Потребности человека материальные и духовные подлинные и мнимые кратко

Обновлено: 07.07.2024

Потребности – это надобность в чем-либо, требующем удовлетворения. Потребности человека многообразны. Среди них выделяют естественные, фундаментальные, социальные и духовные. Естественные потребности – потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства ( воздух, вода, пища, жилище, одежда, сон, отдых). Потребности фундаментальные, присущи всем людям, независимо от их социальной принадлежности. Они коренятся в природе самого человека, но проявляться и удовлетворяться могут только в обществе. Это потребности в общении, творческой деятельности, социальной принадлежности, социальной идентификации. По своему содержанию они близки к социальным потребностям: потребность в трудовой деятельности, социальной активности, в духовной культуре. Потребности можно разделить на материальные и духовные. Духовные потребности связаны с созданием, сохранением и распространением духовных ценностей, духовным общением. (потребность в познании, общении, эстетические потребности).

По теории социолога Маслоу структуру потребностей можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности: еда, вода, жилье, одежда, секс. Ступенью выше находятся социальные потребности: защита от нищеты, болезней, преступности. На следующей ступени находятся духовные потребности: общение, дружба, любовь. Еще выше расположена потребность в уважении, и самая вершина пирамиды – потребность в самореализации, творчестве. Таким образом, главное место в жизни отводится материальным потребностям.

^ Материальные потребности.

Материальное потребление – это использование человеком различных продуктов для удовлетворения своих потребностей. К этим продуктам в первую очередь относятся одежда, обувь, услуги, жилье, продукты питания. Не удовлетворяя эти потребности на минимальном уровне, человек не сможет существовать. Причем люди бедные тратят на эти потребности почти весь свой заработок. По мере укрепления своего материального положения, человек тратит на питание большую сумму, стремясь сделать свое питание более качественным. Но по мере дальнейшего роста благосостояния, доля этих расходов возрастает только до определенных пределов. Зато повышается потребность в приобретении дорогостоящей одежды, предметов длительного пользования, развлечениях. Важно, чтобы удовлетворяя свои материальные потребности, человек не опустился до потребительства, которое характеризуется выдвижением материальных благ в качестве высших ценностей человеческой жизни.

^ Духовные потребности.

^ Духовное потребление отличается от материального. Материальные блага в процессе потребления теряют свою ценность. Изношенные одежда, обувь как ценности уже не существуют. Духовные ценности могут быть использованы на протяжении длительного времени, многими людьми и многократно. Первая особенность духовного потребления состоит в том, что духовные ценности в процессе потребления не исчезают, они обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью. Вторая особенность заключается в том, что духовное потребление является одновременно и процессом духовного производства. Любой человек воспринимает духовные ценности через призму собственного опыта, а это всегда работа для ума и души.

^ Потребности подлинные и мнимые

Еще в глубокой древности греческий философ Эпикур затрагивал эту тему. Он говорил, что в жизни есть 3 вида удовольствий (потребностей):

1. Естественные и необходимые (еда, отдых и др.).

2. Естественные, но не необходимые (роскошная одежда, изысканная пища, напитки).

3. Не естественные и не необходимые (честолюбивые желания, амбиции, желания роскоши, славы, богатства).

Эпикуру принадлежат высказывания:

Все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждение к ним легко рассеять, представив предмет желания трудно достижимым и вредоносным.

Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.

Никакое наслаждение само по себе не есть зло, но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности.

Содержание

Особенности потребностей у человека:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А. А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные учёные по разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
    • устойчивые
    • ситуативные
    • естественные
    • обусловленные культурой
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

    По сферам

    Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

    Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

    • биологические,
    • трудовые,
    • познания,
    • общения,
    • отдыха;

    Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

    ИнстинктЕго проявление
    1 Пищевой инстинкт Голод
    2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
    3 Стадный инстинкт Стремление к общению
    4 Инстинкт приобретательства Жадность
    5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
    6 Родительский инстинкт Нежность
    7 Инстинкт созидания Стремление к активности
    8 Отвращение Неприятие, отторжение
    9 Удивление Любознательность
    10 Гнев Агрессивность
    11 Смущение Самоуничижение
    12 Воодушевление Самоутверждение

    Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.

    Список мотивационных факторов Гилфорда:

    1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
      1. голод,
      2. общая активность;
      1. потребность в комфорте, приятном окружении,
      2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
      3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
      1. честолюбие,
      2. упорство,
      3. выносливость;
      1. потребность в свободе,
      2. независимость,
      3. конформизм,
      4. честность.
      1. потребность находиться среди людей,
      2. потребность угождать,
      3. потребность в дисциплине,
      4. агрессивность;
      1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
      2. потребность в развлечениях.

      Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:

      1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
      2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
      3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
      4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
      5. гностические (потребность в познании),
      6. коммуникативные (потребность в общении),
      7. праксические (потребность в результативности усилия),
      8. пугнические (потребность в соревновании),
      9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
      10. эстетические (потребность в прекрасном).

      Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные.

      Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

      По объекту

      Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность.

      • биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
      • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
      • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
      • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
      • этические,
      • эстетические,
      • другие;

      По функциональной роли

      • доминирующие/второстепенные,
      • центральные/периферические,
      • устойчивые/ситуативные;

      По происхождению

      Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

      По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

      • врождённые;
      • простые приобретённые;
      • сложные приобретённые.

      Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

      По субъекту потребностей

      • индивидуальные,
      • групповые,
      • коллективные,
      • общественные.

      2. Материальные и духовные потребности человека

      Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

      Первичные:

      • потребности, без которых жизнь обрывается;
      • потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

      Вторичные:

      • социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
      • престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
      • духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

      Материальные потребности — совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения.

      Подразделяются на материально — биологические и материально-социальные.

      К материально-биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилье.

      К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда

      Духовные потребности — совокупность духовных благ, имеющих информационную форму и необходимых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального образования, служебная карьера, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр.

      3. Потребности подлинные и мнимые

      Подлинные потребности — это физиологические потребности: в пище, воде, сне, половые потребности так же относятся сюда.

      Мнимые потребности — это потребности, навязанные цивилизацией, или искусственно выработанные.

      Подлинные духовные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.

      Мнимые потребности не всегда означает только плохо или только хорошо.

      Например,
      — часто читающий человек, формирует у себя определенную потребность в чтении литературы (и это не самая плохая мнимая потребность);
      — с другой стороны, тот кто привык не засыпать без бутылки алкоголя — так же находится под влиянием мнимой потребности (которая явно не самая лучшая).

      От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность.
      Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности.

      А тут все, скорее всего, ожидали увидеть пирамиду Маслоу.
      Держите, не жалко.

      пирамида Маслоу

      Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

      • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
      • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании.
      • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
      • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
      • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
      • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
      • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
      • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

      Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции(пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к низменным витальным.

      Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.


      23.02.2016, 19123 просмотра.

      P

      Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

      Что такое потребности?

      Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

      Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

      • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
      • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

      Виды потребностей

      Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

      Виды потребностей Примеры
      биологические , то есть естественные, врождённые, природные еда, воздух, сон, воспроизводство и др.
      материальные жилище, одежда, украшения и др.
      социальные общение, оценка обществом деятельности человека, труд.
      духовные( познавательные, культурные, идеальные) учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

      Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

      Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

      Первичные потребности.

      • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
      • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)

      Вторичные потребности.

      • Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
      • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
      • Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

      Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

      • все потребности взаимосвязаны
      • невозможно удовлетворить все потребности
      • безграничность потребностей
      • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

      Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

      Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

      Человек Да Винчи

      Что такое потребности?

      Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

      Потребности человека проявляются следующим образом:

      Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

      Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

      Классификация потребностей человека

      В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

      1. Биологические потребности

      Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

      • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
      • чистая вода для утоления жажды;
      • комфортные условия жизни;
      • безопасность и уверенность в своём будущем;
      • удовлетворение сексуальных потребностей.

      2. Социальные потребности

      Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

      • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
      • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
      • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

      3. Духовные потребности

      Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

      К духовным относятся такие потребности как:

      • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
      • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
      • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

      Научные теории о потребностях человека

      Теория Абрахама Маслоу

      Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

      Пирамида Маслоу

      1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

      2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

      3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

      5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

      Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

      Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

      Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

      В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

      Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

      Теория ERG Альдерфера

      Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

      1. Existence (существование, жизнь).
      2. Relatedness (отношения, общение).
      3. Growth (личностный рост, развитие).

      Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

      Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

      Теория Фромма

      Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

      1. Межличностные связи (любовь, дружба).
      2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
      3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
      4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
      5. Познание мира (духовное совершенствование).

      Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

      Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

      Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

      1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
      2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
      3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

      Заключение

      Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

      Читайте также: