Период чжоу в древнем китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цивилизация Древнего Китая одна из самых ранних, зародившихся на планете. В бассейне крупной реки Хуанхэ на востоке и юго-востоке Азии сконцентрировались племена чжоу, которые занимались скотоводством и земледелием. В то время были естественны войны за обладание землей, поэтому вокруг этой территории постоянно возникали конфликты. История говорит, что во 2 тысячелетии до н.э. племена чжоу победили племена шан, ранее заселивших бассейн реки Хуанхэ и стерли их с лица земли, а сами заняли покоренную территорию.

Именно в этом районе и было образовано раннефеодальное государство, просуществовавшие с 1122 (1046) по 221 г до н.э. Династия Чжоу, правившая между династиями Шан и Цинь, в свою очередь делится на два периода: западное и восточное Чжоу.

Первый правитель династии по имени Ван Чжоу сверг последнего правителя династии Шан и почти на девятьсот лет обеспечил себе и своим последователям правления величайшей страной мира.

Феодальные государства в раннее Средневековье быстро сменяли друг друга именно из-за жестокой борьбы за власть, которая не щадила даже близких родственников. Считается, что Западное Чжоу пало в 771 году до н.э. после того как последний его правитель выгнал свою законную жену и приблизил к себе наложницу. Войска обиженной царицы осадили столицу государства и захватили в плен самого правителя. Конечно, это было бы сделать довольно сложно, но отец бывшей царицы заключил дружественный союз с кочевыми племенами, что позволило ему одержать легкую победу.

Теперь новым императором Поднебесной империи был объявлен сын царицы, а столица была перенесена с Запада на Восток в город Лоян. Это и дало начало появлению государства Восточное Чжоу.

Период Весны — Осени в истории Китая

В период Весны и Осени Китай существенно укрепил свои позиции среди соседних племен. Но именно этот период был мирным, что позволило местному населению отрегулировать хозяйственную деятельность, налоги исправно поступали в казну, государство неуклонно богатело и расширяло свои владения за счет мирного присоединения земель соседних кочевых племен.

В древнекитайских хрониках написано, что династия Чжоу простирала свою власть почти до реки Янцзы.

Период Воюющих Царств

Период мирного сосуществования не мог продолжаться слишком долго, и в 4 веке до н.э. начался период, когда малые государства – удельные княжества — стали активно бороться за обладание землей. Поскольку в Средневековье именно количество земли определяло насколько богат и влиятелен местный феодал.

После 335 года до н.э. среди небольших государств особо выделилось царство Цинь. Правитель его самовольно присвоил себе титул ван – царь вместо бывшего ранее — князь, которым довольствовался до начала завоевательных войн.

Внутренняя политика государства

Государство Чжоу нужно отнести к классическим средневековым государствам, в которых верховный правитель обладает ненамного большей властью, чем местные феодалы – землевладельцы. Местные князья – чжоухоу обладали огромной властью на своих землях: они могли судить, издавать законы, собирать налоги и иметь армию. Единственной уступкой верховному владыке было – обязанность платить небольшую по тем временам дань и в случае надобности идти в военный поход со своей армией. Кроме того, князья могли совмещать свои дела по управлению вверенной территорией с административными обязанностями при дворе правителя.

В период Западного Чжоу правитель – ван имел право контролировать систему управления в удельных землях феодалов, проводить инспекции и активно вмешиваться в судопроизводство и законотворчество.

По закону государства только ван был собственником земли, и он якобы даровал эту землю за услуги своим ленными князьями. После смерти князя земля должна была вновь переходить в собственность государства, но на самом деле эти земли наследовались, и крупные феодалы при помощи захватов земель у соседей и военной добычи, таким образом усиливали свою власть.

И в период Восточного Чжоу политическая ситуация изменилась: теперь князья уже не подчинялись вану, отказывались признавать его авторитет и по праву владения крупными земельными наделами старались, прежде всего, укрепить свой собственный авторитет.

Местная знать

Следующими по значимости после вана и чжоухоу были тайши и тайбао. Они обладали огромным влиянием, занимались воспитанием наследников престола, в случае смерти вана выполняли обязанности регента при несовершеннолетних наследниках и способствовали укреплению авторитета верховной власти.

Верховными чиновниками являлись три СЫ — ответственный за трудовые повинности, ответственный за строительные работы и ответственный за военные дела. Рангом ниже были ответственные за правопорядок, церемониал во дворце и устройство распорядка дворцовой жизни.

Но самыми древними должностями были, зародившиеся еще в племенной период- Тайши. Самым уважаемым среди них был историк – летописец, в обязанности которого входило записывать все происходящие в государстве события и сохранить их для потомков.

Еще Тайши занимались назначением на должности чиновников, выдавали жалованье и следили за сохранностью казны, составляли календарь и давали рекомендации по проведению пахотных работ, проводили ритуалы и жертвоприношения. Главными функциями Тайши были поддерживать связь с Небом и передавать людям волю богов, но с течением времени эти должности теряли свое значение.

Хозяйственная деятельность

Если на начальном этапе существования государства Чжоу основными занятиями населения была охота и подсечно – огневое земледелие (леса вырубались, а корни крупных деревьев выжигались, и зола служила удобрением), то позже было сформировано надельное земледелие. При этом виде хозяйствования каждый крупный земельный надел делился при помощи каналов или проходных тропок на девять равных частей, расположенных в виде иероглифа Цзын – колодец. Восемь крестьянских семей разбирали поля по краям, а центральное поле обрабатывалось сообща, и весь урожай с него шел в уплату налогов.

Как сообщают источники, с ростом городов росло ремесленное производство и торговля. Именно в Западном Чжоу был изобретен арбалет, который пользовался огромным спросом во всем мире вплоть до 14 века.

Духовная культура

Древнее государство оставило нам в наследство три литературных памятника, которыми впоследствии воспользовался великий Конфуций. Конечно, сейчас мы не можем точно утверждать, что многочисленные переиздания этих книг ничего не нарушили в их содержании, но, тем не менее, от этих манускриптов веет традициями и верованиями древнего Китая.

Основным религиозным течением Чжоу был Даосизм- учение о вечном и неизменном пути, которым следует каждый человек, чтобы в попытках самосовершенствования добиться гармонии со Вселенной. Вторая религия, весь ма популярная в государстве – это Моизм. Учение проповедовало всеобщую любовь и взаимопомощь. Только при помощи любви и уважения можно добиться порядка в человеческом обществе, а также укрепить власть, которую будет поддерживать весь народ.

Во времена позднего Чжоу появилось учение Конфуция, со временем ставшее государственной религией Китая. Сам великий ученый Конфуций утверждал, что он лишь хранитель традиций и блюститель порядка, но никак не создатель нового учения.

Все достижения государства Чжоу сыграли огромную роль в формировании материальной и духовной культуры Китая. Племена чжоу завоевали огромную территорию, ранее принадлежавшую различным этническим племенам. Здесь же были сформированы основные направления хозяйственной деятельности: была установлена система землепользования, построены каналы, развивалась торговля, и появилось денежное обращение.

Один из периодов древней истории Китая носит название эпохи (или цивилизации) Чжоу. Ее считают третьей цивилизацией Китая и, несомненно, она сыграла большую историческую роль в развитии поднебесной империи.

Завоевания Чжоу

Завоевав Шан, чжоусцы во многом впитали и развили традиции и достижения этой культуры, но в то же время пошли по своему пути развития. Чжоусцы продолжили завоевательную политику шанцев. Им постоянно приходилось сталкиваться с различными кочевыми племенами. Однако их целью было не разграбить, а захватить новые территории и заполучить дешевую рабочую силу. Чжоусцы ввели феодальную систему: завоеванные земли отдавались в управление наставникам вона (правителя) Чжоу.

Таким образом, древний Китай представлял собой несколько десятков (а возможно, и сотен) удельных княжеств, находящихся в повиновении государству Чжоу. Правители этих княжеств часто воевали между собой, их границы постоянно менялись. Этот период называется в исторической литературе периодом Западного Чжоу.

В это время в государстве существовал общинный строй: крестьяне отдавали десятую долю своего доход а государству, а также обрабатывали государственные поля.

Воцарение династии Чжоу

С воцарением династии Чжоу произошли многие изменения в жизни древних китайцев. Чжоусцы ввели культ поклонения Небу и силам природы. Были отменены массовые человеческие жертвоприношения. Вообще этот период запомнился как наиболее благоприятный, а правители - как самые добродетельные и благочестивые, но продлился он недолго.

В 771 г. до н.э. армия Чжоу не смогла противостоять очередному вторжению кочевников. Правительству пришлось бежать в новую столицу. Земли удалось отбить, но фактически власть вана была утрачена - началась так называемая эпоха Восточного Чжоу. Эта эпоха запомнилась как "темное время" постоянных непрекращающихся войн. Однако именно в этот период зародились важнейшие философские течения Китая - конфуцианство и даосизм. Они оказали важнейшее влияние на развитие Китая.

Сторонники конфуцианства характеризовались строгим рационализмом и настаивали на приоритете общественной жизни над частной. Это учение стремилось регламентировать все стороны жизни китайцев. Главными добродетелями в человеке считались гуманность и чувство долга. Каждый человек должен быть на своем месте и выполнять свой долг так хорошо, как он может это делать. Усилился пиетет перед семьей - именно интересы семьи, старших и предков ставились во главу угла. Учитывая, в какое сложной время жил Конфуций, несложно понять, почему он высоко ценил приоритет древности.

Даосизм оказался менее распространен, чем конфуцианство, но его идеи также оказали немалое влияние на формирование самосознания древних китайцев. Его сторонники провозгласили принцип "недеяния", то есть бездействия. Человек должен жить согласно законам природы, не пытаясь нарушить их, принимать мир таким, какой он есть. Все в мире происходит по воле Неба, и пытаться противиться этой воле глупо.

В этот период продолжалась борьба между мелкими удельными княжествами, а Чжоу превратилось, по сути, в одно из них. В результате этой борьбы территория бывшего Чжоусского государства, объединявшего сотни княжеств, разделилась на несколько десятков, среди которых особо выделялись 7 крупных объединений: Цинь, Чи, Чу, Ю, Йен, Хан и Хао. Внутри этих княжеств стали происходить значительные изменения: стала усиливаться централизация, появилось чиновничество, был издан ряд законов, совершенствовалось военное искусство и дипломатия. Несмотря на разделения, все эти государства развивались, по сути, в единой системе и представляли собой единую цивилизацию. Все они боролись за возможность стать правящей династией. В итоге этой длительной кровавой и жестокой борьбы на арену вышла династия Цинь, руководители которой сумели добиться значительного прогресса в своем княжестве. Освоение плавки железа привело к большому прогрессу в развитии производительных сил. Это позволило совершить скачок в земледелии и ремеслах. Железные изделия, применяемые в земледелии, сделали возможным увеличить площадь обрабатываемых полей и перейти к интенсивной системе земледелия.

Династия Цинь окончательно установилась в 221 г. до н.э., стала первой китайской империей и провозгласила начало новой исторической эпохи в истории Китая.


Эпоха династии Чжоу, длившаяся более 800 лет, является одним из периодов древней истории Китая. Она также носит название Третьей цивилизации. Началом ее принято считать 1045 год до н.э., закат приходится на 249 год до н.э. Это важнейшая эпоха, сыгравшая значительную роль в истории. Основателем династии стал Вень-ван.

династия чжоу культура

Предпосылки образования цивилизации Чжоу

Племена Чжоу в XII веке до н.э. проживали на территории Юго-Восточной и Восточной Азии в бассейне реки Хуанхе. Они занимались скотоводством и земледелием. Как повествует история Китая, правящая династия Шан в результате ослабления была побеждена племенами Чжоу, занявшими ее территорию, на которой было образованно раннефеодальное государство.

Основателем династии Чжоу в Китае принято считать Вень-вана, который реформировал систему племенных отношений, создав на границе Шанского государства мощное княжество. Этому способствовало превращение большой части племен Чжоу из кочевников-скотоводов в оседлых земледельцев, длившееся в течение нескольких предыдущих поколений. Они получали высокие урожаи с использованием ирригационных систем орошения.

Образование государства

Продолжателем дела отца и первым царем Чжоу становится У-ван, который строит государство по подобию Шанского. Он перенес столицу в город Хао, находившийся в районе современного Сианя. На территориях, отвоеванных у династии Шан, новыми правителями строилась социальная структура, которую историками принято называть чжоуский феодализм. Постепенное завоевание территорий и увеличение численности населения приводили к усложнению социальной и административной структуры.

династия чжоу и ее вклад в китайскую культуру

Периоды эпохи династии Чжоу в Древнем Китае

В зависимости от военного и политического влияния чжоуская эпоха делится на два периода, которые принято называть:

1. Западная Чжоу. Именно с этого периода начинается образование нового мощного государства. Занимает период с 1045 по 770 годы до н.э. Это расцвет эпохи, время владения территориями в бассейне средней Хуанхе династией Чжоу. Кратко его можно охарактеризовать как становление и подъем мощного государства. В конце его столица перенесена в Лои (современный Лоян).

2. Восточная Чжоу. Поздний период с 770 по 256 годы до н.э. Время постепенного умаления гегемонии Чжоу и распада единого государства на отдельные царства. Его принято делить на подпериоды:

  • Чуньцю (Весны и осени). Этот период, как гласит предание, был отредактирован самим Конфуцием. Длился в 770-480 годы до н. э. Его можно охарактеризовать следующим образом. Территория Китая была разделена на много мелких царств, которые населяли, как народности Чжоу, так и другие народы. Все они находились под властью правителей династии Чжоу. Постепенно реальная власть дома Чжоу становилась номинальной.
  • Чжаньго (Сражающиеся царства). Длился в 480-256 годы до н.э. Все царства находились как бы в движении. Территории постоянно изменялись, так как шли междоусобные войны, что вело к ослаблению государства и к печальному итогу распада на мелкие царства.

Чжоуский феодализм

Общественная система страны периода династии Чжоу имела ряд отличительных особенностей. Царь (ван) назначал в завоеванные земли (уделы) правителей, которых называли чжухоу. Им даровались титулы хоу и гуна. Зачастую такие должности занимали представители низших линий династии. В случае если царства признавали гегемонию Чжоу, то их правители признавались удельными с обязательными условиями уплаты дани и участия в военных действиях на стороне династии.

Правители постоянно воевали друг с другом, захватывали земли соседей. Правление во многих провинция так же устанавливалось подобным Чжоуским. Это повлекло за сбой то, что многие из них провозглашали себя ваннами, что привело к подрыву стабильности в государстве. Через определенное время с центральной властью уже не считались.

династия чжоу в древнем китае

Западное Чжоу

Государственное образование было пестрым по этническому состоянию, разнородным и несовершенным. При захвате территорий в результате военных действий они отдавались в управление чжоуским феодалам либо сохраняли местных правителей, признавших их правление. Для надзора оставлялись наблюдатели от Чжоуского вана. Крепкий контроль за провинциями сохранялся до 772 года до н.э.

В это время произошло событие, когда чжоуский царь Ю-ван выгнал свою жену. Вместо нее была взята наложница. Отец опальной супруги пошел на Ю-вана войной, предварительно заключив союз с кочевыми племенами. После его свержения новым царем был объявлен сын царицы Пин-ван, которого признали ряд уездных авторитетных правителей. Столицей государства стал город Лоян. Именно эти события китайские историки связывают с началом заката династии Чжоу в древнем Китае.

династия чжоу кратко

Социально-политическое устройство государства

Принадлежность к тому или иному рангу определяла строго регламентированный образ жизни. Это касалось быта, одежды, питания, формы и размера дома, его убранства, церемониала отношений между старшими и младшими рангами. Определенным было даже число деревьев на могилах. Это делалось для того, чтобы можно было определить занимаемое место на иерархической лестнице, которое в династии Чжоу определялось исключительно по происхождению.

Наследники высоких рангов могли стать простолюдинами. Таким образом, все государство было как одна патриархальная община. Ремесла и торговля были уделом простолюдинов. Здесь богатство не могло изменить расположения на иерархической лестнице. Даже очень богатый торговец все равно оставался простолюдином.

династия чжоу

Восточное Чжоу

Этот период длился более пятисот лет, и начало его связывают с перенесением столицы. Сделать это вынудил ряд обстоятельств, в частности, защита от племени Жунов, обитающих на севере и северо-западе государства Чжоу. У государства не было возможности противостоять ему, что подорвало его авторитет.

Это негативным образом сказалось на влиянии династии Чжоу. Постепенно от нее стали отходить самостоятельные провинции. В скором времени сохранилась только территория, на которую распространялось влияние домена Чжоу. Он остался в одиночестве, что практически приравняло его к удельным княжествам.

Весна и осень

В то же время царства Ци, Цинь, Чу, Цзинь, Чжен были окрепшими и самостоятельными. Они вмешивались во все дела царского двора, диктовали политические условия. Большинство их правителей получили звание ванов, что еще более укрепило позиции. Именно в это время произошли значительные изменения в расстановке сил и изменения в сферах влияния, что в итоге привело к распаду некогда великого государства.

династия чжоу в китае

Сражающиеся царства (Чжаньго)

Продолжительность этого периода - с 480 по 221 годы до н.э. По хроникам, он продолжался еще 34 года после распада династии Чжоу. Это были сражения за главенствующую власть. Некогда могущественное государство распалось на три крупных царства – Вэй, Чжао и Хань.

Основное противодействие проходило между 9 царствами, властители которых получили звание вана. Говоря кратко, династия Чжоу уже не имела влияния. В итоге тяжелой и многолетней войны победила династия Ин и наступила эпоха Цинь.

значение правления династии чжоу

Культурное наследие

Несмотря на постоянные военные конфликты, эпоха Чжоу стала временем культурного и экономического подъема. Значительное развитие получила торговля. Важнейшую роль в этом сыграли построенные каналы. Торгово-экономические связи с другими цивилизациями оказали определенное влияние на развитие государства. Переоценить значение династии Чжоу и ее вклад в китайское культурно-экономическое наследие невозможно.

Следует отметить, что культура эпохи Чжоу зародилась не на пустом месте. Она возникла из шанской культуры, которую мудрые правители не уничтожили, как это нередко бывает в истории, а взяли за основу. Экономическое развитие и особенности социального строя Чжоу дали толчок в формировании многих направлений в культуре нового государства, которая занимает особое место в великом наследии Китая.

Ключевые слова конспекта: Государство Западного Чжоу, чжухоу, Государство Восточного Чжоу, Пин-ван, хуася.

Государство Западного Чжоу

Государство Западного Чжоу — в соответствии с китайской исторической традицией древнекитайское государство (1122— 770 г. до н. э,).

Государство Шан было окружено враждебными племенами, с которыми оно вело постоянные войны. Затяжные войны ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до н, э. шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада племенем Чжоу. Их считают пришельцами из районов, сопредельных с Тибетом, но затем они влились в общекитайский этнос.

Столицей завоевателей стал г. Хао в нижнем течении р. Вэйхэ, притока Хуанхэ. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы.

Несмотря на то, что ученые совместили в некоторых деталях археологические находки и исторические хроники, некоторые исследователи считают, что единственный достоверно датируемый исторический факт периода Западного Чжоу относится к его падению в 771 г. до н. э.

Государство Восточного Чжоу

Государство Восточного Чжоу — древнекитайское государство-наследник Западного Чжоу (770~25б гг, до н. э.). В VIII в. до н. э. под напором непрекращающихся вторжений кочевых племен из Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ, В 771 г. до н. э. войско царя Ю было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу.

чжоу

Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, относят к категории городов-государств.

Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в царстве Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эта эпоха была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии.

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. Система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

сражающиеся царства


Династия Чжоу (кит. упр. 周朝 , пиньинь: Zhōu Cháo, палл.: Чжоу; с 1045 до н. э. по 221 до н. э. [1] ) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.

Хотя династия длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.

  1. Западная Чжоу (1045 до н. э. — 770 до н. э.) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.
  2. Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э.) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.

При этом, говоря о Восточной Чжоу, имеют в виду скорее само царство Чжоу, превратившееся к тому времени в удельное царство и утратившее главенство, а периоды Чуньцю и Чжаньго рассматривают с точки зрения взаимоотношения всех государств и удельных княжеств на территории Китая.

Первой столицей государства Чжоу стал город Хао (кит. трад. 鎬 , упр. 镐 , пиньинь: Hào, палл.: Хао) на реке Вэйхэ, в непосредственной близости от современного города Сиань.

Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию предыдущего государства Шан, расширяя своё культурное влияние и увеличивая империю.

Содержание

История и конфуцианская интерпретация



Племена Чжоу проживали к востоку от царства Шан, в долине реки Вэй, ок. 12 в. до н. э. Согласно гадательным надписям как Шан, так и Чжоу, правитель Шан У-дин часто направлял своих вассалов против Чжоу, и в определенный момент Чжоу приняло статус подчиненной территории, который сопровождался подачей дани, политическими браками и поклонением предкам-основателям Шан. Усилившись в 11 в. до н. э., княжество Чжоу, возглавляемое правителем У, повело коалицию своих сторонников против Шан, атаковало столицу и свергло шанскую гегемонию. Переход власти к династии Чжоу характеризовался установлением ритуалов почитания Неба взамен почитанию предков, при этом император именовался Сыном Неба [источник не указан 1296 дней] .

Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение династии Шан в космогоническом ключе, как утрату небесного мандата:

Последний император Шан Чжоу-Синь изображался крайне жестоким и развратным, утратившим добродетели и не внимающим увещеваниям, в то время как чжоуский Вэнь-ван скрыто совершенствовал добродетели и завоёвывал себе сторонников. Сын Вэнь-вана У-ван продолжал дело отца. После серии жестоких и необдуманных поступков со стороны Чжоу-Синя он поднял восстание, Чжоу-Синь покончил с собой, бросившись в огонь. Была установлена новая династия, правители которой стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Сыну Чжоу-Синя был пожалован удел земли и титул при новом дворе. В это время прославился также мудрец Чжоу-гун — советник У-вана.

Армия Чжоу

Войско Западного Чжоу делилась на Шесть западных армий и Восемь армий Чжнчжоу. Армии действовали на северном плато и в долине Хуанхэ. Во времена Чжоу получили распространение боевые колесницы, заимствованные из Средней Азии . [2]

Феодальная система

Общественная система в Китае времён Чжоу состояла в том, что император (ван) утверждал и назначал удельных правителей (чжухоу), которые получали титул гуна и хоу. Во главе многих удельных владений были поставлены представители младших линий династии Чжоу, в частности, во главе княжеств Лу, Cтаршая (Малая) Вэй, У, Цай, Цао, Цзинь, Чжэн. Удельными правителями становились также правители отдельных царств, признававших гегемонию вана. Чжухоу обязаны были регулярно являться ко двору и приносить дары, за что получали от вана также богатые подарки.

В случае слабости или неадекватности центрального правительства чжухоу переставали являться ко двору. Удельные правители постоянно враждовали друг с другом, завоёвывали соседние княжества, и нередко устраивали в своем владении систему, подобную дому Чжоу.

В 403 г. до н. э. правители царств Чжао, Хань, Вэй провозгласили себя ванами, после чего формальная централизованная система отношений нарушилась, с ваном Чжоуского домена вообще перестали считаться.

Западное и восточное Чжоу



Датировка начала династии Чжоу остаётся предметом дискуссий, годом установления власти в Китае и победы над династией Шан традиционно считается 1122 до н. э., критики указывают на 1027 до н. э., существуют и другие концепции.

Западное Чжоу

Поначалу семейство Цзи осуществляло достаточно крепкий контроль над всей страной. В 771 до н. э., после того как Ю-ван устранил свою жену, заменив её наложницей, столица была занята войсками отца свергнутой царицы, который заключил союз с кочевниками. Новым царём был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу и Цинь и хоу Шэнь — отец бывшей старшей жены. Столица была перенесена в Лоян.

Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу (кит. упр. 西周 , пиньинь: Xī Zhōu) к периоду Восточного Чжоу (кит. трад. 東周 , упр. 东周 , пиньинь: Dōng Zhōu).

Стабильная хронология начинается с 841 до н. э., с этой даты история достаточно аккуратно прослеживается в Исторических записках (Шицзи) Сыма Цяня и других летописях.

Восточное Чжоу

Период Восточного Чжоу с 722 до н. э. по 481 до н. э называется Период Весны и Осени (Чуньцю) — по названию известной исторической летописи.

Чунцю

Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн, которые активно вмешивались в дела центрального двора и нередко определяли политику.

Среди удельных князей в это время стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван.

Чжаньго

Литературное наследие эпохи Чжоу

В этот период созданы произведения, не только заложившие основу китайской цивилизации, но и оказавшие свое влияние на развитие всего человечества. Наиболее значимы следующие сочинения:

    . Книга песен и гимнов. . Книга историй. . Книга преданий. . Весны и осени. . Комментарии Цзо. . Речи царств.
  • Чжаньго цэ. Планы сражающихся царств. . Книга перемен. . Суждения и беседы. . . Канон Пути и Благодати. . . .
  • Хань Фэйцзы.

Существенная часть чжоусских источников была использована Сыма Танем и Сыма Цянем при компиляции Исторических записок. Известно, что чжоусский двор хранил архивы, и они оберегались как историческая и, возможно, ритуальная ценность. Так, согласно Цзо чжуань, в 517 до н.э. Чао, сын покойного чжоусского монарха, бежал от армии царства Цзинь в Чу; сопровождаемый другими членами дома Чжоу, он увёз с собой архивы династии. Сам Сыма Цянь упоминает, что его предки были хранителями архивов Чжоу. Мифологизированноое повествование из Анналов Люй Бувэя сообщает, что чжоусские архивы представляли собой хранилище документов прошлых династий: "[на закате династии Ся] старший историограф Чжун Гу с рыданиями извлёк документы и постановления. и сбежал ко двору Шан. Когда [последний шанский монарх] становился всё более безрассудным и лживым, историограф Сян Чжи сбежал в Чжоу - вместе с документами". [3]

Важный источник по изучению языка и литературной стилистики Чжоу представляют собой надписи на бронзе: в отличие текстов, сохранённых традицией, они избежали редакторских правок.

Упадок

Сельское хозяйство



Археологические находки времён династии Чжоу

В Шанхайском музее хранится большая коллекция находок и реликвий, связанных с династией Чжоу. Особое значение имеют бронзовые ритуальные сосуды, количество которых отображало иерархический статус их обладателя. Создание таких сосудов являлось делом государственной важности и требовало сложной экономической и дизайнерской планировки.

Читайте также: