Информационное общество в россии 21 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

В нашей стране формирование элементов информацион­ ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­ дарственной Думы была разработана Концепция формиро­ вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались сле­ дующие предпосылки перехода к информационному обще­ ству.

1. Информация становится общественным ресурсом разви­тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­ ем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллио­ на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
был существенно больше). Общие расходы на информати­ зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­ ет макроэкономическую значимость.

2. В России сформировался и успешно развивается отечест­ венный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.

3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­ ций. Растет количество корпоративных информацион­ ных сетей. Количество российских пользователей Интер­ нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­ ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен­ сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­ ляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.

4. В значительной степени информатизированы многие от­расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­ ного управления.

5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­ ности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.

6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

Концепция исходит из следующих базовых положений.

1. Стратегической целью перехода к информационному об­ ществу является создание развитой информационно-ком­ муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес­ печить существенное повышение качества жизни населе­ния и социально-политическую стабильность общества и государства.

2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое усло­ вие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей со­ циальной, политической и духовной жизни, как фактор
интеграции общественного сознания вокруг непреходя­ щих гуманистических ценностей и национально-истори­ ческих традиций народов России.

3. Переход к информационному обществу полностью отве­чает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяю­щемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проб­ лем.

4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего, путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в об­ществе. На начальном этапе создания социально-значи­ мых информационно-коммуникационных систем и комп­ лексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) госу­ дарство берет на себя основные расходы.

5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфор­мации. Информация должна быть открыта для всех и пре­доставляться постоянно с гарантией достоверности и пол­ ноты.

6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового инфор­ мационного сообщества. Должно быть обеспечено актив­ ное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в реализации международ­ных проектов и программ информатизации.

Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образователь­ ным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информати­ зации.

Среди них отмечается:

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;

• наличие, в основном, высокого научного, образовательно­ го и культурного потенциала;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить и решать сложные научно-тех­ нические проблемы.

В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­ номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политичес­ кими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­ виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­ сударства.

Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального об­ разования от детского сада до окончания высшей школы последующих форм подготовки и переподготовки спе­ циалистов;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компью­ теризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным со­ держанием, отвечающим российским культурно-истори­ ческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­ сии задач будет означать реальное превращение информа­ ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­ го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­ странение и использование информации, расширение воз­ можностей саморазвития личности.


В 1999 году была разработана Концепция развития информационного общества в РФ. Ее цель состоит в определении пути построения коммуникационной системы, основных приоритетов, положений и условий государственной политики в сфере связи. В документе обосновывались социально-экономические, культурные и прочие предпосылки для формирования отдельных элементов и установления их взаимосвязи в единой структуре.

история развития информационного общества

История развития информационного общества

Она делится на четыре этапа. На каждом из них общество переходит на качественно новый уровень своего развития. Эти этапы определяют переломные моменты в существовании всего мира. История развития информационного общества началась с появления письменности. Она обусловила качественный скачок в становлении цивилизации. У людей появилась возможность накапливать знания в письменном виде, чтобы передавать их будущим поколениям. На этом этапе возникли качественно новые методы и средства сбора и обобщения данных. История развития информационного общества тесно связана с книгопечатанием. В середине XVI в. начался новый этап, в рамках которого происходили глубокие изменения в культуре цивилизации, организации человеческой деятельности. Книгопечатание считается одной из первых коммуникационных технологий. Люди не просто получили новые средства сбора, накопления, систематизации сведений. Благодаря массовому распространению печатных изданий культурные ценности стали общедоступными. Это, в свою очередь, способствовало более активному целенаправленному и самостоятельному развитию личности. Значение этого этапа состоит в появлении более совершенного способа хранения знаний.

Переломные этапы

В конце XIX столетия было изобретено электричество. Благодаря этому появилось радио, телеграф и телефон. Эти средства позволили оперативно передавать сведения в любом объеме. Четвертый этап связан с появлением микропроцессорной технологии и созданием персональных компьютеров. На смену электрическим и механическим средствам преобразования данных пришли электронные. Это способствовало миниатюризации устройств, узлов, машин, приборов, появлению программно-управляемых процессов. История развития информационного общества, таким образом, представляет собой достаточно продолжительный процесс, начавшийся еще в далекой древности. На последнем этапе человечество получило средство усиления своей интеллектуальной деятельности, в качестве которого выступает компьютер.

развитие информационного общества российской федерации

Ситуация в РФ

Развитие информационного общества Российской Федерации началось сравнительно недавно. В течение последних нескольких десятилетий были четко осознаны реальные пути и предпосылки для формирования и совершенствования коммуникационной системы в стране. Развитие информационного общества в России отличается глобальным характером. Оно предполагает неизбежное присоединение государства к мировой коммуникационной системе. Использование духовных и материальных информационных благ может обеспечить гражданам страны достойную жизнь, необходимые условия для совершенствования личности, экономическое процветание. Государство должно присоединиться к развитым державам на правах равного участника с сохранением своей политической независимости, культурных традиций, национальной самобытности. Основные признаки и черты, а также направления развития информационного общества в РФ будут окончательно сформированы до конца первой четверти 21-го века.

Особенности

Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:

  1. Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
  2. Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
  3. Становлением и доминированием впоследствии новых технологических укладов, основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
  4. Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
  5. Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
  6. Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
  7. Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.

Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства.

уровень развития информационного общества

Предпосылки

Изобретение компьютера - далеко не последний период развития. Информационное общество проходит множество этапов, длительность которых и скорость различна. Необходимость в качественно новых преобразованиях в сфере коммуникации обуславливается изменением характера влияния НТП на человеческую жизнь. К концу XX века существенно увеличилась скорость смены технологического уклада в производстве, технологий предоставления услуг и продукции, управления этими процессами. В начале или даже в середине столетия такие перемены происходили в течение временных промежутков, по своей длительности существенно превышавших продолжительность жизни 1-2 поколений людей, то сегодня эти периоды существенно сократились. Переход на каждый последующий уровень сопровождается кардинальными изменениями образа жизни подавляющего большинства граждан, социально-психологической модели поведения в целом.

Глобализация коммуникационной сферы

В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. К ним в первую очередь относят глобализацию коммуникационной системы. Информация в последнее время выступает как общественный ресурс развития. Она используется в таких масштабах, которые вполне сопоставимы с применением традиционных ресурсов (сырья, энергии и пр.). Таким образом, страна вышла на достаточно высокий уровень развития информационного общества за относительно короткий срок.

Рынок телекоммуникаций

Специалисты отмечают, что в России он сформировался и вполне эффективно развивается. Несмотря на спад в экономике, наблюдается расширение парка ЭВМ, ускоренное совершенствование средств и систем телекоммуникаций. Достаточно интенсивно растет число корпоративных сетей и абонентов открытых мировых систем. Велико в России количество пользователей Интернета. Кроме этого, отмечается успешная телефонизация населения, расширение рынка средств сотовой связи.

 направления развития информационного общества

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Основными целями в сфере коммуникации и связи выступают:

  1. Интеграция страны в мировое сообщество. Это должно обеспечить значительное повышение качества жизни граждан, социально-политическую устойчивость всего государства.
  2. Формирование развитой информационной среды в стране.

В ближайшее время переход к новой коммуникационной системе должен рассматриваться в качестве необходимого условия выхода государства из сложившегося экономического кризиса. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предполагает создание и внедрение инструментов для эффективного преодоления сложностей, имеющих место в духовной, социальной и политической жизни. Формирование коммуникационной среды выступает в качестве фактора интеграции сознания людей вокруг гуманистических ценностей, национальных традиций. Качественно новая система должна стать инструментом укрепления государства, социально-экономического выравнивания качества жизни в регионах страны.

информационная стадия развития общества

Участие власти

Информационная стадия развития общества не может быть эффективной в отсутствие поддержки со стороны государства. Правительство страны играет ключевую роль в эффективном обеспечении процедуры становления единой коммуникационной системы. Государство:

  1. Координирует работы разных участников процесса информатизации.
  2. Обеспечивает совершенствование демократических институтов в стране.
  3. Сохраняет политические, правовые, экономические механизмы, регламентирующие порядок деятельности участников.
  4. Создает нормативную базу, методы и формы административного регулирования, адекватные современным условиям и способствующие притоку инвестиций, формированию справедливой конкуренции.
  5. Предоставляет свободу выбора деятельности предпринимательским структурам, которые заинтересованы в развитии производства и расширении отечественного рынка.

При отсутствии у государства эффективных финансовых механизмов, способных обеспечить переход к единой системе, стратегия развития информационного общества реализуется за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере коммуникации и связи.

развитие информационных технологий и информационного общества

Инструменты регулирования

Стратегия развития информационного общества в РФ наделяет государство ролью катализатора происходящих перемен. Для этого правительство:

  1. Борется с монополизмом, контролирует концентрацию собственности в телекоммуникационном бизнесе и СМИ.
  2. Обеспечивает технологически и юридически права населения на доступ к информационным ресурсам и публичным данным, охрану персональных сведений, гарантирует людям предоставление постоянно обновляющегося и расширяющегося набора коммуникационных услуг.
  3. Предпринимает меры по укреплению культуры многонационального народа, противодействует информационно-культурной экспансии зарубежных государств, осуществляемой в СМИ и открытых сетях, способствует сохранению самобытности страны, вырабатывает политику развития российской части сети Интернет.
  4. Гарантирует свободу слова вне зависимости от среды распространения данных.
  5. Целенаправленно использует коммуникационные технологии для обеспечения диалога граждан и власти.

процессы развития информационного общества

Важный момент

Стратегия построения информационного общества требует активной пропагандистской и психологической поддержки населения. Гражданам должны быть понятны ее программные мероприятия и базовые положения. Населению необходимо разъяснять социальную направленность перехода. Люди должны понимать необходимость построения качественно нового информационного общества. Для этого ее необходимо обосновать и довести до населения через СМИ. При реализации стратегии необходимо также учитывать отечественный и зарубежный опыт, анализировать программно-целевые методы организации деятельности в сфере коммуникации и связи. Все мероприятия должны обладать интегрирующим характером, ориентироваться на объединение различных коммерческих и ведомственных проектов.

Заключение

Стратегия обладает общегосударственным надведомственным характером. За счет этого обеспечивается возможность для координации усилий всех субъектов, участвующих в этом глобальном переходе. Немаловажно обеспечить смещение процессов от центра страны к периферии. Необходимо широкое привлечение муниципальной и региональной власти к реализации целевых коммуникационных программ.

Развитие информационного общества, его особенности на современном этапе. Ключевые сферы информационного общества в Российской Федерации.

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого. " как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Информационное общество

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

Sociaty.jpg

Каковы перспективы вхождения России в информационное общество?

Гипотеза исследования

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество.

Цели исследования

Определение российского пути построения информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию.

Результаты проведённого исследования

Понятие информационного общества

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Характеристики, которыми обладает информационное общество

★увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

★возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

★нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

★создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

✰эффективное информационное взаимодействие людей;

✰их доступ к мировым информационным ресурсам;

✰удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

★развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Развитие информационного общества в России

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.

На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.

Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

Государственные информационные ресурсы

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Вывод

Итак, мы познакомились с понятиями "информационное общество" и "информационные ресурсы", а так же выяснили особенности перехода России к информационному обществу, и какие информационные ресурсы есть в нашей стране. Тем самым мы выполнили все поставленные в начале статьи цели и подтвердили свою гипотезу. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. При стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях информационное общество сформируется в нашей стране в первой четверти 21 века.

В нашей стране формирование элементов информацион­ ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­ дарственной Думы была разработана Концепция формиро­ вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались сле­ дующие предпосылки перехода к информационному обще­ ству.

1. Информация становится общественным ресурсом разви­тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­ ем продаж в России средств вычислительной техники и информатики достигает величины более одного миллио­ на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
был существенно больше). Общие расходы на информати­ зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­ ет макроэкономическую значимость.

2. В России сформировался и успешно развивается отечест­ венный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.

3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­ ций. Растет количество корпоративных информацион­ ных сетей. Количество российских пользователей Интер­ нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­ ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен­ сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­ ляется телефонизация страны и растет рынок средств мобильной связи.

4. В значительной степени информатизированы многие от­расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­ ного управления.

5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­ ности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.

6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

Концепция исходит из следующих базовых положений.

1. Стратегической целью перехода к информационному об­ ществу является создание развитой информационно-ком­ муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес­ печить существенное повышение качества жизни населе­ния и социально-политическую стабильность общества и государства.

2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое усло­ вие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей со­ циальной, политической и духовной жизни, как фактор
интеграции общественного сознания вокруг непреходя­ щих гуманистических ценностей и национально-истори­ ческих традиций народов России.

3. Переход к информационному обществу полностью отве­чает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяю­щемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проб­ лем.

4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу, прежде всего, путем создания законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в об­ществе. На начальном этапе создания социально-значи­ мых информационно-коммуникационных систем и комп­ лексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) госу­ дарство берет на себя основные расходы.

5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфор­мации. Информация должна быть открыта для всех и пре­доставляться постоянно с гарантией достоверности и пол­ ноты.

6. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового инфор­ мационного сообщества. Должно быть обеспечено актив­ ное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в реализации международ­ных проектов и программ информатизации.

Концепция определяет особенности перехода России к информационному обществу, обусловленные современным политическим, экономическим, культурным, образователь­ ным уровнем развития государства и общества. Будучи в основном негативными, указанные особенности имеют и ряд моментов, благоприятствующих решению задач информати­ зации.

Среди них отмечается:

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи и индустрии предоставления информационных услуг;

• наличие, в основном, высокого научного, образовательно­ го и культурного потенциала;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая способна ставить и решать сложные научно-тех­ нические проблемы.

В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­ номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политичес­ кими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­ виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­ сударства.

Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального об­ разования от детского сада до окончания высшей школы последующих форм подготовки и переподготовки спе­ циалистов;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компью­ теризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным со­ держанием, отвечающим российским культурно-истори­ ческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­ сии задач будет означать реальное превращение информа­ ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­ го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­ странение и использование информации, расширение воз­ можностей саморазвития личности.

Читайте также: