Мельников архитектор биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Константин Степанович Мельников (на русском языке : Константин Степанович Мельников ; родился 3 августа 1890 г. в Москве и умерла 28 ноября 1974 г. в Москве) был русским, а затем советским архитектором и живописцем . Его архитектурная работа, несмотря на ее краткость (десятилетие, с 1923 по 1933 год ), поставила его как крупную фигуру в конце русского архитектурного авангарда. Хотя Мельников был связан с конструктивистами , он был независимым художником, не привязанным к какому-либо художественному движению. В 1930-х годах, отказавшись соответствовать восходящей сталинской архитектуре , он ушел с практики и до конца своей жизни работал портретистом и учителем.

Резюме

биография

Его профессиональные начинания

Первыми конкретными достижениями Мельникова были временные постройки, которые были быстро разобраны. Первый, павильон Всероссийской сельскохозяйственной и ремесленной выставки 1923 года, объединяет многие черты своей архитектуры:

  • кубические элементы поддерживаются в равновесии колоннами
  • композиции на основе односкатных кровель
  • глазированные ангелы.

Этим последним моментом поделились с конструктивистами. С другой стороны, скатные крыши противоречили канонам конструктивизма, но соответствовали техническому уровню строительства того времени в Советском Союзе, который не мог обеспечить идеальную герметичность террасы на крыше .

Гаражи Мельникова

В 1925 году Мельников спроектировал и построил советский павильон для Выставки декоративного искусства в Париже. Деревянный павильон представлял собой устройство односкатных крыш разных размеров. Это было воспринято как одно из самых инновационных достижений выставки. В отличие от других павильонов в Париже, он был построен менее чем за месяц, и потребовалось не более десяти рабочих.

В Париже, куда он приехал, чтобы наблюдать за завершением работ в своем павильоне, у него была возможность встретиться с некоторыми из западных деятелей авангардной архитектуры. Он познакомился с Ле Корбюзье, который возил его на машине, чтобы совершить поездку по каждой из его работ. Он подружился с Робертом Маллет-Стивенсом . Он получил заказ от префектуры Парижа на реализацию проекта гаража на 1000 автомобилей. Мельников произвел первую версию на Сене, затем вторую, сделанную из обычной призмы диаметром 50 метров. Но в итоге ни один из них не вызвал интереса у муниципальных властей.
Вторая версия этого проекта, согласно анализу Андреса Жака, сильно повлияла на современных архитекторов, таких как Рем Колхас , особенно на его проект Национальной библиотеки Франции или таможенного терминала Йокогамы. Так или иначе, Мельников нашел там практическую модель размещения машин в гараже (опять же пилообразная схема), где машины могли парковаться или ехать без задней передачи.

Вернувшись в Москву, Мельников заметил в Замоскворечье участок земли, на котором беспорядочно припаркованы автобусы, и тут же предложил городу свою идею. В результате Бахметевское автобусное депо могло вместить 104 автобуса на участке площадью 8 500 м², форма параллелограмма которого могла показаться сложной, и было увенчано крышей, спроектированной Владимиром Шуховым .


Для Мельникова, этот проект представляет собой " старт [ s ] являются золотыми годами . Бахметьевский гараж, иногда ошибочно считающийся флагманом конструктивизма, демонстрировал скромный стиль с его смутно индустриальным красным кирпичом. С другой стороны, последующие гаражи будут демонстрировать явно авангардный стиль (который со временем значительно ухудшился):

  • 1926 - 1929 : Гараж подковообразных грузовиков , Ново-Рязанская улица (совместно с Владимиром Чуховым )
  • 1933 - 1936 : Гараж Интуриста , улица Сущевский Вал (совместно с Андреем Курочкиным)
  • 1934 -1936: Госплан гараж , улица Авиамоторная

Мельников клубы


Строительство по всей стране новых зданий, служащих рабочим клубом (объединяющим функции общественного, образовательного и пропагандистского центра), было начато в 1926 году и достигло своего пика в 1927 году, когда профсоюзы спонсировали 30 клубов в Подмосковье (в том числе 10 в самой Москве). Из этих десяти орденов Мельников был награжден пятью (шестой клуб находится в Ликино-Дулиово ). Отсутствие публичной конкуренции за эти программы оказалось в пользу Мельникова, которого поддерживали активные члены комиссии, игнорирующие сложность проектов или его политическую или художественную принадлежность. Ему посчастливилось построить почти в точности то, что он планировал, с небольшими изменениями, запрошенными клиентом (в частности, с удалением бассейнов).

Особенность этих клубов - смелое использование внешних лестниц - фактически является следствием градостроительного кодекса 1920-х годов, который требовал иметь очень большие внутренние лестничные клетки для облегчения эвакуации. Стремясь защитить внутренние помещения, Мельников соединил главные залы с внешними галереями, которые выходили за рамки норм кодекса.

Дом Мельникова

Файл: Melnikov House.ogv

"> Читать СМИ


Пожалуй, самым символичным зданием работы Мельникова является его собственный дом, или Вилла Арбат на Кривоарбатском переулке в Москве, построенная в 1927-1929 годах и состоящая из двух вложенных друг в друга цилиндрических башен, пронизанных правильным узором шестиугольных проемов.

Конец карьеры

С 1933 по 1937 год Мельников, назначенный главой седьмой плановой комиссии Моссовета, участвовал в градостроительных проектах южного сектора Москвы (Арбатская площадь и район Хамовники); никто не проводился. Конечно, это задание показывает, насколько высоко ценился его талант, но на самом деле оно отстранило Мельникова от конкретной архитектурной практики.

Последним его появлением на публике было участие в 1936 году в конкурсе Советского дворца на Международную выставку в Париже ; он проиграл Борису Иофане . Уже в 1937 году рост критики формализма привел к фактическому отлучению Мельникова от церкви. Он не будет полностью забыт, напротив, его клуб Русаков и вилла Арбат будут воспроизведены во многих советских учебниках как образцы формализма.

Несмотря на свой подавляющий статус сумасшедшего художника , Мельников сохранил свой дом и жил там со своей семьей в безопасности до своей смерти. Он вернулся к портретной живописи и читал лекции в инженерных школах. Мельников привлекал и более мелкие частные заказы - дачи, торговое оборудование - одни сбылись, другие - нет.

Однако Мельников отреагировал на четыре публичных конкурса:

  • 1954 г. - Пантеон и памятник 300-летию российско-украинского единства.
  • 1958 г. - Дворец Советов ( послевоенный конкурс ).
  • 1962 г. - советский павильон на Нью-Йоркской международной выставке 1964 г.
  • 1967 - кинотеатр на Арбате (рядом с собственной виллой)

Мельников скончался на 84-м году жизни и был похоронен на Президенском кладбище в Лефортовском районе Москвы. Его сын Виктор, тоже художник, жил и работал на Вилле Арбат, и ему приходилось бороться, чтобы сделать ее музеем, до самой своей смерти в Февраль 2006 г. . На вилле хранится важная часть архива Константина Мельникова.

130 лет назад, 3 августа 1890, года родился русский архитектор Константин Мельников. В честь праздника мы вспомнили основные вехи творческой судьбы одного из главных архитекторов советского авангарда, а также его самые знаменитые постройки в Москве.


Константин Мельников биография и работы выдающегося советского архитектора художника и педагога

3 августа 1890 года родился русский архитектор Константин Мельников. В честь праздника мы вспомнили основные вехи творческой судьбы одного из главных архитекторов советского авангарда, а также его самые знаменитые постройки в Москве.

В детстве Константин Мельников, выходец из рабоче-крестьянской семьи, был радушно принят в доме выдающегося ученого и педагога, инженера В. М. Чаплина. С его помощью Мельников подготовился к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где получил сначала общее образование, а затем углубился в архитектуру.

Архитектор Константин Мельников (1890-1974)

Творческий путь Константина Мельникова начался в проектной мастерской под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, основных архитекторов советского периода. Его первым проектом стал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы в 1918 году. Впоследствии он также работал над планировками Бутырского района и Ходынского поля, выполненными в стиле неоклассицизма.

То, в чем сейчас мы сразу узнаем Мельникова, проявилось впервые в его проекте павильона "Махорка" для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году. Здание с консольными свесами, винтовой лестницей, геометрическими окнами было холодно принято заказчиками, однако поощрено главным архитектором выставки Щусевым.

Константин Мельников намеренно отошел от группы архитекторов-конструктивистов во главе с Моисеем Гинзбургом (Дом Наркомфина) и братьями Весниными. Несмотря на то что в его работах сильны конструктивистские идеи, сам он не причисляет себя ни к одному из существующих в то время течений. Его особенный стиль проявляется в дальнейшей работе, определившей облик архитектуры ХХ века.

Фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства на лестничной площадке в доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Фото: Фриц фон дер Шуленбург.

В числе проектов, сделавших Мельникова знаменитым, – первый саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. Архитектор выбирает необычную геометрическую форму четырехгранной удлиненной пирамиды и стекло для исполнения саркофага. По воспоминаниям самого архитектора, этот проект подарил ему "необыкновенную власть для действий". В 1925 году конкурсное жюри выбирает проект архитектора Мельникова для создания павильона СССР на Международной выставке в Париже. Эта постройка повторяет многие характерные черты стиля Мельникова – стеклянные конструкции, диагональные линии, перерезающие здание, наружная лестница.

Сегодня в Москве мы можем увидеть множество построек Мельникова его "золотого" периода. В основном это крупные гаражи и здания рабочих клубов, что соответствовало духу 20–30-х годов XX века. Не все они сохранились в первозданном виде, однако мы все равно можем узнать их по уникальным деталям. Ниже мы приводим восемь известнейших проектов Мельникова, включая его собственный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке.

1. Бахметьевский гараж

Гараж на улице Образцова был построен в 1927 году по принципиально новому для такого типа зданий проекту. Мельников взял за основу пространственной композиции диагональ. Гараж представляет собой параллелограмм, в котором свободно размещалось большое количество машин, а их въезд и выезд осуществлялся без использования заднего хода и дополнительного персонала.

Задний фасад здания, предназначенный для выездов, оснащен круглыми окнами в виде иллюминаторов, которые мы еще не раз встретим в постройках Мельникова. Внутренние перекрытия спроектированы выдающимся инженером В. Г. Шуховым.

Краткая биография и основные проекты главного отечественного архитектора XX века — в этом материале.

Сын крестьянки и талантливый художник

Одно из московских зданий, построенных по проекту Мельникова: ДК им. Русакова Клуб Русакова Союза коммунальников Александр Родченко, 1929 год, г. Москва, ул. Стромынка, из архива А. Лаврентьева.

Одно из московских зданий, построенных по проекту Мельникова: ДК им. Русакова Клуб Русакова Союза коммунальников Александр Родченко, 1929 год, г. Москва, ул. Стромынка, из архива А. Лаврентьева.

Он родился в 1890-м году, в многодетной семье. Отец — служащий в Петровской лесной и земледельческой академии (ныне РГГАУ ), мать — крестьянка. С ранних лет юный Константин любил рисовать, это замечали и отмечали его успехи все домочадцы, также его талант оценил знаменитый педагог и инженер Владимир Чаплин , после чего он принял мальчика на работу в свой торговый дом. Более того, видя потенциал Мельникова, Чаплин нанял ему педагога-художника, чтобы Мельников смог поступить в Московское училище ваяния и зодчества. С первого раза поступить не удалось — подвело знание русского зыка, полученное ранее в церковно-приходской школе. Через год пятнадцатилетний Константин делает еще одну попытку, на этот раз — удачную; впоследствии он проучится в этом старейшем художественном заведении России вплоть до 1917 года. После получения общего образования, он окончил отделения живописи и архитектуры.

Из тюремной камеры — в профессора

Еще один реализованный в Москве проект Мельникова: Бахметьевский автобусный парк Архитектор Константин Мельников у ворот Бахметьевского автобусного парка Александр Родченко, 1929 год, г. Москва, Бахметьевская ул. (нынешняя Образцова), владение 19 А, МАММ/МДФ.

Еще один реализованный в Москве проект Мельникова: Бахметьевский автобусный парк Архитектор Константин Мельников у ворот Бахметьевского автобусного парка Александр Родченко, 1929 год, г. Москва, Бахметьевская ул. (нынешняя Образцова), владение 19 А, МАММ/МДФ.

Архитектор Константин Мельников на строительстве собственного дома в Кривоарбатском переулке Неизвестный автор, 1927 - 1929 год, г. Москва, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева.

Архитектор Константин Мельников на строительстве собственного дома в Кривоарбатском переулке Неизвестный автор, 1927 - 1929 год, г. Москва, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева.

10 лет золотой творческой эры

Архитектор Константин Мельников в своем доме на Арбате Виктор Ахломов, январь 1966 года, г. Москва, МАММ/МДФ.

Архитектор Константин Мельников в своем доме на Арбате Виктор Ахломов, январь 1966 года, г. Москва, МАММ/МДФ.

Отстранение и забвение

Архитектор Константин Мельников и искусствовед Лариса Жадова Николай Лаврентьев, 1965 год, г. Москва, МАММ/МДФ.

Архитектор Константин Мельников и искусствовед Лариса Жадова Николай Лаврентьев, 1965 год, г. Москва, МАММ/МДФ.

Несмотря на фактическое отстранения Мельникова от профессиональной деятельности, он был и остается одним из самых почитаемых и известных отечественных архитекторов. В 1990-м, когда отмечался 100-летний юбилей архитектора-новатора, международная организация ЮНЕСКО объявило этот год годом Мельникова. Позже, в результате опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук , он назван главным отечественным архитектором XX века . В 2016-м году его именем названа одна из улиц нового жилого района на юге Москвы, выросшем на месте советского автозавода ЗИЛ. Того самого завода, для предшественника которого — завода АМО — юный Мельников разрабатывал проект фасада, делая свои первые шаги к званию гения русского архитектурного авангарда.

ТАСС-ДОСЬЕ. Константин Степанович Мельников родился 3 августа (22 июля по старому стилю) 1890 г. в Москве. Отец, Степан Илларионович, работал на строительстве дорог.

В 1903 г. окончил четыре класса церковно-приходской школы. Уже в детстве у Константина Мельникова проявился талант к рисованию. В том же году его родители познакомились с известным российским инженером и педагогом Владимиром Чаплиным, который взял 13-летнего Константина на воспитание в свою семью.

В 1905 г. Константин Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, ныне - Московский архитектурный институт и Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). В 1910 г. окончил сначала общеобразовательное отделение, а в 1914 г. - отделение живописи. После этого по настоянию Владимира Чаплина поступил на отделение архитектуры, где учился, в частности, у известного архитектора Ивана Жолтовского. Окончил МУЖВЗ в 1917 г.

Русский Гауди: 125 лет Константину Мельникову

Первые самостоятельные работы - в духе неоклассицизма (нереализованные проекты застройки поселка Ходынского поля и Бутырского района).

В начале 1920-х гг. Константин Мельников становится одним из наиболее выдающих представителей архитектуры советского авангарда. В 1921 г. стал преподавателем Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Затем, в 1927-1929 гг. преподавал в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).

Известность ему принес проект авангардистского деревянного павильона Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно- промышленной выставке 1923 г. (Москва; не сохранился). Похожий авангардный стиль в 1925 г. Мельников применил при проектировании павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Париж; не сохранился) и для ряда последующих выставочных павильонов СССР за рубежом.

В 1924 г. был автором саркофага для временного мавзолея Владимира Ленина.

Самая ранняя из сохранившихся архитектурных работ - здание конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве (1924).

Расцвет творчества Мельникова пришелся на вторую половину 1920-х гг. В частности, в 1926 г. было завершено строительство Бахметьевского гаража (ныне часть его площадей занимает Еврейский музей и центр толерантности). В 1929 г. в Кривоарбатском переулке Константин Мельников построил свой дом-мастерскую. Он получил всемирную известность как памятник советского авангарда. Постройка представляет собой два врезанных друг в друга вертикальных цилиндра разной высоты с оригинальными шестиугольными окнами и остекленным фасадом. В настоящее время здание передано в ведение Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. В том же году было завершено строительство еще одного ставшего впоследствии всемирно известным памятником - Клуба Русакова Союза коммунальников (ныне - ДК им. И.В. Русакова) в районе Сокольники. В 1930 г. по проекту Мельникова была выполнена планировка Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве. С 1920-х гг. Мельников дистанцировался от прочих доминировавших в то время авангардных стилей - конструктивизма, функционализма или рационализма.

В 1930-х гг. на смену авангарду приходит эклектика ("сталинский ампир"). Константин Мельников участвовал в ряде архитектурных конкурсов. В частности, в 1934 г. он предложил авангардный проект для Наркомтяжпрома на Красной площади, а в 1952 г. - проект Пантеона на Ленинских горах. Почти все его проекты в этом периоде, за исключением зданий для нескольких ведомственных гаражей в Москве, не были реализованы, при этом их критиковали как "фантастические".

Начиная с 1940-х гг. Константин Мельников занимался, преимущественно, преподаванием. Сначала в Саратовском автодорожном институте (ныне - Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина), затем в Московском инженерно-строительном институте (ныне - Московский государственный строительный университет, МГСУ). С 1958 г. до конца жизни преподавал архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (ныне подразделение МГСУ).

В 1965 г., когда произошла переоценка тенденций развития архитектуры последних 20 лет - как "сталинской" архитектуры, так и минимализма в строительстве во времена "хрущевской оттепели" - Мельников вновь получил признание. В 1965 г. ему была присвоена ученая степень доктора архитектуры без защиты диссертации, в 1972 г. - звание заслуженного архитектора РСФСР.

Скончался 28 ноября 1973 г. Похоронен на Введенском кладбище.

В 1967 г. написал автобиографическую монографию "Архитектура моей жизни" (опубликована в 1985 г.)

Был женат, супруга - Анна Яблокова; в семье было двое детей - дочь Людмила и сын Виктор.


Константин Мельников (1890–1974) — единственный советский архитектор, получивший в XX веке известность мирового масштаба. В 1920-х годах он спроектировал торговые павильоны СССР в Париже и Салониках, а затем прославился нестандартными архитектурными решениями для московских типовых зданий. В 1933 году архитектор принял участие в Миланской триеннале, где его работы оказались в одном ряду с проектами Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и других великих модернистов.


Несмотря на долгую жизнь, Мельникову удалось реализовать малую часть собственных проектов: после смены архитектурной парадигмы — с конструктивизма на сталинский ампир — в Советском Союзе многие идеи архитектора стали практически неосуществимыми. Дальнейшая судьба наследия Мельникова также оказалась неоднозначной: спустя почти сто лет некоторые его постройки стали музейными зданиями, но многие другие заброшены или нуждаются в реконструкции.

Бахметьевский гараж

Улица Образцова, 19а


Середина 1920-х годов стала пиком гаражного строительства в Москве — в эксплуатацию вводились новые линии, а автобусный парк стремительно расширялся. У Мельникова к тому моменту уже был опыт строительства гаражей в Париже, поэтому проект нового комплекса на тысячу машиномест доверили именно ему.


В основу пространственной композиции Бахметьевского автобусного парка архитектор положил диагональ, по оси которой был поставлен гараж. Такое размещение главного объекта, помимо ярких художественных достоинств, имело и ряд функциональных преимуществ: в свободных углах прямоугольного участка появилась возможность расположить необходимые автобусному парку дополнительные сооружения. Все четыре фасада здания имеют разное архитектурное решение — это не только связано с тем, что фасады выполняли разные функции, но и обусловлено своеобразным творческим почерком архитектора. Наиболее примечательный торцевой фасад гаража с семью въездными воротами обращен на улицу Образцова.

Ново-Сухаревский рынок

Большой Сухаревский переулок, 11, строение 1


Павильоны Ново-Сухаревского рынка — один из ранних проектов Мельникова. Архитектор получил заказ на их постройку в 1924 году, к тому моменту рынок существовал уже больше ста лет, но из‑за неконтролируемого роста и криминальной обстановки власти города решили перенести торговлю в новое пространство.


Читайте также: