Международное морское воздушное и космическое право кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Понятие международного морского, воздушного и космического права.

2. Международное морское право.

3. Международное воздушное право.

4. Международное космическое право.

Понятие международного морского, воздушного и космического права.

Международное морское право представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих правовой режим морских пространств и связанную с ними деятельность субъектов международного права.

Международное воздушное право в свою очередь представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих режим воздушного пространства над территориями государств, исключительной экономической зоной, над открытым морем и Антарктикой, а также устанавливающих статус летательных аппаратов и экипажей.

Международное космическое право представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, Луны и небесных тел, а также определяющих статус космических летательных аппаратов и космонавтов.

Специальные принципы и нормы международного морского, воздушного и космического права должны соответствовать общепризнанным принципам международного права, таким как принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела и т.д.

Международное морское право.

К специальным принципам международного морского права относятся принцип свободы открытого моря, исключительной юрисдикции флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государства за деятельность в мировом океане.

Основным источником данной отрасли международного права являются: 4 Конвенции ООН по морскому праву 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря; Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 году. Россия ратифицировала ее в 1997 году.

К другим источникам международного морского права можно отнести многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Суэцкого и Панамского каналов.

В международном морском праве можно выделить несколько основных понятийных категорий, которые раскрывают содержание данной отрасли права.

К ним следует отнести: юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей; право мирного прохода; правила мирного прохода; транзитный проход; международные проливы и каналы; государства-архипелаги; архипелажные воды; территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона; международный район морского дна; международные организации по освоению Мирового Океана.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей. На основе исторически сложившегося обычая государственные морские невоенные суда наряду с торговыми, пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 и 1982 гг. признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. В тоже время они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права. Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Право мирного прохода означает в соответствии с Конвенцией 1982 года, что при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море, в том числе и военные корабли.

Транзитный проход означает свободу судоходства и полета через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Государства, граничащие с проливами не должны препятствовать транзитному проходу. В тоже время они могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу. Черноморские проливы – Босфор, Мраморное море, Дарданеллы. Проход в Черное море и выход из него регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г. Балтийские проливы – Большой и Малый Бельты, Зунд. В отношении Балтийских проливов существует только Копенгагенский трактат 1857 г., который подтверждает свободу судоходства через Балтийские проливы и не касается военного мореплавания.

Международные каналы являются искусственными сооружениями и соединяют моря и океаны. Международные какналы используются всеми государствами без дискриминации в соотествии с нормами международного права. Каналы общемирового значения – Суэцкий и Панамский, регионального – Кильский и Коринфский. Перчисленные каналы, являясь искусственными водными путями, составляют неотъемлемую часть территории государств – собственников каналов. Государства-пользователи каналов обязаны соблюдать национальные законы собственников каналов, уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход. Суэцкий канал, соединя.ющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и является частью территории Панамы. Кильский канал соединяет Балтийское и Северное моря и находится на территории ФРГ.

Государства-архипелаги представляют собой государства, состоящие из группы островов, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. Сегодня в мире насчитывается более 30 государств-архипелагов. К ним следует отнести Индонезию, Филиппины, Фиджи, Багамские острова, Тонга и др. Ширина территориального моря государств-архипелагов отсчитывается от архипелажных линий, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Причем длина таких линий не должна превышать 100 морских миль.

Архипелажные воды представляют собой воды, расположенные внутри архипелажных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Архипелажный проход представляет собой транзитный проход, на который распространяются соответствующие правила.

Такие понятия международного морского права как территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона были нами рассмотрены в лекции 14.

Международный район морского дна означает морское дно и его недра, находящиеся за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. В соответствии с нормами международного морского права Район и его ресурсы являются общим наследием человечества, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Режим разведки и разработки минеральных ресурсов установлен Конвенцией 1982 года.

К международным организациям по освоению мирового океана относятся Международный орган по морскому дну (Орган) и Международная морская организация. Международный орган по морскому дну осуществляет и контролирует деятельность в Районе от имени всего человечества. Деятельность в Районе осуществляется на основе письменного плана работы (контракта) Органа (его Предприятия) с государствами-участниками. Место пребывания Органа – Ямайка. Международная морская организация (ИМО) создана в 1958 году и занимается вопросами международно-правового обеспечения торгового судоходства, разрабатывая проекты конвенций по вопросам охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения моря с судов, безопасности рыболовных судов и т.д.

В течение столетий правовой основой деятельности госу­дарств в морских пространствах были международные обы­чаи. На конгрессах в Вене (1815) и Париже (1856) и конфе­ренциях конца XIX — начала XX в.

морские державы рас­сматривали отдельные вопросы морского права исключитель­но в целях обеспечения свободы действий для своих военных флотов, соглашаясь лишь на частичную регламентацию дея­тельности военных флотов во время морских войн (ограниче­ние использования минного оружия и т. д.).

Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли I, II, III Конференции ООН по морс­кому праву (1958, 1960, 1982).

Международное морское право представляет собой сис­тему принципов и норм, определяющих статус морских про­странств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими.

Назовем несколько важнейших понятий международно­го морского права.

Мировой океан — это юридическое понятие, обознача­ющее все связанные между собой моря земного шара, т. е. все его океаны, их моря, заливы, бухты и их недра (за ис­ключением Каспийского и Аральского морей).

Исходная линия — юридическая линия берега. Она про­водится самим государством, которому принадлежит морс­кое побережье, по линии наибольшего отлива, либо состоит из прямых линий, соединяющих крайние точки мысов или прибрежных островов.

Внутренние морские воды — это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходной линии, от кото­рой отсчитывается ширина территориального моря. К внут­ренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, бухт с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, истори­чески принадлежащие данному государству. Всякая иност­ранная деятельность во внутренних водах возможна лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные суда, используемые в коммерческих целях (торговля, рыболовство), имеют право прохода по внутренним водам в порты по уста­новленным маршрутам и обязаны соблюдать внутреннее за­конодательство во время пребывания в портах.

Территориальные моря (территориальные воды) — это полоса морского пространства определенной ширины, отме­риваемая прибрежным государствам от исходной линии. Это часть государственной территории. В ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлена предельная ширина тер­риториального моря (территориальных вод) — 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Закон РФ "О государственных границах" 1993 г. подтвердил 12-мильную ширину территориального моря.

Прилежащая зона — это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в этой зоне осуществляет кон­троль, необходимый для предотвращения нарушений тамо­женных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря.

Исключительная экономическая зона представляет со­бой район шириной до 200 морских миль от исходящей линии и включает в себя морские воды, дно и недра под ним. В пределах этой зоны прибрежное государство имеет исклю­чительные права в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов в водах, на дне и его недрах, а также права на создание и эксплуатацию "искус­ственных островов" (нефтяных платформ).

Конвенция 1982 г. установила, что прибрежное государ­ство имеет исключительные суверенные права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов исключительной экономи­ческой зоны. В то же время в этой зоне сохраняется свобода судоходства, прокладки кабелей и трубопроводов, свобода фундаментальных научных исследований.

Континентальный шельф — это естественное продолже­ние сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Граница континентального шельфа в юри­дическом смысле не должна находиться далее 350 морских миль от исходной линии. Прибрежное государство осуществ­ляет над континентальным шельфом суверенные права в от­ношении разведки и разработки природных ресурсов — мине­ральных ресурсов дна и его недр. Права прибрежного государ­ства на континентальный шельф не затрагивают правовой ста­тус покрывающих его вод и воздушное пространство над ними. Такое государство не должно чинить препятствий судоход­ству, а также прокладке кабелей и трубопроводов.

Открытое море — это морское пространство, находя­щееся за пределами исключительных экономических зон при­брежных государств. Свобода открытого моря включает, в частности, свободу судоходства; полетов; прокладки подвод­ных кабелей; научных исследований; рыболовства. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой- либо части открытого моря своему суверенитету.

Международное воздушное право — это отрасль меж­дународного права, представляющая собой совокупность об­щепризнанных и специальных принципов и норм, которыми определяются правовые положения воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов; устанавлива­ется режим использования этого пространства для целей граж­данской авиации; регулируются отношения, возникающие между пользователями по поводу воздушных передвижений, связанных с ними коммерческих операций и обеспечения бе­зопасности полетов. Верхний предел воздушного простран­ства оценивается высотой в 100—110 км.

Для разрешения вопросов международно-правовой ответ­ственности имеет значение деление воздушных судов на:

♦ государственные — военные, полицейские, специаль­ного назначения (самолеты глав государств). Они обладают иммунитетом, и ответственность за их действия несет госу­дарство;

♦ негосударственные суда, являющиеся объектами на­ционально-правового регулирования. За их действия отвеча­ет владелец судна.

В соответствии с Чикагской конвенцией каждое государ­ство может запрещать перевозку на иностранных воздушных судах через свою территорию военного снаряжения и мате­риалов. Полеты иностранных воздушных судов должны про­ходить по предписанным маршрутам. Государство может по­требовать от каждого воздушного судна совершения посадки в назначенном аэропорту с целью таможенного или иного контроля.

Обеспечение безопасности гражданской авиации ведется двумя путями:

1) через обеспечение технической надежности авиацион­ной техники и наземного оборудования; развитие авиацион­ной техники — это одна из главных задач ИКАО;

2) через мероприятия, направленные на предупрежде­ние и пресечение актов незаконного вмешательства в дея­тельность гражданской авиации.

Установлена универсальная юрисдикция в отношении актов незаконного захвата находящегося в полете воздушно­го судна, насилия в отношении лиц на борту воздушного судна в полете.

Наиболее представительной (более 160 государств-чле­нов) и авторитетной из международных организаций в облас­ти гражданской авиации является ИКАО, действующая с 1947 г. В целом миссия ИКАО состоит в организации и коор­динации международного сотрудничества в деле практичес­кого использования в глобальном масштабе воздушного про­странства, как международного, так и национального.

Международное космическое право представляет собой систему основных принципов международного права, специ­альных принципов и норм, определяющих основы космичес­кого пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов. Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искус­ственного спутника Земли (4 октября 1957 г.).

Уже в 1967 г. принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, закре­пивший специальные принципы международного космичес­кого права. Московским договором 1963 г. запрещены испыта­ния ядерного оружия в атмосфере, космическом простран­стве и под водой.

За этим последовал ряд соглашений: о спасении космо­навтов; об ответственности за ущерб, причиненный косми­ческим объектом; о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Следующие направления в форми­ровании международного космического права — учреждение международных органов и организаций.

ООН создан Комитет по мирному использованию косми­ческого пространства с Правовым подкомитетом, в котором происходит основной процесс разработки норм международ­ного космического права.

Международное космическое право создается междуна­родным сообществом в целом, но решающая роль принадле­жит космическим державам, которые взяли на себя обяза­тельства делиться результатами с другими странами.

Космическое пространство является открытым между­народным пространством. Это пространство не подлежит на­циональному присвоению каким бы то ни было образом (вклю­чая Луну и другие небесные тела, которые используются исключительно в мирных целях, запрещающие создание на них военных сооружений, испытание ядерного оружия). Зап­рещен вывод на орбиту Земли любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового поражения.

Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, со­гласно которому государство несет ответственность за всю деятельность в космосе, независимо от того, осуществляется она правительством или физическим и юридическим лицом.

Вопросам ответственность за ущерб, причиненный кос­мическим объектом, посвящена Конвенция 1972 г. Она уста­новила "абсолютную" ответственность запускающего государ­ства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе кос­мическому объекту одного государства таким же объектом другого, то последнее несет ответственность лишь при нали­чии вины. Претензии о возможности ущерба передаются по дипломатическим каналам.

Статус космонавтов и космических аппаратов. Космонав­ты — это "посланцы человечества во Вселенной", поэтому все государства обязаны оказывать им помощь в случае ава­рии. При вынужденной посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации аппарата.

Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства "регистрации косми­ческого аппарата". Под юрисдикцией государства регистра­ции находятся также и космические объекты. Право собствен­ности на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняются, и они подле­жат возвращению за счет государства регистрации.

1. Понятие международного морского, воздушного и космического права.

2. Международное морское право.

3. Международное воздушное право.

4. Международное космическое право.

Понятие международного морского, воздушного и космического права.

Международное морское право представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих правовой режим морских пространств и связанную с ними деятельность субъектов международного права.

Международное воздушное право в свою очередь представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих режим воздушного пространства над территориями государств, исключительной экономической зоной, над открытым морем и Антарктикой, а также устанавливающих статус летательных аппаратов и экипажей.

Международное космическое право представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, Луны и небесных тел, а также определяющих статус космических летательных аппаратов и космонавтов.

Специальные принципы и нормы международного морского, воздушного и космического права должны соответствовать общепризнанным принципам международного права, таким как принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела и т.д.

Международное морское право.

К специальным принципам международного морского права относятся принцип свободы открытого моря, исключительной юрисдикции флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государства за деятельность в мировом океане.

Основным источником данной отрасли международного права являются: 4 Конвенции ООН по морскому праву 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря; Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 году. Россия ратифицировала ее в 1997 году.

К другим источникам международного морского права можно отнести многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Суэцкого и Панамского каналов.

В международном морском праве можно выделить несколько основных понятийных категорий, которые раскрывают содержание данной отрасли права.

К ним следует отнести: юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей; право мирного прохода; правила мирного прохода; транзитный проход; международные проливы и каналы; государства-архипелаги; архипелажные воды; территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона; международный район морского дна; международные организации по освоению Мирового Океана.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей. На основе исторически сложившегося обычая государственные морские невоенные суда наряду с торговыми, пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 и 1982 гг. признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. В тоже время они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права. Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Право мирного прохода означает в соответствии с Конвенцией 1982 года, что при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море, в том числе и военные корабли.

Транзитный проход означает свободу судоходства и полета через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Государства, граничащие с проливами не должны препятствовать транзитному проходу. В тоже время они могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу. Черноморские проливы – Босфор, Мраморное море, Дарданеллы. Проход в Черное море и выход из него регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г. Балтийские проливы – Большой и Малый Бельты, Зунд. В отношении Балтийских проливов существует только Копенгагенский трактат 1857 г., который подтверждает свободу судоходства через Балтийские проливы и не касается военного мореплавания.

Международные каналы являются искусственными сооружениями и соединяют моря и океаны. Международные какналы используются всеми государствами без дискриминации в соотествии с нормами международного права. Каналы общемирового значения – Суэцкий и Панамский, регионального – Кильский и Коринфский. Перчисленные каналы, являясь искусственными водными путями, составляют неотъемлемую часть территории государств – собственников каналов. Государства-пользователи каналов обязаны соблюдать национальные законы собственников каналов, уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход. Суэцкий канал, соединя.ющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и является частью территории Панамы. Кильский канал соединяет Балтийское и Северное моря и находится на территории ФРГ.

Государства-архипелаги представляют собой государства, состоящие из группы островов, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. Сегодня в мире насчитывается более 30 государств-архипелагов. К ним следует отнести Индонезию, Филиппины, Фиджи, Багамские острова, Тонга и др. Ширина территориального моря государств-архипелагов отсчитывается от архипелажных линий, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Причем длина таких линий не должна превышать 100 морских миль.

Архипелажные воды представляют собой воды, расположенные внутри архипелажных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Архипелажный проход представляет собой транзитный проход, на который распространяются соответствующие правила.

Такие понятия международного морского права как территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона были нами рассмотрены в лекции 14.

Международный район морского дна означает морское дно и его недра, находящиеся за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. В соответствии с нормами международного морского права Район и его ресурсы являются общим наследием человечества, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Режим разведки и разработки минеральных ресурсов установлен Конвенцией 1982 года.

К международным организациям по освоению мирового океана относятся Международный орган по морскому дну (Орган) и Международная морская организация. Международный орган по морскому дну осуществляет и контролирует деятельность в Районе от имени всего человечества. Деятельность в Районе осуществляется на основе письменного плана работы (контракта) Органа (его Предприятия) с государствами-участниками. Место пребывания Органа – Ямайка. Международная морская организация (ИМО) создана в 1958 году и занимается вопросами международно-правового обеспечения торгового судоходства, разрабатывая проекты конвенций по вопросам охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения моря с судов, безопасности рыболовных судов и т.д.

Международное космическое право

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о регистрации.

Соглашение о Луне.

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как общее наследие человечества. В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Международное космическое право имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Автор: Nicolas Mateesco Matte, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 303-308. © North-Holland, Amsterdam.

Похожие записи

Исследование космического пространства открывает перспективы последующего заселения Луны, использования ее ресурсов и расширения человеческого

В соответствии с международными соглашениями государственный суверенитет не может простираться вверх до бесконечности, а

Читайте также: