Невский vs католики кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 2008 году Александр Невский стал "Именем России", но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь", то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского "вызвали " в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Невский-дипломат

Невский святой


Папский Рим в середине XIII века обещанием Крестового похода на татар думал купить согласие русских Князей на унию и признание власти папы.

В 1246 году папа Иннокентий IV отправил два посольства: на юг и на север Руси – к Князю Даниилу в Галич и Святому Александру в Новгород. Ко времени прибытия посольства Святой Александр уже уехал в Орду. Папские послы застали его уже во Владимире в 1251 году. В своём Послании к святому Александру Невскому папа Иннокентий IV после догматических доказательств преимущества католичества перед Православием подтверждал это ложным указанием.


Будто бы Великий князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра – под влиянием проповеди Плано Карпини, в бытность свою в Орде, перешёл в католичество и умер католиком. Это утверждение представляется неверным. Ярослав умер в степях, далеко от Руси. Плано Карпини был одним из последних людей, видевших его. После возведения хана Гаюка на престол Ярослав Всеволодович был отпущен домой. Но ему не суждено было увидеть Руси. Он скончался в степях 30 сентября 1246 года. И Плано Карпини, и летопись утверждают, что он уехал уже больным из Орды, так как был отравлен по приказу правившей вдовы хана Огодая – Туракини.

Эта одинокая смерть в чуждых степях, далеко от Руси, глубоко поразила современников. Она наложила на Князя Ярослава печать мученичества.


Хотя в своём послании папа Иннокентий ссылается именно на Плано Карпини, сам в своих очень подробных записках, описывая встречу с Князем Ярославом, ничего не упоминает об его переходе в католичество. Да и сам облик Ярослава противоречит этому известию.

По-видимому, это было лишь средством заставить святого Александра более внимательно отнестись к посольству. Приняв от посланных грамоту папы, святой Александр сел думать с Митрополитом Кириллом, духовенством и боярами. После совещания был написан ответ. Этот ответ гласил:

– От Адама до потопа, от потопа до разделения язык, от разделения язык до начала Авраама, от начала Авраама до проитиа Израилева сквозь море, от исхода сынов Израилевых до умертвиа Давида царя, от начала царства Соломона до Августа Римского Кесаря и до Рождества Христова.

До страсти и Воскресения, от Воскресения же Его и на небеса восшествия, до Константина Царя, и до Первого Собора и до самого Собора добре сведаем. А от вас учения не принимаем. Рукописное житие приводит ответ более пространный, который содержит обличение лютеранства.


Так попытка папы подчинить себе Северную Русь оказалась неудачной. Как и возбуждённые им походы шведов и рыцарей меченосцев. Отказ вступить в переговоры с Римом был продолжением дела защиты Руси от католичества, начавшегося на Неве и Чудском озере и продолжавшегося во всех последующих походах святого Александра Невского на Запад для обороны новгородских рубежей.

О попытках обращения в католичество святого благоверного князя Александра Невского

Г.И. Семирадский. св. Александр Невский принимает папских легатов. 1877 г.

Г.И. Семирадский. св. Александр Невский принимает папских легатов. 1877 г.

Начало ратных подвигов

Как известно, впервые новгородский князь Александр Ярославич участвовал в сражении в возрасте 13 лет вместе с отцом. Это случилось на реке Омовже (Эмайыги в совр. Эстонии, недалеко от г. Тарту), когда немцы в 1234 году атаковали крепость Тесов (совр. дер. Ям-Тесово Лужского р-на Ленинградской области) и были разгромлены.

В том же году легат папы Григория IX (1227–1241) кардинал Вильгельм4 начал готовить против Руси большой крестовый поход, объединяя для него немцев, шведов и датчан. Они двинулись на Русь летом 1240 года, когда русские княжества были разгромлены ордой Батыя 5 .

Однако Новгород удалось удержать до весны 1241 года, до возвращения Александра, звать которого назад поехал сам новгородский владыка. Князь навел порядок в городе, выбил крестоносцев с его земель, из Пскова и Изборска, и разгромил немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года.

К тому времени монголо-татары смели все католические королевства в Центральной Европе до границ Священной Римской империи германской нации. Противостоять Орде не мог никто. Папские послы и все русские князья устремились в ставку хана Батыя, а затем и в столицу Монгольской империи Каракорум. С этого события и начинается история первого папского послания.

Папские послания

Смерть Ярослава была действительно счастливой для папского посла. Великие князья Ярослав Владимирский и Михаил Черниговский были главными соперниками великого князя Даниила Галицкого. А с ним и его братом Васильком, согласно отчету Карпини папской курии, у папского посла сложились наилучшие отношения, позволяющие надеяться, что они примут власть папы. 20 сентября 1246 года Михаил Всеволодович и его боярин Федор были убиты в Орде, где стало известно о секретном черниговском посольстве летом 1245 года на церковный собор в Лионе с целью организовать отпор монголо-татарам. Десять дней спустя, 30 сентября 1246 года, Ярослав Всеволодович был отравлен в Каракоруме. Карпини был в это время в столице Орды. Он детально описал убийство князя, предсказав, что и его сына Александра ждет смерть от рук матери великого хана Гуюка, ханши Туракины.

Черниговское княжество со смертью Михаила ослабло, Владимирское же не пошатнулось. Приехав из Новгорода и похоронив своего отца, погребенного во Владимирском Успенском соборе, Александр Невский в конце 1247 года прибыл к Батыю с братом Андреем и сильной дружиной. Хан, собираясь на войну с его давним врагом Гуюком, оценил этот поступок. Батый с войском и вассалами выступил в поход в начале 1248 года, но Гуюк неожиданно умер. Убедившись, что в Каракоруме заправляет союзная ему великая ханша Соркуктани-беги, Батый спокойно отпустил Александра и Андрея за ярлыками. Зимой 1249 года они невредимыми вернулись на Русь.

Камень, брошенный в Ярослава, будто бы тайно предавшего веру, был пробным. Эту сказку придумал даже не Карпини — в его отчете и намека на такое нет. Ложь была порождена болезненным воображением папы Иннокентия, который еще в 1245 году решил объявить крестовый поход не против монголо-татар, но против своего императора Фридриха II Штауфена. И теперь сидел, как в плену, дрожа от страха, во французском Лионе, пока по всей Италии и Германии рыцари с крестом насмерть бились с рыцарями с черным имперским орлом.

Другое дело, что крестоносцы, изменой взяв Псков летом 1240 года, захватив в заложники детей местной знати 10 и жестоко притесняя жителей до освобождения города весной 1242 года, совершили серьезную ошибку. Вместо того чтобы поставить во главе города изменников, которых в их распоряжении было немало, и списать свои зверства на русских, высокомерные тевтоны поручили управление Псковом своим наместникам-фогтам, с опорой на немецкий гарнизон. Неудивительно, что после освобождения града дружиной Александра псковичи позаботились, чтобы немцев и их храмов в городе не осталось. Только князь, знаменитый своей добротой, мог помочь, при таком настроении граждан, построить католический храм. Но Александра не было в Новгороде, которому номинально подчинялся Псков, уже больше двух лет! Похоже, что легат Альберт задним числом сочинял благие вести для страдающего в Лионе папы.

Финский поход

Раздача королевских титулов за измену вере была любимым приемом Иннокентия IV. Так, в 1253 году приняли католичество и получили короны из рук папских легатов язычник Миндовг и православный Даниил Галицкий. Александр же, торжественно вернувшись в Великий Новгород с митрополитом всея Руси Кириллом и епископом Кириллом Ростовским в 1251 году, если и получил папскую грамоту, то не отреагировал на нее. Археологи не нашли в Пскове следов латинского храма XIII века.


И стория предоставляет вдумчивому и мыслящему человеку большое число примеров, которые доказывают один из наиважнейших и незыблемых законов существования государства и общества: предательство истины, истинной веры, Православия неизбежно вело и ведет к трагическим последствиям в судьбах и предателей, и народов, которые оказывались под властью вероотступников.

Жизнь святого благоверного и великого князя Александра Невского является ярким свидетельством и доказательством этого закона, выявляющего непрерывное действие Божественного помысла по отношению к человеку и государству. Великий князь жил в XIII столетии, когда Руси, православному государству, но уже раздробленному на части-княжества и лишь формально подчинявшихся великим князьям Владимирским и Киевским, пришлось оказаться перед очередным выбором. Этот выбор должен быть сделан между Востоком и Западом. Подчиняясь политически моноголо-татарским ханам, Русь при этом сохраняла Православие. Предпочтя же дружбу с Западом, пытаясь избежать с помощью военной силы западно-европейских государств рабства монголо-татарским властителям, Русь в лице своих князей должна была принять подчинение Русской Церкви Римскому папе.

1. Русь в кольце

С Востока на Русь нахлынули войска монголо-татар, которые сначала совершили погром Северо-Восточной Руси, а в 1240г. овладели Киевом.

Что же произошло в Северной Руси?

2. Выбор св. князя Александра

Еще будучи молодым будущий великий князь Александр участвовал в военных походах своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича. Отец, став великим князем Владимирским прославил Александра управлять Великим Новгородом. И здесь Александру пришлось часто сталкиваться с ненавидевшими русских латинскими рыцарями, которые постоянно совершали набеги на западные области Новгорода, и в особенности на Псков, Копорье и Ижору.

В 1240г. 15 июля св. благоверный князь Александр, будучи еще 17 лет, наголову разбивает войска шведского военачальника Биргера. Это произошло благодаря и чудесной помощи, оказанной благоверному князю страстотерпцам князьям Борису и Глебу, которых видел некто ижорец Пелгуй. [8] тем самым был сорван план Римского папы окатоличивания ижорцев и русских. [9]

Историк Г. В. Вернадский замечает: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное сознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать – инстинктом, нутром, так сказать, - исторический смысл своеобразия русской культуры – Православие.

Будучи еще молодым князем св. благоверный князь понял, что главным врагом Руси является вовсе не Восток, а именно Запад, не монгольство, а латинство. Ибо в отличие от монгольства латинство несло рабство душе, а не телу. [11]

3. Защитник русского народа от Римской церкви


Г . Семирадский. Посольство Римского папы к Александру Невскому

В 1248г. в Великий Новгород к св. благоверному князю Александру прибыла делегация из Рима с буллой папы Иннокентия IV. [15]

Однако ответ святого благоверного князя представлял собой вероисповедный отказ от предложений Римского папы принять латинство:

Этот ответ великого князя Александра показал, что сам князь не только задумывается над вопросами управления государством, но и над вопросами той веры, носителем которой он был. Св. благоверный князь Александр владел не только греческим, латынью, некоторыми европейскими языками, но и прекрасно знал православное вероучение [19] . И в этом была большая заслуга не столько отца Александра, сколько того прилежания к образованию, которое было характерно со времен великого князя Владимира Мономаха. [20] Невежество в вере считалось и пороком, и было недопустимо не только для лиц княжеского достоинства, но и всякого состоявшего на государственной службе. Рукописный вариант ответа св. благоверного князя Александра Римскому папе является развернутым исповеданием веры Православной, основанной на апостольском предании и семи Вселенских соборов. [21] Строгий ответ благоверного князя папе Иннокентию наглядно лишь доказывает, что вопрос о сохранении чистоты апостольской веры стоял у него выше остальных вопросов и политических также.

23 ноября – 6 декабря 2010г.

[1] Г. В. Вернадский. Два подвига святого Александра Невского.//Не в силе Бог, но в правде. Святой благоверный князь Александр Невский. М. Сибирская благозвонница. 2007, с. 200

[2] См. М. Хитров. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М. 1893, с. 82 Ливонский, или ор д ен Меченосцев был создан в Ливонии в 1202г., а Тевтонский орден был создан в Пруссии в 1229г. (См. Г. Вернадский. Монголы и Русь.Тверь-Москва. 1997, с. 16)

[3] Цит. по. М. Хитров. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М. 1893, с. 55

[4] Г. В. Вернадский. Два подвига святого Александра Невского.,с. 201

[5] См. Н. М. Карамзин. История государства Российского., тома 1-4., с. 433. а также А. А. Горский. Указ. сочин., с. 276

[7] Л. Гумилев. Указ. сочин., с. 129

[8] См. Н. М. Карамзин. Указ. сочин., стр. 422-423

[9] По плану, разработанному Биргером, шведы должны были спуститься в Ладоге и разрушить этот древнерусский город, а затем пойти на Великий Новгород.

[10] Г. В. Вернадский. Два подвига. с. 206

[12] Житие и подвиги благоверного князя Александра Невского, чудотворца, и повествование о чудесах его.//Не в силе Бог, но в правде. , с. 83

[13] Н. А. Клепинин. Ради Руси православной.//Не в силе Бог, но в правде. , с. 294

[16] Цит. по М. Хитров. Указ. сочин., стр.130-131

[18] М. Хитров. Указ. сочин., с. 132

[20] З. Г. Самодуров. Роль византийской школы в организации системы обучения в окружающих империю странах в VII – XII столетиях.//Византия между Востоком и Западом. Сб. Алитейя. 2001, стр. 186-189

[22] М. Хитров. Указ. сочин., с. 136

Актуальное

Последние обновления

События

Популярные

  • Oпределение Православной Церкви Христовой о ложном крещении латинян 1755 г.
  • О мобильных телефонах
  • Кресты, которые появляются в храме святой Софии в Константинополе
  • Пресвятая Богородица в Сирии воскресила мёртвого мусульманина
  • ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ АРМЯНЕ ПРАВОСЛАВНЫМИ? ВЗГЛЯД СВЯТИТЕЛЯ ФОТИЯ ВЕЛИКОГО
  • Видные ученые отказываются от атеизма
  • Радиоизотопы и возраст Земли
  • Вера и наука в православной гносеологии и методологии
  • В защиту Благодатного огня (диакон Георгий Максимов)
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ СВЯТЫХ О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Читайте также: