Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Международный терроризм (от лат. terror — страх, ужас) — общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами.[6] Терроризм также определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также как угроза совершения указанных действий в тех же целях.[7]

Терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее опасных форм преступности. Являясь серьезным дестабилизирующим нормальное развитие международных отношений фактором, это явление потребовало от государств координации усилий в борьбе с этим видом преступлений международного характера.

Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом начало осуществляться с 30-х годов, в период существования Лиги Наций. В 1934 г. на Мадридской конференции по унификации уголовного законодательства в качестве рекомендации государствам-участникам было сформулировано определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. В 1937 г. под эгидой Лиги Наций были разработаны и приняты Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него, и Конвенция о создании международного уголовного суда. В первой Конвенции терроризм определялся как преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или населения (ст. 1). Обе Конвенции не собрали нужного количества ратификаций и не вступили в силу, однако они положили начало формированию таких специальных принципов международного уголовного права, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство преследовать преступников в уголовно-процессуальном порядке и т. п. Кроме того, эти Конвенции сыграли существенную роль в совершенствовании законодательства по борьбе с терроризмом.[8]

На сегодняшний день не существует общепризнанного определения международного терроризма, что затрудняет сотрудничество государств в борьбе с различными проявлениями терроризма, представляющими наибольшую опасность интересам международного сообщества. В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано. Немаловажным фактором, подтверждающим актуальность выработки единого определения терроризма, является и то, что для борьбы с терроризмом проблема дефиниции давно стала основным препятствием в координации действий международного сообщества. Терроризм можно определить, как стратегию, которая при мобилизации незначительных собственных ресурсов позволяет террористам соперничать с многократно превосходящими их по силе и возможностям государственными силовыми структурами. Именно это отличает террористическую стратегию от других форм вооруженного разрешения конфликтов. Террористы, как правило, полностью игнорируют все правила ведения войны. От войны классической война террористическая отличается применением неклассических средств, нетрадиционных способов и совершенно других правил. Не обладая высокоточным оружием, террористы наносят точные удары, используя, например, пассажирские самолеты, самоубийц-камикадзе. Террористические группы нередко используют гражданское население, мирных жителей, больных или раненых в качестве щита или заложников.[9]

14 декабря 1974 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был одобрен текст Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

К категории лиц, пользующихся международной защитой, Конвенцией отнесены: глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; члены семьи любого из названных должностных лиц, сопровождающие его во время пребывания за границей; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации; проживающие вместе с таким представителем или должностным лицом члены его семьи (ст. 1).

В качестве террористических актов Конвенция называет:

а) убийство, похищение или другое нападение против личности, или свободы лица, пользующегося международной защитой;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении (ст. 2).

Государство-участник предпринимает необходимые меры для установления своей юрисдикции в случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, когда предполагаемый преступник является его гражданином и когда преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные функции от имени данного государства. Таким образом, нормы Конвенции обеспечивают неотвратимость наказания преступников независимо от места их нахождения.

9 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, основная идея которой — предотвращение и ликвидация терроризма, борьба с ним на основе соблюдения норм международного права, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и основных свобод человека.

Под эгидой ООН разработаны и приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г., и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Ведется работа над проектами Конвенции ООН по ядерному терроризму и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Признавая приоритетным направлением в своей деятельности сотрудничество в области борьбы с терроризмом и его растущую опасность, Генеральная Ассамблея ООН основала в 1999 г. отделение по предупреждению терроризма, главным направлением деятельности которого являются исследования и техническое сотрудничество, а также содействие активизации международного сотрудничества в предупреждении терроризма.

Итак, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года.

Любое лицо совершает преступление по смыслу Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении данной конвенции, и содержащемуся в нем определению;

b) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Конвенция не применяется в случаях, когда преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник является гражданином этого государства и находится на территории этого государства и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции.

Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы преступные деяния, подпадающие под действие Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким бы то ни было соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера.

Каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, когда:

а) преступление совершено на территории этого государства;

b) преступление совершено на борту судна, плавающего под флагом этого государства, или летательного аппарата, имеющего регистрацию в соответствии с законами этого государства во время совершения преступления;

с) преступление совершено гражданином этого государства.

Каждое государство-участник принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, указанных в статье 2, а также поступления, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.

Получив информацию о том, что лицо, которое совершило или предположительно совершило преступление, может находиться на его территории, соответствующее государство-участник принимает такие меры, которые могут потребоваться в соответствии с его внутренним законодательством для расследования фактов, указанных в этой информации.

Государство-участник, на территории которого находится лицо, совершившее или предположительно совершившее преступление, если оно не выдает это лицо, обязано без каких бы то ни было исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, без излишних задержек передать дело своим компетентным органам для целей судебного преследования путем проведения разбирательства в соответствии с законодательством этого государства. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого другого преступления тяжкого характера согласно законам этого государства.

Государства-участники оказывают друг другу максимальную помощь в связи с уголовными расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, которые необходимы для разбирательства. Государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну.

Ни одно из преступлений террористического характера, указанных в Конвенции, не рассматривается для целей выдачи или взаимной правовой помощи между государствами-участниками как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, совершенное по политическим мотивам. Вследствие этого связанная с таким преступлением просьба о выдаче или взаимной правовой помощи не может быть отклонена лишь на том основании, что она касается политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершенного по политическим мотивам.

Ничто в данной Конвенции не должно толковаться как налагающее обязательство выдавать какое-либо лицо, если запрашиваемое государство-участник имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче в связи с террористическими преступлениями в отношении таких преступлений имеет целью судебное преследование или наказание этого лица по причине его расы, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или политических убеждений или что удовлетворение этой просьбы нанесло бы ущерб положению этого лица по любой из этих причин.

Государства-участники сотрудничают в предупреждении террористических преступлений, путем принятия всех практически осуществимых мер, в частности путем изменения, при необходимости, их внутреннего законодательства для воспрепятствования или противодействия подготовке в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений на их территории или за ее пределами, в том числе:

а) мер, запрещающих на их территориях незаконную деятельность лиц или организаций, которые умышленно поощряют, подстрекают, организуют или совершают террористические преступления;

b) мер, обязывающих финансовые учреждения и другие организации, участвующие в совершении финансовых операций, принимать самые эффективные из имеющихся в их распоряжении мер для идентификации их постоянных или случайных клиентов, а также клиентов, в пользу которых открыты счета, и обращать особое внимание на необычные или подозрительные операции и сообщать об операциях, предположительно связанных с преступной деятельностью.

Государства-участники сотрудничают далее в предупреждении преступлений, указанных в статье 2, изучая возможность:

а) принятия мер по наблюдению за работой всех агентств, осуществляющих денежные переводы, включая, например, их лицензирование;

b) принятия реально осуществимых мер по выявлению или отслеживанию физического перемещения наличных средств и оборотных документов на предъявителя через границу при строгом соблюдении гарантий надлежащего использования информации и без ограничения в какой бы то ни было форме свободы движения капитала.

Государства-участники выполняют свои обязательства по настоящей Конвенции таким образом, чтобы это отвечало принципам суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципу невмешательства во внутренние дела других государств.

Участники конференции должны самостоятельно ознакомиться с полным текстом Конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Глава III.

Международные конвенции являются важным элементом международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и совместно с рекомендациями ФАТФ создают комплексные международные стандарты в сфере ПОД/ФТ.

Конвенции закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области ПОД/ФТ и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств.

Что такое борьба с финансированием терроризма (БФТ)?

Борьба с финансированием терроризма (БФТ) – это набор государственных законов, постановлений и других практик, направленных на ограничение доступа к финансированию и финансовым услугам для тех, кого правительство называет террористами. Отслеживая источник средств, поддерживающих террористическую деятельность, правоохранительные органы могут предотвратить некоторые из этих действий.

Ключевые выводы

  • Борьба с финансированием терроризма (БФТ) направлена ​​на ограничение движения средств террористическим организациям.
  • Он может быть сосредоточен на различных организациях, таких как банки, благотворительные организации и предприятия, а также на ряде видов деятельности, таких как регулирование, надзор и отчетность.
  • Большинство политик ПФТ направлено на выявление и пресечение движения и отмывания денежных средств, которые в некоторых случаях могут быть замаскированы под законные финансовые операции, используемые для финансирования террористической деятельности.
  • Основной движущей силой ЦФТ является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), совместная организация 35 стран, которые работают вместе над выработкой политики и обменом информацией.
  • Внедрение политики ПФТ связано как со значительными выгодами (предотвращение терроризма), так и с затратами (потеря конфиденциальности, массовое наблюдение и высокий риск злоупотреблений) для общества.

Как работает борьба с финансированием терроризма (БФТ)

Поскольку любой, кто умышленно предоставляет деньги для совершения террористического акта, прямо или косвенно, считается виновным в финансировании терроризма, отдельные лица и организации, финансирующие терроризм, должны скрывать, как эти деньги будут использоваться и откуда они. Террористы используют разные методы для финансирования своей деятельности и скрывают источники своего финансирования с помощью средств, характерных для их местной экономики, поэтому регуляторы финансового рынка и правоохранительные органы должны использовать различные методы для поимки этих преступников.

Средства могут поступать из законных источников, таких как законный бизнес, государственное финансирование, религиозные или культурные организации, или из незаконных источников, таких как незаконный оборот наркотиков, похищение людей с целью получения выкупа и коррупция в правительстве. Деньги также могут поступать из незаконного источника, но, по всей видимости, поступают из легального источника в результате отмывания денег.

Отмывание денег и финансирование терроризма часто связаны. Когда правоохранительные органы способны обнаруживать и предотвращать деятельность по отмыванию денег, они также могут препятствовать использованию этих средств для финансирования террористических актов. Борьба с отмыванием денег – ключ к CFT. Вместо того, чтобы пытаться поймать преступного заговора или совершения террористического акта с помощью других средств, сотрудники правоохранительных органов могут решить проблему с финансовой стороны, преследуя поток финансирования, который поддерживает деятельность.

Национальные и международные инициативы по борьбе с финансированием терроризма (БФТ)

На уровне международных институтов и Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций.

На национальном уровне усилия по борьбе с финансированием терроризма, по сути, являются политикой борьбы с отмыванием денег. Основным механизмом законов и постановлений о борьбе с отмыванием денег является принуждение физических и юридических лиц к раскрытию информации о финансовых транзакциях, организационных структурах и структурах собственности, а также личности физических и юридических лиц, причастных к государственным органам. После выявления подозрительные финансовые операции и активы могут быть переданы для судебного преследования правоохранительных органов или могут быть арестованы или заморожены в административном порядке.

Финансовые учреждения играют важную роль в борьбе с финансированием терроризма, поскольку террористы часто полагаются на них, особенно на банки, для перевода денег. Законы, обязывающие банки проводить комплексную проверку своих клиентов, как новых, так и существующих, и сообщать властям о подозрительных операциях, таких как операции с крупными денежными средствами, могут помочь предотвратить терроризм.

Когда между странами существуют различия в законах о борьбе с отмыванием денег и БФТ, особенно когда одни страны предлагают большую финансовую свободу и конфиденциальность, чем другие, сторонники ПФТ будут оказывать давление на эти страны, чтобы они усилили финансовые ограничения и надзор на том основании, что в противном случае они могут позволить террористам тайно перемещать деньги. Благодаря созданию стандартизированных процедур для финансового сектора, системы уголовного правосудия и некоторых предприятий и профессий финансирование терроризма становится труднее скрыть.

Выгоды и издержки борьбы с финансированием терроризма (БФТ)

Очевидная предполагаемая выгода от CFT состоит в том, чтобы препятствовать террористическим атакам и, надеюсь, предотвращать их. Дополнительной причиной для CFT является то, что использование финансовой системы преступниками, занимающимися отмыванием денег и финансированием терроризма, считается угрозой стабильности финансовой системы. Общественность может не доверять целостности финансовой системы, если система не может обнаруживать незаконную деятельность.

CFT также требует больших затрат для общества. Наиболее важным из них является то, что политика CFT часто снижает или устраняет конфиденциальность и анонимность финансовых и других транзакций для всех людей в обществе.

Независимо от того, участвуют ли они в финансировании терроризма или нет, по мнению сторонников ПФТ, каждый должен отказаться от своей финансовой конфиденциальности. Суть отмывания денег заключается в том, чтобы скрыть подозрительные транзакции среди множества других безобидных транзакций, поэтому для выявления отмывания необходимо собирать информацию о большинстве или всех транзакциях. Поскольку люди ценят свою частную жизнь, это представляет собой огромную потерю для общества, помимо административного бремени, связанного с раскрытием самой информации.

Поскольку это осуществляется с помощью правоохранительных органов, БФТ неявно (или явно) достигается с помощью насилия и угрозы насилия или другого принуждения в отношении гражданских лиц и частного бизнеса. Это поднимает моральную проблему, потому что угроза одного типа потенциального насилия, террористических атак, просто заменяется угрозой насилия со стороны правительства против всех, кто занимается бизнесом.

Эти полномочия могут, имеют и будут использоваться для преследования и преследования политических диссидентов, законных протестных движений или определенных слоев населения, в отношении которых правительство хочет дискриминировать.

Николай Ковалев Александра Мудрац/TACC

Президент РФ Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 года. Бывший директор ФСБ РФ, а ныне - депутат Госдумы, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по противодействию терроризму Николай Ковалев рассказал ТАСС о предыстории подписания этого документа, его значении для разрушения каналов финансирования боевиков, а также о синхронизации положений Конвенции с нормами российского законодательства.

В настоящее время действует восемь международных конвенций, посвященных борьбе с терроризмом, и еще 13 международных конвенций, где в разной мере уделяется внимание аспектам противодействия терроризму. Это, например, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями 2014 года.

Таким образом, с 1949 года, когда утверждалась Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, где враждующим сторонам запрещалось применение террора против мирного населения, до 2009 года - появления на свет Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, насчитывается 21 международная антитеррористическая конвенция. Это без международных резолюций, деклараций, рекомендаций, многосторонних и двусторонних договоров, соглашений. Их список приближается к шести сотням.

Самое ужасное - проблема терроризма стала искусственно наращиваться в корыстных геополитических целях теми игроками на глобальной шахматной доске, кто любыми средствами стремился добиться индивидуального мирового господства

"По мере приближения к современности проблема терроризма актуализировалась, - напоминает Ковалев. - В 60-е-70-е годы прошлого века она выплеснулась за пределы национальных границ. Но самое ужасное - стала искусственно наращиваться в корыстных геополитических целях теми игроками на глобальной шахматной доске, кто любыми средствами стремился добиться индивидуального мирового господства".

В итоге приобрел особую остроту вопрос: кто финансирует международные террористические группировки и движения, из каких денежных источников приобретаются вооружение, техника, боеприпасы, питание, организуется обучение и оплата инструкторов, перемещение из региона в регион, с одного континента на другой и т.д.?

В конечном счете здоровые силы международного сообщества пришли к выводу о необходимости разработки проекта Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Документ приняли 9 декабря 1999 года в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН. Российская Федерация подписала эту конвенцию в 2000 году, а ратифицировала в 2002 году.

По такому же пути противодействия терроризму последовало и европейское сообщество.

В Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 года, подписанной в Страсбурге, тема финансирования отсутствовала. "В Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года, заключенной опять же в Страсбурге, эта важная характеристика рассматривалась, но без причастности к ней терроризма, - вспоминает Ковалев. - И лишь в 2005 году, в Варшаве, утвердили Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма". Российская Федерация подписала этот документ 26 января 2009 года. Теперь настала пора ее ратифицировать.

По мнению бывшего руководителя российской спецслужбы, ратификация Конвенции СЕ позволит "утрясти" нестыковки российских норм права с международными правилами. "Этот шаг повысит эффективность взаимодействия отечественных правоохранительных органов и спецслужб с партнерами из зарубежных государств, - убежден он. - В первую очередь - (позволит) отсечь лидеров террористических организаций от финансовых подпиток".

О каких же юридических нестыковках идет речь?

Во-первых, о том, как поступать с институтом презумпции невиновности, закрепленном в части 2 статьи 49 Конституции РФ, а именно установка: "Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Ковалев называет этот вопрос принципиальным.

На сегодня три международных конвенции, касающиеся борьбы с наркотиками, коррупцией и терроризмом, настаивают на игнорировании презумпции невиновности. Часть 4 статьи 3 (Конфискационные меры) внесенной на ратификацию в Госдуму Конвенции СЕ предлагает подписантам принимать "такие законодательные или иные меры, которые могут быть необходимы для истребования у преступника свидетельств принадлежности предполагаемых доходов или иного имущества, подлежащего конфискации, по тяжким преступлениям или преступлениям, указанным в национальном законодательстве". При этом демократично добавляет: "В той мере, в которой такое требование совместимо с принципами национального права Стороны".

"Вроде бы все понятно: рекомендуемое Советом Европы правило для нас неприемлемо, так как Основной закон институт презумпции невиновности защищает. Так, да не совсем", - констатирует спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Ковалев напомнил, что в Конституции РФ параллельно действует конкурирующая норма - часть 4 статьи 15. Она гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

"Выходит, нам следует подчиниться установкам международного права и в случаях привлечения к правовой ответственности террористов, коррупционеров и торговцев наркотиками институт презумпции невиновности игнорировать. Но будет ли так на самом деле - покажет правоприменительная практика", - считает парламентарий. Пока что, по его словам, органы предварительного следствия и дознания, судебные инстанции статью 49 Основного закона признают, а статью 15 во внимание не принимают.

Другая сложная тема, которая может возникнуть в связи с Конвенцией, - привлечение к ответственности юридических лиц. На этом настаивает статья 10 Конвенции СЕ.

"Вопрос тоже не праздный. Если российское административно-правовое законодательство ответственность юридических лиц определяет, то уголовно-правовое - нет", - пояснил Ковалев. Так, в Уголовном кодексе РФ фактически все нормы настроены на прямую или косвенную защиту юридических лиц. "Ратуют, так сказать, за чистоту их рядов, о чем свидетельствуют, например, статьи 169 ("Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности"), 170.1 ("Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета"), 173.2 ("Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица")", - перечислил экс-глава ФСБ.

По его словам, это связано с персонализацией уголовной ответственности субъекта, которое нарушило закон, например, генерального директора, бухгалтера, менеджера, а не всех членов юридического лица. "Почему из собственного кармана за грехи конкретного субъекта обязаны расплачиваться, если в качестве примера взять акционерное общество, все акционеры, но не истинный виновник?" - объясняет Ковалев логику, заложенную в законодательство РФ.

Если после ратификации данной конвенции все же встанет вопрос о разработке законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц, его новеллы законодателю потребуется описать так, чтобы не затронуть корпоративные материальные интересы людей, к выявленному преступлению никакого отношения не имеющих, убежден политик.

"Но, в целом, желаем мы того или нет, жизнь идет вперед, влечет вполне объяснимые изменения, вызываемые этой динамикой. Взять, к примеру, термин "имущество", упоминаемый Конвенцией СЕ. Традиционно прежде под ним понимались денежные средства, недвижимость, драгоценные камни и металлы… Сегодня же лидеры международного терроризма для пополнения "общака" занимаются добычей, переработкой и транспортировкой нефте- и газопродуктов, что привносит новизну в понятие "имущество", - констатировал Ковалев.

Он также обратил внимание на еще один аспект, затрагиваемый Конвенцией, - банковскую тайну. В ее статье 7 зафиксировано, что государство-участник "не может отказаться действовать в соответствии с положениями настоящей статьи со ссылкой на банковскую тайну". То есть, в случае соответствующего запроса одной стороны, которая ратифицировала данную Конвенцию, к другой стороне - предоставляются сведения о физических и юридических лицах, бенефициарах, банковских счетах и так далее.

Настоящая Конвенция предлагает и способствует снятию разного рода ограничительных барьеров на пути полноценного, открытого и, не сочтите наивным, честного международного сотрудничества в области предупреждения и пресечения международного терроризма

"Разумеется, в каждом суверенном государстве национальным законодательством предусматривается собственное видение борьбы с терроризмом, эти представления не всегда совпадают с рекомендациями международных антитеррористических конвенций", - соглашается Ковалев."Настоящая Конвенция предлагает и способствует снятию разного рода ограничительных барьеров на пути полноценного, открытого и, не сочтите наивным, честного международного сотрудничества в области предупреждения и пресечения международного терроризма", - подчеркивает он.

В этих же целях Конвенция СЕ специально отводит место описанию подразделений финансовой разведки, предлагает принципы международного сотрудничества, обращает особо тщательное внимание на конфискацию имущества. И вместе с этим оговаривает основания, при которых может последовать отказ от сотрудничества, в частности, когда запрашиваемое действие способно нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой стороны.

"Таким образом, нам предстоит ратифицировать добротный, довольно подробно разработанный международный документ", - считает Ковалев.

В то же время он считает недостатком Конвенции тот факт, что в ней не прописана тема физического, психического и материального ущерба, который наносится жертвам террористических атак, а также его компенсация. "Эту проблему, на мой взгляд, целесообразно рассматривать отдельной международной конвенцией, какой пока еще не существует", - полагает парламентарий.

Так или иначе, Конвенция Совета Европы "принесет несомненную пользу в деле активизации и эффективности противодействия международному терроризму", убежден Ковалев. Для этого надо лишь вдумчиво исполнять те рекомендации и установки, что в ней содержатся, заключил он.

Читайте также: