Соотношение взаимодействия и общения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педа­гогов и философов. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и все­общих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социаль­ные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социаль­ного опыта и культурного наследия от одного поколения друго­му. В типичной социальной ситуации общение определяет орга­низацию совместной деятельности людей.

Взаимодействие — это статистический термин, характеризующий такую си­туацию, где влияние одной независимой переменной зависит от уровня влияния или состояния другой независимой переменной. Поэтому когда взаимодействуют две или более независимые переменные, то говорить об основном влиянии некор­ректно. Иначе говоря, если эффект будет приписан действию только одной пере­менной без учета влияния другой, то полностью полагаться на такой вывод нель­зя, поскольку это будет упрощением, профанацией полученных результатов.

Таким образом, цель моего исследования – изучить и сравнить компоненты общения, которые связаны с взаимодействием общественных субъектов (групп), на основании анализа психологического климата исследуемых групп.

Соответственно предметом является изучение психологического климата групп.

Объектом исследования я выбрала группы 5ЭУ-21 и 5ЭУ-51 Инженерно-Экономического института моей подруги.

Гипотеза, выдвигаемая мной, звучит следующим образом: студенты 5 курса наиболее общительны в рамках своей группы и в коллективе присутствует благоприятный психологический климат, в сравнении со студентами той же специальности на втором году обучения.

Цель исследования и гипотеза предполагает решение следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литepaтypы подобрать методики определения психологического климата исследуемых групп ВУЗа.
  2. Экспериментальное определение психологического климата в исследуемых группах
  3. Сделать выводы по полученным результатам, в частности проследить тенденции, повлиявшие на исходные данные.

1. Общение как взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

1.1. Природа и структура взаимодействия

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимо­понимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В истории социальной психологии существовало несколько попы­ток дать такое описание. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Зада­ча всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов моти­вации действий во взаимодействии.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодей­ствия представлен сегодня в транзактном анализе направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия че­рез регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Рис. 1. Пример распределения позиций во взаимодействии с точки зрения транзактного анализа


Второй показатель эффективности — адекватное понимание си­туации (как и в случае обмена информацией). В социальной психоло­гии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной соци­альной психологии А. А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называ­ет в качестве примеров ситуаций официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма ши­роко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодейст­вия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуа­ции взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, в частности, в рабо­тах К. Роджерса.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, си­туация и стиль действий, также способствует более тщательному пси­хологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

1.2. Типы взаимодействий

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характе­ристики этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой), что и было отмечено в приведенном определении. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наде­лить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специ­фика социально-психологического угла зрения на конфликт заключа­ется в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной си­туации и ее представленное в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфлик­та — понимания его природы как психологического феномена. В са­мом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии по­зволяет сделать вывод о том, что оба названных компонента есть обя­зательные признаки конфликта.

Способы разрешения конфликта важнейшая часть проблемы. Так же как и при коммуникации, большую роль здесь играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие. Об­ратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров — достижение соглашения, основной способ ко­торого — компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуще­ствлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра— пред­ставителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

1.3. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

Бейлс фиксировал при помощи наблюдения те реальные прояв­ления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (на­считывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимо­действий в категории, предположив, что в принципе каждая группо­вая деятельность может быть описана при помощи четырех катего­рий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и об­ласть постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды вза­имодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Так, А.С. Золотнякова понимала общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Таким образом, взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако, сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними.

7.1.2 Структура общения

7.1.3 Виды общения

7.1.4 Уровни общения

7.1.5 Типы общения

7.1.6 Функции общения

7.2. Общение как обмен информацией

7.2.1 Особенности общения как межличностной коммуникации

7.2.2. Основные элементы коммуникационного процесса

7.3.Общение как социальная перцепция

7.3.1 Особенности межличностного восприятия

7.3.2. Механизмы социального восприятия

7.3.3 Социальные стереотипы

7.3.4. Социальная аттракция

7.3.5. Каузальная атрибуция

7.4. Общение как интеракция

7.4.1. Взаимодействие людей в процессе общения

7.4.2 Трансактный анализ о процессе общения

7.4.3 Символический интеракционизм и общение

Закономерности общения и взаимодействия людей

Общение – это связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информаций, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимодействии. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек раскрывает свои индивидуальные особенности. Цель любого общения – достижение взаимопонимания. В общении реализуется вся система отношений человека к людям и к обществу. Межличностное общение – непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат становления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя коммуникацию – передачу информации, интеракцию – взаимодействие между людьми, перцепцию – понимание и познание людьми друг друга.

Те представители московской школы психологии, которые в своих воззрениях ориентируются на взгляды А.Н. Леонтьева, считают, что общение является всего лишь одной из сторон деятельности. В этой системе взглядов общение включено в деятельность и является ее элементом. Более того, сама деятельность рассматривается как условие общения.




1. Потребность в стимуляции. Если общение инициирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к тем или иным действиям. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей.

2. Потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные неизменные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями со временем иссякают. Людям становиться скучно, неинтересно друг с другом, и они стремятся прервать общение. Если люди имеет мало событий в собственной жизни, это компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Они тогда заменяют реальные события – обсуждают других на основе слухов и сплетен. Однако общение, включающее в себя подобное содержание, на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.

3. Потребность в узнавании. Удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое поддерживает его самоидентификацию. При смене места жительства или пребывании в другом городе данная потребность актуализируется.

4. Важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы в процессе общения, являются потребности в достижении и признании. Обе эти потребности, связанные с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением, и относятся к так называемым высшим потребностям.

5. Потребность в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Нормальному человеку необходимы различные способы времяпровождения и их относительная динамика. К ритуалам относятся все виды конвенциального общения, связанные с общепринятыми нормами. Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий. Развлечения связаны с занятиями, доставляющими удовольствие. Близость сопровождается открытым, личностным общением в отличие от игр.

Структура общения

Структурно, процесс общения состоит из трех граней, трех сторон. В наименованиях этих сторон, даже в самой их классификации отражается полифункциональная структура общения. Впоследствии, эта полифункциональность отразится и в классификации видов общения, функций общения. Обратимся к трем сторонам общения.

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

2.Интерактивная сторона заключается в организации практического взаимодействия между общающимися индивидами в процессе совместной деятельности, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляются их способности к сотрудничеству, к взаимопомощи, к координации своих действий с действиями партнера.

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, Б. Ломовым в общении выделяются три функции данного процесса:

· информационно-коммуникативная. Она охватывает процессы приема – передачи информации;

· регуляционно-коммуникативная. Она связана с взаимной корректировкой своих действий партнерами при осуществлении совместной деятельности;

· аффективно-коммуникативная. Она относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Задача социального психолога заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт. Он осуществляется с помощью языка и речи. Речь является основным средством общения. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение – с эмоциональным контекстом, воздействие определяется влиянием речи на другого человека или других. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Любой контакт предполагает обратную связь. Если оба заметили, есть контакт, если один не отвечает, нет контакта.

Виды общения

В зависимости от количества участников коммуникативного акта можно выделить следующие виды общения:

1. Межличностное общение- общение, которое возникает в первичной группе, где каждый общается с каждым. Межличностное общение позволяет устанавливать и поддерживать межличностные отношения в группе и реализовать как личные, так и групповые цели и задачи.

2. Личностно-групповое общение – это общение, при котором одна сторона общения – личность, другая – группа, коллектив. Данный вид общения наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. В этом случае руководитель общается с отдельной личностью, как с представителем группы, носителем группового мнения; это может быть также общения руководителя с группой в целом (например, выступление руководителя на собрании коллектива, на производственном совещании и т.д.).

3. Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Примером подобного взаимодействия могут быть командные соревнования в спорте, собрания рабочих групп, в состав которых входят работники разных подразделений, встречи и форумы представителей различных общественных партий и организаций. Межгрупповое общение может проходить в форме межличностного, однако, при этом каждый собеседник является носителем группового сознания и действует, ориентируясь на интересы и ценности той группы, представителем которой он является.

По степени опосредованности общения выделяют следующие виды общения.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение – наиболее полноценный вид взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным или неформальным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Но, в последнем случае, оно реально только для малой группы.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, говорят по телефону или пишут письма друг другу, используют любую из форм компьютерной связи. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. При таком взаимодействии человек не получает полной информации. Опосредованное общение, также как и непосредственное может осуществляться между двумя субъектами и в группе.

Массовое общение – особый вид общения, определяющий социальные коммуникативные процессы. Прямое непосредственное массовое общение – на митингах, в толпе, публике, аудитории, во всех больших социальных группах. Многочисленные контакты в транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации (телевидение, радио, компьютерная связь). Под влиянием содержания информации, передаваемой СМИ у людей формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки. Обратная связь при массовом общении очень сложна и практически не существует в непосредственном виде.

Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. В непосредственном же общении увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах. Покупки в магазинах, общественный транспорт, спектакль. Особенности таких контактов в том, что они многочисленны, во – вторых, они поверхностны. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, порождая квазиобщение. Социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. У смотрящего телевизор создается иллюзия присутствия другого человека, общения с ним. На самом деле никакого знакомства нет. Увеличение доли квазиобщения – также одна из особенностей современного общения.

Уровни общения

1. Фатический уровень – самый примитивный уровень. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный. Стандартизация общения происходит в таких социальных ситуациях, которые являются обычными хорошо знакомыми индивидам, и поэтому взаимодействие не происходит на уровне простой привычки. Однако не надо недооценивать такое общение. Если поведение неадекватно ситуации, человек может столкнуться с негативными социальными ситуациями. Часто данный уровень общения определяется этикетными нормами социального слоя, представителями которого являются субъекты. Особенность в том, что субъект не получает никакой новой информации.

2. Информационный уровень. Здесь обмениваются интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслей, эмоционального поведения). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Следует отметить, что информационный уровень не связан только с содержанием разговора. Это может быть информация паралингвистического, контактного плана. В любом случае данный уровень способствует активному включению человека в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе разговора.

3. Личностный уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единства с миром, ощущение счастья. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть определен как духовный. Личностный уровень является глубоко нравственным, он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними. Личностный или духовный уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень является просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей.

Фатический и информационный уровни – они могут иметь социально-положительный и социально-отрицательный характер. Информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым.

Типы общения

1. Диалогическое общение – когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. Диалог позволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу.

2. Монологическое общение рекомендуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть:

a) Императивное – проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, диктат родителей или начальник – подчиненный, нормативным считается такое общение в армии, где жесткая субординация определяет качество дисциплины. Императивное общение на уровне неформальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера – его основная задача.

b) Манипулятивное общение – также характеризуется субъект - объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Основные признаки манипуляции: стремление и умение психологически воздействовать на других людей; отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование психологической игры; игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Функции общения

1. Психологические функции. Общение обуславливает развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психологические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированности индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных, волевых и эмоциональных процессов.

2. Социальные функции. Общение детерминирует развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции. Общение определяет многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова. Между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Ключевое отличие -Коммуникация против взаимодействия


Коммуникация и взаимодействие - это два термина, которые часто идут вместе, хотя между этими двумя словами есть разница. Сначала давайте определим эти два слова, чтобы полностью понять, что такое общение и чем оно отличается от взаимодействия. Коммуникация означает обмен информацией. С другой стороны, взаимодействие относится к действию таким образом, чтобы повлиять на другого. В ключевое отличие между общением и взаимодействием заключается в том, что взаимодействие - это более широкий термин, в то время как общение - это часть взаимодействия. В этой статье мы подробно рассмотрим разницу.

Что такое общение?

Связь может быть односторонней или двусторонней. Например, новость, которую мы слушаем по телеканалу, - это одностороннее общение. Здесь человек получает информацию, но не получает возможности связаться с отправителем информации. Следовательно, это только одно направление. С другой стороны, разговор между учителем и учеником - это двустороннее общение. Это два направления.

Что такое взаимодействие?

Взаимодействие относится к действуя таким образом, чтобы повлиять на другого. Считается, что это взаимно. Взаимодействие не всегда должно происходить через язык; это может быть даже с помощью жестов. Однако жизненно важная особенность состоит в том, что должна быть четкая реакция на действие. Например, представьте себе ситуацию, когда вы ждете автобус на автобусной остановке. Человек рядом с вами улыбается вам. Если вы также ответите улыбкой, это станет взаимодействием.

Термин взаимодействие используется во многих дисциплинах, таких как физика, химия, компьютерные технологии, биология и социология. Во всех этих дисциплинах изучается взаимодействие сил, таких как атомы, молекулы, переменные. В социологии изучается, в частности, социальное взаимодействие. Социологи понимают социальное взаимодействие как неотъемлемую часть человеческой жизни, когда люди взаимодействуют друг с другом. Социологи изучают, как люди взаимодействуют с другими и как их взаимодействия меняются от человека к человеку в зависимости от социальных сил.

Как видите, между общением и взаимодействием существует явная разница. Считается, что общение является основной частью человеческого взаимодействия, хотя взаимодействие включает другие отрасли, помимо обмена информацией. Это различие можно резюмировать следующим образом.

В чем разница между общением и взаимодействием?

Определения общения и взаимодействия:

Связь: Коммуникация означает обмен информацией.

Взаимодействие: Взаимодействие означает действие таким образом, чтобы повлиять на другого.

Характеристики общения и взаимодействия:

Природа:

Связь: Связь может быть односторонней или двусторонней.

Взаимодействие: Взаимодействие всегда двухстороннее.

Информация:

Связь: При общении мы всегда обмениваемся информацией.

Взаимодействие: При взаимодействии мы не всегда можем обмениваться информацией.

общение как взаимодействие

Установление связей и развитие контактов между людьми характеризует возникающие коммуникации как двусторонний вид деятельности. Рассматривать общение как взаимодействие лучше с учетом того, какой тип отношений превалирует — кооперация или конкуренция. Но, в любом случае, его можно считать важным фактором общественного развития. От него зависит процесс зарождения и регулирования отношений в группе или социуме.

Взаимодействие и общение между людьми

общение как взаимодействие

Феномен общения, кроме психологов и социологов, активно изучают философы, психиатры и ученые. Однако правильное понимание коммуникативного процесса и способы решения возникающих в связи с ним проблем, осложняются большим количеством трактовок этого понятия.

Интеракция (взаимодействие) — лишь один из элементов общения. Она также включает в себя:

  • коммуникативные действия, заключающиеся в обмене информацией;
  • социальную перцепцию, связанную с пониманием и восприятием собеседников.

В отличие от интеракции, в процессе общения их можно выделить в чистом виде, но лишь теоретически, при проведении анализа успешности коммуникации.

Основным фактором, влияющим на нормальное развитие человеческих коммуникаций, является психологическая совместимость субъектов взаимодействия. Благодаря ей, в отдельной социальной группе, в случае необходимости, легко происходит взаимозаменяемость одного члена другим.

Общение как взаимодействие: структура и характерные черты

структура общения

Определенное воздействие друг на друга постоянно происходит между собеседниками в момент общения.

И имеет следующие особенности:

Если рассматривать процессы общения как взаимодействия между людьми, непосредственно связанные с выполнением определенной деятельности, то предполагается, что произойдет существенное влияние на ее дальнейшее развитие.

общение как взаимодействие нескольких человек

Участие нескольких индивидов и даже групп в одном мероприятии или деле, подразумевает, что каждый из них должен внести свой вклад. Из этого следует, что взаимодействие с помощью коммуникаций можно трактовать как способ организации совместной деятельности. Партнеры не только обмениваются информацией, но и планируют общие задачи, строят и регламентируют отношения. Действия одного участника регулируются планами и предложениями, выдвинутыми другими, и принятыми в сообществе.

Общение и взаимодействие между людьми позволяет им выработать стратегию и виды совместных действий. Различают такие стили взаимодействия как:

  • ритуальный — зависит от культуры, характерной для страны проживания или обусловлен традициями народа, этноса;
  • манипулятивный — использование коммуникатором скрытого побуждения реципиента к выполнению нужных ему действий для достижения цели;
  • гуманистический — целью считается изменение представлений всех партнеров об объекте взаимодействия, причем действия выполняются с оказанием взаимной поддержки.

В каждом отдельном акте как общения, так и взаимодействия можно определить такие составляющие: ситуация, связанные с ней позиции членов группы или собеседников, стиль их действий.

общение подруг

Это позволяет связать процесс общения и последовавшими за ним занятиями или трудовой активностью, обусловленными и подкрепленными взаимными действиями.

Деловое общение — видео

Читайте также: