Морская доктрина рф кратко

Обновлено: 08.07.2024

Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р. В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапа (в предыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

Документ

Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р

Внесено Минобороны России.

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) утверждена распоряжением Правительства от 8 декабря 2010 года №2205-р. После утверждения Президентом России 17 июля 2015 года Морской доктрины Российской Федерации было принято решение о разработке новой редакции Стратегии.

В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапа (в предыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

Реализация определённых новой редакцией Стратегии целей и задач национальной морской политики позволит к 2030 году укрепить позиции России в ряду ведущих морских держав, добиться устойчивого развития основных направлений морской деятельности.

Действие документа рассчитано до 2020 года.

Российский Тихоокеанский флот

Какова цель новой доктрины?

Главная цель Морской доктрины — обеспечить целостную, последовательную и эффективную морскую политику России, направленную на защиту государственных интересов.

Новая доктрина охватывает 4 функциональных направления:

- разработка полезных ископаемых.

И 6 региональных направлений:


В чём суть доктрины?

1. Снижение угроз в Арктике и обеспечение экологической безопасности региона

Доктрина нацелена на снижение угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности в Арктическом регионе. Документ предусматривает укрепление лидирующих позиций РФ в изучении и освоении морских пространств Арктики, а также обеспечение сохранности природных ресурсов для будущих поколений.


2. Воссоздание атомного ледокольного флота

3. Развитие инфраструктуры в Крыму

Россия планирует внести изменения в состав и структуру сил Черноморского флота, развивать его инфраструктуру в Крыму и на побережье Краснодарского края.

4. Морская медицина и социальные гарантии

Впервые в доктрину включены положения, касающиеся морской медицины, укрепления здоровья моряков и специалистов морской отрасли.

5. Развитие судо- и кораблестроения

Россия будет развивать судостроение в интересах гражданского, коммерческого флота, в частности стимулировать создание частных судостроительных компаний. Главными направлениями национальной морской политики в области национального судостроения являются: обеспечение строительства военных кораблей и судов, объектов гражданской морской техники для госнужд преимущественно на отечественных верфях.

6. Укрепление стратегических позиций на Чёрном море

Укрепление стратегических позиций Российской Федерации на Чёрном и Азовском морях предусмотрено с целью поддержания мира и стабильности в регионе.

7. Присутствие российского флота в Средиземном море и Атлантическом океане

8. Укрепление Северного флота

Новая редакция Морской доктрины предусматривает планомерное укрепление Северного флота, наращивание его количественных и качественных параметров.


9. Сдерживание НАТО у границ

Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения военной инфраструктуры альянса к границам РФ.

10. Развитие связей с Китаем и Индией

Документ предусматривает более тесное сотрудничество ВМФ РФ с военно-морскими силами Индии и Китая. Такое взаимодействие является важной составляющей национальной морской политики на Тихом океане.

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана — одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Исторически Россия — ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Она заслужила этот статус благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.

Морская доктрина Российской Федерации (далее именуется — Морская доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности — национальную морскую политику Российской Федерации (далее именуется — национальная морская политика).

Морская деятельность — это деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства (далее именуется — морская деятельность).

Правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, международные договоры в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.

Морская доктрина развивает применительно к морской деятельности положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Концепции судоходной политики Российской Федерации, Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляют морской потенциал Российской Федерации. Основой морского потенциала Российской Федерации являются Военно-Морской Флот, органы морской пограничной охраны Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот (далее именуются — российский флот), а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства.

Реализация Морской доктрины должна способствовать дальнейшему укреплению позиции России в качестве ведущей морской державы и созданию благоприятных условий для достижения целей и решения задач национальной морской политики.

2004-2022 © Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Официальный сайт.

I. Общие положения

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Исторически Россия - ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Она заслужила этот статус благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.

Морская доктрина Российской Федерации (далее именуется - Морская доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации (далее именуется - национальная морская политика).

Морская деятельность - это деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства (далее именуется - морская деятельность).

Правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, международные договоры в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.

Морская доктрина развивает применительно к морской деятельности положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Концепции судоходной политики Российской Федерации, Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляют морской потенциал Российской Федерации. Основой морского потенциала Российской Федерации являются Военно-Морской Флот, органы морской пограничной охраны Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот (далее именуются - российский флот), а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства.

Реализация Морской доктрины должна способствовать дальнейшему укреплению позиции России в качестве ведущей морской державы и созданию благоприятных условий для достижения целей и решения задач национальной морской политики.

Читайте также: