Международное сотрудничество российской федерации в сфере противодействия коррупции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

Комментарий к статье 4

1. Согласно комментируемой ч. 1 Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Основанием такого сотрудничества являются международные договоры, и возможно оно на основе принципа взаимности.
Принцип взаимности - принцип международного права, в соответствии с которым международные договоры должны заключаться на основе равноправия, а также взаимности выгод и обязательств. В широком смысле это одно из начал международного сотрудничества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций .
В соответствии с ч. 1 ст. 1189 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. Из содержания данной статьи вытекает, что применение иностранного права, как правило, носит безусловный характер. Правило имеет практическое значение не только для суда или иного органа, применяющего иностранное право, но и для стороны в споре, стремящейся по тем или иным причинам добиться того, чтобы суд отказался от применения иностранного права.
Комментируемая статья называет цели международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции:
1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставление в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмен информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координация деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
Вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции являются предметом регулирования многих международных договоров, соглашений исходя в ряде случаев из принципа целесообразности. Так, согласно ст. 43 Конвенции ООН против коррупции государства-участники рассматривают возможность оказания друг другу содействия в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией, в случае если это целесообразно и соответствует их внутренней правовой системе .
Отсюда вытекает вывод, что вопросы, связанные с противодействием коррупции, должны быть регламентированы национальным законодательством.
В этой же Конвенции есть специальная статья, посвященная сотрудничеству между правоохранительными органами. В процессе такого взаимодействия государства-участники, в частности, принимают эффективные меры, предусматривающие:
1) укрепление, установление каналов связи между их компетентными органами, учреждениями и службами с целью обеспечения надежного и быстрого обмена информацией о всех аспектах преступлений, охватываемых Конвенцией, включая, если заинтересованные государства-участники сочтут это надлежащим, связи с другими видами преступной деятельности;
2) сотрудничество с другими государствами-участниками в проведении расследований в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией, с целью выявления:
личности, местонахождения и деятельности лиц, подозреваемых в участии в совершении таких преступлений, или местонахождения других причастных лиц;
перемещения доходов от преступлений или имущества, полученного в результате совершения таких преступлений;
перемещения имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений;
3) предоставление в надлежащих случаях необходимых предметов или необходимого количества веществ для целей анализа или расследования;
4) обмен в надлежащих случаях с другими государствами-участниками информацией о конкретных средствах и методах, применяемых для совершения преступлений, охватываемых Конвенцией, включая использование поддельных удостоверений личности, фальшивых, измененных или поддельных документов и других средств для сокрытия деятельности;
5) содействие эффективной координации между их компетентными органами, учреждениями и службами и поощрение обмена сотрудниками и другими экспертами, включая при условии заключения заинтересованными государствами - участниками двусторонних соглашений или договоренностей, направление сотрудников по связям;
6) обмен информацией и координацию административных и других мер, принимаемых в надлежащих случаях с целью заблаговременного выявления преступлений, охватываемых
В преамбуле данной Конвенции признается важность активизации сотрудничества для эффективной борьбы с коррупцией.
Согласно ст. 25 стороны в максимально возможной степени сотрудничают друг с другом в соответствии с положениями применимых международных документов о международном сотрудничестве по уголовным делам или договоренностями, достигнутыми на основе единообразного или принятого на взаимной основе законодательства, а также в соответствии со своим внутренним правом в проведении расследований и разбирательств, касающихся уголовных преступлений, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с Конвенцией.
Стороны также оказывают друг другу максимально возможную взаимную помощь, обеспечивая незамедлительную обработку запросов, полученных от органов, которые в соответствии со своим внутренним правом полномочны проводить расследования или осуществлять производство по уголовным делам в связи с преступлениями, квалифицированными в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией.
Однако во взаимной правовой помощи может быть отказано, если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы об оказании такой помощи может нанести ущерб ее национальным интересам, государственному суверенитету, национальной безопасности или общественному порядку.
При этом банковская тайна не может служить основанием для отказа в любом сотрудничестве. Сторона, когда это предусмотрено ее внутренним правом, может потребовать, чтобы просьба о сотрудничестве, включающем разглашение банковской тайны, была санкционирована либо судьей, либо другим судебным органом, включая государственных обвинителей, занимающимся производством по уголовным делам.
Необходимо отметить, что во многих международных документах делается акцент на то, что коррупция выступает угрозой безопасности государства.
В Хартии европейской безопасности говорится, что коррупция представляет собой большую угрозу общим ценностям ОБСЕ . Она порождает нестабильность и затрагивает многие аспекты безопасности, экономического и человеческого измерений. Государства-участники обязуются наращивать свои усилия по борьбе с коррупцией и порождающими ее условиями, а также содействовать формированию позитивной основы для надлежащей практики государственного управления и должностной порядочности; будут лучше использовать существующие международные инструменты и оказывать взаимную помощь в борьбе с коррупцией. В рамках своих усилий по утверждению верховенства закона ОБСЕ будет взаимодействовать с неправительственными правозащитными организациями, которые борются за формирование атмосферы единодушного неприятия коррупции обществом и деловыми кругами.
Вышеизложенное подтверждает не только необходимость сотрудничества на государственном уровне, но и создание специальных межгосударственных структур в сфере противодействия коррупции.
В соответствии с Варшавской декларацией группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) доказала свою эффективность . Исходя из этого, в Декларации содержится призыв к скорейшей ратификации Конвенции по борьбе с коррупцией, относящийся к уголовному и гражданскому праву. Поскольку коррупция представляет собой всемирное явление, Совет Европы выражает намерение расширить свое сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития и Организацией Объединенных Наций для борьбы во всемирных масштабах.--------------------------------
Варшавская декларация (итоговая декларация саммита) (вместе с Планом действий, Руководящими принципами отношений между Советом Европы и Европейским союзом, Декларацией о сотрудничестве между Советом Европы и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе) // Совет Европы и Россия. 2005. N 1. С. 26 - 37.

Вопросы противодействия коррупции регламентированы также и иными международными актами, регулирующими различные аспекты этого явления. Это, например, Общие правила борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний . Наличие таких актов свидетельствует о том, что коррупция как негативное явление присутствует во многих областях общественной и политической жизни. Эффективность борьбы с этим явлением требует учета системного, комплексного подхода к принимаемым мерам.
В этой связи вызывает непонимание то обстоятельство, что Россия не участвует в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Нет сомнений в том, что искоренение коррупции невозможно только уголовно-правовыми методами. Необходимо применение и гражданско-правовых, административно-правовых и иных мер.
В сфере противодействия коррупции заключены и действуют и двусторонние соглашения, договоры, в которых основным направлением сотрудничества называются борьба с коррупцией и организованной преступностью, взаимодействие в этих областях, включая создание соответствующих механизмов и процедур .
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью // Бюллетень международных договоров. 2008. N 10. С. 69 - 73; Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Перу // Российская газета. 2007. 7 ноября; документ опубликован не был; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Ангола // Документ опубликован не был; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Объединенной Республики Танзания // Документ опубликован не был; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Таджикистан // Документ опубликован не был.

Принято также и большое количество актов на уровне стран - участников СНГ. На распространение коррупции в странах СНГ повлияли многие факторы: слабости в государственном аппарате и институциональный вакуум (фактическое отсутствие институтов, которые могли бы эффективно проверять злоупотребления служебным положением) в период независимости; перераспределение государственного имущества и богатства частным лицам, что создало основные возможности для "погони за рентой"; потребностью создавать новые институты и переписывать законы, указы и проводимый курс. При этом большинство проблем, связанных с коррупцией в странах СНГ, возникло не из-за экономических реформ 1990-х годов, а в большинстве случаев из-за отсутствия или неполной реализации рыночно ориентированных реформ. Переход от командной к рыночной экономике в странах СНГ оказался намного более трудным, чем планировалось первоначально, особенно в таких странах, как Молдова, Армения, Грузия, Киргизия и Таджикистан, которые испытывали нехватку природных ресурсов .
Во многих документах СНГ коррупция рассматривается как угроза безопасности государства. Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам является и объективно останется одной из наиболее востребованных областей взаимодействия. В этой связи говорится о необходимости дальнейшей активизации усилий государств - участников СНГ в противодействии коррупции .
В статье 1 названного Закона указано, что он направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, государственных должностных лиц, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Кроме того, Закон определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.
И в этом смысле непонятно, чем могут отличаться Законы "О борьбе с коррупцией" и "О противодействии коррупции". Только принятием превентивных мер? Тем более что Закон 1999 г. содержит специальную гл. 2 "Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения и ответственность за них".
2. Согласно комментируемой ч. 2 иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности согласно законодательству Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Следует обратить внимание, что в изложенном варианте комментируемая часть может вызвать определенные сложности в правоприменительной практике.
Из содержания статьи непонятно, о каком виде ответственности говорит законодатель. Если в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства применима как уголовная, так и гражданско-правовая, административная ответственность, то в отношении иностранных организаций - только гражданско-правовая и административная виды ответственности. Применение уголовной ответственности возможно только в отношении руководителя иностранной организации.
Согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности, в случаях если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
В данной статье УК РФ предусматриваются реальный и универсальный принципы действия российского уголовного закона в пространстве.
Реальный принцип заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе и иностранца или лица без гражданства, к ответственности по российскому законодательству за правонарушение, совершенное на территории иностранного государства, если оно направлено против интересов России.
Универсальный принцип предполагает возможность привлечения иностранного гражданина либо лица без гражданства, совершившего правонарушение вне пределов России, к ответственности по законодательству Российской Федерации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с универсальным принципом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, несут ответственность по российскому уголовному законодательству в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены за это деяние в иностранном государстве. Этот принцип применяется к международным преступлениям и преступлениям международного характера, ответственность за которые в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами предусмотрена ее уголовным законодательством. В первую очередь данный принцип имеет отношение к преступлениям против мира и безопасности человечества (ст. 353 - 360 УК РФ). Данный принцип применим и к ряду других, так называемых конвенционных преступлений (ст. 127.1, 127.2, 186, 206, 227 УК РФ и др.).
Как отмечалось выше, Россия не является участником Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г. . И в этом случае привлечение иностранного гражданина либо лица без гражданства к гражданско-правовой ответственности представляется невозможным. Тем более что согласно ч. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если говорить об административной ответственности, то КоАП РФ предусматривает ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации (ст. 2.6). Следовательно, в статье закреплен территориальный принцип привлечения к административной ответственности.
В комментируемой части статьи не названы основания наступления такой ответственности. Думается, что законодатель в качестве таковых прежде всего должен был указать интересы государства и его безопасность. Хотя и авторы Комментария к УК РФ констатируют, что понятие "интересы Российской Федерации" нормативно не определено , представляется возможным исходить из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Представляется целесообразным закрепление ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций в различных статьях с указанием вида оснований и порядка привлечения, в связи с тем что национальное законодательство регулирует данные вопросы не в полном объеме.


👁 Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Одна из самых актуальных проблем XXI века, распространившаяся на весь мир – это проблема борьбы с коррупцией. Государства борются с коррупцией не только внутри своей страны, но и выходят на международный уровень, и борьба таким образом становится мировой. С коррупцией идет борьба не один год, не одно десятилетие, битва продолжается уже многие годы. Данное преступление несет большую угрозу внутреннему правопорядку стран, а также стоит под угрозой все человечество. Прикладывается много сил, тратится куча времени, уходят большие деньги на решение этой проблемы. Как бы государства не старались, проблема остро стоит на международной арене. В статье представлены и проанализированы международные нормативно – правовые акты, посвященные борьбе с коррупционными преступлениями. Также упоминается про один из основных международных документов – это Конвенция ООН, которая целенаправленна на борьбу с коррупцией, а также иные нормативные акты, принятые в рамках Совета Европы и европейского Союза. Отмечается, какую роль они играют в борьбе с коррупцией. В научной работе подчеркнуты основные проблемы международного сотрудничества в области коррупции и возможные пути их решения. Невозможно было не обратить внимания на то, как Генеральная Прокуратура Российской Федерации взаимодействует с иностранными странами.

Ссылка для цитирования:

Страна

2018

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплено понятие слова коррупция. Согласно пункту первому статьи первой настоящего Закона, коррупция – это злоупотребление служебным положением, взяточничество, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, от имени или в интересах юридического лица". Реальной правовой основой противодействия коррупции являются такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Однозначно то, что Российская Федерация также участвует в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе взаимности сотрудничает в противодействии коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Это выполняется для следующих целей:

1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения иных лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставление в соответствующих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебно-медицинских экспертиз;

4) Некий бартер информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координация деятельности по предупреждению коррупции и борьбе с ней.

После того как мы обсудили нормативные акты Российской Федерации, стоит озвучить и дать краткий анализ международно-правовых актов. Были разделены международно-правовые акты в области противодействия коррупции по сферам их деятельности и правовому значению.

Классификация международно-правовых актов:

1) универсальные международно-правовые документы, имеющие обязательную юридическую силу (например, Конвенция ООН против коррупции). Сюда же можно отнести универсальные международные акты, т. е. акты" мягкого права " (например, резолюции, декларации, рекомендации);

2) региональные международно-правовые документы юридически обязательного характера (например, региональные антикоррупционные конвенции), а также региональные международные документы "мягкого права" (резолюции, декларации, рекомендации).

Стоит начать и более подробно рассмотреть один из наиболее значимых международно-правовых актов в области противодействия коррупции – Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Следует подчеркнуть, что Конвенция ООН является первым юридически обязательным антикоррупционным соглашением, которое применяется на международном уровне. Государства, являющиеся участниками настоящей Конвенции, взяли на себя все обязательства по осуществлению квалифицированных антикоррупционных мер, затрагивающих их внутреннее законодательство.

В главе III Конвенции ООН содержится конкретный перечень коррупционных деяний. И они включают в себя:

1) подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, незаконное присвоение или иное неправомерное использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием ради личной выгоды; злоупотребление служебным положением;

2) незаконное обогащение; взяточничество в частном секторе; кража имущества в частном секторе; отмывание и сокрытие доходов от преступной деятельности; воспрепятствование правосудию.

Конвенция ООН против коррупции является центральным документом, на котором базируются усилия государств по предупреждению коррупционных преступлений. Хотя коррупционные преступления" не возвращаются " в Российскую Федерацию, мы продолжаем прилагать все усилия, энергично бороться и активно применять нормы Конвенции ООН против коррупции.

Как это можно решить? И решить эту проблему довольно-таки сложно. Государства не могут иметь точно такую же систему права как и у других, так как каждая страна имеет свои особенности и так далее. Некоторые страны не могут или даже боятся изменить свое законодательство. Поскольку государства могут бояться потерять некоторые экономические преимущества, если им придется устанавливать строгие правила на международных рынках, исключающие коррупцию. Следует добавить, что законодательство должно быть унифицировано на национальном уровне не только в области уголовного права, но и в области административного и налогового права глобально. Успех международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в создании и унификации нормативных актов, но и в сотрудничестве правоохранительных органов в процессуальной и уголовной сферах. Объективные условия для развития создаются благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств. И нельзя не учитывать тот факт, что одним из направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации является сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями. В настоящее время сотрудничество с зарубежными партнерами в области уголовного правосудия находится на вершине международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Хотим отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с зарубежными коллегами в сфере уголовного судопроизводства более чем 80 стран мира! Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

На сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и других соглашений о сотрудничестве с партнерами из 66 зарубежных стран. За последние 5 лет было подписано 28 таких соглашений. За этим следует классическая проблема экономического развития. Есть государства, которые в силу своего низкого уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценное сотрудничество в борьбе с коррупцией. Для решения данной глобальной проблемы странам с низкой экономикой необходимо привести в порядок свой уровень экономического развития и активнее взаимодействовать с другими странами, имеющими гораздо более высокий уровень экономики.

Исходя из вышесказанного, рассмотрев основные проблемы и пути их решения, можно сделать вывод, что коррупция-это проблема не одной страны, а всего мира. Государства прилагают все усилия для ликвидации преступлений, связанных с коррупцией. Решая проблемы, связанные с коррупционными преступлениями, укрепляется международное сотрудничество государств.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Читайте также: