Словообразовательная пара это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Есть разные формулировки этого термина, но суть их одна: словообразовательная пара – это производное и производящее слова.

Словообразовательная пара – это соотношение ближайших родственников, мотивирующего и мотивированного слов, производящей и производной основы:
белить

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным непо­сред­ствен­но от него с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы (мор­фем).

Чтобы понять, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара, ука­жем, что нуж­но учи­ты­вать, что­бы назвать два сло­ва этим тер­ми­ном. Из двух одно­ко­рен­ных лек­сем мож­но соста­вить пару, если меж­ду ними суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мотивация.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суффикса:

  • пил и ть
  • сказ а ть
  • хот е ть
  • ве я ть

В рус­ском язы­ке посто­ян­но про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го соста­ва. От одно­ко­рен­ных слов обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го сло­ва мож­но объ­яс­нить с помо­щью производящего:

настоль­ный — это «нахо­дя­щий­ся на сто­ле«;

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания.

при лететь → лете ть
при город → город
до ныне → ныне

темн от а → темн ый
рыб н ый → рыб а
борон и ть → борон
а

без работ иц а → рабо­та ть
у дочер и ть → дочь
о цеп и ть → цепь

пере­ход → пере­хо­ди ть

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суффикса
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или звуков

телефон-автомат → теле­фон, автомат
хлеб о завод → хлеб , завод
черн о мор ец → Чёрн ое мор е
зар­пла­та → зара­бот­ная плата
вуз → выс­шее учеб­ное заведение

6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из словосочетаний)

мало­при­год­ный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

боль­ной (сущ.) → боль­ной (ребе­нок),
дет­ская (сущ.) → дет­ская (ком­на­та)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим сло­вом все­гда суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мотивация.

Выяснив зна­че­ние этих тер­ми­нов, опре­де­лим, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет свою пару, кото­рую состав­ля­ет ему про­из­во­дя­щая (моти­ви­ру­ю­щая) лексема:

Понаблюдав, как обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва друг от дру­га, мож­но сде­лать вывод, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим (моти­ви­ру­ю­щим), вто­рое — про­из­вод­ным (моти­ви­ро­ван­ным) непо­сред­ствен­но от него.

Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му про­из­вод­но­му сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слон ёнок ;
  • бежать → у бежать;
  • побе­лить → побел к а;
  • снег → под снеж ник ;
  • цвет → со цвет и е.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным словам:

  • зем­ля → земл ян ой;
  • зем­ля → земель к а;
  • зем­ля → при земл и ть;
  • зем­ля → за земл и ть.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнезда:

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность словообразования.

К при­ме­ру, не явля­ют­ся чле­на­ми сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары лексемы:

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (быть) и про­из­вод­ным (убыть).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лексем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен прилагательных:

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной мотивации:

  • бол­тун → бол­ту­нья [ й’ а];
  • скри­пач → скри­пач к а;
  • при­ём­щик → при­ём щиц а;
  • худож­ник → худож ниц а;

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) повтор ить → (что делать?) повтор я ть;
  • ответ ить → отвеч а ть;

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • обез­бо­лить → обез­бол ива ть;
  • созреть → созре ва ть .

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -о/-е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных прилагательных:

  • бле­стя­щий ответ → отве­тил бле­стящ е ;
  • вет­ре­ный день → вет­рен о ;
  • без­вет­рен­ный вечер → без­вет­ренн о ;
  • без­оши­боч­ный вари­ант → без­оши­бочн о написать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но. Найдем ошиб­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных цепочках.

А. Производящее и про­из­вод­ное сло­во объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

  1. ско­рый — ускорить;
  2. номер — номерок;
  3. грязь — грязноватый;
  4. постро­ить — постройка;
  5. свет­лый — светлеть;
  6. вер­хуш­ка — верхушечный;
  7. фасо­вать — фасовочный;
  8. делать — недоделанный;
  9. труд­ный — затруднение;
  10. род­ной — родственный.

Б. Укажите номе­ра слов, состав­ля­ю­щих сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару:

  1. гри­ми­ро­вать — гримировочный;
  2. пять — впятером;
  3. строй­ка — перестройка;
  4. бол­тать — болтливый;
  5. зимо­вать — зимовка;
  6. шутить — шуточка;
  7. зама­рать — замарашка;
  8. глу­бо­кий — углубить;
  9. певун — певунья;
  10. черст­вый — почерстветь.

В. Какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на правильно?

  1. море — приморский;
  2. жест­ко — жестковатый;
  3. ежи­ха — ежонок;
  4. жизнь — жизненный;
  5. бук­сир — буксировка;
  6. семе­ро — всемером;
  7. зна­ние — знаток;
  8. под­го­то­вить — подготовительный;
  9. зазем­лить — заземление;
  10. лече­ние — лечебный.

Г. Укажите номе­ра рядов слов с пра­виль­но состав­лен­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепочкой:

Словообразова́тельная па́ра — наименьшая единица в системе словообразования, состоящая из двух однокоренных слов, связанных отношениями непосредственной словообразовательной мотивации (мотивированности). Одно из этих слов является мотивирующим (производящим), другое — мотивированным (производным) [1] [2] .

Мотивирующие и мотивированные слова в составе словообразовательной пары отличаются друг от друга незначительными формальными и/или семантическими элементами. При сходном корне (общей мотивирующей основе) различием компонентов словообразовательной пары выступает только один словообразовательный формант (аффикс или, реже, иное словообразовательное средство), например: бежатьзабежать; красивыйкрасота; хохотатьхохот [3] [4] .

Мотивирующие и мотивированные слова не составляют словообразовательную пару, если синхронная мотивированность (производность) между ними отсутствует. Например, диахронически связанные отношениями мотивированности слова двор и дворец, в современном русском языке такие отношения утратили и в синхронном плане уже не объединяются в пару. Мотивированное слово словообразовательной пары должно быть непосредственно выводимо из мотивирующего. Например, в паре переходитьпереход слово переход непосредственно выводится из слова переходить (отличается от него на один словообразовательный формант), поэтому данная пара считается словообразовательной, а в паре переходитьуход, несмотря на то, что оба слова однокоренные и связаны отношениями мотивированности, слово уход не может быть выведено из слова переходить напрямую — оно выводится только через одну ступень — слово переход, поэтому пара переходитьуход не является словообразовательной [5] .

Словообразовательная пара является частью таких единиц словообразования более высокого порядка, как словообразовательная цепочка (словообразовательная пара при этом считается цепочкой минимальной длины) [6] [7] и словообразовательное гнездо (словообразовательная пара при этом рассматривается как простейшее гнездо — микрогнездо) [8] .

Единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: оленьолененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирующего олень: оно включает компонент детеныш; формально оно тоже сложнее: включает суффикс -енок-).

Комплексная единица системы словообразования, включающая в свой состав мотивирующее и мотивированное слова: чудочудесный, победитьпобеда и др.

Смотреть что такое "словообразовательная пара" в других словарях:

словообразовательная пара — Комплексная единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень олененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

синонимия — Совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов, синтаксических конструкций, фразеологических единиц. Синонимия приставок. Наличие общего реального или грамматического значения у … Словарь лингвистических терминов

Стилистические ресурсы морфологии и словообразования — (грамматическая стилистика) – это 1) средства морфологии и словообразования, дающие говорящему возможность наиболее целесообразного выбора и использования морфологических и словообразовательных синонимов и вариантов в соответствии с целями и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Читайте также: