Миф об аполлоне и гермесе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Гермес (у римлян Меркурий) — один из древнейших богов Греции; был первоначально богом — покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес — покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом — покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес — покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях — учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д. После завоевания Александром Македонским всей персидской державы (конец IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства, Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Татом и становится также богом магии и астрологии (т. е. гадания по звездам); его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы (Каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса) можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь — в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес — бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем — изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — золотые стрелы и лук, а у Ареса — меч. (Миф про Гермеса)

Гермес похищает коров Аполлона

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике. (Миф про Гермеса)
— Возьми себе одну из этих коров, — сказал ему Гермес, — только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, — сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:
— Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.
Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.
После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.
Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.
Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:
— Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел? (Миф про Гермеса)
— Не боюсь я Аполлона, — ответил матери Гермес, — пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.
А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, — ведь следы вели не в пещеру, а из нее.
Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.
— Послушай, мальчик! — воскликнул в гневе Аполлон, — я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.

— O, сын Латоны! — ответил Гермес. — Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят — другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.
Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.
С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, — так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель (Музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом), столь любимую пастухами Греции.
Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах (В античной Греции существовали, главным образом при школах, особые площадки, окруженные часто колоннами, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. Такие площадки называли палестрами) стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.
Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры. (Миф про Гермеса)

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, кому это небезразлично, знают - и, скорее всего, с детства - историю о том, как были похищены божественные коровы, изобретена первая лира и заключена взаимовыгодная сделка. О том, то бишь, как познакомились божественные братья - златокудрый, сребролукий и сладкозвучный Аполлон и быстроногий, хитроумный и красноречивый Гермес, - и как острый конфликт между ними по поводу краденых коров послужил впоследствии поводом к их прочной дружбе, скрепленной обменом дарами.
Когда я впервые узнала эту историю, она показалась мне занимательной сказкой. Это не был мой самый любимый греческий миф, но хорошо было его рассказывать в лицах, изображая сначала как справедливо разгневанный Аполлон отчитывает псевдоневинного младенца, возлежащего в сухих пеленках, а затем как тот же младенец со спокойным торжеством сообщает своей маме Майе, успевшей набеспокоиться за него в первый же день его жизни, что те же самые коровы, которых он сперва незаконно присвоил, теперь законно ему подарены и поступают в их с мамой полное распоряжение. В свою очередь зрителем этого представления стала моя же бабушка - на кухне и у плиты, но ей наверняка не было так интересно, как внучке. Потому что надо было за плитой следить, и, кроме того, вряд ли можно вполне насладиться рассказом, если малолетняя рассказчица сама чуть не лопается от смеха.
Долгое время миф про братьев и коров для меня только сказкой и оставался, но теперь я желаю подойти с другой стороны и, сколь позволяют мои знания, его проанализиировать.
Наверное, история о взаимоотношениях Аполлона и Гермеса относится к так называемым "близнечным мифам", где один из братьев - "культурный герой"- учитель, мастер, установитель порядка, а другой - "трикстер", проказник, который его деяния передразнивает. Проделки трикстера могут иметь печальные последствия. Аполлон и Гермес - не близнецы (со своей сестрой-близнецом Артемис Аполлон, сколь я знаю, никогда не ссорится), однако в остальном они сюда подходят. Далее могут разыгрываться разные варианты взаимоотношений братьев, однако главный фокус в том, что, ссорящиеся или мирящиеся, они один другого дополняют, как воплощения разных начал в природе, в том числе - в природе человека.
Как античные боги и персонажи мифов Аполлон и Гермес оба имеют и темные, и светлые стороны, и, хотя благодаря любвеобилию их державного отца-тучегонителя братьев у них много, именно у этих двоих порядочно общих черт и, так сказать, путей взаимодействия.
Оба они были покровителями стад, и когда-то в самой древней древности Аполлона изображали в виде барана, а Гермеса - с бараном на руках. Оба они - незаконные дети царя богов и людей Зевса и"быстро растущие" дети. Вскоре после своего рождения Аполлон уже убил гнусного змея Пифона (интересно, что сначала считалось, что это змей убил Аполлона, а потом роли поменялись), основал святилище в Дельфах, из-за неосторожного слова поссорился с Эротом и пережил первую несчастную любовь к Дафне (вот это был мой любимый греческий миф). А Гермес уже в первые сутки своей жизни обдурил старшего брата, но затем все же с ним помирился, а также выступил как защитник строгих принципов, наказав жадного старика, нарушившего честное слово, и заявил о себе как о изобретателе, певце и музыканте.
Оба они - вечные юноши-красавцы (по крайней мере, так их представляли в классический период). При создании образов каждого из братьев использован принцип контраста - не только контраста между ними, но и сочетания противоречивых черт в каждом из них. Аполлон грозен, он может жестоко наказывать, его мощь внушает страх и смертным, и другим богам, включая папу его Зевса, с которым, бывало, Аполлон враждовал, - но, когда он играет, все на свете радуется и идет в танец. Гермес даже и начинающим проказником заставил Аполлона порядком понервничать, - но, когда он играет, брат-эстет готов ему все простить. Оба бога выступают время от времени помощниками греческих героев (Аполлон иногда с ними сражается).
Оба они - боги многофункциональные, причем функции их часто перекликаются, в частности:
- Аполлон - великий музыкант и певец, но Гермес подарил ему первую лиру и научил его играть на ней. И вот уже сын Гермеса, бог Пан, состязается с Аполлоном в музыке и не может победить его;
- Аполлон - покровитель поэтов, а Гермес - ораторов, кроме того, Аполлон - покровитель искусств, а Гермес изобрел алфавит, а также числа и меры;
- Аполлон - бог прорицателей, а Гермес - астрологов и гадателей, тайного знания. Как научиться гаданию, узнал он от Аполлона. Гермес подарил Аполлону свирель, а Аполлон Гермесу - золотой жезл, открывающий ему все пути и делающий его на всех путях невредимым;
- оба они - посредники между богами и людьми: Аполлон возвещает людям волю богов через своих жрецов, Гермес переносит послания Зевса лично;
- Аполлон - покровитель греческих колоний, Гермес - покровитель путешественников;
- Аполлон карает разгневавших его болезнями и гибелью, Гермес ведет души умерших в царство Аида;
- Аполлон с музами посылают вдохновение, Гермес (согласно гомеровскому гимну) посылает сон.
Сюда просится добавление, что Аполлон - это свет солнца, знания, истины, а Гермес проказничает, "укрываемый черною ночью "(С, гомеровский гимн). Но мы уже видели из приведенного перечня, что черты творца и разрушителя сочетает в себе каждый из них, а, стало быть, затруднительно именовать кого-то одного из братьев только "светлым" или только "темным".
У каждого из них было множество любовных приключений, но оба не всегда были в любви счастливы. Особенно не везло Аполлону, хотя он и первый олимпийский красавец: одна возлюбленная убегает, другая изменяет, третья обещает, но на свидание не приходит, четвертая просто отвергает на том основании, что ее больше устраивает смертный жених, ей подобный. Гермесу тоже сперва не везло в его любви к Афродите, покуда Зевс над ним, безутешным, не сжалился и не решил помочь. А Пан, сын Гермеса, попал с нимфой Сирингой в такую же историю, как до того Аполлон с Дафной: девушка убежала и превратилась, только бы с ним дела не иметь. Некая девица, именно - Хиона, дочь царя Дедалиона, была от обоих братьев беременна и родила двух сыновей. :-) Сын Гермеса, хитрец Автолик, стал искуснейшим вором и дедом Одиссея по материнской линии, сын Аполлона, Филаммон - знаменитым певцом и музыкантом. (На этот раз старшим родился сын Гермеса, так как хитрец первым достиг своих любовных целей). Но мать их вздумала некстати поддразнивать Артемис, и та поразила ее стрелой, без всякого сочувствия к любви своих братьев.
В исследованиях о развитии верований и мифов греков мы читаем о том, как первоначально темные и страшные божества превращались в светлых покровителей. В истории о взаимоотношениях Аполлона и Гермеса меня сейчас наиболее привлекает, что это - рассказ о дружбе, возникшей из ссоры. Сам факт того, что боги (и люди) родились братьями, еще не гарантирует их дружбы, и нам с вами из жизни, как и из легенды о ней, известно множество примеров братских распрей. Здесь же, напротив, противостояние возникает для того, чтобы смениться "гармонией отношений". Уж наверное ссора между молодыми-энергичными братьями-богами, продлись она и затянись, могла бы привести к очередному мировому катаклизму. Но обида исчезает, и оказывается поводом для анекдота - только вместо анекдота слагают гимн.
А дальше следует рассуждение вовсе ненаучное и нехудожественное, которое может выдержать только дневник. Раз оба брата любят лиру, мне хочется вообразить их как разных поэтов. вообще мастеров слова. Да и не только слова - браться могут быть музыкантами, художниками и так далее.
Из писателей под покровительством Гермеса, кроме Пушкина Александра Сергеевича, находились также Данте, Гете, Лев Толстой и Бродский - например. Под покровительством Аполлона (если считать, что Аполлон особо покровительствует "тельцам") находились, например, Макиавелли, Набоков, Михаил Булгаков, Тагор, Омар Хайям - кроме Шекспира Вильяма Ивановича. И, если увлечься "игрой в ассоциации," с каждой из сторон можно припомнить еще много по-разному замечательных творцов.

Для несерьезного исследования использовались материалы:
Лосев А.Ф. Аполлон // Мифологический словарь - М.: "Советская энциклопедия", 1990. - С.55 - 57

Тахо-Годи А.А. Гермес// Мифологический словарь - М.: "Советская энциклопедия", 1990. - С. 150-151.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М.: "Искусство", 1989. - 304 с.

Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1957 г. - 464 с.

Поиск

Гермес похищает коров Аполлона

Гермес похищает коров Аполлона Легенды и мифы Древней Греции

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.
– Возьми себе одну из этих коров, – сказал ему Гермес, – только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, – сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:
– Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.
Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.
После этого вернулся Гермес за коровами и быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.
Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.
Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:
– Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь, как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?
– Не боюсь я Аполлона, – ответил, матери Гермес, – пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.
А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, – ведь следы вели не в пещеру, а из нее.
Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.
– Послушай, мальчик! – воскликнул в гневе Аполлон, – я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.
– О, сын Латоны! – ответил Гермес. – Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят – другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.
Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.
С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, – так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель, столь любимую пастухами Греции.
Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах (В античной Греции существовали, главным образом при школах, особые площадки, окруженные часто колоннами, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. Такие площадки называли палестрами) стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.
Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры.

Герме́с — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

Никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве.

Сын Зевса и плеяды Майи Гермес родился в гроте горы Киллены в четвёртый день месяца. По другой версии, родился на горе Керикион.

Первое воровство совершил ещё будучи в пелёнках — покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант — приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок двух убитых коров сделал лиру[13] на горе Хелидорея (Аркадия).

Аполлон же в поисках коров прибыл в Пилос и, расспросив местных жителей, узнал, что коров угнал мальчик, но следов найти никто не смог. Догадавшись, кто это сделал, Аполлон пришёл к Майе и обвинил Гермеса в краже. Мать показала ему ребёнка, лежащего в пелёнках. Тогда Аполлон отнёс его к Зевсу, и Гермес после расспросов отца показал Аполлону, где находятся коровы, а сам сел неподалёку и стал играть на лире. Аполлону игра на лире очень понравилась, и он предложил Гермесу обменять коров на лиру. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлону захотелось иметь и этот инструмент, и он предложил свой жезл в обмен на неё.

Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.

Гермес изобрел письмена в Египте. Установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту (первую в имени Дий) — Дельтовидное созвездие.

Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению, Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале.

Гигин приводит миф о том, как Гермес влюбился в Афродиту, но был отвергнут. Когда Афродита купалась в реке Ахелой, Зевс послал орла, чтобы тот отнёс её сандалию в египетскую Амитаонию и вручил Гермесу. Афродита стала её искать и пришла к Гермесу, тот насладился с ней любовью. Гермес в благодарность сделал орла созвездием.

Гермес — один из немногих олимпийских богов, которые не

Аполло́н - покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, также очищал людей, совершавших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворял Солнце.

Сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Родился в седьмой день месяца. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.

За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину.

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Циклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.

Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.

Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.

Мифы о Прометее.

Промете́й — в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены. Его жена Гесиона.

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди.

Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.

Прометей предвещал, что Зевса скинет с Олимпа его собственный сын от Фетиды, а матери Геракла, которая пыталась утопиться, когда Зевс её обесчестил, сказал, что она не должна лишать себя, а тем более сына, жизни. Рождённый от Зевса сын будет героем, совершит подвиги, отомстит за мать и избавит Прометея от вечных мук.

По Эмпедоклу, Прометея спас демон, который осквернил себя и скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.

Состав Ветхого Завета.

Исторические книги (Иисуса Наввина, Судией Израилевых, Руфи, Царств 1-4, Паралипаменон 1-2, Ездра 1, Неемия, Есфирь)

Учительные книги (Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклесиаста, Песнь песней)

Пророческие (Малые и Большие пророки, Плач Иеремии)

Неканонические (Ездра 2-3, Товит, Иудифь, премудрости Соломона, премудрости Иисуса, сына Серахова, послания Иеремии, книга пророка Варуха, Маккавейская 1-3)

29. Композиция книги Бытия (с краткой характеристикой каждого элемента).

Бытие́ — первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Содержание книги составляют предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с Сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из пятидесяти писаний.

Книга делится на две основные части:

1. история человечества до патриархов (разделы 1—11, Быт. 1:1-11:32), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества.

2. история патриархов и их семей (разделы 12—50, Быт. 12:1-50:26), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Далее Адам и Ева стали жить на земле. У них родились дети: Каин и Авель. Однажды братья принесли Богу дары, дар Авеля был угоден Богу, а дар Каина неугоден. Каин разгневался и предложил Авелю выйти в поле, где убил его. За это Бог проклял Каина и сделал его изгоем и отступником. Каин ушёл в страну Нод. Там у него родился сын Енох. Далее в Библии описывается род Каина до Ламеха. У Адама и Евы родился ещё сын Сиф (Шет). Дальше идёт род Сифа до Ноя при котором произошёл Всемирный потоп.

Бытие гл 6. Когда люди начали умножаться на земле, то увидели СЫНЫ Божии (праведники — дети Сифа), что они (дочери человеческие — дети Каина) прекрасны и стали брать их в жены. Со временем люди начали все больше развращаться и вставать на греховный, не угодный Богу путь жизни. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. И сотворил Бог потоп. Спасся только праведный Ной со своим семейством в построенном им самим ковчеге.

Читайте также: