Просвещенный абсолютизм его значение и особенности в пруссии при монархии габсбургов кратко

Обновлено: 10.05.2024

Все реформы проводились в духе просвещенного абсолютизма. Проводились реформы управления государством, проводилась кодификация законов, отменялась цензура, активно проводилась политика в области просвещения. Реформы не затронули или лишь косвенно экономическую и социальную сферу, так как основное внимание уделялась изданию законов в духе времени. Там, где были предприняты попытки внести изменения в социальную сферу, было встречено сопротивление, и все действия сошли на нет. Таким образом, практически без изменений остались старые политические и социальные структуры.

В монархии Габсбургов не удалось решить главную задачу – внутренняя централизация монархии Габсбургов. Реформы были не последовательны, тогда как в Пруссии самой последовательной и завершенной была судебная реформа.

Прусское государство сложилось в результате соединения под властью одной династии Гогенцоллернов трех разнородных частей: курфюршества Бранденбург, герцогства Пруссии и территорий в Рейнской области. Герцогство Пруссия представляло собой земли бывшего Тевтонского ордена и являлось с 1525 г. вассалом Польши. В 1618 г. оно было предоставлено бранденбургскому курфюрсту (курфюрст, или elector (лат.), обладал правом участия в избрании императора Священной Римской империи). Вассальная зависимость Пруссии от Польши сохранялась до 1657 г.

Ее ликвидация в значительной мере была заслугой Великого курфюрста – Фридриха Вильгельма (1640–1688). Реформы, проведенные им, способствовали росту могущества бранденбургско-прусского государства и его возвышению среди европейских стран. Фридрих Вильгельм ослабил провинциальные сословно-представительные собрания, ввел административную централизацию и создал постоянную армию. Он укрепил экономику, разоренную после Тридцатилетней войны (1618–1648), развернув широкую колонизационную программу на опустошенных землях.

В рамках этой программы практиковались обещание амнистии поселенцам, совершившим преступления, покровительство религиозным эмигрантам: гугенотам-кальвинистам, бежавшим из Франции, лютеранам из католических германских государств, иудеям и католикам из Голландии. Меркантилистская политика правительства также способствовала экономическому росту. В результате к концу XVII столетия значительно усилилась власть бранденбургско-прусских правителей, в государственной организации утвердился абсолютизм. В 1701 г. по согласию германского императора бранденбургско-прусское государство получило статус королевства. Первым королем в Пруссии стал сын Великого курфюрста Фридрих I.

Органы государственной власти и управления в первой половине XVIII в.

Высшим органом власти в Пруссии являлся Тайный совет. Он был разделен на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел сложился в первой половине XVIII в. и стал, по сути, главным правительственным учреждением Пруссии. Он получил обозначение как Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов. На местах Генеральной директории были подчинены военные и домениальные палаты, ведавшие в провинциях военным и домениальным хозяйством. В помощь им были введены должности ландратов – земских советников, которые назначались монархом из числа дворян по рекомендации дворянских собраний.

Ландраты, с одной стороны, были агентами центральной власти, они ведали сбором налогов, полицией, набором рекрутов в армию. С другой стороны, они председательствовали на дворянских собраниях и совместно с дворянскими комитетами решали дела местного дворянства. Прусские города находились под контролем королевских податных советников, управление городом относилось к ведению городского совета, составленного из назначенных правительством магистратов. Самоуправление сохранилось лишь на уровне свободных крестьянских общин.

Органы сословного представительства (ландтаги) в некоторых землях вообще перестали функционировать, например, в Бранденбурге, в других же их полномочия были ограничены. В частности, они по большей части лишились права вотирования налогов. Это является ярким показателем укрепления прусского абсолютизма.




В административной сфере реформы Фридриха II были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Министр отвечал за несколько провинций. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий (исторических областей, вошедших в королевство). В начале царствования Фридрих создает Пятый департамент, уже не связанный с территориальным управлением, но отвечавший за вопросы экономической политики и развитие торговли и мануфактур. Правда, сделать из него эффективный орган для реализации экономических программ королю не удалось: фактически Пятый департамент превратился в бюро статистики и информации.

В судебной сфере король шел по пути унификации и централизации судебных органов. На смену разным провинциальным судебным органам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (ассистенты), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены.

Они также получали жалованье от государства. Новшества-ми были отмечены изменения в судопроизводстве. Сразу после вступления Фридриха II на престол в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Были сокращены сроки судебного разбирательства: каждое дело должно было решаться не более чем в течение одного года. В 1749 г. был издан новый cудопроизводственный устав Фридриха II – Codex Fridericianus.

В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика. В 1763 г. король предпринял попытку отменить крепостное право в Померании. Хотя такая мера не носила всеобщего характера, она натолкнулась на столь яростное сопротивление прусских дворян, что монарх вынужден был от нее отказаться. Впрочем, король издал указы о запрете сгона крестьян с земли. Что касается крестьян королевского домена, им были предоставлены права наследственного владения землей.

В религиозной сфере король Пруссии, покровитель вольнодумцев Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо придерживался политики веротерпимости. В 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий. В области культуры Фридрих тоже придерживался передовых взглядов. В своей стране монарх фактически ввел всеобщее начальное образование – в 1763 г. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.

При характеристике прусского государства следует отметить его откровенно милитаристский характер. Усилиями королей Фридриха Вильгельма I и его сына Фридриха Великого в Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой. На содержание вооруженных сил при Фридрихе II тратилось до 2 /3 государственного бюджета. Однако к началу XIX в. военные преимущества прусской армии оказались исчерпаны, она не смогла противостоять армии, созданной Великой французской революцией. Это привело к военному поражению Пруссии в 1806 г. от войск императора Наполеона I. По Тильзитскому миру 1807 г. она лишилась более половины своей территории, должна была уплатить Франции гигантскую контрибуцию, а до ее выплаты терпеть оккупацию французских войск.

Реформы в Пруссии начала XIX в.

Воздействие Великой революции во Франции и поражение от ее армии привели правительство короля Фридриха Вильгельма III к осознанию необходимости проведения новых реформ. Они должны были предотвратить развитие революционных настроений внутри прусского общества и восстановить силы государства для отражения военной угрозы. Реформы шли по разным направлениям. Целый комплекс преобразований в период 1807–1811 гг. получил название реформ Штейна – Гарденберга (по именам министров).

В 1808–1810 гг. было реорганизовано центральное управление, создано пять министерств по отраслям с четко определенной ведомственной компетенцией: военное, иностранных дел, финансов, внутренних дел, юстиции. Учрежден Совет министров во главе с государственным канцлером. В 1808 г. была также проведена реформа местного управления. В Пруссии восстанавливалось самоуправление на уровне городов, где создавались выборные муниципальные советы. В выборах могли принимать участие только крупные налогоплательщики.

Был учрежден Генеральный штаб. В целях улучшения командного состава было разрешено занятие офицерских должностей недворянами. В армии были отменены телесные наказания. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность (с 3 годами действительной службы и 2 годами в резерве). Проведенные преобразования укрепили прусское государство. Участие Пруссии в шестой антифранцузской коалиции оказалось победным и позволило вернуть отторгнутые земли. После создания Германского союза в 1815 г. Пруссия вступила в борьбу с Австрией за лидерство в объединении Германии.

Прусское государство сложилось в результате соединения под властью одной династии Гогенцоллернов трех разнородных частей: курфюршества Бранденбург, герцогства Пруссии и территорий в Рейнской области. Герцогство Пруссия представляло собой земли бывшего Тевтонского ордена и являлось с 1525 г. вассалом Польши. В 1618 г. оно было предоставлено бранденбургскому курфюрсту (курфюрст, или elector (лат.), обладал правом участия в избрании императора Священной Римской империи). Вассальная зависимость Пруссии от Польши сохранялась до 1657 г.

Ее ликвидация в значительной мере была заслугой Великого курфюрста – Фридриха Вильгельма (1640–1688). Реформы, проведенные им, способствовали росту могущества бранденбургско-прусского государства и его возвышению среди европейских стран. Фридрих Вильгельм ослабил провинциальные сословно-представительные собрания, ввел административную централизацию и создал постоянную армию. Он укрепил экономику, разоренную после Тридцатилетней войны (1618–1648), развернув широкую колонизационную программу на опустошенных землях.

В рамках этой программы практиковались обещание амнистии поселенцам, совершившим преступления, покровительство религиозным эмигрантам: гугенотам-кальвинистам, бежавшим из Франции, лютеранам из католических германских государств, иудеям и католикам из Голландии. Меркантилистская политика правительства также способствовала экономическому росту. В результате к концу XVII столетия значительно усилилась власть бранденбургско-прусских правителей, в государственной организации утвердился абсолютизм. В 1701 г. по согласию германского императора бранденбургско-прусское государство получило статус королевства. Первым королем в Пруссии стал сын Великого курфюрста Фридрих I.

Органы государственной власти и управления в первой половине XVIII в.

Высшим органом власти в Пруссии являлся Тайный совет. Он был разделен на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел сложился в первой половине XVIII в. и стал, по сути, главным правительственным учреждением Пруссии. Он получил обозначение как Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов. На местах Генеральной директории были подчинены военные и домениальные палаты, ведавшие в провинциях военным и домениальным хозяйством. В помощь им были введены должности ландратов – земских советников, которые назначались монархом из числа дворян по рекомендации дворянских собраний.

Ландраты, с одной стороны, были агентами центральной власти, они ведали сбором налогов, полицией, набором рекрутов в армию. С другой стороны, они председательствовали на дворянских собраниях и совместно с дворянскими комитетами решали дела местного дворянства. Прусские города находились под контролем королевских податных советников, управление городом относилось к ведению городского совета, составленного из назначенных правительством магистратов. Самоуправление сохранилось лишь на уровне свободных крестьянских общин.

Органы сословного представительства (ландтаги) в некоторых землях вообще перестали функционировать, например, в Бранденбурге, в других же их полномочия были ограничены. В частности, они по большей части лишились права вотирования налогов. Это является ярким показателем укрепления прусского абсолютизма.

В административной сфере реформы Фридриха II были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Министр отвечал за несколько провинций. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий (исторических областей, вошедших в королевство). В начале царствования Фридрих создает Пятый департамент, уже не связанный с территориальным управлением, но отвечавший за вопросы экономической политики и развитие торговли и мануфактур. Правда, сделать из него эффективный орган для реализации экономических программ королю не удалось: фактически Пятый департамент превратился в бюро статистики и информации.

В судебной сфере король шел по пути унификации и централизации судебных органов. На смену разным провинциальным судебным органам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (ассистенты), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены.

Они также получали жалованье от государства. Новшества-ми были отмечены изменения в судопроизводстве. Сразу после вступления Фридриха II на престол в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Были сокращены сроки судебного разбирательства: каждое дело должно было решаться не более чем в течение одного года. В 1749 г. был издан новый cудопроизводственный устав Фридриха II – Codex Fridericianus.

В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика. В 1763 г. король предпринял попытку отменить крепостное право в Померании. Хотя такая мера не носила всеобщего характера, она натолкнулась на столь яростное сопротивление прусских дворян, что монарх вынужден был от нее отказаться. Впрочем, король издал указы о запрете сгона крестьян с земли. Что касается крестьян королевского домена, им были предоставлены права наследственного владения землей.

В религиозной сфере король Пруссии, покровитель вольнодумцев Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо придерживался политики веротерпимости. В 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий. В области культуры Фридрих тоже придерживался передовых взглядов. В своей стране монарх фактически ввел всеобщее начальное образование – в 1763 г. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.

При характеристике прусского государства следует отметить его откровенно милитаристский характер. Усилиями королей Фридриха Вильгельма I и его сына Фридриха Великого в Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой. На содержание вооруженных сил при Фридрихе II тратилось до 2 /3 государственного бюджета. Однако к началу XIX в. военные преимущества прусской армии оказались исчерпаны, она не смогла противостоять армии, созданной Великой французской революцией. Это привело к военному поражению Пруссии в 1806 г. от войск императора Наполеона I. По Тильзитскому миру 1807 г. она лишилась более половины своей территории, должна была уплатить Франции гигантскую контрибуцию, а до ее выплаты терпеть оккупацию французских войск.

Реформы в Пруссии начала XIX в.

Воздействие Великой революции во Франции и поражение от ее армии привели правительство короля Фридриха Вильгельма III к осознанию необходимости проведения новых реформ. Они должны были предотвратить развитие революционных настроений внутри прусского общества и восстановить силы государства для отражения военной угрозы. Реформы шли по разным направлениям. Целый комплекс преобразований в период 1807–1811 гг. получил название реформ Штейна – Гарденберга (по именам министров).

В 1808–1810 гг. было реорганизовано центральное управление, создано пять министерств по отраслям с четко определенной ведомственной компетенцией: военное, иностранных дел, финансов, внутренних дел, юстиции. Учрежден Совет министров во главе с государственным канцлером. В 1808 г. была также проведена реформа местного управления. В Пруссии восстанавливалось самоуправление на уровне городов, где создавались выборные муниципальные советы. В выборах могли принимать участие только крупные налогоплательщики.

Был учрежден Генеральный штаб. В целях улучшения командного состава было разрешено занятие офицерских должностей недворянами. В армии были отменены телесные наказания. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность (с 3 годами действительной службы и 2 годами в резерве). Проведенные преобразования укрепили прусское государство. Участие Пруссии в шестой антифранцузской коалиции оказалось победным и позволило вернуть отторгнутые земли. После создания Германского союза в 1815 г. Пруссия вступила в борьбу с Австрией за лидерство в объединении Германии.

Давайте вспомним! 1. Какие земли входили во владения австрийских Габсбургов в XVII в.? 2. Как происходила Реформация в германских землях (§7)? 3. Какими были последствия Тридцатилетней войны для германских государств (§18)?

1. Просвещение и абсолютизм.

Идеи Просвещения были популярны не только среди ученых и просто мыслящих людей Европы. Многие европейские монархи еще в юные годы попали под влияние взглядов Вольтера и Монтескьё и, придя к власти, стремились к перестройке своей страны. Они понимали, что существующие порядки уже не могут обеспечивать развитие государства, и были готовы провести реформы в духе Просвещения. К изменениям монархов подталкивало и нарастающее недовольство буржуазии, постоянные крестьянские волнения. Правителям не хотелось повторить судьбу короля Карла I Стюарта, казненного по решению парламента.

♦ Рис. 1. Вольтер и король Пруссии Фридрих II. Монархи ведущих стран Европы считали большой честью состоять в переписке и лично общаться с мыслителем.

2. Империя Габсбургов во второй половине XVII в.

Долгая и кровопролитная Тридцатилетняя война существенно ослабила династию австрийских Габсбургов. Хотя Габсбурги оставались императорами Священной Римской империи, они больше не пытались подчинить себе все германские земли. Во второй половине XVII в. Габсбурги начали укреплять собственное государство, не связанное со Священной Римской империей. В их владения входили Австрия, Чехия, Венгрия, хорватские, словацкие и румынские земли (рис. 2).

♦ Рис. 2. Австрийская монархия Габсбургов и Бранденбургско-Прусское государство.

Габсбурги стремились усилить свое влияние в стране, опираясь на дворянство. Постепенно уменьшалось значение местных сословно-представительных органов и возрастали полномочия чиновников. Борьба Габсбургов с протестантами привела к тому, что в их государстве абсолютную победу одержала Контрреформация, и протестанты оказались вне закона. Католическая церковь поддерживала власть императоров и способствовала укреплению единства страны.

♦ Рис. 3. Герб Габсбургов.

Объединению государства способствовала не только политика императоров, но и общая угроза со стороны Турции. Дважды во второй половине XVII в. турецкие армии подходили к австрийской столице Вене. По мнению многих жителей, Габсбурги были единственной силой, способной защитить их от турецкого завоевания.

К началу XVIII в. австрийским Габсбургам удалось существенно усилить свою власть и укрепить единство страны.

Австрия и Венгрия

Далеко не всегда жители монархии Габсбургов поддерживали усиление власти императоров. Особенно решительно за сохранение своих прав боролось сильное венгерское дворянство. В Венгрии неоднократно вспыхивали антиавстрийские восстания, а в начале XVIII в. началась освободительная война венгров под предводительством князя Ференца Ракоци II. В ходе борьбы восставшие нанесли несколько поражений австрийским войскам, и Габсбурги вынуждены были пойти на уступки. Венгрия осталась в составе монархии Габсбургов, но сохранила широкую автономию (самоуправление), и венгерские протестанты получили гарантии своих прав.

♦ Рис. 4. Императрица Мария Терезия.

Мария Терезия использовала некоторые идеи Просвещения для укрепления центральной власти, но старалась избегать радикальных преобразований и опасалась затрагивать интересы дворянства. В стране господствовала католическая церковь, крестьяне оставались крепостными, дворянство сохраняло свои привилегии. Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1765—1790) (рис. 5), с 1765 г. правивший вместе с матерью, был более решительным. Он осуществил смелые реформы, вызвавшие недовольство со стороны дворянства и католической церкви, но способствовавшие развитию страны.

Мария Терезия взошла на трон австрийских Габсбургов в возрасте 23 лет. Однако большинство европейских правителей не признали ее права на престол и развязали войну. Многие государственные деятели, представители знати и даже супруг Марии Терезии не верили в то, что молодая и хрупкая императрица сможет удержать власть. К их удивлению, Мария Терезия не только осталась на троне, но и смогла значительно укрепить государство. Достойно уважения, что великая представительница династии Габсбургов, перед которой склоняли голову славные полководцы и напыщенные вельможи, смогла остаться верной женой и любящей матерью. Мария Терезия родила 16 детей, о которых заботилась до самой смерти.

♦ Рис. 5. Император Иосиф II.

♦ Рис. 6. Дворец Бельведер в Вене (был выкуплен Марией Терезией). Современный вид.

4. Создание Прусского королевства.

Вестфальский мир, которым завершилась Тридцатилетняя война, закрепил раздробленность германских земель. Многие германские княжества лежали в руинах, их население значительно сократилось. Однако несмотря на огромные потери в войне, постепенно начал усиливаться Бранденбург, восточногерманское протестантское государство. Бранденбургскому курфюрсту Фридриху Вильгельму I (1640—1688) удалось благодаря Вестфальскому миру увеличить свои владения и получить выход к Балтийскому морю. В течение XVII в. к Бранденбургу было присоединено герцогство Пруссия.

Фридриху Вильгельму I удалось укрепить свою власть, сделав ее почти неограниченной. Успехи его политики можно объяснить тем, что в Бранденбурге не было крупных феодалов, способных ограничить власть правителя. Центральная власть опиралась на мелкое дворянство, на землях которого работали зависимые крестьяне. Дворяне, которых в Пруссии называли юнкерами, постоянно увеличивали барщину, а выращенное крестьянами зерно с огромной прибылью продавали в Западную Европу. Постепенно зависимость крестьян возрастала, и в середине XVII в. на требование юнкеров в государстве было введено крепостное право. В ответ дворяне полностью поддержали усиление власти курфюрста.

Фридрих Вильгельм I много внимания уделял развитию ремесла и мануфактурного производства. Поскольку крепостное право не позволяло крестьянам работать на мануфактурах, курфюрст призывал протестантов со всей Европы, особенно из Франции, переселяться в Бранденбург.

Курфюрст Фридрих III (1688—1713) добился от императора Священной Римской империи королевского титула и в 1701 г. провозгласил себя королем Пруссии, а его государство стало называться Прусским королевством.

В начале XVIII в. в Пруссии была установлена абсолютная монархия.

5. Правление Фридриха II Великого.

После смерти Фридриха Вильгельма на прусский престол вступил его сын Фридрих II (1740—1786) — просвещенный монарх, увлеченный идеями Просвещения (рис. 7). Высказывая острую критику в адрес отца, молодой король начал реформы.

Фридрих П, пользуясь неограниченной властью, осуществлял политику протекционизма, поддерживал развитие мануфактурного производства в королевстве, ослабил влияние ремесленных цехов. Монарх пытался облегчить положение крестьян, защитить крестьянские земли от завоевания юнкерами. В стране были запрещены пытки, улучшена система судопроизводства. Вводилось обязательное начальное образование. Реформы короля, осуществленные в духе Просвещения, изменили Пруссию, превратив ее в развитое государство.

Однако целью реформ короля было не улучшить положение населения, а усилить королевскую армию, численность которой выросла в два раза. В армии, ставшей крупнейшей в Западной Европе, служил каждый третий взрослый житель Пруссии.

♦ Рис. 7. Прусский король Фридрих II.

♦ Рис. 8. Сан-Суси — дворец Фридриха II. Современный вид.

Во время войны за австрийское наследство Пруссия разбила Габсбургов и захватила богатую провинцию Силезию. В ходе первого раздела Речи Посполитой Фридрих II присоединил к своим владениям Восточную Пруссию. Однако король стремился установить свою власть над большей частью германских земель, и это втянуло Пруссию в Семилетнюю войну (1756—1763 гг.). Союзником Пруссии выступила только Англия, не участвовавшая в военных действиях в Европе. Поэтому Фридрих II был вынужден бороться с объединением сильнейших государств Европы — Австрией, Францией, Россией, Испанией, Швецией. Пруссия с блеском разгромила французские и австрийские войска, но не смогла отразить наступление российской армии в решающей битве при Кунерсдорфе. В 1760 г. российская армия даже захватила столицу Пруссии Берлин. В 1762 г. положение в стране стало катастрофическим. Фридриха II спасла смена правителя в России. Новый российский император Петр III был поклонником прусских порядков, считал Фридриха II образцом для подражания и сразу заключил союз с Пруссией. Воспользовавшись этим, Фридрих II нанес поражение австрийцам и в 1763 г. добился подписания выгодного для Пруссии мира.

♦ Рис. 9. Фридрих II в битве при Цорндорфе в 1758 г. Художник Карл Рёхлинг.

Политика Фридриха II Великого способствовала укреплению международного положения Прусского королевства.

Вопросы и задания

Из мирного договора между Россией и Пруссией от 24 апреля 1762 г.

Император всероссийский. обещает и обязуется настоящим трактатом формально и торжественно возвратить его величеству королю прусскому все области, земли, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, которые в течение этой войны заняты были российским оружием. ? 1. Каковы причины подписания мира? 2. Как договор о мире между Россией и Пруссией повлиял на ход Семилетней войны?


Политику правительств абсолютных монархий, направленную на осуществление целей и идеалов Просвещения, называют просвещенным абсолютизмом.

Содержимое разработки

Просвещенный абсолютизм ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 7 КЛАСС

Просвещенный абсолютизм

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Просвещенный абсолютизм « Союз государей с философами

« Союз государей с философами"

Политику правительств абсолютных монархий, направленную на осуществление целей и идеалов Просвещения , называют просвещенным абсолютизмом

Просвещенный абсолютизм - обозначение политики абсолютизма в ряде европейских государств во второй половине18 в., проявлявшейся в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и духовенства. Для политики просвещённого абсолютизма характерно провозглашение "союза государей с философами ".

Просветители и короли.

Просвещенный абсолютизм в Пруссии

В государстве было много университетов, в которых учились студенты не только из германских княжеств, но и со всех уголков Европы, а преподавали виднейшие ученые того времени.

Фридрих создал в стране систему школ, в которых могли учиться дети из разных сословий.

В результате почти все население Пруссии стало грамотным, и эта маленькая держава превратилась в самую просвещенную страну Европы.

Прусский король Фридрих II Великий

Просвещенный абсолютизм в Пруссии Сумел создать справедливый и неподкупный суд , отстоял право подсудимого на защитника и запретил

Просвещенный абсолютизм в Пруссии

Сумел создать справедливый и неподкупный суд , отстоял право подсудимого на защитника и запретил "допросы с пристрастием"( пытки).

Запретил продажу крепостных крестьян без земли , признал наследственные права государственных крестьян на их надельные земли

Его реформы были направлены на совершенствование управления государством, подъем экономики и улучшение жизни народа.

Прусский король Фридрих II Великий

Просвещенный абсолютизм Габсбургов Австрия получила централизованный государственный аппарат, чиновники которого были преданы монархии, а не тем мелким княжествам и землям, откуда они происходили. Императрица ввела централизованную систему налогообложения, отменив налоговые привилегии дворян и духовенства. Барщина была ограничена тремя днями в неделю , вместо пяти-шести Ввела свободу вероисповедания , что было очень важно в Австрийской империи, в состав которой входили народы, придерживавшиеся католицизма, протестантизма и православия. Мария Терезия Габсбург (1740-1780), австрийская эрцгерцогиня, великая герцогиня Тосканская, королева Венгрии и Чехии Она отстранила иезуитов от контроля за системой образования и заметно ее модернизировала.

Просвещенный абсолютизм Габсбургов

Австрия получила централизованный государственный аппарат, чиновники которого были преданы монархии, а не тем мелким княжествам и землям, откуда они происходили.

Императрица ввела централизованную систему налогообложения, отменив налоговые привилегии дворян и духовенства.

Барщина была ограничена тремя днями в неделю , вместо пяти-шести

Ввела свободу вероисповедания , что было очень важно в Австрийской империи, в состав которой входили народы, придерживавшиеся католицизма, протестантизма и православия.

Мария Терезия Габсбург (1740-1780), австрийская эрцгерцогиня, великая герцогиня Тосканская, королева Венгрии и Чехии

Она отстранила иезуитов от контроля за системой образования и заметно ее модернизировала.

Просвещенный абсолютизм Габсбургов

Все люди равны перед законом введены единые суды для всех сословий , единые законы во всей стране.

Указ об отмене крепостного права, крестьяне получили личную свободу , точно определены повинности крестьян. Барщина заменялась денежным сбором.

Эдикт о религиозной терпимости, уравнение в правах протестантов, православных и евреев с католиками .

Закрыто 400 монастырей, а их имущество передано государству, права монастырей ограничивались, а доходы церкви сокращены.

Строились больницы, приюты для сирот, воспитательные дома, создан фонд помощи бедным.

Иосиф II (1780-1790) – император Священной Римской империи германской нации и правитель Австрии.

Ввел обязательное семилетнее обучение в народной школе , тот кто отказывался посылать своих детей в школу платил двойной налог на образование, в школе не применяли розги .



-80%

Читайте также: