интерпретирует решение Вашингтона не вмешиваться напрямую в поддержку Украины военным путем как зеленый свет для своего нападения на Тайвань. Аналитики проводят множество сравнений между Украиной и Тайванем, большинство из которых неверны хотя бы потому, что Украина является суверенной страной, а Тайвань не признан таковым большинством стран мира. Да, бедственная судьба Киева должна напомнить Тайбэю о необходимости укреплять свою самооборону. Но Пекин, судя по всему, и не собирается атаковать Тайвань в ближайшее время, главным образом потому, что он ищет не возможности сделать это — он ищет причины не делать этого. Самый важный урок украинского кризиса в отношении Тайваня предназначен не для Пекина или Тайбэя, а для Вашингтона. Речь идет о недопустимости игнорирования истории и возложения вины на других.Одной из причин, по которой президент Владимир Путин начал спецоперацию на Украине, был его вывод о том, что за последние два десятилетия Соединенные Штаты и их европейские союзники игнорировали озабоченность России своей безопасностью, и ее восприятие возникающих от этого угроз, особенно в связи с расширением НАТО. Многие эксперты отвергали эти соображения Путина, отрицая данные России в 1990-х годах о гарантии того, что Соединенные Штаты не будут расширять НАТО, и не соглашаясь с заявлениями Путина о том, что расширение НАТО и принятие в нее Украины может представлять какую-либо угрозу для России. Эти эксперты называли решающими другие факторы поведения Путина, включая его манию величия, презрение к демократии и российский реваншизм. Жесткость путинской спецоперации на Украине затмила многие из этих аргументов. Но вопрос расширения НАТО — это не та проблема, от которой можно просто отмахнуться и забыть.На прошлой неделе исследователь Стивен Уолт написал, что "хотя нынешние действия России можно считать нелегитимными, одновременно можно предположить, что другое содержание политики США за последние несколько десятилетий сделало бы их менее вероятными". Действительно, американский дипломат Джордж Ф. Кеннан (Джордж Фрост Кеннан — американский дипломат, политолог и историк. Наиболее известен как "архитектор холодной войны", идейный отец "политики сдерживания" и доктрины Трумэна – Прим. ИноСМИ.) — видный эксперт по России и отец политики "сдерживания" — еще в 1997 г. громко предсказал, что расширение НАТО "станет самой роковой ошибкой американской политики за всю эпоху после окончания холодной войны", потому что оно "разожжет националистические, антизападные и милитаристские тенденции в российском обществе… восстановит атмосферу холодной войны в отношениях между Востоком и Западом и направит российскую внешнюю политику в том направлении, которое Америке явно не понравится". (Обратите внимание, что это предсказание было сделано еще до того, как Путин стал лидером России). Именно так и произошло.Тем не менее, Вашингтон совершенно не склонен признавать, что его поддержка расширения НАТО на протяжении последних двадцати пяти лет способствовала возникновению той ситуации, с которой мы сегодня сталкиваемся. Вместо этого, решение Путина начать спецоперацию на Украине объясняется Вашингтоном якобы изначально присущими России "империализмом" и "экспансионизмом" и (или) от природы свойственными Путину злобностью и иррациональностью. В таких объяснениях не было ничего, что могло бы не нагнетать, а наоборот, свести на нет неизбежную решимость Москвы вернуть Украину как часть российской сферы влияния, если не российского государства.Даже такая политика США не исключила возможность того, что Москва и лично Путин могли бы воспринимать Украину как суверенную и независимую на протяжении долгого времени, пока Запад не стал втягивать ее в сферу влияния Соединенных Штатов. Но по мере того, как со временем происходило постепенное расширение НАТО, и начал активно подниматься вопрос о потенциальном включении в альянс Украины, раздражение и антагонизм со стороны Путина также росли. Смещение на Украине в 2014 году пророссийского президента вызвало у Путина такое неприятие, что побудило присоединить к России украинскую провинцию Крым. В конечном счете, Путина не удовлетворили утверждения о том, что Украина еще не соответствует критериям НАТО и, вероятно, не будет считаться адекватной кандидатурой на вхождение в альянс в течение нескольких лет. По его мнению, только гарантии того, что она никогда не станет членом НАТО, могли бы развеять опасения относительно того, что Киев может присоединиться к враждебному военному блоку и приблизить его к границе с Россией.Вполне может быть, что в долгосрочной перспективе для России неприемлем даже украинский нейтралитет, и что попытки включить Украину в сферу влияния Москвы были неизбежны. Однако вне всякого сомнения, такие подходы Москвы были отчасти вызваны восприятием Россией политики США и НАТО в отношении Украины, особенно подозрениями Москвы в том, что Вашингтон был полон решимости не допустить, чтобы Киев попал под исключительное влияние России.Все это перекликается с ситуацией вокруг Тайваня. Ответом на поддержку Вашингтоном расширения НАТО в Европе стало примерно в тот же период времени упрочение политики Пекина в отношении Тайбэя. Постсоветская независимость и демократическое развитие Украины совпали с демократизацией Тайваня и "подъемом" Китая, что со временем привело к тактическим и риторическим сдвигам в политике "Одного Китая", которую до этого проводил Вашингтон. Например, подход США к проблеме Тайваня стал включать американские представления о том, что любое решение относительно долгосрочного будущего острова должно получить согласие народа Тайваня. В этом явно находила свое отражение ситуация с Украиной, поскольку по мнению Вашингтона, Пекин, как и Москва, рассматривает демократию как скрытую угрозу своим стратегическим предпочтениям. США постепенно расширяли содержание и расширяли масштаб своих "неофициальных" отношений с Тайванем и продвигали участие Тайваня в многосторонних организациях и международных делах. Этот процесс был таким же постепенным, как и известные "транши" расширения НАТО в Восточной Европе. И так же, как НАТО двигалась к включению Украины в сферу влияния США, отношения США и Тайваня постепенно двигались к стратегическому выравниванию баланса сил не в пользу Пекина. И это было подтверждено недавними показаниями в Конгрессе высокопоставленного чиновника администрации Байдена, который охарактеризовал Тайвань как "наш стратегический актив, который имеет решающее значение для защиты жизненно важных интересов США в Индо-Тихоокеанском регионе" — мнение, которое все чаще находит отражение в Конгрессе.Пекин воспринял это как агрессивное вторжение Соединенных Штатов в жизненно важный, географически близкий и исторически и стратегически ценный для Китая регион. Во многом такой же, каким Москва рассматривает Украину. Китайские лидеры регулярно выступают с острыми заявлениями и предупреждают Вашингтон о возможных последствиях такой политики, точно так же, как Путин десятилетиями предупреждал Вашингтон о последствиях расширения НАТО. Тем не менее, Вашингтон с такой же регулярностью отрицает, что в его политике "Одного Китая" произошли какие-либо существенные изменения, и вместо этого приписывает рост напряженности по обе стороны Тайваньского пролива исключительно агрессивному и бескомпромиссному поведению Пекина, экспансионистским амбициям и (или) личному желанию Си Цзиньпина добиться объединения с Тайванем.И точно так же, как расширение НАТО постепенно изменило стратегическую обстановку, с которой сталкивается Россия в Европе, Вашингтон и Тайбэй по существу отошли от прежнего признания статуса-кво в Тайваньском проливе — с выходом Тайбэя из концепции "Одного Китая" и молчаливой поддержкой этого выхода Вашингтоном. Так же, как Москва в течение тридцати лет терпела независимую Украину, пока она не была встроена в направленную против России сферу влияния США/НАТО, Пекин тоже в течение сорока лет терпел отдельное от материка существование Тайваня, потому что Вашингтон признавал Пекин "единственным законным правительства Китая" и внешне отказывался от политики "один Китай, один Тайвань". Однако теперь Пекин считает, что Вашингтон де-факто смещается в сторону именно такой политики, тем самым посягая на безопасность и суверенитет Китая — точно так же, как расширение НАТО усилило озабоченность России по поводу своей безопасности.Один из парадоксов заключается в том, что движение НАТО на восток, подпитывая российское восприятие угрозы и решимость Москвы на силовой ответ, по-видимому, отчасти подпитывало и ту самую угрозу, от которой Москва собиралась защищаться. Точно так же активизация Америкой своей поддержки Тайваня, подрывает уверенность Пекина в сохранении концепции "Одного Китая" и толкают его на рассмотрение военных действий для ее гарантирования. Все это увеличивает опасность для Тайваня, которую эта концепция вроде бы призвана сводить на нет или уменьшать. Некоторые наблюдатели считают, что, поскольку именно отсутствие у России западных гарантий безопасности вокруг Украины толкнуло Путина на решение о спецоперации, Вашингтону следует предвосхитить аналогичные решения Пекина, предоставив Тайваню четкие гарантии безопасности. Речь идет о том, чтобы США отложили в сторону свою давнюю политику "стратегической неопределенности" в пользу "стратегической ясности". Но если одна только возможность гарантий безопасности для Украины со стороны НАТО стала одним из важнейших катализаторов путинской спецоперации, заявление США о гарантиях безопасности Тайваня тоже скорее спровоцирует атаку Китая, чем сдержит ее.Долгосрочные последствия всего этого очевидны. Какова бы ни была роль игнорирования Вашингтоном опасений России по поводу расширения НАТО в начатой Путиным спецоперации, не исключено, что Пекин в какой-то неопределенный момент может почувствовать себя одинаково вынужденным применить силу против Тайваня, если США продолжат игнорировать опасения КНР по поводу размывания ими концепции "Одного Китая" и отрицать свою ответственности за напряженность по обе стороны Тайваньского пролива. Если Владимир Путин начал спецоперацию на Украине после того, как пришел к выводу, что Запад не учитывает стратегические интересы Москвы, то Пекин вполне может атаковать Тайвань, если в конечном итоге придет к выводу, что его прежние договоренности с Вашингтоном по тайваньской проблеме больше не действуют.Если это произойдет, Америка, вероятно, будет так же шокирована и возмущена Пекином, как и Москвой сегодня. Но это не должно быть для США полной неожиданностью. Если Вашингтон хочет предотвратить кризис в Тайваньском проливе, он должен подумать о том, как опередить стратегическое решение Пекина о том, что применение силы является его единственным действенным инструментом.Автор: Пол Хир (Paul Heer) — почетный научный сотрудник Центра The National Interest и старший научный сотрудник Чикагского совета по глобальным проблемам. С 2007 по 2015 год он занимал должность старшего офицера национальной разведки США по Восточной Азии.

Читайте также: