Международные культурные связи россии с снг кратко

Обновлено: 07.07.2024

Известно, что репутация государства на мировой арене определяется многими факторами. Это не только политический вес, влияние и экономическая мощь, но и культурный потенциал. Распространение своего культурного достояния в зарубежных странах, пропаганда изучения языка, расширение культурных обменов являются одним из важнейших приоритетов государства и неотъемлемой частью его внешнеполитической стратегии.

Российское государство предпринимает ряд комплексных мер, нацеленных на распространение и популяризацию русской культуры за рубежом.

Одним из важнейших приоритетов внешней политики и элементом культурной дипломатии по праву являются меры поддержки соотечественников за рубежом, защита их прав и интересов в стране пребывания. Российская Федерация считает, что обеспечение прав национальных меньшинств не является исключительной прерогативой и сугубо личным делом государств. Российская диаспора за рубежом достаточно многочисленна и в настоящее время составляет около 27 млн. человек, причем десять миллионов из них проживают на территории стран СНГ. Потому особо актуальны во внешнеполитической стратегии Российского государства вопросы сохранения культурной и гуманитарной среды соотечественников, куда входят изучение русского языка, возможность получения образования на русском языке, а также, безусловно, доступ к российским средствам массовой информации.

Осуществление вещания российских СМИ за границей - еще один важнейший инструмент культурной дипломатии России, позволяющий гражданам не только смотреть передачи на русском языке, но и получать доступ к информации относительно российской политики из первых рук. Российское телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только источником достоверных данных из России, но и неким каналом связи с Отчизной. Возможность смотреть русские СМИ для наших соотечественников, живущих за пределами России, позволяет им не чувствовать себя оторванными от Родины.

Важнейшее значение в реализации геополитических и экономических интересов России имеет развитие связей в сфере науки и образования. В этом контексте особую роль в обеспечении наших соотечественников правом обучаться на русском языке играет расширение филиалов российских университетов за границей. На настоящий момент практически во всех странах СНГ и Балтии активно работают филиалы наших высших учебных заведений. Среди вузов представлены, например, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и многие другие.

Развитие и расширение филиалов российских вузов за рубежом позволяет России решать сразу несколько внешнеполитических задач. Во-первых, они расширяют изучение русского языка и русской культуры в зарубежных странах. Во-вторых, способствуют сохранению русского языка и культуры за пределами России. В-третьих, дают возможность соотечественникам реализовать свое право обучаться на русском языке. В-четвертых, наконец, способствуют формированию единого культурного пространства и за пределами Родины.

Продвижению русского языка за рубежом в России уделяют особое внимание. Изучение и распространение русского языка является важнейшей внешнеполитической задачей нашего государства. Ее реализацией занимается созданная за пределами России сеть славянских университетов. Они открыты и успешно функционируют в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. В общем и целом в них по программам на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами обучаются более 16 млн. человек.

Следует отметить, что экспорт российского образования является одним из важнейших элементов культурной дипломатии России. Этот факт подтверждается тем, что Россия занимает восьмое место в мире по количеству иностранных граждан, обучающихся в ее университетах. Наибольшее число студентов приезжают из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Посредством обучения иностранных граждан в национальных университетах Россия стремится к достижению еще одной важнейшей внешнеполитической цели - подготовке будущей элиты зарубежных стран. Ставка делается на то, что иностранный студент, отучившийся несколько лет в российском вузе и на русском языке, впоследствии в лучшей степени воспринимает русские культурные ценности и русский менталитет.

Рассматривать направления развития культурной дипломатии в качестве внешнеполитического инструмента невозможно не проанализировав ни одного двустороннего соглашения. Последним двусторонним соглашением о культурном сотрудничестве стало соглашение с государством Катар, подписанное 18 января и вступившее в силу 8 августа текущего года 6 .

Данное соглашение в полной мере иллюстрирует важнейшие направления культурной дипломатии, проводимой Российской Федерацией. В соглашении отражены стремления сторон стимулировать развитие культурных отношений между странами.

Согласно статье 4 анализируемого соглашения, в качестве основных задач открываемого центра следует выделить:

1) «создание информационно-справочных баз данных по вопросам культурного, научно-технического, социально-политического и экономического развития Российской Федерации и проведение конференций, симпозиумов, семинаров и консультаций по вопросам международного гуманитарного, культурного, научного, инновационного и экономического сотрудничества;

2) осуществление информационной и консультационной поддержки заинтересованных организаций и граждан Республики Сингапур по вопросам установления контактов с культурными и образовательными, а также научными учреждениями и профессиональными организациями Российской Федерации;

3) проведение культурных, образовательных и информационных мероприятий для соотечественников, проживающих на территории Республики Сингапур, и поддержание контактов с их объединениями;

4) организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей, теле- и кинопоказы;

5) проведение выставок, фотовыставок, выставок произведений изобразительного искусства и изделий народного творчества, книжных выставок и т. д.;

6) создание общественных советов и клубов по различным направлениям своей деятельности с привлечением к их работе представителей местной общественности, видных деятелей науки и культуры;

7) организация курсов по изучению национальных языков и культур народов Российской Федерации и оказание методологической поддержки научным работникам и преподавателям языка и литературы, работающим в научных и образовательных учреждениях Республики Сингапур;

8) оказание содействия в подборе и направлении на обучение в Российскую Федерацию граждан Республики Сингапур;

9) содействие работе ассоциаций и клубов выпускников образовательных учреждений Российской Федерации на территории Республики Сингапур, поддержание связей таких ассоциаций и клубов с этими образовательными учреждениями, организация семинаров для таких ассоциаций выпускников на территории Республики Сингапур;

10) обеспечение работы библиотек и других информационных служб Центра для заинтересованных организаций и граждан Республики Сингапур;

Таким образом, культурные центры Российской Федерации за рубежом осуществляют весь спектр внешнеполитических функций культурной дипломатии и активным образом способствуют формированию положительного имиджа государства за рубежом.

Говоря об участии культурной дипломатии во внешнеполитической стратегии государства, следует, помимо рассмотрения двусторонних соглашений в сфере культуры, проанализировать взаимодействие в многостороннем формате. Российская Федерация, будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, стремится к осуществлению диалога и партнерства между культурами, религиями и цивилизациями и предпринимает последовательные шаги для реализации поставленных целей в рамках таких международных и региональных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы и других.

Особое место в данном разрезе касается Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. ООН играет фундаментальную роль в формировании комплексного межцивилизационного диалога для достижения согласия между представителями различных религий, конфессий и культур.

Одним из важнейших внешнеполитических приоритетов России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является расширение взаимодействия с ЮНЕСКО как своеобразным интеллектуальным форумом в системе ООН, в рамках которого можно вести диалоги о развитии культуры, науки и образования, абстрагировавшись от политических проблем. Цели и принципы функционирования ЮНЕСКО, направленные на формирование многополюсного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, олицетворяют интересы России.

Российская Федерация активно сотрудничает с различными международными организациями* (*Например, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по сохранению памятников и исторических мест, Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом танца, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной федерацией издателей, Всемирной организацией здравоохранения.) и организациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и организациями, способствующими развитию международного культурного сотрудничества 14 .

Немаловажным инструментом на современном этапе является развитие туризма. В контексте активизации туристических связей Россия стремится в полной мере задействовать возможности профильных организаций и проводимых под их эгидой мероприятий.

Современная Россия активно принимает участие в расширении международных туристических обменов, которые играют важнейшую роль с точки зрения улучшения взаимопонимания между народами и формирования объективного представления об их жизни, традициях и обычаях, воспитания толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений.

Россия проводит активную политику, направленную на привлечение сюда иностранных туристов. Она имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Прекрасным примером в данном контексте может послужить Крым, популярность которого среди иностранных туристов за первое полугодие 2016 года выросла в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 15 .

Наконец, еще одним важнейшим инструментом культурной дипломатии государства и создания положительного имиджа страны является спорт.

Россия стремится рассматривать спортивные связи в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий на международной арене, ибо они способны внести существенный вклад в укрепление межкультурного диалога, содействовать росту международного престижа России. Однако события 2016 года, связанные с допинговым скандалом и недопуском части наших спортсменов на Олимпийские игры и всей команды на Паралимпийские игры в Бразилию, следует рассматривать, скорее, как временные трудности, а не как провал спортивного вектора культурной дипломатии.

Дипломатическим прорывом в области спорта, безусловно, является назначение российской легкоатлетки Е.Исинбаевой членом комиссии спортсменов МОК. Причем ее выбрали именно иностранные спортсмены, отдав за нее 1365 голосов 16 . Это назначение очень важно для развития спортивного вектора культурной дипломатии, поскольку благодаря этому права наших спортсменов будут защищены на самом высоком уровне.

Таким образом, сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами в культурной сфере способствует формированию благоприятного климата для реализации внешнеполитических целей и задач государства. Как показывает проведенный анализ, использование культуры как инструмента внешней политики России эффективным образом дополняет традиционные политические и экономические направления дипломатии. Культурные связи стимулируют создание благоприятного и дружественного климата, способствуют созданию прочного взаимодействия между странами.


Культура — значимый и сложный фактор современного мирового развития. Она, в отличие от идеологии, еще не так давно доминировавшей в международных отношениях, — фундаментальная составляющая в жизни человека как на уровне отдельной личности, так и общества в целом.

Многоуровневая политика при условии своей полной реализации на практике расширила бы возможности для запуска различных форм сетевой кооперации государственных и негосударственных акторов (деятелей культуры, НПО, гражданских активистов, блогеров).

В настоящее время российская культурная дипломатия сфокусирована на государствах СНГ. Ее основные тематические направления — продвижение русского языка, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ и повышение интереса к русскому языку и русской культуре.

Риски культурной глобализации через призму семиотики культуры

Культура — значимый и сложный фактор современного мирового развития. Она, в отличие от идеологии, еще не так давно доминировавшей в международных отношениях, — фундаментальная составляющая в жизни человека как на уровне отдельной личности, так и общества в целом. Если идеология как интеллектуальный продукт и система определенных взглядов и ценностей задает цели и вектор общественного движения, то культура рождается и развивается не только в ходе работы мысли, но и в результате эмоционального, духовного, эстетического и просто материально-физического взаимодействия человека с окружающей его реальностью. Многогранный опыт, формирующийся из этого взаимодействия, его передача и обогащение каждым новым поколением — это и есть культура.



Сила малых проектов в сфере культуры


Именно поэтому важно, чтобы государственная политика в сфере культуры носила сетевой характер. Небольшие культурные инициативы и проекты, реализуемые в рамках кооперации муниципалитетов, районов, творческих объединений, отдельных групп энтузиастов должны быть неотъемлемой частью государственной политики в сфере культуры. В целом же, многоуровневый характер культурной политики не должен приводить к ее фрагментации, а напротив укреплять ее последовательный и системный характер.

Образ и слово в культурной дипломатии России

В настоящее время государственные программы в сфере культуры отнюдь не играют второстепенную роль. Это важная составляющая российской политики как внутренней, так и внешней. Если рассматривать внешнюю политику, то культурная дипломатия России нацелена на продвижение за рубежом ее национальных ценностей и интересов. В то же время очевидно, что негативные тенденции, связанные с демонизацией образа России в глобальной информационной среде, будут только усиливаться. Этому необходимо противодействовать не только с помощью внешней информационной политики, но и культурной дипломатии.


Россия обладает богатым культурным наследием и достижениями в самых разных областях. Это музыка, живопись, литература, архитектура, сценические виды искусства, народное творчество. Естественно, Россия ассоциируется с теми именами, носители которых создали в этих сферах великие произведения. Российская/русская культура сегодня — часть мировой культуры. Она активно обращается в глобальном калейдоскопе имен, брендов, знаков, артефактов и произведений искусства. Российские имена, будь то Ю. Гагарин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, хорошо представлены на глобальном культурном рынке, и, продвигая их, Россия принимает активное участие в знаково-культурной конкуренции.

В настоящее время российская культурная дипломатия сфокусирована на государствах СНГ. Ее основные тематические направления — продвижение русского языка, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ и повышение интереса к русскому языку и русской культуре. Необходимо подчеркнуть, что работа по этим тематическим направлениям имеет не только культурную ценность, но и является значимой с точки зрения гуманитарной безопасности и ее обеспечения на постсоветском пространстве. Защита прав соотечественников (в том числе языковых, культурных, образовательных) — одно из важнейших направлений внешней политики России.

В то же время повышается актуальность расширения географического охвата российской культурной дипломатии. На сегодняшний день у России раскинута масштабная сеть государственных и общественных институтов русского языка, науки и культуры в странах дальнего зарубежья (69 российских центров науки и культуры в государствах Азии, Европы, Америки, Африки). Значимую роль в реализации совместных культурных программ играет такое ведомство, как Россотрудничество, в состав которого входят российские центры науки и культуры. Россотрудничество содействует международному развитию, укрепляет позиции русского языка, образования и науки, занимается продвижением русской культуры, общественной дипломатией, поддержкой соотечественников за рубежом, сохранением историко-мемориального наследия, развитием международных связей субъектов РФ.


1. Бодрийяр Ж. Америка. СПб: Владимир Даль. 2000. 217 с.

2. Mathews G. Global culture/individual identity: searching for home in the cultural supermarket: L., NY. Routledge. 2000. 228 p.

3. Захарова Н.А. Мировая женская мода и культура йоруба // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 1 (39). С. 35-38.

4. В 2009 г. дом моды 'Chanel' в своей осенней коллекции использовал кокошники, а 2015 г. дизайнеры 'Valentino' представили в своей весенней коллекции образы, вдохновленные русскими народными узорами и картинами М.Шагала.

Читайте также: