Колорит это в живописи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Колорит–это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.

Колорит– это важнейший компонент художественного образа, одно из средств художественной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях ДПМ.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

Колорит раскрывает перед нами красочные богатства мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и другие. Колорит будет теплым и холодным, светлым и темным.

Многообразие цветовых систем может быть сведено (схематически) к нескольким типам колорита:

2. Разрубленный и высветленный колорит применяется в одежде, архитектуре, скульптуре и прикладных искусствах. Также используются в живописи для показа настроения картины, состояния в природе.

3. Ломаный (серый) колорит. В сером или ломаном колорите преобладают цвета с подмесью серого. Такая гамма цветов говорит об увядании и бессилии пессимизма, часто приятна усталому и изощренному зрению.

5. В классическом (гармонизированном) колорите все краски приведены в гармоническое единство друг с другом (сочетание нескольких типов колорита).

Цветовая гармония.

Цветовая гармония – это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды гармоний.

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахроматический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

2) Полярная.Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге).

3)Трехцветная. Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но, тем не менее, это самый оптимальный тип цветовой композиции.

4) Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цветов.

Цветовая композиция

Цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

Существует несколько типов цветовой композиции: ахроматическая, монохромия, полярная, трехцветная, многоцветная.

1. Композиция ахроматических цветов.Ахроматическая цветовая композиция (из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов).

Ахроматическая цветовая композиция широко применяется в дизайне (станки, приборы, аппараты), в проектной графике – архитектурной и дизайнерской, а также в станковой и книжной графике. Ахроматической гамме отдают предпочтение в тех случаях, когда хотят сосредоточить внимание на форме, поскольку цвет вступает в противоречие с формой.

Простейшее гармоническое сочетание в ахроматической группе: – это двухтональноерешение композиции (ахроматическая диада):

- белый цвет по черному и черный по белому (контрастные тональные отношения);

- сочетание двух серых тонов, лежащих по соседству (нюансные тональные отношения).

Наиболее широко в цветовых композициях применяют трехтональную цветовую гамму (белый, черный, серый).

При построении трехтональных композиций учитывают пропорциональные отношения между тонами.

Использование ахроматической шкалы (1-9) для создания трехтональной композиции:

1. Полный светлотный диапазон (два кратких цвета тональной шкалы (1,9) и средний серый (5)). Композиции этой цветовой гаммы отличаются конкретностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны.

2. Светло-серый диапазон (от белого до средне-серого, 1-5). Характеризуется легкостью, мягкостью, воздушностью; обобщенность и цельность тонального звучания вызывает спокойное эмоциональное состояние.

3. Темно-серый диапазон (от светло-серых тонов, исключая белый и черный, 3-7); лишен динамической напряженности, статичен. Композиции этой тональной шкалы нейтральны по звучанию, спокойны, сдержаны.

2. Монохромная композиция. В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов цветового круга, воспринимаемых как оттенки основного.

Что выражает монохромная композиция:

а) классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);

б) сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией. Пример: икона Владимирской

Божьей Матери, Спас Нерукотворный и другие иконы, убранство храмов, Рембрандт;

в) сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии);

г) старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан);

д) простота, доходчивость и броскость. Примеры: геральдика, (не всегда), изделия массовой культуры;

е) реклама (один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется);

3. Полярная цветовая композиция. Доминантой служит пара контрастных противоположных (полярных) цветов в цветовом круге.

Что выражает полярная композиция:

а) эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений;

б) выявляет противопоставления (фигура и фон, большое и малое, добро и зло, женщина и мужчина и т.п.);

в) если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссонируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов).

4. Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

5. Многоцветная композиция.Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре или больше хроматических цветов. Используется в природе, в храмах, иногда в одежде, в изображении большого количества фигур и предметов, в народном и карнавальном искусствах, ярмарочном дизайне и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Живопись отличается от других видов искусства, своим разнообразием цвета. При работе над живописным произведением обязательно используются различные краски (акварель, масло, гуашь, темпера), т.е живопись – это работа цветом.

«Колорит – это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Главное достоинство колорита – богатство и согласованность цветов.

Колорит – важнейший компонент художественного образа, одно из средств художественной выразительности в живописи, цветовой графике, во многих произведениях искусства.

Объединение цветов играет в живописи существенную роль. Обычно объединяются между собой цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, происходит их качественное изменение, появляется особая звучность. Цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения.

Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам, не нарушая целостность произведения.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

Колорит раскрывает перед нами красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.

«Первые перемены в колорите появляются в конце XV в. В это время краски стали смешивать в полутона, добиваясь плавных переходов цвета. Цвет и форма сливаются в одно целое, краска становится неотделима от света и пространства. Путь от Беллини к Тициану и Тинторетто — это переход от локального колорита к тональному.

После XVI в. цвет в живописи все более конкретизируется. Появляются новые оттенки: у Караваджо — томато-красный, оливково-зеленый, коричнево-желтый, васильково-синий, у Веласкеса — неуловимые переходы вокруг черного, серого, белого, розового. Рембрандт ограничивает свою палитру темными тонами, но у него цвет приобретает новые свойства — одухотворенность и загадочность.

Живописцы Возрождения, например Тициан, используют цвет для выявления жизни натуры. В эпоху барокко цвет является в большей степени элементом живописной фантазии, определяющей, прежде всего эстетические функции.

Живопись старых мастеров была построена на изысканных красочных переходах, смешанных тонах, сложных технических приемах. Они использовали сильные тоновые и цветовые контрасты. Чтобы получить желаемый цветовой тон, художники часто использовали прием лессировки.

В XVIII в. эстетическая игра с краской становится еще более изысканной, сложной и виртуозной. Мастера используют тончайшие нюансы одного цвета для лица, волос и одежды. На первый план выступают белый, светло-желтый и кофейно-коричневый цвет.

Для XIX в. характерны противоречия между цветом и формой, оптические эксперименты. Живописцы этого периода, особенно импрессионисты, научились воссоздавать солнечное сияние, выделять светлое на светлом. Они перешли к чистым краскам, используя эффекты оптического смешения цветов, больше внимания стали уделять цветовым контрастам.

У Матисса, Гогена, Ван Гога — ясные контуры и полнозвучные, большие пятна красок. Матисс обрел свою палитру в царстве локальных красок. Особой выразительности цвета он добился, вырезая из бумаги необходимое цветовое пятно и размещая его на плоскости без предварительного рисунка. Наклейки из бумаги Матисса легко превратить в гобелены, рисунок на ткани, книжные украшения.

Цвет на картинах Гогена выполняет роль не столько изобразительную, сколько декоративную, символическую — можно увидеть красный песок, розовых лошадей, синие деревья. Картины Ван Гога построены на контрастных сочетаниях цветов, но здесь краски являются уже не декоративным, а психологическим фактором, они передают настроение.

Чувство колорита — очень ценный дар. И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, М.Врубель, Ф.Малявин, В.Борисов-Мусатов и другие — выдающиеся русские художники-колористы. Например, Репин писал в теплом золотисто-желто-красном колорите. Любимый колорит Сурикова состоял из голубовато-синих, холодных цветов. В серо-серебристом колорите написаны многие произведения Серова, а Врубель предпочитал серые, голубые и синие цвета. Многие картины Малявина отличаются огненно-красным колоритом.

Умение различать не только тональные, но и цветовые изменения освещения художнику надо всячески развивать в себе. Колорит в живописи — один из важных моментов видения натуры. Как выстраивать колористические отношения в живописи в статье из журнала Художник 1960-го года.

Предметы имеют свойство вбирать в себя отраженный свет других предметов. Поэтому рыжие волосы пишутся не одной коричневой краской, а в некоторых местах вдруг и темно-синей (примерно), но несмотря на это они будут казаться рыжими, если целиком правильно переданы вся среда, в которой они находятся, если верно выдержаны световые и тональные отношения. Читать далее

Колорит – это необязательно предельная яркость красок, надо учиться и серенькую гамму передавать во всем богатстве палитры. Колористическому видению натуры помогает и другая особенность нашего зрения – чувство цветовых контрастов и отношений теплых и холодных оттенков.

Закон цветового контраста: заключается в том, что рядом с теплыми оттенками глаз человека, как правило видит холодные оттенки, один цвет вызывает ощущение другого, дополнительного цвета. Например, сероватый фон рядом с зеленым предметом кажется розоватым, рядом с синим – желтоватым и т.д. Чем острее чувство цвета у художника, тем сильнее он воспринимает влияние цвета одного предмета на цвет другого, тем больше тепло-холодных оттенков он сумеет увидеть и передать на холсте. Чрезвычайно важно для живописца умение подметить цветовой контраст света и тени на предмете, то есть изменение оттенка тени в сторону теплого цвета, если цвет холодный, и появление холодных оттенков в тени, если свет теплый.

«Краска становится цветом, если она органически входит в общий цветовой строй картины, и останется краской, если перенесена в чужеродный красочный строй — говорил Н.Волков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Колорит в живописи – основной элемент художественной конфигурации, помогающий раскрытию содержания произведений искусства.

В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловского, А. Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно - образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и своё отношение к миру прежде всего в цвете.

Теория колорита претерпевала большие изменения с развитием теории, истории и практики искусства.

В XIX веке в основе теории колорита и художественной практики лежала идея подражания природе. Мастером колорита считался художник, умевший взять цветовой тон освещённых предметов, свойственный их природе, и придать гармонию цветовым сочетаниям живописного произведения.

В начале XX века немецкий исследователь Э.Утитц классифицировал разнообразные формы использования цвета как средства художественной выразительности и выделил три основных типа организации колорита в изобразительном искусстве – полихромию, гармонию и колоризм.

Полихромия, по мнению Утитца, сводится к раскраске и применяется в скульптуре, архитектуре, орнаменте, плакате. Гармония применяется в тех видах искусства, где необходима созвучность цветов, которая придает художественному произведению определённое настроение и влияет на содержание. Колоризм как принцип организации цветового строя, по мнению Утитца, возможен только при подражании натуре, присущ только xczживописи и редко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Другой немецкий ученый Ф.Енике выделяет три вида цветового строя картины, построенного по принципу подражания природе: абсолютный колорит, преувеличенный колорит, тональный колорит.

Абсолютный колорит передаёт все модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит – преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передаёт нереальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно сгармонизированные и выраженные через общий цветовой тон.

Колорит является средством художественного выражения в живописи и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно-смысловым и образным содержанием живописного произведения. Колорит выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи.

Колорит в живописи непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства. Основу колорита как системы организации цветовых пятен в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы оттенки и т.д. Колорит в живописи включает в себя законы гармоничных сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.

Валёр в живописи создаётся незаметным переходом одного цветового тона и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Колорит живописного произведения часто характеризуют словами тёплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.

Часто цветовую гамму живописного произведения называют колористической гаммой. Иногда живописное произведение построено по принципу применения нескольких колористических гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служит для её оттенения, контраста.

Использование в живописи нескольких гамм создаёт определённую тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения.

Применением различных колористических тональностей в живописи передаётся состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредствам нюансировки цвета, поиском различных его оттенков.

Теоретик искусств Н.Н.Волков говорил: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мёртвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись.

На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически.

Чтобы понять принцип колористического объединения цветов иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различные цветовые стёкла. Если посмотреть на натуру через желтовато-красные стёкла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стёкла, - впечатление, близкое к лунному освещению.

Колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения.

Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения. Колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия.

В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определяется живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.

Читайте также: