Экономические реформы в постсоветской россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 г. началась в стране очередная аграрная реформа. Первым ее актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа – резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 г. объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70%, в 1,5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц.

Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимается как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и других развитых стран говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых – общепризнанное условие нормального функционирования экономики.

В целях концентрированного изложения аграрные реформы в России представлены в таблице 2.

Влияние методов государственного управления на сельскую экономику начиная с середины XVI века реформы царского периода в большинстве своем приводили к ужесточению административно-репрессивных методов управления крестьянством. В результате, сельская экономика постоянно находилась в состоянии угнетения. Первые же меры по демократизации управления деревней, принятые в начале XIX века Александром 1, дали положительные результаты.

Таблица 2. Краткие сведения об аграрных реформах в России

Особенно наглядно это проявилось после отмены крепостного права, когда государство стало применять экономические методы в сочетании с демократизацией собственности и управления (передачей земли в собственность крестьянам, развитием общинного самоуправления).

1. Продразверстка (1919-1921 гг.) привела к разорению деревни (методы управления – административно-репрессивные).

2. Продналог (1921-1929 гг.) существенно оживил сельскую экономику: в 1922–1928 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил около 13,4 %. Это самые высокие темпы развития сельского хозяйства в истории России (методы управления – экономические).

3. Коллективизация (1929-1940 гг.), несмотря на рост уровня механизации, ухудшила положение дел в сельской экономике. За указанные годы среднегодовой объем производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах составил всего 60,0 млрд рублей, что на 9,1 % ниже, чем в 1926-1928 гг. (методы управления – административные и административно-репрессивные).

4. Реформа 1953 г. (1953-1964 гг.). В 1954-1958 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил почти 8,7 %, что в 2.1 раза выше, чем в 1946-1953 гг. (методы управления – административно-экономические). В последующем, с переходом на административные методы, в сельском хозяйстве наблюдается относительный застой.

5. Реформа 1965 г. (1965-1982 гг.) повторила судьбу предыдущей. В 1966-1970 гг. использование экономических методов управления (хозрасчета) дало среднегодовой прирост производства 6,2%. В последующие годы, с возвратом к административным методам, прирост снизился до 1,6%.

6. Реформа 1982 г. (1982-1991 гг.). В 1982-1983 гг., когда получили реальное развитие такие экономические методы управления, как аренда и подряд, среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил 11,1 %. Затем, в результате ограничения самостоятельности предприятий и внутрихозяйственных коллективов, то есть возврата к административным методам, этот показатель снизился до 0,3 %.

7. Реформа постсоветского периода (1992г.) формально предоставила предприятиям полную самостоятельность. В сущности же федеральный центр отказался от выполнения функции регулирования межотраслевых пропорций. Практикуемая им экспортно-импортная политика тормозит развитие собственного производства. В итоге процесс его свертывания продолжается 6 лет. Методы государственного управления носят репрессивно-экономический характер (завуалированная форма административно-репрессивных методов).

Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.

Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.

Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.

Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:

  1. Обеспечение роста макроэкономических показателей.
  2. Стремление к полной занятости.
  3. Обеспечение экономической эффективности.
  4. Поддержание стабильного уровня цен.
  5. Обеспечение экономических свобод.
  6. Создание условий справедливого распределения ресурсов.
  7. Предоставление социальных гарантий.
  8. Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.

Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.

Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии - агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.

Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические реформы в России 1990-2000 гг.

Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:

  1. Либерализацией цен и внешней торговли.
  2. Приватизацией.

Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.

Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.

Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.

Экономические реформы в России 2000-2020 гг.

В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:

  • Налоговая.
  • Земельная.
  • Пенсионная.
  • Банковская.
  • Монетизация льгот.
  • Реформа трудовых отношений.
  • Реформа электроэнергетики.
  • Реформа железнодорожного транспорта.

В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 - 2003, 2003 - 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.

Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.

К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.

Следующая программа развития была впринята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.

В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.

Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.

Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.

В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.

II. Этнополитический фактор в модернизации и развитии экономики

I. Экономическое развитие как часть процесса модернизации

Экономическое развитие постсоветской России

В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.

Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.

Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.

В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.

I. Экономическое развитие как часть процесса модернизации

Экономическое развитие постсоветской России

В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.

Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.

Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.

В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.

II. Этнополитический фактор в модернизации и развитии экономики

I. Экономическое развитие как часть процесса модернизации

Экономическое развитие постсоветской России

В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.

Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.

Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.

В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.

С конца 1991 года, стали проводится коренные экономические реформы (что бы быстрее перейти к рыночной экономике). Главным проводником новой экономики стал министр финансов Российской Федерации Егор Гайдар. Он среди прочих государственных деятелей подписывал Беловежское соглашение (8 декабря 1991 года), по которому было образовано Содружество Независимых Государств.

Российская Федерация начала переход от плановой экономики к рыночной, была проведена либерализация цен (ослабление государственного контроля ценовой политики). Все эти реформы проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса. Экономика страны (после крушения союза) оказалась не конкурентоспособной в системе международной экономике. К тому же денег в стране было мало, печатный станок работал не останавливаясь, как следствие, - инфляция (резкое увеличение количества денег и их обесценивание).

В конце 1990-х годов, Ельцин страдающий алкогольной зависимостью, начал искать ему преемника (главное условие передачи власти, - неприкосновенность его и семьи), такой человек был найден в лице Путина В.В.

Вообще после крушения СССР, криминал и тёмные дельцы наживали миллионы и миллиарды. Многие миллионеры и миллиардеры желали напрямую влиять на политику (ставить своих людей).

Президенту Путину ставят в заслугу ликвидацию олигархии у власти.

Приход к власти Путина сопровождался серией террористических актов, - взрывы домов в Дагестане и России. В СМИ стали говорить что нужна сильная рука, что бы навести порядок.

Несмотря ни на что экономические реформы запущенные в 90-х и продолженные в 2000-х дали плоды, экономика стала укрепляться и расти. Однако экономика России более чем на 60 % процентов остаётся ресурсозависимой, особенно от цен на нефть и газ. Нужно отметить что обрушение цен на нефть вызвало кризис и крушение СССР.

Путиным была изменена конституция, в 2008 была произведена рокировка, президентом стал Медведев, а премьер-министром Путин. В марте 2012 президентом вновь был избран Путин. В марте 2018 вторично избран президентом Российской Федерации.

Построение сильной и динамичной экономики – непростая задача, особенно когда остатки старой структуры продолжают преследовать настоящее. Объедините эту ситуацию с проклятием ресурсов, и появится соблазн вообще отложить проект. Не верите мне? Что ж, просто взгляните на Россию – бывшую коммунистическую страну, застрявшую в середине перехода к более либеральной рыночной экономике, богатую нефтью и природными ресурсами, и чье экономическое состояние растет и падает вместе с ценами на них. Ресурсы. Именно эти характеристики лучше всего описывают экономические трудности России после распада Советского Союза.

Переход от коммунизма к капитализму (1991-1998 гг.)

Борис Ельцин стал первым избранным президентом России в июне 1991 года, а к концу того же года он договорился с лидерами Украины и Беларуси о роспуске Советского Союза. Сразу же он приступил к осуществлению ряда радикальных экономических реформ, включая либерализацию цен, массовую приватизацию и стабилизацию рубля.

Несмотря на реформы Ельцина, экономика в течение большей части 1990-х годов работала ужасно.Примерно с 1991 по 1998 год Россия потеряла почти 40% своего реального валового внутреннего продукта (ВВП) и пережила многочисленные приступы инфляции, которые подорвали сбережения российских граждан.2 У россиян также наблюдается резкое снижение располагаемых доходов.Кроме того, столица массово покидала страну, и в период с 1992 по 1999 год отток капитала составил около 150 миллиардов долларов3.

На фоне этих отрицательных показателей Россииудастся возобновить рост в 1997 году, чтостанетпервым положительным ростом, наблюдавшимся послеобъявить мораторий на платежи перед иностранными кредиторами. Реальный рост ВВП снова стал отрицательным в 1998 году, снизившись на 4,9%.

Период быстрого роста (1999-2008)

Совпадение прихода Путина к власти в 1999 году с изменением экономического положения принесло новому президенту значительную популярность, и он поставил перед собой цель избежать экономического хаоса предыдущего десятилетия и продвинуть страну к долгосрочному росту и стабильности. В период с 2000 по конец 2002 года Путин провел ряд экономических реформ, включая упрощение налоговой системы и снижение количества налоговых ставок. Он также добился упрощения требований к регистрации бизнеса и лицензированию, а также приватизации сельскохозяйственных земель.

Фактически, хотя многие ожидали, что российская экономика вернется к своим низким показателям 1990-х годов после воздействияпосткризисного экономического роста исходили от сектора природных ресурсов. особенно масло.В период с 2001 по 2004 год сектор природных ресурсов обеспечил более трети роста ВВП, при этом на нефтяную промышленность была прямая ответственность почти за четверть этого роста.

После мирового финансового кризиса

Хотя нефть и другие природные ресурсы были основным фактором быстрого экономического роста России с конца двадцатого века до 2008 года, следует отметить, что реформы, предпринятые Ельциным, и реформы Путина до ренационализации также были важны для успеха экономики.. Но мировой финансовый кризис 2008 года и падение цен на нефть выявили природу ресурсозависимой экономики России и подчеркнули необходимость продолжения структурных реформ.

Экономика России сильно пострадала от мирового финансового кризиса, когда объем производства снизился на 7,8% в 2009 году. Но, когда цены на нефть восстановились и мировые финансовые рынки начали стабилизироваться, рост все же вернулся, хотя и не приблизился к тому уровню, который был до кризиса.Возврат к умеренному росту;однако это будет недолгим, поскольку конфликт с Украиной повлечет за собой жесткие экономическиесанкции, введенные Западом, а начало падения цен на нефть в середине 2014 года вновь выявит трещины в экономике России.

В годы правления Ельцина после распада Советского Союза казалось, что Россия находится на пути к более либеральной рыночной экономике. Однако возвращение Путина к управлению в более советском стиле и неспособность продолжить столь необходимые реформы послужили усилению ресурсной зависимости страны за счет достижения долгосрочной экономической стабильности и роста. Возможно, последний кризис в России поможет пошатнуть его популярность среди россиян и заставит серьезно отнестись к экономическим реформам.

Читайте также: