Рассказ о римском триумфе кратко

Обновлено: 02.07.2024

На этом рисунке изображено как царь едет на колеснице, а впереди идут рабы, а перед рабами идут люди и дети в цепях, в руках у рабов были оружия. Это была великая победа над Македонией. Позади ехал полководец-победитель. он был в пурпурной мантии, а в руках у него была ветка лавры.

Ну молодец, поздравляю только это было 5 лет назад их уже не вернуть ( Эх помню были времена на YouTube не было рекламы, вот же кайф был, а сейчас? ОБИДНО!

Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империум (imperium) и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы) , так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев) .

Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в. Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения) , и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи) . Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосу

Триумф в Риме- вступление в столицу победоносного полководца. Император едет в колеснице, запряженной четверкой белоснежных лошадей .Рядом с императором его войско, а впереди захваченные пленные в цепях, в руках у рабов были оружия. Над его головой держут лавровый венок

Триумф (лат. triumphus ) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).



Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Римский триумф (лат. triumphus) - торжественное возвращение полководца и его войска в Рим после победоносной войны. Первоначально триумф был просто прибытием победоносной армии в столицу, но со временем триумф превратился в торжественное чествование полководца-триумфатора в образе бога и стал настоящим праздником для жителей Рима, который могло длиться несколько дней.

Первоначально римский триумф был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого действия была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. Триумф происходил после каждой крупной компании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония, возникла традиция ограничивать его проведения его только в особые случаи. И на него уже требовалось разрешение Сената.

Триумф имел 2 аспекта: религиозный и военный


Современное изображение полководца-триумфатора


Современное изображение полководца-триумфатора

Не менее важен и второй аспект римского триумфа. Триумф - последнее военное мероприятие из совершаемых полководцем в ходе командования. Важно, чтобы при его совершении полководец обладал все полнотой военного империя и был высшим главнокомандующим в войне. Это мог быть консул, претор или диктатор (особый магистрат в кризисный момент). В период Империи триумфатор уже только император, так как он является главнокомандующим.

После важной победы войско провозглашало своего полководца императором. Он принимал фасции (т.е. почки лавровых прутьев, перевязанные ремнем и с топором посередине) и украшенное лаврами донесение о победе. После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия Сената, но оно могло быть получено только при выполнении определенных условий:

1. Будущий триумфатор должен был быть провозглашен войском императором.

2. Победа должна была быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства, а не в гражданской войне и не в восстании рабов.

3. Победа должна была быть одержана в ходе крупного сражения, в рагу должен был быть нанесен урон не менее 5 тыс. человек в 1 битве. ( в 1 в до н.э. полководца обязали подтверждать свои сведения под присягой, за фальсификацию данных был штраф). Хотя много примеров предоставления триумфов за общие результаты. Победа должна была быть одержана малой кровью со стороны Рима.

4. Война должна была быть завершена, чтобы армию можно было отозвать, присутствие победоносного войска было частью церемонии, но со временем обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии и это правило отменили. Также крупная победа в широкомасштабной или продолжительной войне могла вознаграждаться триумфов.

5. Разрешение Сената. Для обсуждения дарование или не дарование триумфа Сенат собирался вне городских стен в храме Беллоны (богиня войны, входила в свиту Марса), Аполлона. Это было сделано для того, чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания на триумф. Если Сенат не допускал триумф, то тогда мог предложить ОВАЦИИ (малый триумф, вместо жертвоприношения быка-овцу), но полководец мог это обжаловать в Народном Собрании.


Рельеф с изображение триумфа. Арки Тита. Рим. I в. н.э.


Рельеф с изображение триумфа. Арки Тита. Рим. I в. н.э.


Арка Тита. Рим. I в. н.э.

Ход: Триумф начинался на Марсовом поле (вне стен Рима) и заканчивался жертвоприношением в храме Юпитера Капитолийского.

1. Магистраты и сенат

3. Осязаемые плоды победы: захваченное оружие, художественные и материальные ценности (статуи, вазы, золото). Таблички, на которых написаны названия покоренных городов. Золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванных провинций, дикие звери.

4. Белый бык для жертвоприношений с позолоченными рогами, которого сопровождают жрецы.

5. Важнейшие пленники в цепях (Югурта, ВерцингЕторикс, изображение умершей Клеопатры). Их как правило убивали в тюрьме у Капитолия.

6. Ликторы с фасциями, украшенные лаврами.

8. Полководец - триумфатор в колеснице, запряженной 4 конями (оленями, слонами). Колесница и кони украшались лаврами. Триумфатор одет в пурпурную тунику, расшитую золотой пальмовой ветвью и тогу, тоже расшитую золотом. На голове у него был золотой лавровый венок, а позади стоял раб, державший золотую корону в виде дубового венка. Он нашёптывал триумфатору momonto mori- помни, что смертен. Во времена Империи раб не мог стоять позади императора и на рельфах мы уже можем видеть изображение Победы. В руках у триумфатора в правой руке лавровая ветвь, в левой- скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху. Перед колесницей триумфатора зажигали ладан. Несовершеннолетние дети мальчики и девочки могли ехать рядом с полководцем или верхом позади. Взрослые дети триумфатора ехали позади колесницы на конях.

9. Иногда за триумфатором и его детьми шли римские граждане, освобожденные от рабства победой триумфатора.

10. Процессия завершалась проходом пехоты с криками IO triumphe и иногда неприличными песнями и частушками в адрес триумфатора. Это позволялось.

Триумф мог длиться несколько дней. И заканчивался жертвоприношением и пиром с сенаторами в храме Юпитера Капитолийского. Для солдат также устраивалось празднование в храме Геркулеса.

На этом почести триумфатора не заканчивались, он имел законное право на:

1. Возможность впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

2. Получить землю для дома за государственный счет и украсить дом трофеями

3. Поставить статую, как победителю среди статуй других триумфаторов.

4. Имел право быть похороненным внутри городских стен и на могиле написано, что он был удостоен трибуна.

5. В честь своих побед строить триумфальные арки


Рельеф с изображение триумфа. Предположительно панель арки Марка Аврелия II в н.э.


Рельеф с изображение триумфа. Предположительно панель арки Марка Аврелия II в н.э.


Скифос с изображением триумфа Тиберия. Лувр. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.

Схожие темы

Литература

1. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред.проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Полигон, 2002.—864 с.

2. Машкин Н.А История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2006. — 753 с.

3. William Smith A DICTIONARY OF GREEK AND ROMAN ANTIQUITIES . Т. II (L—Z). London.: JOHN MURREY, ALBEMARLE STREET, 1891.-1072 p .

Триумф

Полководца, одержавшего крупную победу в войне над внешним врагом, награждали триумфом, правом на торжественный въезд в Рим.

До дня триумфа полководец-победитель не имел права пересекать границы города.

В назначенный день он в составе торжественного шествия, начинавшего свой путь на Марсовом поле, через триумфальные ворота въезжал в Рим. Тысячи зрителей собирались вдоль Священной дороги, украшенной цветами, чтобы поприветствовать полководца-триумфатора. Первыми шли сенаторы и магистраты, за ними следовали музыканты, далее несли военные трофеи и изображения покоренных городов или стран, потом шли жрецы и юноши в праздничных одеждах, ведшие белых быков, назначенных для жертвоприношения. Затем следовала самая блестящая часть процессии - золотая колесница триумфатора.

Триумфатор

Перед колесницей триумфатора, запряженной четверкой белоснежных лошадей, шли ликторы с пучками прутьев, обвитых лавровыми ветками, музыканты и певцы, прославлявшие победителя. Сам полководец стоял на колеснице, увенчанный лавровым венком, одетый в пурпурную, расшитую золотом тунику (одежду Юпитера Капитолийского), такую же тогу и обутый в позолоченные сандалии. В одной руке он держал скипетр из слоновой кости, украшенный сверху золотым орлом, а в другой - лавровую ветвь.

За спиной триумфатора стоял раб, он держал над головой полководца золотую корону или венок и, когда толпа радостными криками приветствовала победителя, шептал тому на ухо:

Решение о назначении триумфа принимал сенат, выслушав отчет полководца-победителя. Специально для этого сенаторы собирались за пределами Рима, обычно в храме Беллоны на Марсовом поле.

Завершение шествия

За полководцем следовали солдаты, в лавровых венках и со всеми знаками отличия. Они выкрикивали в адрес триумфатора оскорбления, оберегая его таким образом от зависти богов и не давая полководцу чересчур возгордиться. Самыми последними шли пленники, иногда их связанными несли на носилках. Завершалось шествие на Капитолии. Прибыв к храму Юпитера Капитолийского, триумфатор слагал с себя лавровый венок, произносил молитву и совершал торжественное жертвоприношение, а затем раздавал солдатам подарки и награды. После этого устраивалось угощение для всех жителей Рима.

Читайте также: