Постструктурализм м фуко кратко

Обновлено: 30.06.2024

Постструктурализм – это течение в западной гуманитарной мысли 1960-1990-ых годов, особенно ярко проявившееся в филологических исследованиях; движение критиков структурализма.

Понятие постструктурализма

Представители движения постструктурализма считают необоснованными претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания. Они отмечают, что только знание структур не может дать полного понимания исторических фактов и событий, необходимо также знание того, что расположено за пределами любой структуры – контекста, индивидуальных особенностей автора. Наиболее ярким представителем этого течения является французский социолог, философ Мишель Фуко. Также к постструктуралистам относятся Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Э. Сиксу, С. Кофман, Л. Иригарай, Ж.-Л. Нанси, Дж. Батлер, П. Бурдьё и др.

Любые структуры в постструктурализме рассматриваются не в качестве абсолютных данностей, а как что-то незавершенное, принципиально открытое, не имеющее абсолютного центра и абсолютной системы координат. В частности, это связано с отказом рассматривать бинарные оппозиции как основу отношений между элементами системы.

Бинаризм – это концепция структурализма, согласно которой все отношения между любыми феноменами сводятся к бинарным структурам – моделям, основу которой составляет наличие либо отсутствие какого-либо различия (признака).

Готовые работы на аналогичную тему

В постструктурализме основательность знака уничтожается, существует лишь уровень значений, которые взаимодействуют хаотично. Мир представляется неким калейдоскопом значений, в который субъекту предстоит внести порядок.

В буквальном смысле термин постструктурализм должен обозначать то, что следует за структурализмом. Действительно, постструктурализм вытекает из структурализма, наследует его идеи, но одновременно является его преодолением. В структурализме структура рассматривается как некое самодостаточное целое, которому не нужен автор, а автор при этом выступает в качестве агента структуры.

Постструктурализм выступает против понятия структуры в качестве воплощения логоцентризма и выступает против автора как монологизма. Однако это не значит, что существует какая-либо хронологически фиксируемая граница между эпохой структурализма и постструктурализма. В гуманитарных науках структуралистский подход существует и в настоящее время и имеет большое количество сторонников. Поэтому определение границ постструктурализма через противопоставление структурализму не представляется возможным.

  • Философия постструктурализма – это закономерное продолжение западноевропейской критики трансцендентального субъекта, которое получило начало в психоанализе З. Фрейда, неогегельянстве А. Кожева, французском экзистенциализме, феноменологии М. Хайдеггера
  • В философии постструктурализма окружающая реальность рассматривается как исторически формирующееся дискурсивное поле
  • Философия постструктурализма опирается на генеалогический концепт истории
  • Постструктуралисты отказываются от методологии исследования как дискурсивного продукта, сложившегося исторически и декларируют своими трудами мифопоэтический характер философствования
  • Постструктурализм – это не школа, а движение. Отличие школы от движения, по словам Делёза, заключается в том, что в движении нет писаных законов и учеников, следующих им, нет обязанностей.

Постструктурализм в литературоведении

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Постструктурализм Ж.Дерриды и М.Фуко.doc

1.Понятие постструктурализма ………………….………….……………..…..…. . 5

2. Постструктурализм Ж.Дерриды…………………………..……………………… ….12

3. Постструктурализм М.Фуко……………………………….……………….…..… ….16

1.Понятие постструктурализма

Деррида - автор концепции деконструкции, увязывал разрушение идейной программы разума с трансформацией логоса, голоса, с потерей статуса мужского начала; отмечал культурную ситуацию вторичности и комментаторства текстов былых эпох, обнаруживающую остатки логических смыслов. 1

Сохранение структурализма в постструктурализме

Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с общей проблематикой постструктурализма, является вопрос о его хронологии. Трудность здесь заключается прежде всего в том, что постструктурализм вырос из структурализма, во многом со хранил его понятийный аппарат и значительную часть общего комплекса мировоззренческих представлений. Разумеется, в постструктурализме этот комплекс претерпел существенные изменения, да к тому же и сам постструктурализм как таковой сформировался как критика основных структуралистских положений.

Постепенное вызревание постструктурализма в недрах структурализма и объясняет тот факт, что его ведущие теоретики (М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт) в

начале своей деятельности выступали как сторонники структуралистской парадигмы и лишь позднее перешли на позиции постструктурализма, а иногда и просто их какие-то отдельные положения были с течением времени переосмыслены как основополагающие для постструктуралистской доктрины. В первую очередь это касается Фуко: вначале он воспринимался как образцовый структуралист, потом -- как эталон постструктуралистского мыслителя. В результате все его раннее творчество было подвергнуто кардинальной ревизии, последовательно стремившейся отыскать в

раннем Фуко предпостструктуралистские интенции, и надо сказать, не без успеха.

Постструктурализм как современный тип знания

Постструктурализм никогда не был систематизированной научной дисциплиной: обоснование мировоззренческого хаоса, теоретическая аннигиляция целостной личности, последовательная установка на принцип языковых игр и глобальный релятивизм в самом своем зародыше несли внутреннюю противоречивость. И хаос эмоционального нигилизма не мог не повлечь за собой хаос теоретический. В этом специфика постструктурализма как современного типа знания: он существует не как набор определенных истин, а как проблемное поле -- диалогически напряженное полемическое пространство, где в состоянии вечного

соперничества разнородные концепции оспаривают друг у друга право на роль наиболее авторитетной системы аргументации, не вычленяясь при этом в независимое целое, но обретая свое значение в непрекращающейся взаимной контестации.

Структурализм – в общей парадигме постструктуралистских представлений – всегда был ее неотъемлемым элементом, хотя его роль и значение ощутимо менялись в процессе становления постструктурализма. Последний же всегда существовал как критика структурализма, и без предмета своих инвектив он вряд ли смог обрести свой modus vivendi, ибо и в своих контраргументах против структурализма он во многом зависел от системы доказательств, выработанных своим предшественником.

Более того, сама доктрина постструктурализма постоянно подвергает себя саморевизии, переоценке и переосмыслению, заново интерпретируя структуралистские концепции в постструктуралистском духе. Наиболее показательным в этом отношении может служить пример Фуко, о чем говорилось выше.

Сложность разграничения этих течений заключается еще и в том, что возникновение постструктурализма отнюдь не означало исчезновения структурализма как такового. Помимо множества переходных случаев, когда

довольно трудно разграничить, где, собственно, кончается структурализм и начинается уже постструктурализм. 3

Постструктурализм является законным сыном структурализма, так как вырос из него в результате долгого процесса постепенного трансформирования, видоизменяя исходные постулаты своего предка, и его недаром определяют как

"постструктурализм". В каком-то смысле структурализм латентно содержал в себе предпосылки постструктурализма, которые находились в нем в скрытой или зародышевой форме и проявились открыто лишь тогда, когда стали явственно ощущаться ограниченность возможностей структуралистской доктрины, истощение ее теоретического потенциала. 4

Таким образом, постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.

Цель постструктурализма - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения.

Постструктурализм в основном французское направление мысли: его главные представители - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.

Рубеж, отделяющий структурализм от постструктурализма., - события весны и лета 1968 г. Этот период характеризуется обострением чувствительности интеллектуала к социальным противоречиям. Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснить социальные катаклизмы.

"Постструктурализм возник из осмысления известной сентенции периода майских событий: "Структуры не выходят на улицы". Коль скоро нечто важное, однако, совершается (кто-то строит баррикады и оспаривает существующий порядок), значит, самое главное в структуре - не структура, а то, что выводит за ее пределы. За рамки структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, событие, свобода; за рамки структуры как логического построения выходят аффекты, тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного, познавательного выходят власть, отношения господства и подчинения. Среди ориентаций внутри постструктурализма особенно важны две - с акцентом на текстовую реальность и с акцентом на политическую реальность. Девиз одной - "вне текста нет ничего" (вариант: "нет ничего, кроме текста" - Деррида), другой - "все в конечном счете - политика" (Делез)".

Одной из главных задач постструктурализма становится критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты, в постструктурализме противопоставлены идеи различия и множественности. Наиболее последовательно и ярко эта разновидность П. представлена у Деррида. Для того чтобы "перехитрить" метафизику, приходится нарушать междисциплинарные перегородки и политические запреты, выходя на уровень тела, действия, языка в его особом аспекте. Задача метода деконструкции заключается в том, чтобы показать в тексте значимость внесистемных, маргинальных элементов. "Всякий текст живет среди откликов, "перекличех", "прививок", "следов" одного текста на другом. След важнее и первичнее любой системы: это отсрочка во времени и промежуток в пространстве;

Само обилие понятий в предыдущей цитате ясно показывает последовательное стремление постструктурализма к обновлению не только методов и объектов исследования, но и самого метаязыка. В научной обиход вводятся слова и понятия, существовавшие до этого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новый смысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний. 5

2. Постструктурализм Ж.Дерриды

Ключевой фигурой постструктурализма и деконструктивизма является Жак Деррида. Многие современные специалисты по теории и истории критики отмечают как общепризнанный факт то значительное влияние, которого оказывают в последние десятилетия на критику Западной Европы к США идеи этого французского семиотика, философа и в определенной мере литературоведа, или, по крайней мере, человека, создавшего теоретические предпосылки деконструктивистской теории литературного анализа.

Жак Деррида - французский социальный теоретик, родился в 1930 году. Преподавал в ведущих университетах Франции - Сорбоне, Высшей Нормальной школе, Высшей школе социальных исследований.

Ж. Деррида был одним из учеников Фуко, что и предопределило постструктуралистскую направленность его произведений. В 1966 г. Ученый провозгласил приход эры постструктурализма и написал на эту тему много работ.

В начале XX в. одним из самых популярных и влиятельных направлений политической философии считается структурализм. Его формирование и развитие происходило под воздействием научных открытий в сфере антропологии и этнической психологии.

Структурализм – это широко известное и популярное течение в гуманитарной мысли прошлого века, которое базируется на определении и изучении структуры как совокупности многоуровневых отношений между частями целого, которые могут сохранять способность устойчиво реагировать на всяческие изменения.

Методологическая основа структурализма

Методология структурализма обязана своему появлению К. Леви-Строссу, Р. Барту, Ф. де Соссюру. Она оказывала серьёзное воздействие на формирование современной политической философии. Стремление выявить устойчивые связи и отношения – это основа структурной методологии. Связи и отношения используются в качестве нерушимого ядра, а ключевая роль надаётся природным свойствам составляющих элементов, которые эти связи и образуют.

Именно французский философ и антрополог К. Леви-Стросс применил структурную методологию ко многим видам коммуникативной деятельности относительно примитивных обществ.

К. Леви-Стросс является теоретиком структурализма, создателем концепции структурной антропологии. Он занимался изучение права и философии в Сорбонне, принимал участие в семинарах этнографов и социологов Марселя Мосса. Некоторое время был в числе профессорского состава университета Сан-Паулу, а также советником по вопросам культуры в США при французском посольстве. Позже занимал руководящую должность в Антропологическом музее в Париже. Являлся профессором Коллеж де Франс. Был членом Французской академии наук. Имел философское образование и находился под влиянием Ж.-Ж. Руссо, марксистских воззрений, психоанализа и социологии Э. Дюркгейма. Относительно собственной философской позиции он говорил – сверхрационализм, в который он изо всех сил пытался интегрировать чувственное. Его основными трудами можно считать "Печальные тропики", Структурная антропология", "Первобытное мышление", "Мифологики", "Структура мифов", "Колдун и его магия".

"Структурная антропология", "Мифологики", "Первобытное мышление" были посвящены сравнительному анализу лингвистической структуры языка и структуры кровного родства. Он доказал, что эти структуры не просто похожи, а идентичны. В системе кровного родства главным опосредующим фактором коммуникации является женщина, которая подобно словам в языковой системе так же циркулирует между кланами и родами в системе родства.

Относительно общности рассматриваемых систем, мыслитель высказал интересную гипотезу, которая заключалась в том, что обе системы – это продукт производства структур разума, поскольку лингвистическая структура языка и структура кровного родства существует только в человеческом сознании. Посредством сравнительного анализа первобытного мышления современного человека К. Леви-Стросс понял устройство структуры мифа. Далее занялся сравнительным анализом мифов и сделал вывод, что в мифах разных народов можно проследить одни и те же структурные единицы.

Структурный метод К. Леви-Стросса представлен в виде алгоритма:

  • На первом этапе выделяется некоторое множество объектов, в которых предполагается общность структуры.
  • На втором этапе определяется сосредоточение этих объектов во времени, учитывается принцип примата синхронных изучений над диахронными в сфере культуры.
  • На третье происходит распад объектов на элементарные части, их систематизация, выявление специфических функций, которые помогают выявить устойчивые структуры, занимающие в сравнительном анализе важнейшее место.

Постструктурализм и его основные понятия

В современных исследованиях широко используются основные принципы философии структурализма. Это позволяет сделать некоторые сложные для понимания политические феномены более простыми. Однако современная форма структурализма – постструктурализм всё же основное внимание стал сосредотачивать на выявлении внутренних факторов. Делается акцент на отличия, интертекстуальность – цитат, аллюзий которые пронизывают многие века и эпохи. В этом виден и тотальный эстетизм постструктурализма.

Постструктурализм – это общее название нескольких подходов в социально-гуманитарном и философском познании, которое характерно для последней трети XX в. Он нашёл своё выражение в литературоведении, философии, социологии, истории, искусствоведении.

Общественным признаком наступления эпохи постструктурализма отмечен революционный кризис 1968 г. во Франции. Он стал свидетельством того, что произошли изменения духовного климата и социальной чувствительности. Постструктурализм не пытается объективно выяснять состояние дел, независимое от субъекта или читателя. Его главная задача заключается в раскрепощении желаний и поиске удовольствия в любом акте жизнедеятельности, не учитывая даже тот факт, что отстранённость любого предмета человеческих желаний делает невозможным реальное получение удовольствия от чего-либо.

Главным концептом и символом, который лежит в основе постструктурализма стало извлечение структуралистского "различия" из общей системы противопоставлений, которая даёт ему смысловое значение и абсолютизирует различия как такового.

Основными представителями постструктурализма являются мыслители М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр.

Постструктурализм — философское направление, ярчайшим представителем которого был Фуко.

Становление философа

Фуко появился на свет 15 октября 1926 года во Франции. Родился он в семье хирурга, назвавшего сына Полем. Однако сам Фуко предпочитал называть себя Мишелем, и позже он именно под этим именем вошёл в историю.

Начал получать образование Мишель в лицее Генриха VI, а позже юноша смог поступить в Колледж Святого Станислава. Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, молодой человек доучился до бакалавра и позже приступил к подготовке к поступлению в Высшую нормальную школу — одно из самых престижных учебных заведений Франции.

Во время обучения в колледже Мишель увлёкся философией. Особенно часто он проводил своё свободное время за трудами Фридриха Ницше, Георга Гегеля и Карла Юнга.

Работы Фуко

Мишель Фуко.

Мишель Фуко. Источник: spiegel. de

Профессор Фуко у микрофона.

Цитаты мыслителя

Многие высказывания Фуко — краткие, но ёмкие и точные, — стали афоризмами:

Читайте также: