Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Целью исследования являлось изучение влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние подростков. Выбор методик для сбора данных определялся следующими критериями:

-возможностью отследить ежедневную и недельную учебную нагрузку школьников среднего звен;

-влияние учебной нагрузки на психологическое здоровье подростков;

-возможностью качественного и количественного представления результатов исследования.

Основные аспекты исследовательной работы затрагивали показатели организации учебного процесса, рациональность распределения труда и отдыха в течение дня и показатели эмоционального состояния, такие как уровень школьной тревожности, самочувствие, активность и настроение.

Изучение организациии учебного проуесса, труда и отдыха подростков проводилось по анкетам, разработанным М.М. Безруких: "Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка" и "Режим дня школьника". Результаты были сопоставлены с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для изучения эмоционального состояния были использованы "Тест школьной тревожности Р.Филипса" и методика "САН", разработанная В.А.Доскиным, Н.А. Лавреньевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым.

В исследовании приняли участие ученики 6-8 классов школ г. Иркутска и Иркутской области в возрасте от 11 до 15 лет. Всего 150 человек, по 50 человек из каждой параллели, из них 54 маличка и 94 девочки.

Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности. Здоровье детей и подростков, рассматриваемое в единстве его физиологического, психологического и социального аспектов, - основной фактор национальной безопасности.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2017
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КГУ "Школа-лицей № 11" Акимата г. Усть-Каменогорска

Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников

ученица 11"м" класса

Чалдыбаева Гульмира Женысовна

Алексееенко Ольга Владимировна

г. Усть-Каменогорск, 2016

1. Теоретические аспекты проблемы

1.1 Особенности учебного процесса в современной школе

1.2 Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности

2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Интерпретация полученных данных

психоэмоциональный старшеклассник подросток учебный

Цель: Исследование влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы

2. Провести исследование и проанализировать результаты диагностики

3. Разработать рекомендации для учащихся по снижению эмоционального напряжения

Объект исследования: Психоэмоциональное состояние учащихся.

Предмет исследования: влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние старшеклассников.

Гипотеза: высокий уровень учебной нагрузки значительно влияет на психоэмоциональное состояние старшеклассников (самочувствие, активность и настроение)

Методы: тестирование, наблюдение, литературные и интернет ресурсы

Эмпирическая база исследования: учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов школы-лицея № 11 г. Усть-Каменогорска, школы № 1397 г. Москвы, СОШ №7 г. Уральска, СОШ № 29, школы-лицея № 15, № 23 г. Шымкента

1. Теоретические аспекты проблемы

1.1 Особенности учебной нагрузки в современной школе

Впервые проблема учебной перегрузки школьников достигла мирового уровня в 1952 г. на семинаре, который провела Международная федерация по психогигиене. Этот семинар был посвящен охране нервного здоровья и развитию детей младшего возраста. Данный семинар дал толчок к созданию центров общественного психического здоровья, а также к созданию центров охраны здоровья детей и подростков.

Несмотря на то, что эта проблема была поднята на международный уровень более чем 50 лет назад, она ни капли не утратила в своей актуальности и первоочередности.

С каждым годом повышаются требования общества к уровню образования. В результате современный подросток подвержен воздействию комплекса невротизирующих факторов. В большинстве случаев это неконтролируемый поток аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье школьников, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия.

Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о том, что с развитием общества проблема не только не решается, но и усугубляется. В современных школах внимательно следят за интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В лицеях данная ситуация приобретает еще больший оборот. У школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность. Издревле ученики лицейских школ несут на себе большую нагрузку, нежели чем ученики средних школ. В лицеях учебная нагрузка приобретает новый вид, она становиться полностью частью жизни учеников и в следствии этого она безусловно влияет на психоэмоциональное состояние школьников.

Для определения уровня сложности проблемной задачи существует несколько подходов. Более продуктивным подходом в этой сфере является точка зрения И.Я. Лернера. По его мнению, сложность задачи обусловлена тремя факторами: а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее; б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности); в) составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. В каждой задаче совмещаются все три фактора сложности. Благодаря этим критериям можно определить уровень сложности задач, которые были предоставлены учащимся в ходе научно-исследовательской работы.

Были использованы задания легкого уровня (А3Б1В1 - А3Б1В4) и задания сложного уровня (А2Б4В1 - А4Б4В4). А - состав условия; Б - расстояние между вопросом и ответом; В - состав решения. Чем ниже в столбце по вертикали находятся показатели, тем сложнее является задача [Приложение 1].

При предельных (чрезмерных) нагрузках личностная готовность связана с мобилизацией всех систем организма на решение сложных творческих, проблемных задач, с включением больших волевых усилий, интуитивных механизмов. Такая нагрузка может вызвать интерес и удовлетворённость, но в определённых ситуациях и не длительное время. Учащиеся умеют работать упорно, сосредоточенно, но лишь в краткие периоды, для достижения ближайших целей, в тех случаях, когда ситуации принимают особо ответственный характер, например, при подготовке к экзаменам, к контрольной работе, при защите проекта. В это время они проявляют большую целеустремленность в учебной работе, интерес к ее успешному выполнению. После периода подъема замечается спад интереса, и достигнутое не закрепляется.

Таким образом, предельная нагрузка -- это стрессовая ситуация, которая сказывается на умственной работоспособности учащихся, на большом расходовании функциональных энергетических ресурсах, на физиологических и психических проявлениях, на успешности решения поставленных задач.

1.2 Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности

Юность - один из главных этапов в жизни человека, один из самых эмоциональных. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов.

В зарубежной психологии исследованиями особенностей юношеского возраста занимались: становлением идентичности (Э. Эриксон, Д. Марсиа), Я-концепции (Р. Бернс), развитием мотивов самоактуализации (Е. Шостром) и др.

Важной особенностью психического развития личности в раннем юношеском возрасте является становление самосознания, которое происходит как открытие своего неповторимого внутреннего мира, индивидуальности своей личности, осознание необратимости времени, формирование целостного представления о себе.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря, на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз. Здоровье ребенка определяется условиями его жизни. Немаловажную роль играет в этом школьная жизнь. Рабочий день современного ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма.

В результате утомления, учащиеся перестают контролировать свою позу - голова наклоняется низко вперед, плечи опускаются, спина сутулится, изменяется осанка, снижается работоспособность. Физиологические механизмы быстрого утомления кроются в застойных явлениях, которые замедляют кровообращение вообще и прилив крови к мозгу, в частности. Все выше перечисленное и есть признаки психоэмоционального напряжения, связанного с учебными нагрузками.

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (В.П. Зинченко, Б.Т. Мещеряков, 1999). Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение - условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Признаки психоэмоционального напряжения:

Трудность засыпания и беспокойный сон.

Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла.

Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

Отсутствие уверенности в себе.

Боязнь контактов, стремление к уединению.

Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

Таким образом, психоэмоциональное напряжение учащихся во внутришкольной среде не позволяет максимально сохранить здоровье, не может в полней мере способствовать адекватному поведению и успешной учебной деятельности.

Рассмотрев теоретический аспект влияния учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние старшеклассников, мы переходим к эмпирическому исследованию.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что учебная нагрузка влияет на психоэмоциональное состояние учащихся. Теперь нам необходимо обосновать наши выводы на практике.

Целью данного этапа экспериментального исследования является влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников.

Для реализации исследования влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников нами были подобраны следующие диагностические методики:

1. Методика "САН" А.В. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения). Методика данного тестирования использовалась на учениках после решения ими задач высокой и низкой сложности на которые отводилось по 15 мин. Опросник позволяет выявить самочувствие, настроение и уровень активности учащегося, на результаты которых повлияла интеллектуальная нагрузка разного уровня сложности (низкий уровень и высокий уровень сложности), который был определен при помощи таблицы И.Я. Лернера, описание которой было приведено выше и в Приложении 1.

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния после решения задач низкой и высокой интеллектуальной сложности.

Вывод по итогам тестирования был сделан опираясь на пояснение о данной методике в Приложении 2.

Методика использовалась после прохождения учениками заданий низкого и высокого уровня сложности, а также, в начале и в конце учебной недели. Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

2.2 Интерпретация полученных данных

По диагностики САН самочувствия, активности и настроения учащихся были получены следующие результаты.

Рисунок 1. Самочувствие, активность и настроение учащихся после решения заданий низкой интеллектуальной сложности

После решения заданий низкой интеллектуальной сложности у старшеклассников наблюдается хорошее самочувствие (22%), хорошее настроение (25%), высокая активность (21%). Это психоэмоциональное состояние вызвано решением задач низкой сложности, которые не вызвали затруднений при их решении, учащиеся уложились в заданное время (25 мин.) и не испытывали нехватку времени. В следствии этого, у учащихся задействованных в исследовании не наблюдается проявления стресса, эмоционального спада, депрессивности и раздражимости

Рисунок 2. Самочувствие, активность и настроение учащихся после решения заданий высокой интеллектуальной сложности

После решения заданий высокой интеллектуальной сложности у старшеклассников наблюдается плохое самочувствие (18%), плохое настроение (17%), низкая активность (18%). Такие показатели спровоцировало решение задач с высоким уровнем сложности. Так как при их решении учащиеся испытывали затруднения, нехватку времени. Учащиеся не смогли решить все предоставленные им задачи в количестве 2 задач, а также их решения были не полными или неправильными.

Таблица 1. Сравнительный анализ самочувствия, активности и настроения учащихся после решения заданий низкой и высокой интеллектуальной сложностей

В данной работе представлены результаты исследований, проведенных среди студентов второго курса Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д.Асфендиярова в возрасте от 17 до 20 лет. Стрессоустойчивость и эффективность адаптации к учебной деятельности является неотъемлемой частью жизни студента. В ходе изучения приспособления к учебному процессу было установлено, что изменения психоэмоциональных показателей связаны со страхом, возникающим в период сессии. Происходят заметные сдвиги показателей сердечно-сосудистой системы в сторону ухудшения, а также изменяется психоэмоциональный статус студентов по сравнению с их состоянием в межсессионный период. Результаты исследования доказывают необходимость выявления путей и методов преодоления состояний психического и физического напряжения в процессе обучения и развития будущих медицинских работников.


1. Баевский Р.М., Берсенева А.Н. Оценка адаптивных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения // Экология человека – 2004. – № 6. – С. 25-29

2. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы: учебное пособие – М.: Медицина, 2001. – С. 622

3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студ. пед. вузов и ин-тов физкультуры – М.: Retorika, 2001. – С. 560

4. Косованова Л.В., Мельников М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровитльной работы в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. – Новосибирск.: Сиб. Унив. изд-во, 2003. – С. 240

5. Питкевич М.Ю. Уровень стрессоустойчивости и функционального состояния сердечно-сосудистой системы первокурсников в период экзаменационной сессии // Вестник РУДН. –2014. – № 1. – С. 92-100.

7. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса: учеб. для вузов. – М.: Горизонт, 2010. – С. 113-118

8. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования – 2012. – № 2.

9. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И. Павлова – 2000. − № 6. − С. 959-963.

Введение

Процесс адаптации студентов при обучении в ВУЗах является важнейшим фактором, вызывающим изменения в работе сердечно-сосудистой системы и в психоэмоциональные перестройки в организме [6]. Страх, характерный для экзаменационного стресса, блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания. Поэтому именно стресс во время экзаменов является фактором, препятствующим их успешной сдаче [9].

Активность сердечно-сосудистой системы (ССС) обеспечивает приспособление организма к различным условиям и нагрузкам, под влиянием которых происходит перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности [5]. Именно изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), как важнейших показателей функционального состояния ССС, позволяет оценить адаптационные возможности организма.

Уровень стрессоустойчивости будущих медицинских специалистов напрямую зависит от эффективности адаптации к учебной деятельности и уровня их профессионального здоровья. Стрессоустойчивость студентов во время учебной деятельности является комплексным свойством личности. Она включает в себя такие личностные компоненты, как низкая тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность и толерантность к социально-культурному окружению. Это обеспечивает успешное достижение цели и реализуется в эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности [7].

В период зачетов и экзаменов изменяются формы контроля и оценки учебной деятельности, изменяется режим труда и отдыха, что также не может не сказаться на состоянии студента. Адаптация к новой системе является наиболее проблемным видом адаптации, особенно в первые два года обучения в ВУЗах [8].

Таким образом, эмоциональное напряжение у студентов во время обучения является наиболее важной проблемой, требующей комплексного изучения. Нарушение здоровья обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено не только влиянием информационной нагрузки и эмоционального напряжения, но и нарушениями режима питания, сна, а также гиподинамией. Кроме того, нарушению кровообращения и опорно-двигательного аппарата способствуют преобладающие в ритме студентов локальные нагрузки [6].

Цель исследования – экспериментальное изучение влияния экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и психоэмоциональное состояние студентов 2 курса факультета общей медицины в период обучения на втором курсе.

Материалы и методы исследования

Исследования адаптации студентов к учебному процессу проводились на базе Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д. Асфендиярова среди студентов второго курса факультета общей медицины. Исследования проводились в два этапа: в период между экзаменами (в день практических занятий) и в период сдачи сессии. В исследовании приняли участие 87 студентов в возрасте от 17 до 20 лет.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, коэффициента выносливости Кердо (ВИК) и адаптационного потенциала (АП) 3.

АП = 0,01*ЧСС+0,014*СД+0,008*ДД+0,014*возраст+0,009*вес-0,009*рост-0,27 (АП – адаптационный потенциал, ЧСС – частота сердечных сокращений в минуту, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление, рост – в см, возраст – год) [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы исследуемой группы студентов во время практических занятий при низком стрессовом воздействии (1 этап исследования) выявила, что у большинства испытуемых функциональные корреляты ЧСС и АД находятся в пределах нормативных величин для данной возрастной группы (табл. 1).

Влияние экзаменационного стресса на состояние сердечно-сосудистой системы студентов

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы интеллектуальной нагрузки на современного подростка и проблема одиночества, которая часто становится следствием такой нагрузки.

Ключевые слова: интеллектуальная нагрузка, одиночество, эмоциональное состояние.

Одиночество и интеллектуальная нагрузка, каждый слышал эти два слова, но не каждый знает, насколько это актуальная и серьезная психологическая проблема

М ысли об одиночестве в возрасте от 14 до 17 лет посещали каждого. Какое-то количество людей сталкивались с этой проблемой, но их меньше, исходя из результатов анкетирования, проведенного автором у старшеклассников, но даже так нельзя вычеркивать эту проблему, ведь у немалого количества людей она проявляется. В своей жизни мы порой встречаем людей, которые чувствуют себя одинокими, на самом деле таковыми не являясь, и видим тех, кто действительно одинок, у них нет ни друзей, ни определенного круга лиц для общения.

Что же такое одиночество? Какие виды есть у одиночества?

Второй проблемой является интеллектуальная нагрузка. Здесь автор рассмотрел особенности подростков, их эмоциональное состояние. Выяснилось, что за 5 будних дней подростки сильно устают от интеллектуальных нагрузок и тратят на это 50% своего времени, а точнее 66 часов. В анкетировании, проведенном среди старшеклассников школы МБОУ “СОШ №45”, был пункт, в котором можно было описать то, что не нравится старшеклассникам в учебном процессе, что больше всего их удручает , не оказалось ни одной жалобы, и этот пункт доказывает, что нет конкретной проблемы, которая сильно мешает старшеклассникам, после которой нужно было бы больше времени на отдых.

Самый главный вопрос, который был задан: “Как связаны эти две темы?”, ответ очень простой: если подросток сильно устает от учебного процесса, то ему нужно больше отдыха, а если ему нужно больше отдыха, то у него остается меньше свободного времени на то, чтобы провести время с друзьями и знакомыми, из-за чего они будут отдаляться от него и перестанут с ним общаться, в конце концов, он может остаться один, из-за чего и проявится период одиночества.

Наше исследование показало, что старшеклассники МБОУ “СОШ №45” не чувствуют себя одинокими, не жалуются на слишком сильную интеллектуальную нагрузку, что наводит на мысль о том, что в образовательной организации созданы максимально комфортные условия для пребывания в ней учеников.

Читайте также: