Особенности сатиры гоголя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Николай Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание

Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении.

Большинство сочинений Гоголя — это произведения или целиком сатирические по своему пафосу и своей структуре, или или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место. Но сатира в творчестве писателя не остается неизменной, а проходит несколько этапов своего развития.

2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне – помещики и чиновники:

3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей приро­де, ни в коем случае не носила революционного характера. Го­голь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостни­чество, монархию), а лишь отклонения от нормы.

4. Гоголь один из лучших в мировой литературе масте­ров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель вирту­озно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).

На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследст­вии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зо­щенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор оста­ется неповторимой и глубоко оригинальной.

Здесь искали:

Всматриваясь в сатирические образы, приходишь к выводу, что они непременно определенным образом эмоционально окрашены.Эмоциональная оценка в сатире—всегда отрицание изображаемого смехом над ним.

Юмор намного реже предполагает отрицание; смех, рождаемый юмористическим отношением, по своей тональности отличается от сатирического смеха.

Но в понятие юмор вкладывается и другой смысл. По сути, без юмора немыслима никакая сатира.

«Самая бичующая, самая гневная, самая скорб­ная сатира должна содержать в себе хоть каплю на­смешки—иначе она перестанет быть сатирой. А юмор со своей стороны всегда содержит в себе элементы сатиры

Надо прежде знать о том, что Гоголь был про­должателем и в известном отношении учеником Пушкина. Подобно Пушкину, Гоголь считал, что писатель должен прав­диво, верно отображать реальную действительность, ставя пе­ред собой при этом общественно-воспитательные задачи. Но вместе с тем одной из наиболее существенных отличительных особенностей Гоголя, сравнительно с Пушкиным, был его юмор, переходящий в последних, лучших его произведениях в общественно-политическую сатиру.

Похожие статьи:

Простое предложение в древнерусском языке. Типы предложений по цели высказывания Повествовательные предложения представляют собой основной тип предложения по цели высказывания. В Супрасльской летописи этот тип предложений наиболее широко представлены: и послаша зо море ко варягомъ, к Руси; нача княжити Ярополк в Киеве …

Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1863) Современник Диккенса, еще один замечательный мастер английского реалистического романа XIXв., блестящий сатирик, Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте в 1811 г., в состоятельной семье колониального чиновника. После смерти отца в шес …

Древнегерманские племена и их языки Классификация древнегерманских племен. Вопрос о древнегерманских языках и их классификации неразрывно связан с вопросом о племенах — носителях этих языков, с вопросом о классификации этих племен с точки зрения исторической науки. Первую …

В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя:

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сатирические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя

Сатирически изображая дворянство и чинов­ническое общество, никчемность их существо­вания, Гоголь прославляет русский народ, силы которого не находят применения. С особым чув­ством пишет Гоголь о народе: здесь уже нет об­личающей сатиры, а есть сожаление и печаль. И все-таки писателю присущ оптимизм, он ве­рит в светлое будущее России.

Сатирически изображая дворянство и чинов­ническое общество, никчемность их существо­вания, Гоголь прославляет русский народ, силы которого не находят применения. С особым чув­ством пишет Гоголь о народе: здесь уже нет об­личающей сатиры, а есть сожаление и печаль. И все-таки писателю присущ оптимизм, он ве­рит в светлое будущее России.

Юмор по Гоголю

Подобный стиль в будущем позаимствует позднеимперская, советская, да и нынешняя российская политическая комедия. Карикатуры и фельетоны на ужасных заокеанских врагов выполнены в той же манере, в которой Гоголь изобличал современных ему чиновников.

Смех и слезы

Но есть и серьезная отличительная особенность произведений Николая Васильевича от современного юмора. Все же недаром Белинский писал, что от произведений Гоголя стоит ждать и смеха, и слез. Правда, плакать хочется не от того, что очень весело, а от тяжелой реальности, которая так хорошо показана в работах писателя.

25.02.2018 15:00

Николай Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание

Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении.

Большинство сочинений Гоголя — это произведения или целиком сатирические по своему пафосу и своей структуре, или или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место. Но сатира в творчестве писателя не остается неизменной, а проходит несколько этапов своего развития.

План сочинения – Своеобразие гоголевской сатиры

Своеобразие гоголевской сатиры

2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне – помещики и чиновники:

3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей приро­де, ни в коем случае не носила революционного характера. Го­голь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостни­чество, монархию), а лишь отклонения от нормы.

4. Гоголь один из лучших в мировой литературе масте­ров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель вирту­озно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).

Сатира на русскую действительность

В частности, оба писателя сошлись на роли творца в обществе. Гоголь, как и Пушкин, считал, что главная задача писателя – правдиво отражать действительность и ставить перед собой задачи общественно-воспитательного толка. То есть автор должен в первую очередь доносить своими произведениями что-то разумное, доброе и вечное. По мнению Николая Васильевича, главное действенное средство перевоспитания общества – это высмеивание его пороков. Поэтому в поздних произведениях Гоголь целиком перешел на общественно-политическую сатиру.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он поймут

И как любил он, ненавидя.

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Николай Васильевич Гоголь — талантливый писатель-сатирик

Она начинается с лирического отступления о путешествиях. Здесь автор использует его любимый художественный приём — характеристика персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот приём на примере помещика Плюшкина. Плюшкин — помещик, целиком утративший человеческий облик, а по существу — и рассудок. Въёхав в имение Плюшкина, автор его не узнаёт. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек..

Возможно это вас заинтересует:

Юмор по Гоголю

Подобный стиль в будущем позаимствует позднеимперская, советская, да и нынешняя российская политическая комедия. Карикатуры и фельетоны на ужасных заокеанских врагов выполнены в той же манере, в которой Гоголь изобличал современных ему чиновников.

Смех и слезы

Но есть и серьезная отличительная особенность произведений Николая Васильевича от современного юмора. Все же недаром Белинский писал, что от произведений Гоголя стоит ждать и смеха, и слез. Правда, плакать хочется не от того, что очень весело, а от тяжелой реальности, которая так хорошо показана в работах писателя.

Гоголь в гимназии: первая поэма и школьный театр



Иван Жерен. Портрет Николая Гоголя. 1836. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург



Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре.

Николай Сушков, драматург



Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1840-е. Ивановский областной художественный музей, Иваново

Читайте также: